Законы и постановления РФ

Постановление ФАС РФ и администрации Красноярского края от 16.01.1998 N 23-П “О Концепции развития воздушного транспорта Красноярского края в 1998 - 2000 гг.“

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 1998 г. N 23-П

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1998 - 2000 ГГ.

В целях сохранения и устойчивого функционирования авиационного транспорта в интересах жизнеобеспечения и развития экономики края постановляем:

1. Одобрить Концепцию развития воздушного транспорта Красноярского края в 1998 - 2000 гг. (прилагается).

2. Красноярскому региональному управлению Федеральной авиационной службы России (Осипов) совместно с управлением коммуникационным комплексом администрации края (Меньшов) и руководителями авиационных предприятий края в срок до 1 марта 1998 года разработать программу реализации положений Концепции развития воздушного транспорта Красноярского края в 1998 - 2000 гг.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить: от администрации края
- на заместителя Губернатора края, начальника управления коммуникационным комплексом администрации края Глотова В.Л., от Федеральной авиационной службы России - на первых заместителей директора Федеральной авиационной службы России Валова И.И. и Галкина В.Я., в части проекта открытия кроссполярных трасс - на генерального директора Госкорпорации по ОВД Кушнерука Б.И. и исполнительного директора Красноярского аэрокосмического консорциума Ботова А.Л.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Директор

Федеральной авиационной

службы России

Г.Н.ЗАЙЦЕВ

Губернатор

Красноярского края

В.М.ЗУБОВ

Утверждаю

Губернатор

Красноярского края

В.М.ЗУБОВ

Согласовано

Директор

Федеральной авиационной

службы России

Г.Н.ЗАЙЦЕВ

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФАС РОССИИ

РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В 1998 - 2000 ГОДАХ

КОНЦЕПЦИЯ

г. Красноярск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Состояние гражданской авиации

1.1. Состояние экономики Красноярского края и ее влияние на формирование рынка авиатранспортных услуг 1991 - 1996 гг.

1.2. Анализ основных показателей деятельности

1.3. Экономические и социальные проблемы в развитии гражданской авиации края

2. Цели и задачи концепции

2.1. Цели настоящей концепции

2.2. Задачи концепции

3. Стратегия реализации целей концепции

3.1. Основы формирования платежеспособного рынка на авиационные перевозки и подъема производства гражданской авиации

3.1. Аэропорты

3.2. Авиакомпании

3.3. Авиационно-ремонтный завод 67

4. Стратегия в тарифной политике и снижение себестоимости перевозок

5. Безопасность полетов

6. Модернизация единой системы организации воздушного движения региона

7. Создание специализированного авиапредприятия на базе Енисейского филиала

8. Авиация общего назначения

9. Социальная и кадровая политика

10. Оценка эффективности реализации программы

11. Список использованных в концепции сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития воздушного транспорта Красноярского края в 1998 - 2000 годах разработана на основе:

- послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию “Порядок во власти - порядок в стране“ (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации);

- программы Правительства Российской Федерации “Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 гг.“;

- Воздушного кодекса Российской Федерации;

- Положения о Федеральной авиационной службе России;

- результатов анализа
производственной и финансово-экономической деятельности авиапредприятий Красноярского регионального управления.

Гражданская авиация России переживает экономический кризис на внутреннем рынке авиаперевозок вследствие обвального сокращения в 1992 - 1996 гг. объемов работ и продолжающегося спада производства, снижения платежеспособного спроса населения и отсутствия бюджетной поддержки, тяжелого налогового бремени, физического и морального износа основных фондов.

Сложное финансовое положение имеют все без исключения северные авиапредприятия, авиация ПАНХ, авиация и аэропорты МВЛ. Расходы этих предприятий зачастую в несколько раз превышают доходы. Отсутствуют необходимые средства на содержание в эксплуатационной готовности зданий и сооружений, на ремонт и поддержание исправности авиационной техники, наземного оборудования, имеют место задержки с выплатой заработной платы. В большинстве предприятий, созданных на базе государственной собственности, усиливаются тенденции недовольства их экономическим положением.

Ситуация в любой момент может выйти из под контроля, и трудовые коллективы могут прибегнуть к акциям протеста. Ряд предприятий из-за неплатежеспособности приостановили свою деятельность.

Предполагаемого положительного влияния на финансовую устойчивость предприятий гражданской авиации акционирование и приватизация пока не оказали. В структуре доходов аэропортов доля неавиационной, концессионной, арендной деятельности невелика, и бремя содержания аэропортов переносится на авиакомпании и пассажиров. По авиакомпаниям и аэропортам, которые не включены в перечень стратегического или федерального значения, назрела необходимость более масштабного их разгосударствления, коммерциализации или передача в управление местным администрациям.

1. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

1.1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА АВИАТРАНСПОРТНЫХ

УСЛУГ ЗА 1991 - 1996 ГГ.

Негативные тенденции в деятельности гражданской авиации в значительной степени являются следствием кризисных явлений в экономике края. Это относится прежде всего к тенденциям постоянного роста цен на материально-технические ресурсы, вызывающие рост тарифов, рост цен на потребительские товары, обуславливающий
при низкой заработной плате снижение жизненного уровня населения. Кроме того, резкое падение объемов производства геолого-разведочных работ, темпов строительства Богучанской ГЭС, уменьшение объемов перевозок грузов для лесной и угледобывающей отрасли привело к уменьшению объемов перевозок пассажиров и грузов в отдельных аэропортах МВЛ с 1991 по 1996 гг. в 6 раз более.

Таким образом, формирование платежеспособного спроса населения и народного хозяйства на авиаперевозки, структура и география его распределения по стране предопределяется, в первую очередь, общим состоянием экономики. Другим фактором, дестабилизирующим развитие воздушного транспорта, явилось снижение жизненного уровня населения.

Реально располагаемые денежные доходы населения в 1996 году остались на уровне 1995 года, однако по сравнению с 1994 годом они понизились в среднем на 13%.

Другим дестабилизирующим фактором развития пассажирских авиаперевозок является крайне неблагоприятная демографическая обстановка в Российской Федерации вследствие начавшейся с 1992 года естественной убыли населения, миграционных процессов.

Таким образом, состояние рынка авиаперевозок характеризуется снижением платежеспособного спроса вследствие снижения реально располагаемых доходов и численности населения и роста авиатарифов. За последние два года рост авиационных тарифов примерно соответствует индексу инфляции.

1.2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА КРАЯ И

ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Гражданская авиация в Красноярском крае в переходный период 1991 - 1996 годов обеспечила удовлетворение спроса на авиаперевозки. Так же как по отрасли в целом состояние гражданской авиации региона характеризуется снижением объемов авиационных перевозок и авиационных работ.

Пассажирооборот снизился с 9903,5 млн. пкм в 1991 году до 2523,3 млн. пкм в 1996 году. Наряду с падением объемов перевозок в течение последних лет ухудшаются финансовые результаты деятельности. В 1996 году убыток по воздушному транспорту края от эксплуатационной деятельности составил 225,6 млрд. рублей.
Возрастает себестоимость перевозок. Все предприятия стали убыточными. Растет их кредиторская задолженность, в том числе задолженность перед бюджетом.

При росте средней заработной платы увеличивается задолженность по выплатам заработной платы и число работников, перед которыми такая задолженность имеется. Из-за тяжелого финансового положения авиакомпаний приостановлено обновление парка воздушных судов. Финансовых средств по многим авиапредприятиям не хватает даже на продление ресурсов на один год, не говоря уже о ремонтах. Воздушные суда и двигатели списываются. Аэродромная сеть сократилась на 31%, ухудшается ее техническое состояние. Износ основных фондов объектов гражданской авиации составляет 70%.

Рыночные реформы ускорили реорганизацию действующих предприятий-авиаперевозчиков.

На 01.01.91 в крае было 14 авиапредприятий-авиаперевозчиков, а на 01.01.97 - только 3 авиаперевозчика, которые осуществляют полеты за пределы края и внутри. Это ОАО АК “Красноярские авиалинии“, АК “Енисейский меридиан“ и АК “Сибавиатранс“. Анализ объема работ, выполненных этими авиакомпаниями, показывает, что по основному показателю - пассажирообороту за период с 1991 по 1996 год произошло снижение в 3,9 раза в результате сокращения внутреннего рынка авиаперевозок.

Это сокращение в различных регионах было крайне неравномерно в силу сложившихся объективных внешних условий как в наземном транспортном обслуживании населения, так и в существовании различий в социально-экономическом и демографическом положении населения.

Кроме того, несомненно имело место и различие в стартовых условиях авиапредприятий при переходе на рыночные отношения: типаж парка ВС, его износ, состояние наземной базы, кадровые вопросы и т.д.

Тенденция развития мировой авиации подсказывает, что количество авиаперевозчиков сокращается в результате слияния или прекращения работы под воздействием экономического рыночного давления. Воздушные перевозки должны выполняться небольшим числом авиакомпаний с более расширенной географией полетов.

К 2000 году будет списано 75% всего самолето-вертолетного парка.
Подлежат списанию у авиакомпании “Красноярские авиалинии“ самолеты Ил-62 полностью, Ту-154Б - 90%, АН-26 - 30%, Ил-76 - 60%.

По местной авиации подлежат списанию все самолеты Л-410 и Ан-12, Ан-24 - 90%, Ми-2, Ми-8 - 20%, Ан-2 - 40%, Як-40 - 60%.

Практически на 2001 год без обновления парка в Красноярском регионе остается: Ту-154М - 12 самолетов, Ил-86 - 4, Як-40 - 12, Ан-2 - 35, Ми-8АМТ - 60.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Основными экономическими и социальными проблемами в гражданской авиации являются:

- спад производства и падение платежеспособного спроса на авиационные перевозки;

- сокращение или прекращение перевозок в ряде социально-значимых районов, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где воздушный транспорт является единственным;

- превышение себестоимости перевозок, вызванное ростом цен на потребляемые гражданской авиацией материально-технические ресурсы;

- критический уровень износа авиационной техники при отсутствии возможности замены парка судов на более эффективный вследствие тяжелого финансового положения авиакомпаний;

- незавершенность рыночных преобразований в отрасли в части формирования конкурентной среды;

- недостаточная эффективность государственного регулирования гражданской авиации вследствие существенного отставания в создании современной законодательной и нормативно-правовой базы;

- низкий уровень выделяемых дотаций при перевозках пассажиров на местных воздушных линиях (50% от требуемых).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

2.1. ЦЕЛЯМИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ

НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЯВЛЯЮТСЯ:

- подъем производства гражданской авиации Красноярского края;

- формирование платежеспособного рынка на авиационные перевозки;

- сокращение себестоимости авиационных услуг;

- доступность стоимости пассажирских авиационных перевозок населению края;

- обновление изношенной авиационной техники на более эффективную;

- оптимизация структуры авиационных услуг на территории Красноярского края;

- обеспечение необходимого уровня безопасности полетов;

- страховая защита имущественных интересов авиакомпаний, аэропортов,
других авиапредприятий и их клиентов.

2.2. ЗАДАЧАМИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ

ПОЗВОЛИТ ПРИЙТИ К ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ, ЯВЛЯЮТСЯ:

- создание условий для инвестирования в развитие гражданской авиации края;

- консолидирование усилий международных, федеральных и региональных структур на внедрение спутниковых технологий в российскую гражданскую авиацию, начиная с Красноярского края как опытно-экспериментального региона Российской Федерации по внедрению спутниковых технологий, рекомендованных ИКАО;

- формирование рынка качественно новых международных авиационных услуг;

- привлечение кредитных ресурсов в развитие гражданской авиации края;

- создание в крае качественно новой инфраструктуры обеспечения с целью перераспределения сложившихся самолетопотоков в пользу Красноярского региона;

- обеспечение функционирования системы поддержания летной годности действующего парка воздушных судов как основы обеспечения безопасности полетов;

- проведение реформирования предприятий гражданской авиации края;

- передача аэропортов: Богучаны, Игарка, Кодинск, Мотыгино, Северо-Енисейск, Туруханск, П.Тунгуска в муниципальную собственность;

- решение вопроса по передаче аэропорта “Черемшанка“ в краевую собственность с целью создания в дальнейшем совместной структуры с участием администрации края, авиаперевозчика и других предприятий края;

- дотирование местных авиаперевозок по социально-значимым маршрутам администрацией края и местными администрациями;

- создание системы региональных лизинговых компаний для приобретения отечественной авиационной техники с обеспечением страховой защиты финансового лизинга;

- модернизация единой системы управления воздушным движением Красноярского края;

- создание в соответствии с концепцией ИКАО по внедрению спутниковых технологий связи, навигации и автоматического зависимого наблюдения в мировую гражданскую авиацию в аэропорту “Емельяново“ Сибирского центра организации воздушного движения по спутниковым технологиям;

- создание российского центра обработки и перераспределения информации для нужд авиакомпаний в Железногорске Красноярского края на базе межрегионального предприятия “Сервисаэроконтроль“;

- решение вопросов координации и организации работ по освоению арктического воздушного бассейна для открытия кроссполярных и транспортных международных трасс;

- создание условий для развития
авиации общего назначения по мере формирования рынка на деловую и любительскую авиацию;

- создание единого регионального центра подготовки и переподготовки авиационных специалистов на базе авиационно-технического колледжа.

3. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИИ

3.1. ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО РЫНКА

НА АВИАЦИОННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ПОДЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Стратегия достижения поставленных целей основывается на использовании исторически сложившегося научно-технического потенциала Красноярского края в области разработки, изготовления и эксплуатации спутниковых систем различного назначения, включая, в том числе, глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС, связные системы на всех освоенных человечеством орбитах и концепции ИКАО о переходе мировой гражданской авиации на использование спутниковых технологий, что вместе позволяет говорить о создании новых транспортных потоков и новой среды по их обслуживанию.

Для привлечения имеющегося интереса у многих государств и международных финансовых структур к Красноярскому региону, созданию новых транспортных потоков и внедрению высоких технологий в гражданскую авиацию, что приведет к глобальному перераспределению воздушных транспортных потоков на самые выгодные и наикратчайшие трассы через Северный полюс и территорию Красноярского края и Сибири. Администрация Красноярского края берет обязательство по созданию благоприятного инвестиционного фона для работы предприятий авиационной индустрии, объединенных в Красноярский аэрокосмический консорциум, и консолидации возможностей федеральных, региональных и международных структур для развития гражданской авиации Сибири и России в целом. Структура Красноярского аэрокосмического консорциума предполагает совместный контроль и управление федеральных и региональных властей организацией и проведением работ по созданию и эксплуатации новых транспортных воздушных потоков из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию.

Проведение работ по созданию и эксплуатации кроссполярных трасс приведет к формированию рынка качественно новых авиационных услуг на территории Сибири и необходимости создания, что увязывается с возможностями аэрокосмической индустрии края, качественно
новой инфраструктуры обеспечения.

Все это в конечном итоге послужит катализатором назревшего реформирования гражданской авиации региона.

3.2. АЭРОПОРТЫ

Структурная перестройка аэропортовой системы России должна привести к усилению государственного регулирования естественных монополий, снижению стоимости аэропортовых услуг для авиакомпаний при обеспечении безопасности полетов и высокого качества обслуживания, улучшению управления предприятиями и укреплению национальной экономической безопасности.

Структурная перестройка должна реализовываться за счет:

- разработки КРУ ФАС России совместно с органами местного самоуправления оптимальной сети аэропортов;

- передачи аэропортов в муниципальную собственность;

- проведения мероприятий по снижению себестоимости услуг, предоставляемых аэропортами авиакомпаниям;

- получения дополнительных доходов от неавиационной деятельности;

- проведения структурных преобразований в аэропортовой системе;

- продолжения работ по задействованию к 2000 г. городского аэровокзального комплекса в г. Красноярске;

- использования современной компьютерной технологии, сохранение и расширение существующей сети пунктов продажи авиабилетов в городах и районах края;

- необходимой государственной поддержки аэропортов федерального значения в части восстановления и реконструкции объектов, предназначенных для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.

Считать перспективной работу по выделению аэропорта “Красноярск“ из состава авиакомпании. Для определения экономической целесообразности выделения организовать внутренний хозрасчет.

СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ АЭРОПОРТОВЫХ УСЛУГ

В целях снижения себестоимости услуг, предоставляемых аэропортами авиакомпаниям, необходимо проведение следующих мероприятий:

- приведение в соответствие структуры аэропортов, численности работников и фонда оплаты труда с реальным объемом предоставляемых услуг и уровнем производительности труда;

- проведение инвентаризации основных производственных фондов, пересмотр их стоимости;

- улучшение использования амортизационных отчислений для восстановления основных фондов;

- совершенствование и унификация бухгалтерской отчетности по доходам и расходам и повышение на этой базе эффективности.

Администрациями аэропортов должны быть разработаны соответствующие целевые программы и план мероприятий.

ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ АЭРОПОРТОВ

ОТ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Снижение тарифов и ставок сборов за услуги, предоставляемые аэропортами авиакомпаниям, должно быть в
большей мере обеспечено за счет развития различных форм неавиационной деятельности (автостоянки, гостиницы, торговля, общественное питание и т.п.) с постепенным увеличением доли доходов от этой деятельности в общей структуре аэропорта.

Для создания условий развития неавиационной деятельности аэропортов необходимо обеспечить:

передачу аэропортам права пользования участками в границах землеотводов с учетом генеральных планов развития, включая привокзальные площадки;

предоставление аэропортам права сдавать в аренду государственное недвижимое имущество, взимать и оставлять в своем распоряжении в полном объеме арендную плату с целью направления получаемых средств на развитие инфраструктуры предприятия, улучшение качества обслуживания и обеспечение безопасности пассажиров.

3.3. АВИАКОМПАНИИ

Основной целью концепции в части деятельности авиакомпаний является повышение объема перевозок за счет факторов формирования рынка внутритранспортных услуг преимущественно путем мер реструктуризации в сфере деятельности авиакомпаний. Реализация цели достигается на основе:

- исследования и учета факторов формирования рынка авиауслуг;

- снижения авиатарифов (при обеспечении безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров) и себестоимости авиаперевозок;

- структурных преобразований и государственного регулирования в сфере деятельности предприятий-авиаперевозчиков улучшения их финансово-экономического состояния;

- расширения рынка авиационных услуг, увеличения объема перевозок за счет выполнения полетов по новым направлениям.

Разработать политику взаимодействия с авиакомпаниями-перевозчиками, работающими на линиях совместно с авиакомпаниями Красноярского края, основанную на соглашениях.

УКРУПНЕНИЕ АВИАКОМПАНИЙ

Тенденция развития мировой авиации подсказывает, что количество авиаперевозчиков сократится в результате их слияния или прекращения работы под воздействием экономического рыночного давления. Воздушные перевозки должны выполняться небольшим числом региональных авиакомпаний с более расширенной географией маршрутов.

В течение 1998 года разработать перспективную программу по созданию единого финансового холдинга авиакомпаний, центрального агентства воздушных сообщений и авиапредприятий края, основной задачей которого будет являться консолидация средств по развитию авиационно-технической базы предприятий. При организации холдинга рассмотреть возможность вхождения в его состав авиапредприятий Тувы и Хакасии.

ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Для обеспечения спроса на авиаперевозки необходимо иметь следующее количество воздушных судов: Ту-204 - 8 ед., Ил-114 - 15 ед., Ан-70 - 3 ед., Ан-38 - 30 ед., Ми-34 - 10 ед., Ми-8АМТ - 20 ед., Ми-38 - 10 ед.

Обновление парка возможно только при условии организации системы лизинга воздушных судов, для чего разработать мероприятия по созданию региональной лизинговой компании для приобретения самолетов ИЛ-114 и принять бизнес-план авиакомпании “Красноярские авиалинии“ по приобретению самолета ТУ-204 РР.

Предусмотреть участие страховых компаний в системе лизинга авиационной техники.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК НА МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ

Основным принципом обеспечения перевозок и повышения уровня услуг, предоставляемых пассажирам, будет являться конкуренция, регулируемая администрацией края на местных авиалиниях, при этом будут определены социально-значимые авиамаршруты, частота рейсов на этих маршрутах, тарифы и квоты на них, с заключением соглашения между авиакомпаниями и администрацией края.

Необходимо разработать комплекс мер по задействованию в работу аэропорта “Черемшанка“, проведя реструктуризацию долга и расчет уволенных. Рассмотреть возможность в дальнейшем погашения долгов, сложившихся по авиакомпании “Черемшанка“, с созданием акционерного общества “Аэропорт МВЛ “Черемшанка“, с участием краевой администрации, авиаперевозчиков и инвесторов.

3.4. АВИАЦИОННО-РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД 67

- Освоить ремонт новых видов авиационной техники (Ми-8), ускорить реализацию программы взаимодействия с Новосибирским авиаремзаводом.

- Провести акционирование завода.

- Рассмотреть вариант переноса авиаремзавода за черту города в аэропорт “Черемшанка“.

4. СТРАТЕГИЯ В ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ И СНИЖЕНИЕ

СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК

Стабилизация и дальнейшее планомерное снижение тарифов, прежде всего на внутренних авиационных линиях, является главным условием повышения объема перевозок. При определении тарифов необходимо учитывать жизненный уровень и платежеспособность населения на конкретной территории.

В условиях углубления рыночных преобразований основным побудительным мотивом снижения тарифов является развитие конкуренции перевозчиков по удовлетворению спроса на рынке авиауслуг. Однако при убыточности большинства авиапредприятий экономической базой снижения тарифов может быть только последовательное снижение себестоимости перевозок.

В 1998 - 2000 годах авиакомпаниями должна быть проведена работа по оптимизации всех статей затрат на:

амортизационные отчисления парка ВС;

оплату труда;

страхование;

поддержание летной годности авиационной техники;

поддержание социальной инфраструктуры;

авиационное топливо и другие горюче-смазочные материалы;

услуги аэропортов;

аэронавигационное обслуживание и услуги связи;

техническое обслуживание и ремонт.

Наиболее существенное влияние на снижение себестоимости перевозок оказывают 4 группы факторов.

Одним из главных факторов и методов снижения себестоимости перевозок является уровень использования парка ВС. Повышение процента использования пассажирских кресел, исправности ВС, налета часов на одно ВС обеспечивают для выполняемого объема перевозок уменьшение потребного парка ВС, расхода авиаГСМ, численности летно-подъемного состава, объемов технического и коммерческого обслуживания ВС в аэропортах, аэронавигационного обслуживания. В результате - снижение себестоимости перевозок практически по всем ее статьям.

Сокращение парка ВС позволит снизить расходы по его амортизации, оплате труда, услугам аэропорта, поддержанию летной годности авиатехники, а также налоги на имущество. Сокращение численности реально достичь в пределах 20%. Снижение себестоимости перевозок за счет структурных преобразований в сфере ресурсов авиакомпаний составит 5 - 8%.

Сокращение численности персонала позволит за счет экономии средств на оплату труда повысить заработную плату задействованного в производстве персонала, обеспечить регулярность ее выплаты, социальные гарантии, предусмотренные законодательством.

Вторая группа факторов - снижение себестоимости за счет уменьшения затрат на содержание социальной инфраструктуры (жилых поселков, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей) путем передачи в ведение органов местного самоуправления. В настоящее время доля прочих производственных и общехозяйственных расходов составляет почти 19%.

Третья группа факторов - обновление парка ВС, поддержание летной годности и повышение топливной эффективности авиационной техники. Снижение себестоимости перевозок по этой группе факторов предусматривается за счет:

- освоения эксплуатации новых отечественных и зарубежных воздушных судов;

- проведения научно-технической политики, направленной на сокращение расхода топлива в полете, внедрения топливосберегающих технологий;

- совершенствования технологии технического обслуживания и ремонта авиационной техники;

- сокращение объемов работ по продлению ресурсов и сроков службы авиационной техники;

- кооперации авиакомпаний в создании резервов запасных частей.

Четвертая группа факторов включает дополнительные меры по снижению себестоимости услуг (ставок сборов) в сфере технического обслуживания и ремонта (ТОиР), аэропортового комплекса, организации воздушного движения (ОВД).

Реализация мер в рамках 4-х групп факторов позволит существенно снизить расходы по всем статьям и себестоимости перевозок в целом. Например, расходы по авиаГСМ составляют более 25% в общей стоимости перевозок. Комплекс мер по 4-м группам факторов позволит снизить расходы по авиаГСМ на 20 - 30%, а себестоимость перевозок - на 5 - 7%.

Предлагаемые меры должны найти детальное отражение в соответствующих планах и мероприятиях авиакомпаний.

Их разработка должна быть предусмотрена организационно-техническими мероприятиями первого этапа (1997 г.) реализации общей программы. Важной частью программ является система контроля за выполнением предусмотренных мероприятий и принимаемых решений.

Для обновления парка воздушных судов российских авиакомпаний начата работа по созданию эффективной системы лизинга новых воздушных судов отечественного производства и воздушных судов зарубежного производства, а также авиадвигателей и авиационного оборудования.

Подготовить предложения в Правительство России:

- о принятии формы лизинга в гражданской авиации с учетом местных условий;

- о передаче полномочий регистрации ставки сбора в аэропортах федерального значения, находящихся на территории края, органам управления исполнительной власти Красноярского края.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Для реализации концепции развития воздушного транспорта Красноярского края возникает острая необходимость в сохранении единой политики в обеспечении безопасности полетов гражданских воздушных судов.

Анализ состояния дел на местах показал, что отдельные руководители авиапредприятий в целях экономии средств снизили уровень организации и обеспечения полетов, технического обслуживания воздушных судов, значительно сократили инженерно-технический состав, специалистов служб обеспечения полетов. Фактически эта недальновидная практика может привести к неоправданным и, возможно к непредсказуемым материальным потерям, так как создаются условия повышенного проявления негативных факторов в сфере обеспечения безопасности полетов.

Учитывая тот факт, что безопасность полетов является одним из основных качественных показателей авиационного производства, необходимо постоянное целевое финансирование направлений деятельности по обеспечению безопасности полетов как из средств эксплуатантов воздушного транспорта, так и из федерального и регионального бюджетов.

Аналитические данные последних пяти лет свидетельствуют о некоторой стабилизации уровня безопасности полетов. Задача сегодняшнего дня - ее закрепление. Задача на ближайшую перспективу - постоянное повышение уровня безопасности полетов.

Решение этой задачи видится в дальнейшем совершенствовании системы инспекторских органов как гражданской авиации России в целом, так и Красноярского РУ ФАС в частности, на которые возложены функции государственного надзора за соблюдением эксплуатантами воздушного транспорта установленных в гражданской авиации требований и авиационных стандартов, по следующим направлениям:

- дальнейшее развитие сети полевых инспекций за счет средств федерального бюджета;

- внедрение в предприятия - эксплуатанты воздушного транспорта региона технических средств обучения и объективного тестирования уровня профессиональных знаний и навыков авиационного персонала за счет средств эксплуатантов ВТ;

- совершенствование информационного обеспечения эксплуатантов воздушного транспорта по вопросам безопасности полетов за счет средств федерального бюджета;

- совершенствование методов инспектирования и надзора за деятельностью в области гражданской авиации и авиации общего назначения.

6. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА

Целью модернизации является повышение уровня безопасности и экономичности полетов, снижение затрат гражданской авиации как пользователя воздушного пространства Российской Федерации.

Основными направлениями программы модернизации (см. приложение) являются:

- внедрение перспективных технологий CNS/ATM;

- строительство и ввод новых зданий КДП;

- оснащение пунктов ЕС ОВД средствами радиолокации радионавигации и связи;

- развитие авиационной наземной сети передачи данных и телеграфной связи;

- организация системы профессиональной подготовки и поддержания квалификации специалистов ОВД региона;

- обеспечение авиационной безопасности.

Осуществление мероприятий, проводимых в РГП “Красноярскаэронавигация“ совместно с ФАС России и Госкорпорацией по ОВД, позволит:

- закончить формирование предприятия;

- повысить безопасность полетов и качество предоставления услуг связи;

- увеличить на 5 - 7% объем предоставляемого аэронав“гационного обслуживания;

- снизить на 2 - 3% потребление энергоресурсов;

- повысить уровень собираемости доходов и, как следствие, увеличить на 4 - 5% величину ежегодного поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней.

7. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ

НА БАЗЕ ЕНИСЕЙСКОГО ФИЛИАЛА

Создать на базе Енисейского филиала АК “Енисейский меридиан“ специализированное авиапредприятие по борьбе с лесными пожарами и вредителями леса.

В связи с этим передать основные и оборотные фонды филиала на баланс Красноярской базе авиационной охраны лесов.

В настоящее время для защиты леса на территории Красноярского края используется до 42 единиц авиационной техники из 11 авиапредприятий и авиакомпаний, что создает определенные организационные и экономические проблемы. Создание специализированного авиапредприятия в рамках Красноярской авиабазы по охране лесов решит эти проблемы за счет оперативного маневра материальными, людскими и финансовыми ресурсами. Количество привлекаемой авиационной техники сократится до 29 единиц, расходы бюджета снизятся на 20%.

8. АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Целью развития авиации общего назначения является создание условий удовлетворения потребностей существующего рынка, спроса на деловую и любительскую авиацию.

Комплексное решение данного вопроса состоит в следующем:

1. Создание авиационного учебного центра авиации общего назначения на базе авиаспортклуба и РЦ ПАП (Региональный центр подготовки авиационного персонала).

2. Реанимация и сохранение существующей сети аэродромов и площадок МВЛ, а также использование аэропорта на Кузнецовском плато и на острове Молокова для нужд авиации общего назначения.

3. Организация поставок воздушных судов, пригодных для пользователей авиации общего назначения.

4. Создание регионального центра сертификации и экспертизы авиации общего назначения.

9. СОЦИАЛЬНАЯ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

В целях устранения причин трудовых конфликтов, вызванных недостаточным уровнем или задержкой оплаты труда, создания условий охраны труда и здоровья работников гражданской авиации необходимо проводить целенаправленную кадровую и социальную политику.

- Ликвидация задолженности предприятий перед своими работниками по оплате труда.

- Приведение численности работников предприятий, организаций и учреждений в соответствие с реальными объемами производства.

- Разработка социальных планов предприятий, где осуществляется высвобождение персонала.

- Разработка программы переселения высвобожденного персонала из предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера.

- Создание на базе авиационно-технического колледжа гражданской авиации высшего учебного заведения по подготовке авиационных специалистов для регионов Сибири и Дальнего Востока.

- Совершенствование учебно-тренировочной базы авиационно-технического колледжа.

- Подготовка на базе бывших авиационных объектов рабочих мест для высвободившихся авиационных специалистов, проведение их переподготовки.

10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основные направления хозяйственной стратегии базируются на анализе экономических и социальных проблем функционирования и развития воздушного транспорта края.

Реализация данной концепции позволит:

1. Сохранить устойчивое воздушное сообщение с отдаленными поселками и городами края.

2. Обеспечить снижение авиатарифов на 10% со снижением себестоимости авиаперевозок на 10 - 15%. В итоге обеспечивается стабилизация и последующий рост объема авиаперевозок.

3. Заложить базу для развития авиации после 2000 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АК - авиационная компания

АОН - авиация общего назначения

ВС - воздушное судно

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ЕС ОВД - единая система организации воздушного движения

КДП - контрольно-диспетчерский пункт

МВЛ - местные воздушные линии

ПАНХ - применение авиации в народном хозяйстве

РГП - региональное государственное предприятие

ФАС - федеральная авиационная служба

CNS/ATM - современная аэронавигационная система управления воздушным движением