Законы и постановления РФ

Распоряжение Губернатора Курганской области от 24.11.2008 N 489-р “Об утверждении Регламента проведения мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов в Правительстве Курганской области“

ГУБЕРНАТОР КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. N 489-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ПРОВЕДЕНИЯ

МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ ПРОЕКТОВ

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения эффективности деятельности по проведению мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области и их проектов в Правительстве Курганской области, обязываю:

1. Утвердить Регламент проведения мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов в Правительстве Курганской области согласно приложению к настоящему Распоряжению.

2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Правительства Курганской области Мазеина А.Г.

Губернатор Курганской области

О.А.БОГОМОЛОВ

Приложение

к Распоряжению

Губернатора Курганской области

от 24 ноября
2008 г. N 489-р

“Об утверждении Регламента проведения

мониторинга нормативных правовых актов,

правовой экспертизы нормативных правовых

актов Курганской области, их проектов

в Правительстве Курганской области“

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ

ОБЛАСТИ, ИХ ПРОЕКТОВ, МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов, мониторинга нормативных правовых актов в Правительстве Курганской области (далее - Регламент):

1) регулирует организацию деятельности по осуществлению функций по проведению мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов;

2) устанавливает порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов;

3) определяет порядок проведения мониторинга изменений в системе федеральных нормативных правовых актов, мониторинга действующего законодательства Курганской области;

4) предусматривает меры, принимаемые по результатам проведения мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов.

2. Функции по проведению мониторинга нормативных правовых актов, правовой экспертизы нормативных правовых актов Курганской области, их проектов осуществляет Правовое управление Правительства Курганской области (далее - Управление).

3. Правовая экспертиза нормативных правовых актов Курганской области, их проектов проводится:

1) проектов нормативных правовых актов Курганской области - в целях предупреждения принятия нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству;

2) нормативных правовых актов Курганской области - для определения необходимости внесения изменений в целях приведения в соответствие с изменившимся законодательством, устранения нарушений правил юридической техники.

4. Правовая экспертиза нормативных правовых актов Курганской области, их проектов проводится:

1) в отношении проектов:

- при их поступлении в Управление в установленном порядке;

2) в отношении нормативных правовых актов Курганской области:

- при проведении мониторинга федерального законодательства;

- при проведении мониторинга законодательства Курганской области;

- по поручению Правительства Курганской области, Губернатора Курганской
области, первого заместителя Губернатора Курганской области, заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Правительства Курганской области.

5. Проекты нормативных правовых актов Курганской области предоставляются в Управление для проведения правовой экспертизы в порядке, установленном Регламентом Правительства Курганской области, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 декабря 2001 года N 575 (далее - Регламент Правительства).

Проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Курганской области осуществляется в сроки, установленные Регламентом Правительства.

6. Проведение мониторинга нормативных правовых актов осуществляется в месячный срок с момента его официального опубликования или его поступления в Управление с поручением о проведении мониторинга от Правительства Курганской области, Губернатора Курганской области, первого заместителя Губернатора Курганской области, заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Правительства Курганской области либо в срок, указанный в поручении.

Срок проведения мониторинга нормативных правовых актов может быть продлен соответственно начальником Управления, должностным лицом, давшим поручение о проведении мониторинга нормативных правовых актов, но не более чем на один месяц.

II. Правовая экспертиза нормативных

правовых актов (проектов) Курганской области

7. При проведении правовой экспертизы нормативного правового акта Курганской области (проекта) оцениваются:

1) соответствие предмета правового регулирования нормативного правового акта Курганской области (совокупности общественных отношений, которые предполагается урегулировать проектом) правотворческой компетенции субъекта Российской Федерации, установленной федеральным законодательством, Уставом Курганской области, законодательством Курганской области в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;

2) соответствие формы (вида) нормативного правового акта Курганской области (проекта) положениям федерального законодательства, Устава Курганской области, законодательства Курганской области, устанавливающим форму (вид) нормативного правового акта, регулирующего соответствующие общественные отношения, при этом учитывается соответствие компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиям, установленным для данного органа федеральным законодательством и (или)
законодательством Курганской области;

3) содержание правового регулирования:

- соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Курганской области (отсутствие противоречий);

- необходимость, степень полноты и достаточность решения вопросов, отнесенных действующим законодательством к полномочиям субъекта Российской Федерации, для реализации которых принят нормативный правовой акт (принимается проект);

- соответствие текста нормативного правового акта (проекта) правилам юридической техники;

- соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта и вступления его в силу.

8. При оценке соответствия предмета правового регулирования правотворческой компетенции субъекта Российской Федерации устанавливается:

1) в чьем ведении находится регулирование общественных отношений, предусмотренное нормативным правовым актом (проектом), в соответствии со статьями 71 - 73 Конституции Российской Федерации;

2) объем полномочий соответствующего органа государственной власти Курганской области по регулированию общественных отношений в рассматриваемой сфере, установленный федеральным законодательством и законодательством Курганской области.

9. В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

10. При оценке соответствия предмета правового регулирования правотворческой компетенции субъекта Российской Федерации необходимо учитывать, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются:

1) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Перечень таких полномочий установлен пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и не может быть изменен иначе как путем внесения в него изменений и (или) дополнений;

2) полномочия, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и установленные иными федеральными законами;

3) полномочия, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами.

11. При оценке положений нормативных правовых актов (проектов), связанных с осуществлением расходов из областного бюджета, необходимо учитывать, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

12. Вопрос о приоритете правового регулирования в случае коллизии норм федерального законодательства и законодательства
Курганской области решается на основании положений статей 15, 76 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

При этом необходимо иметь в виду, что по предметам ведения Российской Федерации приоритет имеют нормативные правовые акты федерального законодательства, по вопросам, относящимся к исключительному ведению субъектов Российской Федерации, - нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

13. При оценке содержания нормативного правового акта (проекта) в обязательном порядке устанавливается необходимость, степень полноты и достаточность решения вопросов, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации.

14. В случае, если нормативный правовой акт регулирует (предполагается урегулировать проектом) общественные отношения не в полной мере, в заключении следует делать вывод о недостаточном правовом регулировании. При этом необходимо указывать на конкретные вопросы, подлежащие правовому регулированию рассматриваемым нормативным правовым актом (проектом).

15. В качестве существенных недостатков нормативного правового акта (проекта), свидетельствующих о неполном правовом регулировании, могут рассматриваться:

1) отсутствие решения вопросов, которые следовало решить в данном нормативном правовом акте (проекте) в соответствии с федеральным законодательством;

2) ситуация, когда нормативный правовой акт (проект) реально не является полностью либо в значительной части регулятором общественных отношений;

3) обилие декларативных и отсылочных положений, неоправданного дублирования федерального законодательства при отсутствии реального механизма реализации нормативного правового акта.

16. В ходе правовой экспертизы следует также оценить
соблюдение правил юридической техники, то есть совокупной связи определенных приемов (юридической терминологии, юридических конструкций, способа построения нормативных правовых актов), применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.

Нарушения правил юридической техники обосновываются в заключении со ссылками на устанавливающие данные правила положения Закона Курганской области от 8 октября 2004 года N 444 “О нормативных правовых актах Курганской области“ (далее - Закон “О нормативных правовых актах Курганской области“), а также могут обосновываться сложившимися традициями федерального правотворчества и правотворчества Курганской области.

17. При проведении правовой экспертизы нормативного правового акта (проекта) следует проверять наличие следующих элементов:

1) форма (вид) нормативного правового акта (проекта);

2) наименование органа государственной власти Курганской области (высшего должностного лица Курганской области), решением которого принят (принимается) нормативный правовой акт (проект);

3) название нормативного правового акта (проекта), в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию нормативного правового акта (проекта);

4) дата и место принятия и (или) подписания, номер нормативного правового акта (в проекте - наличие соответствующих полей для заполнения);

5) номер нормативного правового акта (в проекте - наличие соответствующего поля для заполнения);

6) полное наименование должности лица, уполномоченного на подписание нормативного правового акта;

7) указание на источник официального опубликования;

8) дата (срок) вступления в силу (при необходимости указания даты (срока) вступления в силу, не совпадающей с днем официального опубликования).

18. При оценке употребления юридических терминов рекомендуется анализировать следующее:

1) употребляется ли один и тот же термин в данном нормативном правовом акте (проекте) в одном и том же значении;

2) имеют ли термины общепризнанное значение;

3) обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в
федеральном законодательстве и законодательстве Курганской области.

19. При проведении анализа содержания нормативных правовых актов (проектов) на предмет соблюдения правил юридической техники могут быть также дополнительно использованы Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, изложенные в Письме Аппарата Государственной Думы Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N вн2-18/490 (в случае, если указанные рекомендации не противоречат правилам юридической техники, установленным Законом Курганской области “О нормативных правовых актах Курганской области“).

20. При проведении правовой экспертизы нормативного правового акта необходимо проводить оценку соблюдения порядка опубликования нормативного правового акта и вступления его в силу. В процессе правовой экспертизы проектов указанных актов следует обращать внимание на наличие положений, регулирующих вопросы опубликования и вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, и соответствие этих положений требованиям действующего законодательства.

В этих целях следует руководствоваться порядком опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, установленным Законом Курганской области “О нормативных правовых актах Курганской области“ (статьи 46 - 49, 51), Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 22 августа 2006 года N 286 “О порядке официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Администрации (Правительства) Курганской области, а также исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление“.

21. Необходимо иметь в виду, что нормативные правовые акты вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен соответствующим нормативным правовым актом.

При этом нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их
положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

22. При поступлении в Управление проекта о внесении изменений в ранее принятый нормативный правовой акт проводится:

1) оценка компетенции органа государственной власти Курганской области на внесение изменений в ранее принятый нормативный правовой акт;

2) правовая экспертиза изменяемого нормативного правового акта в редакции предусмотренных проектом изменений. В случае, если проект предусматривает внесение изменений в большое количество нормативных правовых актов, проводится правовая экспертиза каждого изменяемого нормативного правового акта;

3) оценка соблюдения правил юридической техники, а также положений статьи 27 Закона Курганской области “О нормативных правовых актах Курганской области“;

4) в случае, если проектом предусмотрено установление также самостоятельных норм права, проводится правовая экспертиза данных норм в соответствии с пунктом 5 настоящего Регламента.

23. При проведении правовой экспертизы проектов, предполагающих признание утратившими силу или отмену нормативных правовых актов, в обязательном порядке следует оценивать компетенцию органа государственной власти Курганской области, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены акта.

24. В случае выявления замечаний результаты правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов оформляются в виде заключений. Допускается оформление результатов правовой экспертизы иным образом (например, в виде информационного письма).

Заключение по результатам правовой экспертизы проекта может не составляться, если выявленные замечания могут быть устранены разработчиком проекта в рабочем порядке.

Содержание заключения должно быть точным, ясным, простым, лаконичным
и логически стройным. Необходимы последовательность изложения, умеренное использование причастных и деепричастных оборотов, отсутствие громоздких языковых конструкций, обоснованность представленных в заключении выводов, соответствие его текста правилам юридической техники.

25. В заключении недопустимо ограничиваться указанием номеров статей, пунктов федеральных нормативных правовых актов, которым соответствуют либо не соответствуют положения нормативного правового акта (его проекта). Содержание статей и пунктов федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Курганской области, на которые даются ссылки в заключении, должно быть раскрыто в нем с необходимой полнотой.

26. В заключении отражаются следующие сведения:

1) реквизиты нормативного правового акта (проекта), проходящего правовую экспертизу;

2) выявленные в ходе правовой экспертизы замечания в соответствии со структурой оценки, указанной в пункте 7 раздела II настоящего Регламента.

27. Выводы, содержащиеся в заключении, должны быть обоснованы ссылками на положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, Устава Курганской области, законов Курганской области, иных нормативных правовых актов Курганской области, а также судебных решений.

28. При наличии в нормативном правовом акте (проекте) несоответствий действующему законодательству, а также в случаях неполной и недостаточной реализации в нормативном правовом акте (проекте) правотворческой компетенции субъекта Российской Федерации в заключении указывается наличие названных несоответствий и пробелов, приводятся соответствующие положения федерального нормативного правового акта, нормативного правового акта Курганской области.

29. При составлении заключения о несоответствии нормативного правового акта (проекта) действующему законодательству следует наиболее точно описывать конкретные положения рассматриваемого акта (проекта), не соответствующие положениям Конституции Российской Федерации и (или) федеральным законам, а также иным нормативным правовым актам.

30. При описании норм нормативного правового акта (положений проекта) следует указывать:

1) положение (подпункт, пункт, абзац, статья, глава, параграф, раздел) нормативного правового акта (проекта), не соответствующее действующему законодательству, а также его содержание;

2) нарушенные положения действующего законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона и (или) иного акта) и изложение их содержания.

31. В случае, если вывод о несоответствии нормы правового акта (положения проекта) аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами действующего законодательства, необходимо указывать, каким именно из них не соответствует норма правового акта (положение проекта).

32. В случае выявления замечаний по результатам правовой экспертизы нормативных правовых актов Управление подготавливает предложения о необходимости разработки проектов в целях устранения этих замечаний.

33. По результатам рассмотрения предложений заместителем Губернатора Курганской области - руководителем аппарата Правительства Курганской области дается поручение органам исполнительной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление, структурным подразделениям аппарата Правительства Курганской области о разработке проектов и представлении их в Управление для проведения правовой экспертизы с указанием срока исполнения поручения.

34. В случае непредставления в установленный срок проекта Управление обеспечивает направление разработчику информационного письма за подписью первого заместителя Губернатора Курганской области об истечении установленного срока подготовки проекта и необходимости представления проекта в Управление для проведения правовой экспертизы.

Раздел III. Мониторинг изменений в системе

федеральных нормативных правовых актов

35. Мониторинг изменений в системе федеральных нормативных правовых актов (далее - мониторинг федерального законодательства) - процесс отслеживания изменений нормативного правового регулирования общественных отношений вследствие принятия, издания и вступления в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, судебных решений, требующих принятия, изменения и (или) признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов.

Мониторинг федерального законодательства проводится для обеспечения надлежащего качества правовой экспертизы нормативных правовых актов (проектов), муниципальных нормативных правовых актов, обеспечения законности указанных актов и своевременного информирования органов исполнительной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области о необходимости изменения правового регулирования на муниципальном уровне.

36. Деятельность по осуществлению мониторинга федерального законодательства включает в себя:

1) изучение содержания вновь принятых федеральных нормативных правовых актов на предмет выявления:

- ранее не установленных полномочий субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, требующих (предполагающих) принятия соответствующих нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов;

- изменений законодательства по вопросам, регулирование которых относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований;

2) выявление связанных с указанными федеральными актами по предмету и содержанию регулирования нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов;

3) предварительную проверку выявленных нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов, решение вопроса о необходимости проведения их правовой экспертизы;

4) проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов;

5) подготовка и направление информационных писем по результатам мониторинга федерального законодательства.

37. При проведении мониторинга федерального законодательства изучается содержание следующих принятых на федеральном уровне нормативных правовых актов:

1) федеральных конституционных законов;

2) федеральных законов;

3) актов Президента Российской Федерации;

4) актов Правительства Российской Федерации;

5) актов федеральных органов исполнительной власти.

38. В порядке мониторинга федерального законодательства проводится изучение:

1) официально опубликованных федеральных нормативных правовых актов;

2) принятых федеральных нормативных правовых актов, копии которых поступили в Правительство Курганской области в установленном порядке.

39. При проведении мониторинга федерального законодательства изучается содержание правовых актов, не являющихся нормативными:

1) решений Конституционного Суда Российской Федерации;

2) решений Верховного Суда Российской Федерации;

3) решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

40. Анализ решений судебных органов включает изучение судебной практики и выявление актов о признании указанными судами в пределах их компетенции несоответствующими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству:

1) положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, на которых основывается содержание нормативных правовых актов;

2) положений конституций, уставов, законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

41. Управление по результатам мониторинга федерального законодательства подготавливает предложения о разработке проектов, необходимых для устранения выявленных замечаний, в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Регламента.

В случае выявления по результатам мониторинга федерального законодательства вопросов, требующих урегулирования на уровне муниципальных образований, Управление обеспечивает направление информационных писем главам муниципальных районов (городских округов) Курганской области.

42. По результатам мониторинга федерального законодательства в Управлении два раза в месяц составляется информационная таблица (приложение 1).

В первой графе таблицы указываются реквизиты федерального нормативного правового акта, во второй графе приводятся реквизиты нормативных правовых актов, которые требуется (предполагается) изменить, признать утратившими силу, отменить в связи с принятием акта федерального законодательства, в третьей графе отражаются проекты, разработка и принятие которых требуется в связи с принятием акта федерального законодательства, в четвертой - указываются меры, принятые по результатам мониторинга, в пятой графе указывается срок, установленный для разработки соответствующего проекта (в случае проведения мониторинга принятого, но не вступившего в силу федерального нормативного правового акта срок устанавливается с учетом даты вступления акта в силу).

После таблицы дается список вновь принятых федеральных правовых актов, прошедших процедуру мониторинга, с которыми по предмету и содержанию правового регулирования нормативные правовые акты Курганской области не связаны.

43. Правовая экспертиза нормативных правовых актов по результатам мониторинга федерального законодательства проводится в срок, не превышающий месяца со дня официального опубликования соответствующего федерального нормативного правового акта или поступления в Управление копии принятого федерального нормативного правового акта с поручением о проведении мониторинга (если копия такого акта поступила до его официального опубликования).

Конкретные сроки проведения правовой экспертизы устанавливаются с учетом положений федеральных нормативных правовых актов о необходимости приведения в соответствие с ними нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Продление сроков проведения экспертизы допускается в исключительных случаях не более чем на месяц по решению начальника Управления, а в случае проведения мониторинга на основании поручения - по решению лица, отдавшего поручение.

IV. Мониторинг законодательства Курганской области

44. Мониторинг законодательства Курганской области представляет собой систематическую деятельность по оценке, анализу и обобщению информации о практике реализации органами государственной власти Курганской области нормотворческих полномочий, предоставленных федеральным законодательством, в одной или нескольких сферах правового регулирования с целью обеспечения их соответствия федеральным нормативным правовым актам, устранения пробелов правового регулирования, а также выработки иных предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Задачами мониторинга законодательства Курганской области является получение информации о состоянии законности нормативных правовых актов в соответствующей сфере правоотношений.

45. Мониторинг законодательства Курганской области проводится во исполнение поручений Правительства Курганской области, Губернатора Курганской области, первого заместителя Губернатора Курганской области, заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Правительства Курганской области, а также в соответствии с планами работы Управления.

46. Деятельность по осуществлению мониторинга законодательства Курганской области включает в себя:

1) изучение федерального законодательства в целях установления компетенции и перечня полномочий органов государственной власти Курганской области по нормативному правовому регулированию в рассматриваемой сфере правоотношений;

2) определение перечня нормативных правовых актов, которыми осуществляется правовое регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений;

3) проведение правовой экспертизы указанных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 7 раздела II настоящего Регламента. При этом дополнительно обращается внимание на наличие пробелов в системе действующего правового регулирования;

4) подготовка итогового документа по результатам мониторинга законодательства Курганской области.

47. При проведении комплексного мониторинга законодательства Курганской области (например, по реализации национальных проектов) следует учитывать результаты всех ранее проведенных мониторингов и обзоров по соответствующим отраслям законодательства и отражать работу по устранению ранее выявленных недо“татков на момент подготовки итогового документа по результатам мониторинга.

48. По итогам мониторинга законодательства Курганской области составляется справка, в которой отражается следующая информация:

1) введение (обоснование необходимости проведения мониторинга в соответствующей сфере общественных отношений);

2) анализ федерального законодательства в соответствующей сфере правового регулирования:

- предмет и состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений на федеральном уровне;

- тенденции развития отрасли законодательства;

- пробелы и коллизии в федеральном законодательстве;

- предложения по совершенствованию федерального законодательства;

3) анализ действующего законодательства Курганской области в соответствующей сфере общественных отношений с учетом результатов правовой экспертизы нормативных правовых актов в соответствующей сфере правового регулирования:

- количество действующих нормативных правовых актов в соответствующей сфере правового регулирования;

- оценка полноты реализации органами государственной власти Курганской области полномочий, предоставленных федеральным законодательством; пробелы в правовом регулировании на региональном уровне по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту;

- тенденции и динамика развития законодательства Курганской области;

- перечень действующих нормативных правовых актов в соответствующей сфере правового регулирования, в которых были выявлены несоответствия федеральному законодательству, с указанием характеристики выявленных нарушений, а также принимаемых в связи с этим мер;

- анализ наиболее типичных нарушений федерального законодательства в таких актах, а также возможных причин нарушений;

- анализ приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством за рассматриваемый период (в случае проведения периодических мониторингов);

4) выводы по результатам проведения мониторинга (краткий анализ состояния законодательства Курганской области в рассматриваемой сфере правового регулирования).

По мере необходимости структура и содержание информации могут быть изменены по решению начальника Управления, а в случае проведения мониторинга на основании поручения - по решению лица, отдавшего поручение.

49. По результатам мониторинга законодательства Курганской области Управление подготавливает предложения о разработке проектов, необходимых для устранения выявленных замечаний, в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Регламента.

Заместитель Губернатора

Курганской области -

руководитель аппарата

Правительства

Курганской области

А.Г.МАЗЕИН

Приложение 1

к Регламенту

проведения мониторинга нормативных

правовых актов, правовой экспертизы

нормативных правовых актов Курганской

области, их проектов в Правительстве

Курганской области

------------T------------------T--------------T--------------T-----------¬

¦Федеральные¦ Нормативные ¦ Проекты ¦Меры, принятые¦ Срок ¦

¦нормативные¦ правовые акты ¦ нормативных ¦по результатам¦разработки ¦

¦ правовые ¦ Курганской ¦правовых актов¦ мониторинга ¦ проекта, ¦

¦ акты ¦области, требующие¦ Курганской ¦ федерального ¦указанный в¦

¦ ¦ изменения, ¦ области, ¦ законода- ¦ поручении ¦

¦ ¦ признания ¦ которые ¦ тельства ¦ ¦

¦ ¦утратившими силу, ¦ необходимо ¦ ¦ ¦

¦ ¦ отмены ¦ разработать ¦ ¦ ¦

+-----------+------------------+--------------+--------------+-----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------------+--------------+--------------+-----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------+------------------+--------------+--------------+------------

Приложение 2

к Регламенту

проведения мониторинга нормативных

правовых актов, правовой экспертизы

нормативных правовых актов Курганской

области, их проектов в Правительстве

Курганской области

----------------T------------T---------------------T--------------------¬

¦ Федеральный ¦ Полномочия ¦Нормативные правовые ¦ Необходимость ¦

¦ нормативный ¦ субъектов ¦ акты Курганской ¦принятия, изменения,¦

¦ правовой акт ¦ Российской ¦области, реализующие ¦ признания ¦

¦ ¦ Федерации ¦ соответствующие ¦ утратившими силу, ¦

¦ ¦ ¦ полномочия ¦ отмены нормативных ¦

¦ ¦ ¦ ¦ правовых актов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ Курганской области ¦

+---------------+------------+---------------------+--------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+------------+---------------------+--------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+------------+---------------------+---------------------