Законы и постановления РФ

Решение Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 19.09.2007 “О ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006 “Об организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на водном транспорте“ (вместе с “Информацией о ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006 “Об организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на водном транспорте“)

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2007 года

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МВК ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 21.06.2006 “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ“

Рассмотрев информацию “О ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006 “Об организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на водном транспорте“, межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае отмечает, что на предприятиях водного транспорта были приняты меры, направленные на выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006. В ряде организаций проведена целенаправленная работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости (ОАО Дальневосточное морское пароходство, ООО “Норфес-Марин-Сервис“, ОАО Находкинский морской торговый порт, ОАО “Восточный порт“ и др.).

Вместе с тем, в отдельных организациях вопросы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда решаются не в полном объеме, в связи с чем межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае решила:

1. Рекомендовать:

1.1. Руководителям организаций водного транспорта Приморского края совместно с профсоюзными организациями (иными представительными органами работников):

1.1.1. завершить разработку локальных нормативных правовых актов по управлению охраной труда в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 12.0.006-2002 “Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации“ (с изменениями N 1), срок исполнения 4 кв. 2007 года;

1.1.1. завершить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с РД 32.81.14.-98 “Инструкция о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в судоходных компаниях, на судах и береговых объектах морского транспорта“ с последующей сертификацией организации работ по охране труда, срок исполнения 01.08.2008;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Трудовой кодекс Российской Федерации принят 30.12.2001, а не 31.12.2001.

1.1.2. во исполнении требований статей 212, 213 Трудового кодекса РФ от 31.12.2001 N 197-ФЗ обеспечить своевременное проведение медицинских осмотров (освидетельствований) работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда в медицинских организациях, имеющих лицензии на этот вид деятельности, в соответствии с Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, Временными критериями оценки определения кратности периодических медицинских осмотров работающих на территории Приморского края, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 20.06.2005 N 8, и Правилами прохождения психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, срок исполнения постоянно;

1.1.3. своевременно проводить обучение и проверку знаний требований охраны труда, промышленной безопасности руководителей, специалистов, работников организаций водного транспорта, срок исполнения постоянно;

1.1.4. продолжить работы по внедрению современных технологий погрузо-разгрузочных работ по исключению нахождения людей в опасных зонах;

1.1.5. продолжить работу по разработке необходимых мероприятий по охране труда, направленных на снижение производственного травматизма, профилактику профессиональных заболеваний, обеспечив выделение необходимых финансовых средств на их реализацию, срок исполнения - ежегодно;

1.1.6. в целях укрепления дисциплины в области охраны труда на своих предприятиях проводить дни, месячники охраны труда, а также комплекс других мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда;

1.1.7. внести изменения в программы производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил, касающихся периодичности проведения инструментальных измерений таких производственных факторов, как: шум, вибрация, микроклимат, и установить периодичность таких измерений не реже одного раза в год;

1.1.8. направлять работников, проработавших 5 лет в условиях воздействия вредных производственных факторов, для прохождения периодического медицинского осмотра в Краевой центр профессиональной патологии;

1.1.10. представить в комитет по труду Администрации Приморского края в срок до 1 августа 2008 года информацию о принятых мерах по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

1.2. Государственной инспекции труда в Приморском крае (Кожушко), Управлению по технологическому и экологическому Ростехнадзора по Приморскому краю (Кожемяков), территориальному управлению Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (Маслов) совместно с комитетом по труду Администрации Приморского края (Решетников):

1.2.1. в срок до 15.10.2007 создать совместную комиссию по проверке организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях водного транспорта Приморского края, а также хода выполнения решений межведомственных комиссий по охране труда в Приморском крае;

1.2.2. в срок до 15.11.2007 разработать и согласовать со всеми членами комиссии график проверки организаций водного транспорта Приморского края на 2007 - 2008 годы.

2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комитет по труду Администрации Приморского края (Решетников).

Председатель комиссии

В.М.РЕШЕТНИКОВ

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МВК ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ

КРАЕ ОТ 21.06.2006 “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ“

В порядке контроля за соблюдением трудового законодательства по охране труда на предприятиях водного транспорта, а также выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006 “Об организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на водном транспорте“ в 2006 году специалистами Государственной инспекции труда в Приморском крае было проведено 209 проверок, в ходе которых выявлено 1125 нарушений, связанных с охраной труда в организациях отрасли.

По результатам проверок руководителям предприятий выдано 209 предписаний, 96 должностных лиц привлечены к административной ответственности - штрафам на сумму 156,5 тыс. руб., приостановлена работа 1 единицы оборудования.

В 2006 году на предприятиях водного транспорта Приморского края, по сравнению с 2005 годом, производственный травматизм с летальным исходом возрос в 2,75 раза. По итогам работы за 8 месяцев 2007 года допущен рост тяжелых несчастных случаев на 25% (по сравнению с
2006 годом).

Также необходимо отметить, что в результате несчастных случаев на производстве израсходовано на оплату временной нетрудоспособности в первом полугодии 2007 г. - 859904 руб., за аналогичный период 2006 г. - 1243429 руб. Временная нетрудоспособность на предприятиях водного транспорта в первом полугодии 2007 г. составила 1462 дня, за аналогичный период 2006 г. - 1943 дня.

Большинство из несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом произошло в портах с докерами-механизаторами при производстве погрузо-разгрузочных работ.

Так, 05.02.2006 в ЗАО “Порт Восточные ворота-ПЗ“ произошел несчастный случай с докером механизатором Кулик К.В. Во время погрузки круглого леса в трюм судна Кулик К.В. находился в трюме, выполняя обязанности сигнальщика. При очередной подаче стропа с лесом в трюм крановщик не обнаружил там сигнальщика. Спустившись в трюм докер-механизатор Борисов Н.А. нашел Кулика К.В. лежащим на дне трюма с травмой головы. Основной причиной несчастного случая явилось несоблюдение требований рабочей технологической карты на погрузку леса в трюм судна. За допущенные нарушения директор ЗАО “Порт Восточные ворота-ПЗ“ и начальник смены привлечены к административной ответственности.

19.12.2006 в ООО “Востоктрансшипинг“ на теплоходе “Саранск“ во время производства погрузо-разгрузочных работ упал в трюм боцман Акулов Т.А. Основная причина несчастного случая неудовлетворительная организация производства погрузо-разгрузочных работ - отсутствие съемного леерного ограждения горловины трюма. В результате полученных травм боцман Акулов Т.А. скончался.

Как показал анализ, в 2006 году по прежнему имелись случаи с тяжелым исходом, происшедшие на операциях по разгрузке круглого леса из полувагонов в осенне-зимний период при наибольшей загрузке портов лесом. Основными причинами несчастных случаев явились неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологических процессов при разгрузке леса из полувагонов, его складировании
на площадках.

Так, 10.02.2006 в ОАО “Владморрыбпорт“ докер-механизатор Ястребов В.А. поднялся на вагон по приставной лестнице. Поскольку лестница была короткой, Ястребов В.А. ухватился за борт вагона, чтобы перелезть в вагон, но рука соскользнула, и он упал на бревна с высоты 2 метров. Причина - использование лестницы недостаточной длины.

Во исполнение решения МВК по охране труда (2006 года) на предприятиях водного транспорта приступили к разработке локальных нормативных актов по управлению охраной труда в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.006-2002 “Системы стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации“. Разработали такие акты предприятия водного транспорта: ООО “Норфес-Марин-Сервис“, ЗАО “УНЭКО“, ОАО “ДВМП“, ОАО “ВМТП“, ООО “Востоктрансшипинг“, ОАО “Восточный порт“ и еще 10 предприятий водного транспорта Находкинского городского округа.

Необходимо отметить, что многие предприятия водного транспорта (ЗАО “УНЭКО“, ООО “Норфес-Марин-Сервис“, ОАО “Находкинский морской торговый порт“, ОАО “Владивостокский морской торговый порт“, ОАО “ДВМП“ и др.), выполняя рекомендации межведомственной комиссии от 21.06.2006 по вопросу организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на водном транспорте, провели ряд мероприятий:

- при выполнении погрузо-разгрузочных работ применялись современные технологии, грейфера, автоматические захваты, магниты, автопогрузчики, без применения на застропке (отстропке) груза людей, разрабатывались современные технологические карты для погрузо-разгрузочных работ;

- руководители и специалисты своевременно проходили обучение и проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в специализированных учебных центрах, в таких как “Учебный центр охраны труда“ ОАО ДВМП, Дальневосточном региональном отделении отраслевого научно-методического центра охраны труда на морском транспорте, Центре охраны труда при администрации города Находка и др.

На многих предприятиях водного транспорта за отчетный период проведена аттестация рабочих мест. Так,
в ООО “Востоктрансшипинг“ аттестация рабочих мест проведена на всех рабочих местах, “Находкинский морской торговый порт“ повторно приступил к аттестации рабочих мест по условиям труда, которая будет завершена в конце 2007 года, “Владивостокский торговый порт“ провел аттестацию 54 рабочих мест, на 8 предприятиях водного транспорта Находкинского городского округа аттестовано 1140 рабочих мест по условиям труда. По результатам проведенной аттестации 4 предприятия Находкинского городского округа получили сертификаты безопасности работ по охране труда (ООО “Восточно-Уральский терминал“, ФГУ “Администрация морского порта Восточный“, ФГУ “Администрация морского порта Находка“, ОАО “Норфес“). Не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в ЗАО “Компания Квинта“, ЗАО “Римско“, ООО “Норфес-Марин-Сервис“, предприятиях водного транспорта ЗАТО города Фокино (в/ч 31101, 63979, 20255).

Все предприятия водного транспорта заключили договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности. Необходимо отметить, что ряд руководителей предприятий водного транспорта нарушают статьи 212, 213 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Так, например, ЗАО “Компания Квинта“ заключила договор с медицинским учреждением на проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров лишь на 26 человек плавсостава. Компания ЗАО “РИМСКО“ не выделяет средства на проведение предварительных медицинских осмотров, а отдел кадров не направляет поступающих на работу на медицинские осмотры, предпочитая принимать работников, прошедших предварительный медицинский осмотр за свой счет.

Многие организации водного транспорта (ОАО “Находкинский морской торговый порт“, ОАО “Восточный порт“, ФГУ “Администрация морского порта Находка“, ФГУ “Администрация морского порта Восточный“, ОАО “Приморское морское пароходство“, ООО “Восточная Стивидорная Компания“ и др.) только в 2007 году получили из Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по охране
труда 1 млн. 600 тыс. рублей. ОАО ДВМП - около 2 млн. рублей, которые были направлены на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, приобретение средств индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров и санаторно-курортное лечение.

Вопрос финансирования мероприятий, направленных на профилактику профессиональных заболеваний, до сих пор остается актуальным. Результаты исследований условий труда показывают, что в 2006 году на водном транспорте наиболее неблагоприятное воздействие на здоровье работающих оказывал производственный шум (17% рабочих мест), который в условиях рейса является неустранимым физическим фактором. Кроме того, на 15,49% рабочих мест определялся низкий уровень освещенности. По прежнему на организм работающих на водном транспорте оказывает вредное воздействие производственная вибрация, уровень которой превышает ПДУ на 3,06% рабочих мест.

Анализ показателей профессиональной заболеваемости среди работников водного транспорта в Приморском крае за последние пять лет выявил, что в целом по водному транспорту рост профессиональных заболеваний не отмечается. В тоже время в 2006 году диагноз профессионального заболевания установлен у 7 работников, в 2005 - у 2 работников.

Число вновь выявленных профессиональных заболеваний в 2006 году, по сравнению с предыдущим годом, среди работников водного транспорта выросло в 3,5 раза. Случаи профессиональных заболеваний произошли в ЗАО “РИМСКО“ - 2 случая, ООО “С Роуд Ко., ЛТД“, ООО “Фемста“, ООО “Востоктрансшипинг“, ОАО ХК “Дальморепродукт“, ЗАО “РК Восток-1“.

Необходимо отметить, что показатели зарегистрированной профессиональной заболеваемости по-прежнему не отражают истинной ситуации о состоянии здоровья работников транспорта, т.к. выявляемость профессиональной патологии остается неполной и происходит на поздних стадиях развития заболевания, зачастую после прекращения трудовой деятельности.

С учетом изложенного, а также того, что в целом ситуацию с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью на предприятиях
водного транспорта Приморья в целом изменить к лучшему не удалось, хотя организациями водного транспорта реализованы многие рекомендации МВК по охране труда в Приморском крае от 21.06.2006, предлагается вопрос “Об организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на водном транспорте“ оставить на контроле.

Рабочая группа предлагает:

Внести в проект решения МВК по рассматриваемому вопросу следующие мероприятия:

- руководителям морских портов Приморского края, судовладельцам принять меры по совершенствованию процесса погрузо-разгрузочных работ, должной организации и контролю ответственных лиц за обеспечением безопасности производства работ;

- судовладельцам и руководителям предприятий водного транспорта:

- ускорить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- внести изменения в программы производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил, касающихся периодичности проведения инструментальных измерений таких производственных факторов, как: шум, вибрация, микроклимат, и установить периодичность таких измерений не реже одного раза в год;

- направлять работников, проработавших 5 лет в условиях воздействия вредных производственных факторов, для прохождения периодического медицинского осмотра в Краевой центр профессиональной патологии;

- рекомендовать Государственной инспекции по труду в Приморском крае проверить организации Министерства обороны Российской Федерации на предмет соблюдения требований по охране труда.

Настоящая информация подготовлена с учетом материалов, представленных:

Государственной инспекцией труда в Приморском крае;

ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;

Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю;

Комитетом по труду Администрации Приморского края;

администрациями городских округов и муниципальных районов Приморского края;

организациями водного транспорта Приморского края.

Руководитель рабочей группы

по подготовке вопроса на заседание

МВК по охране труда

В.Г.ЗИМБУРСКИЙ