Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Курганской области от 15.11.1999 N 622 “Об областной целевой Программе “Развитие земельной реформы в Курганской области на 1999 - 2002 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 1999 г. N 622

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ “РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ

РЕФОРМЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2002 ГОДЫ“

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 “О федеральной целевой программе “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы“ и в соответствии с Законом Курганской области от 22 июля 1996 г. N 64 “Об областных целевых программах“ постановляю:

1. Утвердить областную целевую программу “Развитие земельной реформы в Курганской области на 1999 - 2002 годы“ (прилагается).

2. Направить программу на рассмотрение в Курганскую областную Думу.

Глава Администрации

(Губернатор) Курганской области

О.А.БОГОМОЛОВ

Приложение

к Постановлению

Администрации Курганской области

от 15 ноября 1999
г. N 622

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 1999 - 2002 ГОДЫ“

ПАСПОРТ

областной целевой Программы

“Развитие земельной реформы в Курганской области

на 1999 - 2002 годы“

Наименование Программы - областная целевая программа “Развитие

земельной реформы в Курганской области на

1999 - 2002 годы“

Дата принятия решения - распоряжение Администрации области “О

о разработке создании рабочей группы по подготовке

Программы областной целевой (наименование

документа) программы “Развитие земельной

реформы в Курганской области на 1999 -

2002 годы“ от 03.08.99 N 194-р

Государственные - Комитет по земельным ресурсам и

заказчики Программы землеустройству Курганской области,

Департамент сельского хозяйства и

продовольствия области - по

соответствующему направлению

Разработчики Программы - Комитет по земельным ресурсам и

землеустройству Курганской области,

Департамент экономики, Департамент

сельского хозяйства
и продовольствия

Цели и задачи Программы - повышение эффективности использования

земли, создание условий для увеличения

социального, инвестиционного,

производительного потенциала земли и

превращение ее в самостоятельный фактор

экономического роста

Сроки и этапы реализации - 1999 - 2002 годы

Программы I этап - 1999 - 2000 гг.,

II этап - 2001 - 2002 гг.

Перечень основных - разработка и совершенствование

мероприятий Программы нормативной правовой базы регулирования

земельных отношений; создание механизма

реализации прав собственников земельных

долей;

- создание механизма, обеспечивающего

приватизацию городских земель при

приватизации государственных и

муниципальных предприятий и развитие

оборота земель в городах и других

поселениях;

- разграничение земель, находящихся в

федеральной, областной и муниципальной

собственности;

- создание механизма ипотечного

кредитования;

- создание системы автоматизированного

ведения государственного земельного

кадастра;

- совершенствование земельных платежей;

- проведение массовой оценки земель;

- картографическое, геодезическое и

землеустроительное обеспечение земельной

реформы;

- ведение мониторинга земель;

- создание денежного фонда охраны земель;

- проведение информационно -

разъяснительной работы среди населения;

- создание специализированного учебно -

консультационного пункта;

- подготовка и переподготовка кадров.

Объемы и источники (млн. руб.)

финансирования 1999 - 2002 гг. I этап II этап

Всего 83,5 19,15 64,35

в том числе

федеральный бюджет 21,8 7,35 14,45

областной бюджет 58,7 10,4 48,3

другие источники 3,0 1,4 1,6

(средства заказчиков)

Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав

результаты граждан свободно распоряжаться участком

реализации Программы земли и земельной долей под жестким

контролем государства;

- разграничение земель, находящихся в

федеральной, областной и муниципальной

собственности;

- создание рынка земли;

- развитие ипотеки земли и создание

благоприятных условий для инвестиций;

- эффективное и рациональное

использование земельных ресурсов;

- повышение поступлений от платежей за

землю в доходную часть бюджета области.

План основных мероприятий по реализации областной

целевой Программы “Развитие земельной реформы

в Курганской области на 1999 - 2002 годы“

----------------------------T--------------T---------------------¬

¦ Мероприятие ¦Исполнитель ¦Срок реализации ¦

¦ ¦ ¦мероприятия ¦

+---------------------------+--------------+---------------------+

¦ I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению ¦

¦ ¦

¦Порядок управления и ¦Облкомзем ¦после введения в ¦

¦распоряжения землями, ¦(подготовка ¦действие Федерального¦

¦находящимся в ¦проекта) ¦закона “О ¦

¦государственной и ¦ ¦государственных и ¦

¦муниципальной ¦ ¦муниципальных землях“¦

¦собственности ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Проект закона Курганской ¦Облкомзем ¦IV квартал 1999 года ¦

¦области “Об изъятии и ¦ ¦ ¦

¦предоставлении земель“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Создание специального ¦Облкомзем ¦после принятия ¦

¦денежного фонда охраны ¦(подготовка ¦соответствующего ¦

¦земель ¦проекта по- ¦постановления ¦

¦ ¦становления) ¦Правительства РФ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Предложения о внесении ¦Облкомзем ¦ежегодно ¦

¦изменений и дополнений ¦ ¦ ¦

¦в Закон Курганской области ¦ ¦ ¦

¦“О ставках налогов на ¦ ¦ ¦

¦территории Курганской ¦ ¦ ¦

¦области“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Подготовка рекомендаций ¦Облкомзем ¦первое полугодие ¦

¦по предоставлению льгот по ¦ ¦ ¦

¦налогообложению ¦ ¦2000 года ¦

¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦

¦предприятий, при аренде ¦ ¦ ¦

¦земель фонда ¦ ¦ ¦

¦перераспределения ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Проект постановления ¦Облкомзем ¦ежегодно ¦

¦Администрации области ¦ ¦ ¦

¦“О нормативной цене земли“ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+--------------+---------------------+

¦ II. Мероприятия по методическому и информационному обеспечению ¦

¦ ¦

¦Создание информационно - ¦Облкомзем, ¦первое полугодие ¦

¦консультационного центра ¦“Уралнии- ¦2000 года ¦

¦на базе Курганского ¦гипрозем“ (по ¦ ¦

¦предприятия ¦согласованию) ¦ ¦

¦“Уралниигипрозем“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Подготовка каталогов земель¦Облкомзем ¦первое полугодие ¦

¦Фонда перераспределения ¦“Уралнии- ¦2000 года ¦

¦ ¦гипрозем“ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Переход на новые формы ¦Облкомзем ¦первое полугодие ¦

¦кадастрового учета 2000 ¦ ¦ ¦

¦года ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация системы ¦Облкомзем, ¦первое полугодие ¦

¦информирования населения ¦Департамент ¦2000 года ¦

¦о наличии свободных ¦сельского ¦ ¦

¦земельных участков для ¦хозяйства и ¦ ¦

¦сельскохозяйственного ¦продовольствия¦ ¦

¦производства, жилищного ¦ ¦ ¦

¦строительства ¦ ¦ ¦

+---------------------------+--------------+---------------------+

¦ III. Мероприятия по организационному обеспечению ¦

¦ ¦

¦Подготовка распоряжения ¦Облкомзем ¦IV квартал 1999 года ¦

¦Администрации области ¦Департамент ¦ ¦

¦“О реализации ¦сельского ¦ ¦

¦Постановления ¦ ¦ ¦

¦Правительства РФ от ¦ ¦ ¦

¦25.08.99 хозяйства и ¦ ¦ ¦

¦продовольствия ¦ ¦ ¦

¦N 945 “О государственной ¦ ¦ ¦

¦кадастровой оценке земель“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация комплекса работ¦Облкомзем ¦ежегодно ¦

¦по землеустроительному ¦ ¦ ¦

¦обеспечению земельных ¦ ¦ ¦

¦преобразований ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Проведение инвентаризации ¦Облкомзем ¦ежегодно ¦

¦и уточнение списков ¦ ¦ ¦

¦плательщиков земельного ¦ ¦ ¦

¦налога и арендной платы ¦ ¦ ¦

¦за землю ¦ ¦ ¦

L---------------------------+--------------+----------------------

1. Введение

Областная целевая программа “Развитие земельной реформы в Курганской области на 1999 - 2002 годы“ (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 “О федеральной целевой программе “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы“ и Законом Курганской области от 22.07.96 N 64 “Об областных целевых программах“.

Законом РСФСР “О земельной реформе“, “Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР“, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. N 30, проведение земельной реформы намечалось в два этапа. Первый этап - закрепление за местными советами народных депутатов прав по распоряжению землей, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли. Второй этап - передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование и аренду гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Намеченные мероприятия выполнены не в полном объеме, не доведены до конца. Не создана стройная система земельного законодательства, рынок земли находится в начальной стадии развития, система налогообложения несовершенна, ухудшилось использование земель сельскохозяйственного назначения, снижается их плодородие, финансирование мероприятий по обеспечению земельной реформы (землеустройство, инвентаризация земель, ведение земельного кадастра) осуществляется по остаточному принципу.

Настоящей Программой предусматриваются мероприятия по развитию земельной реформы в области.

Заказчиками Программы являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области и Департамент сельского хозяйства и продовольствия - по соответствующему направлению.

Разработчиками Программы являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области, Департамент экономики и Департамент сельского хозяйства и продовольствия области.

2. Основные положения Программы

2.1. Основные итоги земельных преобразований в Курганской области в 1991 - 1998 годах

В ходе земельной реформы в области к 1999 году произошли значительные преобразования.

Земельный фонд Курганской области составляет 7148,8 тыс. га. В 1990 году земли сельскохозяйственного назначения в составе земельного фонда занимали 82%, на 01.01.1999 эта доля составила 60,3%. По землям населенных пунктов - 0,7% в 1990 году и 7,7% к началу 1999 года, по землям запаса соответственно 0,6% и 5,1%. В личном пользовании площадь земель увеличилась с 40,1 тыс. га до 62,8 тыс. га.

Проведена реорганизация 460 колхозов и совхозов. В результате 208,1 тысяч работников стали собственниками земельных долей на общей площади 3028,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Организовалось 3952 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано 285,0 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 499,5 тыс. га. Площадь земель, переданных в ведение сельских городских и поселковых органов власти, увеличилась с 50,9 тыс. га до 693,1 тыс. га.

Практически удовлетворена потребность населения области в земельных участках для садоводства, огородничества, животноводства. С 1991 года под коллективные сады было отведено 5,9 тыс. га (увеличение площади в 2,3 раза), для животноводческих коллективов - 5,6 тыс. га, для личных подсобных хозяйств и индивидуального жилищного строительства - 11,2 тыс. га.

Выданы документы, удостоверяющие права на землю 316 тыс. собственников землепользователей, землевладельцев и 195,5 тыс. собственников земельных долей.

Введена плата за пользование землей.

Формируется рынок земли. В основном это сделки с Земельными участками, предоставленными для садоводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. За 1998 год органами местного самоуправления предоставлено за плату в собственность 177 га земли. Совершено 2449 сделок купли - продажи земельных участков, кроме того, зарегистрировано 180 сделок дарения и оформлена передача по наследству 1597 земельных участков.

Начато создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.

Наряду с положительными результатами проведения земельной реформы в области, существует целый ряд недоработок и недостатков.

Отсутствие Земельного кодекса Российской Федерации обуславливает множество проблем в земельных отношениях.

Не произведено разграничение земель по уровням собственности (государственная федеральная, государственная областная, муниципальная).

Система налогообложения по ранее установленным ставкам и индексацией по годам устарела.

Растет недоимка земельных платежей. Средства от платы за землю зачастую расходуются не по целевому назначению.

В сельскохозяйственном производстве произошел спад, продуктивность сельскохозяйственных угодий снижается, тысячи гектаров выведены из сельскохозяйственного использования, происходит деградация и снижения плодородия почв.

Не создана система ипотечного кредитования.

Финансовое обеспечение земельной реформы осуществляется крайне плохо. Областной целевой программой “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Курганской области“ в 1998 году предусматривалось, за счет средств, поступающих от платежей за землю, на выполнение намеченных мероприятий освоить 31,2 млн. рублей, в том числе 7,1 млн. рублей из федерального бюджета, 16,7 млн. рублей из областного бюджета, 6,6 млн. рублей из местных бюджетов, и 0,8 млн. рублей за счет внебюджетных средств. Кроме того, на повышение плодородия почв из местных бюджетов было предусмотрено 13,6 млн. руб. и из областного бюджета 25% от суммы централизованных средств от земельного налога и арендной платы за землю. Анализ по итогам года показал, что из федерального бюджета средств не выделялось вообще, из областного бюджета на информационное обеспечение программы было выделено 3,4 млн. рублей из запланированных 11,1 млн. рублей (поступило в областной бюджет 6,7 млн. рублей). Из местных бюджетов израсходовано на инвентаризацию земель населенных пунктов 1,1 млн. рублей - инвентаризация выполнена в объеме около 40% от необходимой площади, хотя по нормативным правовым документам должна быть закончена в 1995 г. На повышение плодородия из местных бюджетов было израсходовано 1,8 млн. рублей. Из внебюджетных источников было профинансировано работ на сумму 1,2 млн. рублей.

2.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации.

Целями земельной реформы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих в основном завершить осуществление земельной реформы в Курганской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Основные направления земельной реформы на нынешнем этапе, осуществление которых является задачей Программы:

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание земельного рынка;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв, рациональное использование и охрана земель;

разграничение земель по уровням и видам собственности - федеральной, областной, муниципальной;

создание системы государственного земельного кадастра;

проведение массовой оценки земли.

Реализация Программы осуществляется в два этапа.

На I этапе (1999 - 2000 годы) осуществляются мероприятия правового, организационного, информационного и технологического характера.

На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся мероприятия направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

2.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами.

Программа конкретизирует и развивает положения областной программы “Стабилизация агропромышленного комплекса в Курганской области на 1999 - 2000 годы“, касающиеся земельной реформы.

Мероприятия настоящей Программы взаимоувязаны с мероприятиями, предусмотренными областной целевой программой “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Курганской области“ (далее именуется - программа АС ГЗК), утвержденной Решением областной Думы от 28.01.98 N 878, срок реализации которой заканчивается в 2000 году.

3. Система программных мероприятий

3.1. Стабилизация отношений собственности на землю.

Для реализации положений Конституции Российской Федерации, Закона Курганской области “О земле“ о многообразии форм собственности на землю необходимо осуществление следующих мероприятий:

проведение разграничения земель Курганской области на земли федеральной, областной и муниципальной собственности;

продолжение работ по инвентаризации, межеванию и закреплению на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан;

установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

3.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю.

Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю подразумевает:

обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;

обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством порядке законно используемую ими землю;

обеспечение собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается законодательством);

3.3. Развитие рынка земли.

Становление и развитие рынка земли обеспечивается реализацией ряда государственных мероприятий:

переход на аукционный и конкурсный принцип продажи свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

развитие ипотечного кредитования;

информационное обеспечение земельного рынка.

Государственная политика по развитию оборота земли направлена на установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота, повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях, расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг, создание системы ведения государственного земельного кадастра.

3.4. Совершенствование системы земельных платежей.

В настоящее время исчисление земельного налога осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О плате за землю“. Существующая система несовершенна по многим причинам, это и значительная разница между ставками земельного налога на земли одинакового назначения, с одной стороны, и одинаковые ставки для земельных участков, находящихся в различных условиях - с другой, отсутствие гибкости, зависимости ставок от целого ряда условий: местоположения участка, наличия инфраструктуры, степени благоустройства, экологической обстановки и других.

Для совершенствования системы платежей за землю Программа предполагает:

проведение работ по массовой оценке земель;

переход на исчисление ставок земельного налога от нормативной стоимости земельного участка.

3.5. Земельные преобразования в сельской местности. Повышение плодородия почв.

Экономическая ситуация в аграрном секторе в целом, обуславливает проблемы перераспределения земель и их рационального использования в области. Подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий и граждан оказались не подготовленными к аграрной и земельной реформам. Реорганизация колхозов и совхозов и наделение земельными долями их работников, а также работников социальной сферы и пенсионеров, породила множество проблем по востребованию долей и распоряжению ими. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю“ решил часть этих проблем, но остался открытым вопрос об ответственности руководителей сельскохозяйственных предприятий за отказ в заключении договоров аренды с собственниками земельных долей, особенно с работниками социальной сферы и пенсионерами. Остро стоит в области вопрос об использовании пашни и снижении плодородия почв. Наличие большого количества сельскохозяйственных угодий - на одного сельского жителя в 1990 году приходилось 8,9 га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 6,0 га, не считая приусадебных земель (для сравнения в Челябинской области соответственно 7,0 и 5,0 га, в Тюменской - 6,7 и 3,4 га), является одной из причин не слишком бережного к ним отношения. В настоящее время по разным причинам не обрабатывается 476,9 тыс. га пашни. Из них порядка 100 тыс. га занимают земли, ежегодная обработка которых, в связи с низким естественным плодородием, нецелесообразна и необходимо выполнить залужение их или перевести в менее ценные угодья.

С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо осуществить комплекс мероприятий:

использование средств от земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, остающихся в распоряжении муниципальных образований, только для нужд собственников, пользователей, владельцев этих земель, в соответствии с Федеральным законом “О плате за землю“;

установление жесткого контроля и ответственности за целевое использование средств от платежей за землю на всех уровнях;

подготовка предложений по установлению льгот по налогообложению земель фонда перераспределения, передаваемых в аренду сельскохозяйственным предприятиям и гражданам, с целью полного их использования;

организация системы информирования граждан и юридических лиц о наличии свободных площадей земли для сельскохозяйственного производства;

выделение доли средств в областном бюджете на мероприятия по повышению плодородия почв в размере 25% от суммы поступающих отчислений от платежей за землю. За счет этих средств финансировать разработку проектов мероприятий, обеспечивающих повышение плодородия почв и частично выполнение самих мероприятий.

Мероприятия по повышению плодородия почв выполняются и финансируются в рамках программы “Повышение плодородия почв Курганской области“.

3.6. Земельные преобразования в городах и других поселениях.

Земельный налог и арендная плата за земли городов и поселков области составляет 80% от общей расчетной суммы земельных платежей. Поэтому очень важно правильно провести зонирование городских, поселковых территорий и установить реальную (кадастровую) стоимость и налогообложение земельных участков. Земля сельских поселений, в настоящее время, имеет очень низкие ставки земельного налога, что далеко не везде соответствует экономической оценке. Земельные преобразования в городах и других поселениях, в рамках программы, направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание условий для реализации инвестиционного потенциала земель, для чего необходимо выполнить следующие мероприятия:

закончить инвентаризацию земель поселений;

на основе материалов инвентаризации и утвержденной градостроительной документации выявить земли, не предназначенные для обеспечения государственных, муниципальных и общественных нужд, для продажи на аукционах или конкурсах, в первую очередь для индивидуального жилищного строительства и для реализации инвестиционных проектов;

обеспечить информированность населения о наличии земельных участков.

3.7. Ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами; установления всех видов платежей за землю, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли.

Ведение государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с Законом Курганской области “О государственном земельном кадастре Курганской области“ и областной целевой программой АС ГЗК.

Основными мероприятиями Программы в этой части являются:

завершение кадастрового зонирования территории области с целью присвоения земельным участкам кадастровых номеров;

переход на новые формы кадастрового учета, обеспечивающие единый порядок ведения государственного земельного кадастра;

продолжение работ по информационному обеспечению автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (кадастровые съемки, почвенное обследование и другие работы);

формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях областной и муниципальной собственности;

организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами;

завершение создания земельно-информационного банка данных;

завершение создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра.

3.8. Информационно - консультационное обеспечение Программы.

В средствах массовой информации Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области намечено проводить систематическое информирование населения о сущности и ходе проводимой земельной реформы, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, федеральном и областном законодательстве. Для оказания помощи гражданам и юридическим лицам Программой предусматривается создание информационно - консультационного центра на базе Курганского предприятия “УралНИИгипрозем“ (на базе этого предприятия ранее образованы “Областной кадастровый центр“ и “Агентство по оценке земли“), задачей которого будет оказание консультационной и правовой помощи, оформление необходимых документов при заключении сделок с земельными участками, проведение оценки конкретных земельных участков, а также осуществление других операций.

3.9. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению.

Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:

выявление неиспользуемых земель, подготовка каталогов земель фонда перераспределения;

разработка землеустроительных проектов перераспределения земель;

разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства на основе экологоландшафтной системы земледелия;

составление дежурных карт ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель;

разработка мероприятий по защите земель от деградации;

уточнение и вынесение в натуру черты городских и сельских поселений;

установление статус“ и границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;

3.10. Мониторинг земель.

Большая степень распаханности территории в сочетании со сложными природнохозяйственными факторами, сильное антропогенное воздействие в большой степени изменили естественные природные процессы и привели к деградации почвенного и растительного покрова на значительных площадях.

Из 4484,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий области 548,0 тыс. га являются эрозионноопасными, в том числе эродированых 103,4 тыс. га, засоленных и с солонцовыми комплексами - 1521,1 тыс. га, переувлажненных и заболоченных - 775,4 тыс. га, содержание гумуса в почве неуклонно снижается.

В целях своевременного выявления изменения состояния земель и принятия мер по предотвращению последствий негативных процессов Программой предусматривается создание системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

3.11. Усиление контроля за использованием и охраной земель.

Контроль за использованием и охраной земель осуществляется с начала земельной реформы. Сохраняется высокий уровень таких фактов нарушения земельного законодательства, как самовольное занятие земель, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.

Это обусловлено несовершенством нормативной правовой базы. На первом этапе реализации программы предусматривается:

упорядочение взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель и органов прокуратуры, внутренних дел путем проведения совместных комплексных проверок;

создание специального денежного фонда охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально - технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель;

улучшение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель.

4. Правовое обеспечение Программы

Проводимые мероприятия регулируются федеральным законодательством, Законами Курганской области “О земле“, “О государственном земельном кадастре Курганской области“, “О землеустройстве“.

В целях упорядочения вопросов управления земельными ресурсами в Курганской области Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области разработан проект Закона “О порядке изъятия и предоставления земель в Курганской области“.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Затраты на мероприятия, связанные с проведением земельной реформы, составляют 83,5 млн. рублей и делятся на следующие виды:

капитальные вложения - не планируются;

научно - исследовательские

и опытно - конструкторские

работы - не планируются;

прочие нужды - 83,5 млн. рублей.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из федерального бюджета, бюджета Курганской области и внебюджетных источников.

Расходы из федерального бюджета приняты по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике - государственным заказчиком - координатором одноименной федеральной целевой программы.

Затраты из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы определены исходя из расчетной суммы отчислений в областной бюджет от земельных платежей. За счет этих же средств предусмотрено финансирование программы АС ГЗК, срок реализации которой заканчивается в 2000 году. Мероприятия программы АС ГЗК и настоящей Программы в значительной части землеустроительных и других работ по обеспечению кадастрового учета земель совпадают. Приоритет имеет настоящая Программа, так как она охватывает гораздо больший круг вопросов и совершенствование ведения государственного земельного кадастра является одной из ее задач. Учитывая вышеизложенное, а также для лучшей координации выполнения комплекса работ по оценке земель, землеустроительному обеспечению, инвентаризации земель, предлагается часть средств -10,4 млн. рублей из 24,0 млн. рублей, предусмотренных программой АС ГЗК на 2000 год, перевести на тот же год в настоящую Программу.

За счет средств федерального бюджета будет выделено 21,8 млн. рублей, или 26,1%, за счет средств областного бюджета - 58,7 млн. рублей, или 70,3%, за счет других источников будет выделено - 3,0 млн. рублей, или 3,6% общего объема затрат.

Кроме того, рекомендуется органам местного самоуправления выделить, за счет средств от платы за землю 82,5 млн. рублей на выполнение мероприятий по инвентаризации, картографированию и межеванию земель, повышению плодородия и другие работы.

Из федерального бюджета средства направляются на прочие нужды для финансирования следующих мероприятий:

картографо-геодезическое обеспечение учета федеральных земель - 18,0 млн. рублей;

оценка земель - 0,3 млн. рублей;

землеустроительные работы - 3,5 млн. рублей;

Из областного бюджета средства будут направлены на:

картографо-геодезическое обеспечение учета земель - 19,6 млн. рублей;

оценка земель - 8,1 млн. рублей;

землеустроительные работы - 2,6 млн. рублей;

инвентаризация земель - 26,9 млн. рублей;

мониторинг земель - 0,7 млн. рублей;

информационно - консультативную деятельность - 0,2 млн. рублей;

подготовка кадров - 0,6 млн. рублей;

На финансирование мероприятий Программы на I этапе будет направлено 19,15 млн. рублей, на II этапе - 64,35 млн. рублей, в том числе, выполняемых за счет средств федерального бюджета соответственно 7,35 млн. рублей и 14,45 млн. рублей, за счет средств областного бюджета - 10,4 млн. рублей и 48,3 млн. рублей. В 1999 году выполнение работ будет осуществляться только за счет внебюджетных источников, в связи с разными сроками принятия бюджета и Программы.

Затраты на реализацию мероприятий Программы и источники финансирования приведены в таблице 1.

Таблица 1

млн. руб.

-------------------------------T------------T--------------------¬

¦ Показатели ¦Всего 1999 -¦В том числе по годам¦

¦ ¦2002 гг. +------T------T------+

¦ ¦ ¦ 1999 ¦ 2000 ¦2001 -¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦2002 ¦

+------------------------------+------------+------+------+------+

¦Всего по программе ¦ 83,5 ¦ 0,6 ¦ 18,55¦ 64,35¦

¦Из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Федеральный бюджет ¦ 21,8 ¦ ¦ 7,35¦ 14,45¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦прочие нужды ¦ 21,8 ¦ ¦ 7,35¦ 14,45¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Областной бюджет ¦ 58,7 ¦ ¦ 10,4¦ 48,3 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦прочие нужды ¦ 58,7 ¦ ¦ 10,4¦ 48,3 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Другие источники ¦ 3,0 ¦ 0,6 ¦ 0,8¦ 1,6 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦прочие нужды ¦ 3,0 ¦ 0,6 ¦ 0,8¦ 1,6 ¦

+------------------------------+------------+------+------+------+

¦ Рекомендуется органам местного самоуправления ¦

¦ ¦

¦За счет местных бюджетов ¦ 82,5 ¦17,2 ¦ 20,3¦ 45,0 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦прочие нужды ¦ 82,5 ¦17,2 ¦ 20,3¦ 45,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(из них на повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦плодородия почв) ¦ 53,0 ¦12,0 ¦ 12,0¦ 29,0 ¦

L------------------------------+------------+------+------+-------

Сводный финансовый расчет затрат на реализацию Программы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сводный финансовый расчет затрат

на реализацию областной целевой программы

“Развитие земельной реформы в Курганской области

на 1999 - 2002 годы“

млн. руб.

--T---------------T-------------------T--------T-----------------¬

¦N¦Разделы ¦ Показатели ¦Всего ¦В том числе ¦

¦ ¦программы, ¦ ¦1999 - +-----T-----T-----+

¦ ¦мероприятия ¦ ¦2002 гг.¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦2002 ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦1¦Массовая оценка¦Всего по программе ¦ 8,4 ¦ - ¦ 1,25¦ 7,15¦

¦ ¦земель ¦Федеральный бюджет ¦ 0,3 ¦ - ¦ 0,15¦ 0,15¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 0,3 ¦ - ¦ 0,15¦ 0,15¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 8,1 ¦ - ¦ 1,1 ¦ 7,0 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 8,1 ¦ - ¦ 1,1 ¦ 7,0 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦2¦Мониторинг ¦Всего по программе ¦ 0,7 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,6 ¦

¦ ¦земель ¦Федеральный бюджет ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 0,7 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,6 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 0,7 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,6 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦3¦Землеустрои- ¦Всего по программе ¦ 7,1 ¦ 0,2 ¦ 2,1 ¦ 4,8 ¦

¦ ¦тельные работы ¦Федеральный бюджет ¦ 3,5 ¦ - ¦ 1,2 ¦ 2,3 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 3,5 ¦ - ¦ 1,2 ¦ 2,3 ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 2,6 ¦ - ¦ 0,6 ¦ 2,0 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 2,6 ¦ - ¦ 0,6 ¦ 2,0 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ 1,0 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,5 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 1,0 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,5 ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦4¦Инвентаризация ¦Всего по программе ¦ 27,5 ¦ 0,2 ¦ 8,2 ¦19,1 ¦

¦ ¦земель ¦Федеральный бюджет ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 26,9 ¦ - ¦ 8,0 ¦18,9 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 26,9 ¦ - ¦ 8,0 ¦18,9 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ 0,6 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 0,6 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦

¦ ¦ ¦Кроме того, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦рекомендуется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦органам местного ¦ 26,7 ¦ 4,6 ¦ 7,1 ¦15,0 ¦

¦ ¦ ¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦выделить из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦местного бюджета за¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦счет средств от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦платы за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦5¦Информационно -¦Всего по программе ¦ 0,2 ¦ - ¦ - ¦ 0,2 ¦

¦ ¦консультативная¦Федеральный бюджет ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦деятельность ¦прочие нужды ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 0,2 ¦ - ¦ - ¦0,2 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 0,2 ¦ - ¦ - ¦0,2 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦6¦Картографо - ¦Всего по программе ¦ 39,0 ¦ 0,2 ¦ 6,9 ¦31,9 ¦

¦ ¦геодезические ¦Федеральный бюджет ¦ 18,0 ¦ - ¦ 6,0 ¦12,0 ¦

¦ ¦работы ¦прочие нужды ¦ 18,0 ¦ - ¦ 6,0 ¦12,0 ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 19,6 ¦ - ¦ 0,6 ¦19,0 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 19,6 ¦ - ¦ 0,6 ¦19,0 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ 1,4 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,9 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 1,4 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,9 ¦

¦ ¦ ¦Кроме того, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦рекомендуется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦органам местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦выделить из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦местного бюджета за¦ 3,8 ¦ 0,6 ¦ 1,2 ¦ 2,0 ¦

¦ ¦ ¦счет средств от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦платы за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦7¦Подготовка ¦Всего по программе ¦ 0,6 ¦ - ¦ - ¦ 0,6 ¦

¦ ¦кадров ¦Федеральный бюджет ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 0,6 ¦ - ¦ - ¦ 0,6 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 0,6 ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,6 ¦

+-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+-----+

¦ ¦ИТОГО ¦Всего по программе ¦ 83,5 ¦ 0,6 ¦18,55¦64,35¦

¦ ¦ ¦Федеральный бюджет ¦ 21,8 ¦ - ¦ 7,35¦14,45¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 21,8 ¦ - ¦ 7,35¦14,45¦

¦ ¦ ¦Областной бюджет ¦ 58,7 ¦ - ¦10,4 ¦48,3 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 58,7 ¦ - ¦10,4 ¦48,3 ¦

¦ ¦ ¦Другие источники ¦ 3,0 ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 1,6 ¦

¦ ¦ ¦прочие нужды ¦ 3,0 ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 1,6 ¦

¦ ¦ ¦Кроме того, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦рекомендуется ¦ 82,5 ¦17,2 ¦20,3 ¦45,0 ¦

¦ ¦ ¦органам местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦выделить из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦местного бюджета за¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦счет средств от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦платы за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-+---------------+-------------------+--------+-----+-----+------

6. Организация управления и контроля за ходом

реализации Программы

Мероприятия Программы реализуются:

государственными заказчиками путем организации работ и распределения, ежегодно выделяемых средств, среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров;

Администрацией области путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств областного бюджета и осуществления контроля за их целевым использованием.

Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения конкурсов в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий.

Государственные заказчики ежегодно направляют в Администрацию области согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, которые включаются в проект областного бюджета.

Государственный заказчик - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области ежегодно, до 25 января, представляет в Администрацию области отчет о ходе реализации Программы.

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Курганской области “Об областных целевых программах“ N 64 от 22.07.1996.

7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность

реализации программных мероприятий

Учитывая, что настоящая Программа не является инвестиционным проектом, а имеет цель - создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, эффективность Программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также положительными изменениями в социальной и экологической сферах.

Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство.

Совершенствование системы налогообложения и завершение инвентаризации земель позволят увеличить поступление платежей за землю.

Развитие рынка земли в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства.

Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним, повышению плодородия почв, снижению действия факторов, приводящих к деградации сельскохозяйственных угодий.

Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий, предусмотренных Программой - 1,1 млрд. рублей. Расчет экономической эффективности проведения земельной реформы приведен в бизнес - плане.

Государственный заказчик - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области вправе, в случае недостаточного финансирования Программы, вносить предложение о продлении срока действия Программы.

Заместитель Главы Администрации

(Губернатора) Курганской области -

Руководитель Аппарата -

управляющий делами

В.М.ДОСТОВАЛОВА