Законы и постановления РФ

Решение Курганской городской Думы от 15.04.1998 N 64 “Об отчете о работе Администрации города Кургана за 1997 год“

Утратил силу в связи с принятием Решения Курганской городской Думы от 05.10.2005 N 242.

КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 1998 г. N 64

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА КУРГАНА ЗА 1997 ГОД

На основании ст. 23.2.17 Устава города Кургана Курганская городская Дума решила:

1. Принять к сведению “Отчет о работе администрации города Кургана за 1997 год“.

2. Опубликовать “Отчет о работе Администрации города Кургана за 1997 год“ в газете “Курган и курганцы“.

Мэр города Кургана

А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА ЗА 1997 ГОД

Управление хозяйством города Кургана осуществляется на основе единой общегородской социально - экономической политики по обеспечению устойчивой работы городского хозяйства, сохранению объемов и качества жилищно-коммунальных, транспортных и
других услуг населению города, а также реализации конституционных гарантий граждан на образование, здравоохранение, развитие культуры.

Начало 1997 года было для города очень сложным. Прибыль, полученная предприятиями и организациями на душу населения с 1991 года, к началу 1997 года снизилась с 5,4 млн. рублей до 1,2 млн. руб. (в ценах 1996 года). Удельный вес убыточных предприятий к началу 1997 года возрос с 4,5% до 60%. В результате платежного кризиса и убыточности экономики Кургана практически была прекращена инвестиционная активность предприятий. Продолжающийся спад производства сокращал розничный товарооборот, способствовал росту цен и дальнейшему падению жизненного уровня населения.

Эта ситуация определила сложность формирования городского бюджета на 1997 год и его крайне напряженное исполнение. Поэтому администрация города в этой работе ставила перед собой две цели: во - первых, увеличение доходной части бюджета как основы жизнеобеспечения городского населения и, во-вторых, рациональное использование имеющихся бюджетных средств.

В 1997 году бюджет города был исполнен по доходам в сумме 610,9* млрд. рублей (на 105%), в том числе 24,0 млрд. рублей составили заемные средства, подлежащие возврату. Основными доходными источниками бюджета были поступления подоходного налога с физических лиц (32%), налога на имущество предприятий (18%), налога на добавленную стоимость (17%).

Расходы бюджета исполнены на сумму 647,4 млрд. рублей (на 101%).

Основная часть доходов бюджета - 295 млрд. рублей (47%) - была направлена на финансирование социальной сферы города, в том числе на образование - 159,0 млрд. рублей, здравоохранение - 74 млрд. рублей, на социальную политику - 57,0 млрд. рублей.

На содержание муниципального предприятия городского пассажирского транспорта направлено 45 млрд. рублей, на содержание дополнительной численности милиции общественной безопасности - 9 млрд.
рублей.

Капитальные вложения за счет средств городского бюджета составили 57,1 млрд. рублей, это в 2,1 раза больше, чем в 1996 году.

Неплатежеспособность предприятий (а с убытками сработало почти каждое второе предприятие города) создавала напряженность при расчетах с городским бюджетом.

При общей сумме поступлений налогов в бюджет города 591,0 млрд. рублей только 218,0 млрд. поступило денежными средствами (36%), остальная сумма 373 млрд. рублей (64%) поступила в порядке проведения взаимозачетов.

В 1997 году из городского бюджета полностью погашена задолженность за теплоэнергию в результате проведения взаимозачетов через АО “Тюменьэнерго“ на сумму 47,0 млрд. рублей.

Общая задолженность бюджета по состоянию на 01.01.98 составила 182 млрд. рублей, по сравнению с началом 1997 года она увеличилась на 25,0 млрд. рублей, в основном в связи с проведением большего, чем в прошлом году, ремонта школ, детских дошкольных учреждений и решения других городских проблем.

В то же время недоимка по уплате налогов в бюджет города за год увеличилась на 127,0 млрд. рублей, на 1 января 1998 года она составила 402 млрд. рублей (с учетом пеней и штрафов).

Несмотря на трудности исполнения бюджета, его дефицит, утвержденный на 1997 год в размере 46 млрд. рублей, перекрыт на 100%. Этому в немалой степени способствовало то, что еще при формировании бюджета администрацией города были определены мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Реализуя их, администрация города ввела порядок формирования и размещения муниципального заказа на конкурсной основе. Всего в течение года проведено 10 конкурсов по закупке товаров, предоставлению работ и услуг для муниципальных нужд города, в которых участвовало 25 претендентов. По результатам конкурсов заключено 15 контрактов на общую сумму 34,8 млрд. рублей. Сокращение
расходов бюджетных средств составило около 3,5 млрд. рублей.

С целью сокращения бюджетного дефицита для решения отдельных городских проблем привлекались внебюджетные средства.

Так, например, для проведения работ по ремонту муниципальных дорог были привлечены средства дорожного фонда и средства от компенсации ущерба от проезда большегрузного транспорта по городу.

Департаментом социальной политики привлечено около 5,0 млрд. рублей внебюджетных средств, направленных на льготы по оказанию платных услуг населению.

Для усиления контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств предприятиями и учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, в структуре администрации города в 1997 году было создано контрольное управление. По итогам ревизий, проведенных управлением, возвращено в городской бюджет 1310 млн. рублей, использованных хозяйствующими субъектами не по целевому назначению.

С целью прекращения спада в отраслях материального производства, а также заботясь о росте поступления текущих платежей в бюджет, администрация города использует все возможности, чтобы помочь предприятиям города выжить в условиях, когда практически каждое из них убыточно.

Одним из способов поддержки промышленных предприятий является сокращение доли затрат предприятий на содержание объектов жилищно-коммунального и социально - культурного назначения, прием таких объектов в муниципальную собственность.

Решениями Курганской городской Думы разрешено предприятиям использовать часть задолженности по сбору на уборку территорий города, начисленные пени и штрафы за неуплату данного сбора, а также пени и штрафы по другим налогам в городской бюджет - на снос ветхого и аварийного жилья, находящегося на балансе предприятий.

Совместно с Советом директоров разработан механизм заключения налоговых соглашений с администрацией города, обеспечивающих прирост объемов производства, рост средней заработной платы на предприятиях, создание дополнительными рабочих мест и повышение уровня рентабельности. Заключено соглашение о взаимных обязательствах между администрацией города и АКО
“Синтез“.

Такая целенаправленная индивидуальная работа администрации города и руководителей предприятий позволила уже в 1997 году открыть в Кургане 3780 рабочих мест, на 1934 человека сократить количество безработных.

Более благоприятно выглядит и динамика инфляции. Индекс потребительских цен за 1997 год увеличился на 15,6%, в 1996 году рост составлял 24,6%, в 1995 году - 2,45 раза, а в 1994 году - 3,4 раза.

Среднедушевой доход населения в 1997 голу приблизился к 300 тысячам рублей и возрос против уровня 1996 года на 15%.

Основной источник доходов населения - заработная плата в среднем по городу составила 889,2 тыс. рублей, обеспечен ее рост к уровню прошлого года на 28,4 процента.

Впервые Курганской городской Думой и администрацией города разработана и принята программа поддержки малого предпринимательства на 1997 - 1998 годы, в которой предусмотрены мероприятия, направленные на формирование благоприятных условий развития предприятий малого и среднего бизнеса.

Создан координационный Совет предпринимателей при администрации города, одно из направлений деятельности которого - осуществление взаимодействия с департаментами, комитетами, управлениями, отделами администрации города и муниципальными образованиями по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства.

По состоянию на 01.01.1998 (по данным городской налоговой инспекции) в городе зарегистрировано 3622 юридических лица, относящихся к предприятиям малого предпринимательства, в том числе в машиностроении и металлообработке - 76, в деревообрабатывающей промышленности - 9, в легкой промышленности - 26, в пищевой - 20, 32% занимаются торговлей и посреднической деятельностью, Из всех зарегистрированных действительно функционирует половина предприятий, 28,2%, из них - рентабельны.

В результате реорганизации в структуре администрации города был создан в 1997 году лицензионно - регистрационный отдел.

С момента реорганизации проведена большая работа по приведению нормативной базы в
соответствие с действующим законодательством и с учетом интересов предпринимателей.

Так, сроки регистрации и выдачи лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией и пивом, товарами, облагаемыми акцизами, сокращены в 3 раза и составляют не более 10 дней.

Сроки регистрации юридических лиц сокращены до 6 рабочих дней, а предпринимателей - до 3 рабочих дней.

Внимание к проблемам предпринимательства и малого бизнеса позволило улучшить управляемость в сфере услуг и потребительского рынка, начать регулирование процесса становления этого сегмента рынка, к ликвидации его стихийности.

Если в 1993 году количество предпринимателей, получивших свидетельство на предпринимательскую деятельность, составляло по городу 2950 человек, то по состоянию на 01.01.98 - 22267 предпринимателей, т.е. их число возросло более чем в 7,5 раза.

В настоящее время на территории города кроме развернутой стационарной сети торговли (около 700 магазинов) организован 31 микрорынок - 1200 оборудованных мест, работает 6 крытых рынков - 2500 торговых мест.

Кроме этого, размещено 352 киоска и павильона.

Расширение сферы услуг потребительского рынка потребовало от администрации города Кургана дополнительной разработки нормативных документов по упорядочению торговли в городе Кургане, ряда организационных мер.

В целях недопущения роста цен на социально значимые продукты питания и услуги в 1997 году предоставлены льготы по арендной плате и по уплате разового сбора за право торговли 56 предприятиям и 150 частным предпринимателям, реализующим хлеб, молоко, овощи, оказывающим бытовые услуги населению.

В течение года проводилась определенная работа по наведению порядка на микрорынках города. Произведен перенос микрорынка с ул.Красина к ДКЖ, расширены микрорынки “Первомайский“, “Некрасовский“, “Кузнецовский“ (около 100 торговых мест дополнительно), с заменой лотков, асфальтированием территории, установкой ограждений, туалетов, организацией стоянок для автомобилей. Начаты работы по оборудованию нового микрорынка
у магазина “Детский мир“. Открыт туалет и камера хранения на микрорынке “Юбилейный“. Выполнено согласование по оборудованию дополнительных мест для садоводов на весенне - летний период на городских микрорынках.

Установлены павильоны на цветочном микрорынке у горсада.

Всего направлено на оборудование, благоустройство микрорынков 1,8 млрд. руб., или 12,7% от общей суммы разового сбора за право торговли (сумма сбора 14,2 млрд. руб.).

Администрацией города утверждена схема размещения объектов мелкорозничной сети, предусматривающая постепенную замену существующих киосков на новые павильоны, которые соответствовали бы современным эстетическим, санитарным, архитектурным требованиям. Уже сегодня приняты в эксплуатацию 11 таких павильонов и 3 остановочных комплекса. Кроме этого, под предприятия сферы услуг переведено 65 квартир на первых этажах домов.

Муниципальная собственность

В настоящее время, когда остро стоит вопрос о доходной части городского бюджета, администрация города считает главным резервом в ее увеличении повышение эффективности от использования муниципальной собственности: земли, зданий и сооружений, ценных бумаг, движимого имущества.

На базе муниципального имущества создано 72 муниципальных предприятия и 210 муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения.

В виде платы за пользование муниципальным имуществом в 1997 году в городской бюджет от них поступило 14,3 млн. рублей.

В муниципальной собственности находится 630 помещений нежилого фонда общей площадью 599,2 тыс. кв. м, из них 450 помещений передано в аренду юридическим лицам и частным предпринимателям.

Для увеличения поступления в городской бюджет, учитывая престижность расположения объектов недвижимости в центральной части города (улицы Ленина, Гоголя, К. Мяготина, Куйбышева), решением Курганской городской Думы введен повышенный коэффициент зональности, применяемый при расчете арендной платы.

Всего в городской бюджет от арендной платы за помещения поступило 10,5 млрд. рублей.

В состав движимого муниципального имущества входит торговое оборудование,
швейное оборудование, предметы бытового проката. В 1997 году за движимое имущество, переданное в аренду по договорам, внесено в бюджет 40,6 млн. рублей.

Для контроля за рациональным использованием и с целью упорядочения нормативно - правовой базы подготовлено и утверждено Положение о землях муниципальной собственности города Кургана. Начата работа по проверке документов на пользование земельными участками, на которых расположены объекты муниципальной собственности.

Для своевременного учета землепользователей, занимающих часть нежилого помещения муниципальной собственности, для упрощения процедуры оформления договоров аренды нежилого помещения и условной земельной доли разработан новый порядок прохождения документов в департаменте муниципальной собственности и единая форма договора. Это позволяет сократить сроки оформления договоров (вместо двух договоров на аренду нежилого помещения и аренду условной земельной доли оформляется один) и контролировать одновременно аренду помещения и условной земельной доли.

За 1997 год из начисленной арендной платы за землю в сумме 18,3 млн. рублей фактически поступило 42,6%, по сравнению с 1996 годом поступления увеличились в 1,7 раза.

Департамент муниципальной собственности администрации города является акционером 8 акционерных обществ, владельцем акций на сумму 1391,6 млн. рублей. За период с 1993 по 1997 год в городской бюджет перечислено дивидендов на сумму 1073,7 млн. рублей.

Удельный вес доходов от использования муниципального имущества в доходной части бюджета составил в 1997 году только 2,2%.

Таким образом, главным резервом пополнения доходной части бюджета для администрации города является повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Жилищно - коммунальное хозяйство

Одним из основных направлений в работе администрации города в 1997 году было сохранение для населения необходимого уровня жилищно-коммунальных и других жизненно важных услуг.

В начале 90-х годов начато реформирование жилищно-коммунального хозяйства, и если на первом этапе
оно происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг то в нынешних условиях внимание сосредоточено на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, снижении затрат предприятий, производящих эти услуги, при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.

За 1997 год за субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг обратилось 2268 семей. Сумма субсидии в среднем на одну семью в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг составила 28,9 тыс. рублей.

Чтобы не оставлять население без минимальных жизненно важных услуг и помочь предприятиям выжить в экономически сложных условиях, город принимает в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд. В течение 1997 года принято 70,7 тыс. кв. м жилья. Это позволит высвободившиеся у предприятий средства направить на развитие производства, повышение заработной платы, пополнение собственных оборотных средств, обеспечение дополнительных рабочих мест, что увеличит в конечном счете налогооблагаемую базу на прибыль уже в 1998 году в объеме 133,4 млн. деноминированных рублей и принесет в городской бюджет дополнительных доходов свыше 10 млн. рублей.

На начало текущего года общая площадь муниципального жилья составила 2695,0 тыс. кв. м.

К сожалению, возмещение затрат из городского бюджета на текущее содержание жилищного фонда составляет 1/5 часть от нормативной потребности, а на капитальный ремонт - только 10%.

Расходы бюджета города в части возмещения убытков по содержанию муниципального жилого фонда, разницы в ценах по теплу в 1997 году против 1996 года возросли в 3 раза и составили 413,7 тыс. руб. в расчете на 1 жителя города Кургана в год.

Стоимость содержания 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем составила 1378 рублей, при
этом доля оплаты жилья населением - 11,7%.

Фактическая стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) по городу составила 9786 рублей.

Уровень платежей граждан по отношению к затратам составляет 29,7% при федеральных стандартах - 35%.

Для того чтобы сократить затраты на потребление жилищно-коммунальных услуг, на границах балансовой принадлежности тепловых сетей АО “Курганэнерго“ и муниципальных тепловых сетей установлено в 1997 году 17 теплосчетчиков - половина от запланированного к установке.

По результатам проведенного анализа экономия расходов на тепловую энергию при этом составляет в среднем за месяц 14,2%, что в общем объеме городского бюджета составляет значительную сумму.

С целью проверки обоснованности установления норм расхода сжиженного газа на 1 человека за счет средств городского бюджета весной 1997 года установлены десять квартирных газовых счетчиков. По результатам эксперимента, который закончится в конце мая текущего года, уже сейчас можно сделать вывод, что экономия может составить до 2 кг газа на одного человека в месяц.

Проведенная жилищно-коммунальными службами администрации города работа позволила устойчиво провести зимний период 1997 - 1998 года, несмотря на сохраняющийся дефицит тепловой мощности Курганской ТЭЦ.

Летом 1997 года выполнены значительные объемы. работ по капитальному ремонту и реконструкции тепловых сетей (15,2 км).

В связи с расширением границ города и реорганизацией некоторых предприятий принято на баланс от ведомств 13 котельных и 40 км тепловых сетей. Три муниципальные котельные (N 1, 16, 22) переведены на природный газ. В связи с этим улучшается экологическая обстановка в городе, отпадает необходимость в перевозке и обработке дорогостоящего топлива перед его сжиганием, сокращается численность обслуживающего персонала и, самое важное, в 2-3 раза снижаются эксплуатационные затраты.

В течение прошедшего года заменены водопроводные сети по ул. Дзержинского от пр. Машиностроителей до ул. Б.-Петрова, продолжалась реконструкция канализационного коллектора по ул. К. Маркса.

В целях благоустройства города выполнен капитальный ремонт улицы К.Мяготина от ул. Пролетарской до ул. Ипподромной, ул. Гоголя от ул. Красина до ул. Тобольной, ул. Пушкина от ул. Тобольной до магазина “Юбилейный“, ул. Достоевского от ул. Пугачева до ул. Макаренко, ул. Комсомольской от привокзальной площади до дома N 81, ул. Тобольной от ул. Пушкина до ул. К. Мяготина общей площадью - 26484 кв. м; выполнен текущий ремонт следующих улиц города: Бажова, Свердлова, Энгельса, К. Мяготина, Зорге, Невежина, Станционной, Половинской, М.Горького, Советской, К-Маркса, Куйбышева, Гагарина, Пугачева, Крупской, Дзержинского, Садовой, Чехова, Кирова и т.д. Общая площадь восстановленных участков - 76693 кв. м.

Начаты работы по благоустройству ул. 1 Мая с устройством ливневой канализации и организацией территории микрорынка в районе магазина “Детский мир“ и по реконструкции ул.Дзержинского на участке от пр.Машиностроителей до ул.Б.-Петрова.

Для организации безопасного движения выполнен перенос и устройство площадок ожидания с устройством заездных карманов на остановках “28-я школа“, “Ул.Садовая“, “ПУ N 5“, “Пер.Энгельса“, “Ул. Некрасова“, также для ограничения скорости движения выполнены дорожные ограничения типа “лежащий полицейский“ на пр.Голикова, ул. К. Мяготина, ул. Криволапова.

В результате организационной работы администрации города предприятиями, организациями, владельцами магазинов, киосков, павильонов установлены урны для мусора.

Всего за 1997 год выполненный объем работ по капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства составил 8776 млн. рублей, по текущему ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства - 26674 млн. рублей, капитальному ремонту жилого фонда - 4433,3 млн. рублей.

Жилищная политика, строительство,

транспорт и связь

За 1997 год принято в эксплуатацию 93,0 тыс. кв. м. жилья - 130% к площади жилья, введенного за соответствующий период 1996 года.

На капитальном ремонте школ, детских садов и объектов соцкультбыта МУП “УКС администрации города“ освоено более 11,0 млрд. рублей.

Для того чтобы весной текущего года начать решение важнейшей для города проблемы - капитальный ремонт и реконструкция Курганского гидроузла, - решен вопрос о финансировании из федерального бюджета первого этапа работ на сумму 2,9 млрд. рублей.

Привлекая дополнительные средства в городской бюджет, администрация города за счет задолженности предприятий в бюджет сумела завершить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов, работы на которых не велись продолжительное время. Так, были завершены работы с объемом инвестиций более 7,0 млрд. рублей по строительству и вводу в эксплуатацию долгостроя города - путепровода через железнодорожную линию Курган - Свердловск, позволившего улучшить транспортное сообщение Западного и Северного районов города с Заозерным жилым массивом, а также сократить транспортный поток по пр. Машиностроителей и центральной части города и улучшить экологическую обстановку в этих районах.

Особое внимание в 1997 году было уделено реализации программы по газификации города. Переведены на природный газ три коммунальные котельные в пос. Восточном и Рябково. Для 3000 квартир подача тепла в предстоящем отопительном периоде будет качественной и бесперебойной. До 1997 года были обеспечены природным газом вместо сжиженного I, II, III, V микрорайоны Заозерного жилого массива, где проживает треть городского населения, в конце прошлого года получили газ и жители VI микрорайона. В этом жилом массиве переведено на газ 2700 квартир и 1800 квартир в пос. Рябково, в т.ч. до 100 домов частного сектора.

Кроме значительного сокращения затрат газификация позволяет решать и экологическую проблему. В результате принятых мер в 1997 году степень загрязнения окружающей среды снизилась почти на 7 единиц и составила 12,3 единицы.

Вопросы разрешения жилищной проблемы в городе по-прежнему находятся под особым вниманием. На учете по улучшению жилищных условий в администрации города состояло в 1997 году 13471 человек, из них очередники льготных категорий - 8348.

Недостаток средств в городском бюджете не позволяет в полном объеме выполнять программу жилищного строительства. К сожалению, в 1997 году на бюджетные средства построено и приобретено для очередников льготных категорий лишь 39 квартир, в том числе для участников, инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих - 27 квартир.

Продолжается отселение жителей из ветхих домов как муниципальных и частных (за счет городского бюджета), так и ведомственных. Всего из ветхого жилого фонда отселено 167 семей, в том числе на средства городского бюджета (2,6 млрд. рублей) приобретено для этой категории граждан 37 квартир. А АО “Курганстальмост“, реализуя достигнутые договоренности, уже в этом году в счет штрафов, начисленных по городским налогам, отселило из поселка СМП-290 9 семей.

В июне 1997 года администрация города приступила к реализации эксперимента по строительству жилья за счет задолженностей предприятий городскому бюджету.

На эти средства очередникам, долгие годы ожидавшим жилье, выделены субсидии до 70% стоимости квартиры, оставшуюся часть они оплатили за счет собственных средств. В результате этого эксперимента улучшили жилищные условия 37 семей - очередников города, сумма субсидии из городского бюджета составила более 3,3 млрд. рублей.

В 1997 году впервые начата практика предоставления одиноким и престарелым гражданам, проживающим в особо тяжелых условиях, жилья, арендованного у физических лиц администрацией города за счет бюджетных средств, что намного дешевле строительства нового жилья.

Значительную долю в текущем бюджете и бюджете развития города занимает транспортное обслуживание населения, которое осуществляет муниципальное предприятие городского пассажирского транспорта. Его основная задача - сохранение объемов транспортных услуг на городских пассажирских маршрутах.

В 1997 году увеличилась протяженность автобусных и троллейбусных маршрутов до 619,2 км, функционировало 56 маршрутов (на 5 больше, чем в 1996 году), в том числе 48 автобусных и 8 троллейбусных. По технико-эксплуатационным и экономическим показателям работа общественного транспорта города Кургана значительно превышает уровень работы аналогичных предприятий в других городах Российской Федерации.

Городская телефонная сеть объединяет 64,1 тысячи телефонных номеров, 83% которых установлены у населения. Всего за 1997 год было установлено 1423 телефонных номера в результате реконструкции АТС-4 и АТС-6.

Развитие рыночных отношений позволяет расширять городскую телефонную сеть за счет прибыли отрасли, через привлечение средств населения, предприятий, организаций, заинтересованных в увеличении количества телефонных номеров, а также сторонних инвесторов, не вкладывая при этом средства из городского бюджета.

Социальная политика и проблемы занятости

населения

Одно из приоритетных направлений деятельности администрации города Кургана - реализация социальной политики: обеспечение основных прав граждан в области здравоохранения, образования; культуры и спорта; оказание социальной поддержки населению города; создание нормальных условий для жизнедеятельности.

Расходы на социальную политику в бюджете города в 1997 году составили 47 процентов, такой уровень сохраняется на протяжении ряда лет.

Политика в области регулирования рынка труда была направлена на трудоустройство и содействие занятости безработных граждан и незанятого населения, профессиональное обучение, создание дополнительных рабочих мест, организацию временных и оплачиваемых общественных работ, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку безработных граждан и незанятого населения, поддержку предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

В 1997 год трудоустроено 6890 граждан, ищущих работу, из них 2716 человек - молодежь до 29 лет, 226 одиноких родителей, 178 инвалидов. На временные работы было привлечено 1332 подростка, на переобучение направлено 903 безработных, половина из них - молодежь.

Эффективность трудоустройства лиц, прошедших переобучение, достаточна высока - 94%.

За год подготовлено и проведено 74 ярмарки вакансий, в том числе 69 мини-ярмарок. Результат ярмарок вакансий 25% трудоустройства в среднем от общего количества выставленных вакансий, трудоустроено более 300 человек.

За счет средств городского бюджета в 1997 году в летних оздоровительных лагерях “Янтарный“ и им. Островского отдохнули 87 детей безработных.

Бесплатные проездные документы на сумму 66,6 млн. рублей на проезд в городском пассажирском транспорте получили 1170 безработных.

С целью психологической поддержки безработных при “Клубе ищущих работу“ открыта секция “Помоги себе сам“. Индивидуальную психологическую поддержку получили 609 человек. В результате индивидуальной работы с безработными, участвующими в работе клуба, трудоустроено III человек.

Большой проблемой остается задержка выплаты пособия по безработице. Сейчас она составляет 13 месяцев. Чтобы решить эту проблему, ведется работа по выплате пособий продуктами питания и продукцией и услугами предприятий - должников фонда занятости населения. За 12 месяцев 1997 года таким путем выплачено пособие для 6159 человек, 2743,4 млн. рублей - продуктами питания и промышленными товарами и на сумму 1053,4 млн. рублей произведено взаимозачетов с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по оплате жилья и коммунальных услуг.

Социальное обеспечение и социальная защита

Городское управление пенсионного обеспечение обслуживало 87061 получателя пенсий, их количество составляет свыше 23 процентов от численности всего городского населения, в том числе пенсионеров по старости - 67437 человек, по инвалидности - 10481 человек.

За год количество пенсионеров в городе увеличилось на 2345 человек. Средний размер пенсий по старости увеличился на 70 тыс. рублей и составил 292,5 тыс. рублей, по инвалидности на 65 тыс. рублей - 226,7 тыс. рублей, за год вновь назначено 5650 пенсий, произведено 19653 текущих перерасчета.

В 1996 - 1997 гг. задержка выплаты пенсий из-за несвоевременного финансирования составляла от 2 до 3 месяцев. В июне задержка по выплате пенсий была ликвидирована и пенсии до конца года выплачивались своевременно.

В апреле 1996 года были сформированы списки пенсионеров для территориального фонда обязательного медицинского страхования и в течение 1997 года велась совместная работа со страховой фирмой “Медполис“, почтовыми отделениями связи по выдаче пенсионерам страховых медицинских полисов.

Городской бюджет стал практически единственным источником финансирования социальной структуры, ее дальнейшего развития.

Одно из направлений социальной политики администрации города - предоставление льгот для различных категорий граждан. В прошедшем году были сохранены ранее действовавшие льготы: бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, денежные компенсации студентам - инвалидам и студентам - сиротам, адресная помощь малообеспеченным группам населения, компенсация расходов на погребение неимущих и одиноких ветеранов войны и труда, солдатских вдов, выделение средств для организации похорон и оказание помощи семьям погибших и получивших ранение, проходивших службу в Чеченской республике и др.

Дополнительно предоставлена льгота - 50% оплаты жилья - в пределах социальной нормы с учетом членов семей военнослужащим, проходившим военную службу на территории Чеченской республики. При отсутствии реальных средств администрация города предусматривает начиная с 1996 года средства на поэтапную реализацию Закона “О ветеранах“. В 1996 году ветеранам труда представлены льготы на оплату жилья, в 1997 году добавилась льгота по оплате электрической энергии в пределах норм потребления.

Всего из городского бюджета израсходовано в 1997 году на предоставление льгот различным категориям граждан 55,2 млрд. рублей - это на 6,0 млрд. рублей больше, чем в 1996 году.

В течение года 1160 участникам и инвалидам Великой Отечественной войны были выданы талоны на бесплатный и льготный проезд на междугородном транспорте.

В республиканских и местных санаториях оздоровлено 88 ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, 153 инвалидам и участникам войны с группой инвалидности, 155 ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и производственном объединении “Маяк“ выплачены компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.

Администрацией города последовательно реализуется концепция развития социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в соответствии с Федеральным законом “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“.

Центрами социального обслуживания населения на дому обслуживаются 2928 человек. В 1997 году открыто 3 отделения медико-социального ухода, это принципиально новая форма обслуживания населения. Людям пожилого возраста оказывается срочная медицинская помощь на дому.

На попечении служб срочной помощи находится 3299 человек.

Им оказывалась помощь в обработке приусадебных участков, предоставлялись такие услуги, как доставка на дом продуктов и медикаментов, стирка белья, мелкий ремонт одежды и обуви и другие.

Центром социальной защиты семьи оздоровлено 2“7 детей и подростков из малообеспеченных семей, на эти цели 143,8 тыс. рублей направлено из городского бюджета, более 7,5 тыс. семьям с детьми оказаны различные виды помощи на сумму 490 млн. рублей.

Учитывая, что Курганский Центр социальной защиты семьи является одним из лучших в Уральском регионе и имеет большой практический опыт работы, он включен в федеральную программу и будет частично финансироваться из федерального бюджета.

На все мероприятия по социальной поддержке населения и прежде всего на адресную помощь малообеспеченным и остро нуждающимся категориям граждан из городского бюджета направлено около 4 млрд. рублей.

Муниципальная система образования

Удельный вес расходов городского бюджета, направленных на народное образование, в 1997 году составил 24,4 процента.

Муниципальная система образования в прошедшем году увеличилась за счет приемки сети образовательных учреждений от промышленных предприятий города.

Из 150 учреждений, обеспечивающих дошкольное, дополнительное, общее образование, - 75 детских садов, 60 школ, 13 учреждений дополнительного образования.

К сожалению, в результате снижения посещаемости детей (рождаемость в 1985 - 1995 гг. упала в 2 раза) администрация города вынуждена была закрыть 9 детских дошкольных учреждений, расположенных не в типовых помещениях, одновременно улучшив условия пребывания детей в типовых детских садах.

Оплата за посещение ребенком детского учреждения в течение 1996 года и первой половины 1997 года удерживалась на уровне 60 тыс. рублей, что составляло 16,4% от стоимости содержания ребенка за один месяц. С июля 1997 года родительская плата увеличена до 70 тыс. рублей, и в то же время она составляет лишь 13% от стоимости содержания ребенка за один месяц.

В 60 школах города обучается почти 52000 учащихся, работает 4615 педагогов, среди них 28 социальных педагогов, 37 психологов, учителя-логопеды и дефектологи. В течение 1997 года в муниципальную собственность приняты Нижне - Утятская, Зайковская начальные школы и школа N 67 на станции Утяк. Количество учащихся в школах за год увеличилось на 2445 человек.

Одним из главных направлений развития образования администрация города считает создание условий для дифференциации обучения с учетом склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья учащихся. Поэтому в городе кроме лицеев и гимназий созданы школы с профильным обучением учащихся: экономическим, медицинским, физико-математическим, гуманитарным, спортивным, биолого-химическим и другие.

Несмотря на финансовые сложности, в городе сохранены все учреждения дополнительного образования - Дворец творчества юных, три Дома детского творчества, три подростковых центра, пять спортивных школ, туристско-краеведческий центр. Более 13000 детей посещают эти учреждения.

Для детей, не имеющих возможности обучения по базовой программе (в силу здоровья либо педагогической запущенности), по решению медико-педагогической комиссии были созданы 6 классов компенсирующего обучения и 153 класса выравнивания. Всего 2365 детей школьного возраста получают специализированную помощь.

Но, несмотря на наличие координационной сети, очень много детей выпадают из процесса обучения. В силу многих причин в 1997 году 39 учащихся не сели за парту.

В связи со сложной криминогенной обстановкой в 9 школах города введены должности школьных инспекторов ИДН.

Летом при образовательных учреждениях работало 50 лагерей отдыха, в них отдохнуло 5590 детей, на 585 больше, чем в 1996 году.

В целях социальной защиты школьников в городском бюджете предусмотрены компенсационные выплаты на питание школьников. В 1997 году на эти цели из городского бюджета израсходовано 12,5 млрд. рублей.

Дети из многодетных семей один раз в два года обеспечиваются бесплатной школьной и спортивной формой. В 1996 - 1997 гг. более 4,0 тыс. детей были обеспечены одеждой на общую сумму 880,6 млн. рублей.

В департаменте социальной политики администрации города состоит на учете 656 опекаемых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 440 из них получают опекунское пособие, ведется контроль за сохранностью жилья опекаемых детей.

Общественные инспектора и социальные педагоги регулярно бывают в их семьях. Льготы, предоставляемые детям, получающим опекунское пособие, обошлись городскому бюджету в 1997 году в 250,0 млн. рублей.

За последние годы резко обострилась проблема наркомании среди подростков и молодежи. Поэтому в 1997 г. администрацией города Кургана разработана и принята программа “Курган - город без наркотиков“. В рамках этой программы была организована информационная кампания по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. К этой важной работе администрацией города привлечены “Лига учащихся“, Российский Союз Молодежи, “Легион“, “Молодежь против наркотиков“, группы самопомощи и другие общественные организации, педагоги, ученые, средства массовой информации.

Муниципальное здравоохранение

Работа администрации города в 1997 году в области здравоохранения была направлена прежде всего на сохранение гарантированного государством объема медицинской и лекарственной помощи населению в стационарах и в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - в поликлиниках.

Муниципальная система здравоохранения представлена 17 медицинскими учреждениями.

Приоритетным направлением здравоохранения остается охрана материнства и детства. На эти цели ежегодно расходуется около трети бюджета здравоохранения.

За прошедший период удалось принять городскую программу по сахарному диабету и на приемлемом уровне поддерживать обеспечение больных сахароснижающими препаратами, в конце года принято решение о бесплатном обеспечении специальными продуктами питания детей и подростков, больных сахарным диабетом.

Решен вопрос по обеспечению медикаментами за счет средств городского бюджета детей с нарушением обмена веществ, а также взрослых больных, находящихся на почечном диализе.

На обеспечение льготных категорий граждан бесплатными медикаментами ежемесячно расходуется 300 млн. рублей.

На бесплатное питание детей до 2 лет, зубопротезирование пенсионеров, бесплатное и льготное лечение больных из городского бюджета израсходовано более 8,7 млрд. рублей.

За счет средств городского бюджета начаты реконструкция бывшего госпиталя под гортубдиспансер, ремонт инфекционной больницы.

Общее бюджетное финансирование здравоохранения в 1997 году составило 73,5 млрд. рублей.

Несмотря на то, что эта сумма явно недостаточна, за последние два года стабилизировались показатели взрослой и младенческой смертности, имеет тенденцию к стабилизации заболеваемость с временной утратой трудоспособности, снизилось число случаев инфекционных заболеваний на 3% по сравнению с 1996 годом.

Культура и спорт

Городская политика в области культуры и спорта строилась на основе сохранения бюджетного финансирования и была направлена на создание реальных условий для развития творческой личности, коллективов, возрождения традиционной русской культуры.

Решалась задача сохранения и укрепления материально-технической базы, что позволило не допустить закрытия ни одного учреждения.

За период 1997 года произошли структурные изменения в сфере культуры и спорта. Клубы села Глинки, АО “Тополя“ преобразованы в филиалы городского Дома культуры. В границу города вошло село Черемухово, где создан муниципальный культурно-спортивный центр “Черемушки“ на базе Дома культуры и спорткомплекса. Статус муниципального учреждения приобрел Дом культуры им. М. Горького. Юридическими лицами стали музыкальные школы и школы искусств.

В связи с этим удалось более разнопланово строить культурно - массовую и спортивную работу с различными слоями населения. В Домах культуры, центрах изменился подход к проведению мероприятий для молодежи, людей среднего и пожилого возраста, деятельности клубных формирований. Более того, появилась база для коллективов самодеятельного творчества, профессионалов.

По причине тяжелого финансового положения учреждения культуры объединяют свои творческие и организационные силы.

Примером тому служат совместные праздники, фестивали концерты городского Дома культуры, Дома народного творчества и культурного центра “Современник“.

Совместно с дирекцией централизованной библиотечной системы решалась задача расширения диапазона библиотечных услуг на основе использования новых технологий.

Дальнейшее развитие в деятельности библиотек получила работа по целевым культурно - социальным программам, ориентированным на приоритетные группы пользователей библиотек. В городе хорошо известны библиотечные программы: “Возрождение“, “Книжная радуга“, “Библиотека для семьи“, “Библиотерапия“. Свою долю библиотекари вносят в реализацию общегородской антинаркотической программы.

Необходимая работа была проделана по улучшению деятельности кинотеатров. Наряду с демонстрацией фильмов коллективы стали более активно использовать в работе культурно - массовые, просветительные и развлекательные формы. Во всех кинотеатрах созданы детские и подростковые клубы по различным направлениям, в кинотеатре “Звездный“ - студенческий клуб, в кинотеатре “Россия“ - клуб “Афганец“ для прошедших войну в Афганистане, в кинотеатре “Мир“ - ночной клуб “Компромисс“.

Творчески поработал в ушедшем году коллектив Центрального парка культуры и отдыха: приобретен детский аттракцион “Клоун“, обновлен новыми машинами парк “Сталкивающиеся автомобили“, разработан проект детского аттракциона “Василек“, совместно с ГАИ УВД подготовлены документы на строительство велодрома площадью 600 кв. м.

В течение 1997 года проведена большая работа по организации спортивно - массовых мероприятий. Особую популярность в нашем городе приобрел футбол. Зимние и летние турниры по футболу собирают многочисленных болельщиков. Событием для любителей этого вида спорта стал городской чемпионат по мини - футболу, который впервые состоялся в ушедшем году.

Проведены турниры по настольному теннису, легкой атлетике, шахматам и др. Стала хорошей традицией спартакиада руководящего состава предприятий и организаций города.

Правопорядок

Реализация Программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы в городе Кургане, принятой Курганской городской Думой, позволила в условиях финансового дефицита сконцентрировать усилия правоохранительных органов и других государственных учреждений и муниципальных служб города на ключевых направлениях противодействия разрастанию преступности.

Анализ результатов выполнения мероприятий, определенных Программой, свидетельствует, что меры по совершенствованию управления, организационно - структурного построения, повышению служебно-боевой готовности и профессиональной выучки личного состава и другие способствовали некоторому улучшению оперативной обстановки в городе.

За прошедший год количество преступлений сократилось на 10,7% в сравнении с 1996 годом. Уменьшилось количество особо тяжких преступлений. Отмечается тенденция сокращения краж чужого имущества, в том числе из квартир и частных домов. Снижается число противоправных деяний, совершаемых в общественных местах города.

Повысилась результативность оперативно - служебной деятельности органов внутренних дел. При неизменной штатной численности служб криминальной милиции и следствия на 3,4% улучшилась раскрываемость преступлений, на 9% увеличилось количество уголовных дел, направленных в суд. Более чем в 2,5 раза увеличилось число выявленных преступных эпизодов, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Активнее велась работа по защите интересов субъектов законной экономической деятельности, пресечению должностных злоупотреблений. Количество преступлений, выявленных в этой сфере, возросло на 2,7%.

Главное из того, что удалось добиться в ходе реализации программы, это - снижение уровня преступлений, отнесенных к компетенции криминальной милиции, улучшение их раскрываемости.

Этому способствовала организаторская работа и концентрация усилий органов внутренних дел на наиболее сложных участках работы.

Учитывая, что наиболее криминально - активной частью населения являются лица, не имеющие постоянного источника доходов, ранее судимые, наркоманы и несовершеннолетние, центр профилактической работы был перенесен именно на эти категории граждан.

К административной ответственности привлечено на 29% больше подучетных лиц, чем в аналогичном периоде прошлого года. Возросла активность службы участковых инспекторов милиции и применения административного надзора за ранее судимыми, активнее велась работа по профилактике тяжких преступлений,

Активизация профилактической работы в подростковой среде обусловила стабилизацию преступности среди несовершеннолетних.

В то же время удельный вес подростковой преступности в городе остается выше среднеобластного, а в сравнении с прошлым годом он увеличился на 0,9%.

Учитывая, что удельный вес квартирных краж в общем объеме преступности составляет более 20%, а их раскрываемость значительно ниже областного и российского показателей, особое внимание уделялось именно этому направлению работы.

В целях дальнейшей реализации мероприятий по профилактике и борьбе с правонарушениями Курганской городской Думой утверждена программа и на 1998 год.

Работа администрации города с обращениями граждан

Вся деятельность администрации города направлена на решение вопросов жизнеобеспечения горожан, на удовлетворение конкретных нужд граждан. С этой целью издаются, запросы, предложения граждан, в том числе и высказанные в письмах, и принимаются конкретные решения, мероприятия: программы по благоустройству города, газификации населенных пунктов, сносу ветхого жилья и другие. В 1997 году в адрес администрации города поступило 2683 письменных и 2498 устных обращений граждан.

Наибольшее количество письменных и устных обращений граждан поступило в администрацию города по вопросам жилищного и коммунального хозяйства.

Увеличился объем почты по вопросам социальной защиты.

Основная масса письменных и устных обращений, поступивших в администрацию (99,2% от общего числа), рассматривается работниками аппарата с выездом на место и встречей с заявителем.

Администрация города стремится совершенствовать формы работы с гражданами, более полно информировать население о тех проблемах, которые являются наиболее важными в жизни каждого горожанина, и о том, каким образом эти проблемы городская власть намерена решать и решает.

Продолжает еженедельно действовать “прямой провод“ мэра с населением города. Это обеспечивает получение администрацией города оперативной информации о проблемах горожан и быстрое реагирование на эти проблемы. Информация о проблемах позволяет оценить работу тех или иных служб для принятия мер по повышению эффективности их работы. За период действия “прямого провода“ с февраля 1997 г. поступило 423 обращения. Анализ показывает, что 71% из них решены положительно, 20-25% ставятся на контроль. Кроме того, на страницах городской газеты “Курган и курганцы“ более двух с половиной лет действует рубрика “Колонка мэра“. Тематику колонки определяют письма и звонки горожан в редакцию газеты. А выступления мэра в газете позволяют горожанам получить информацию о работе администрации по решению обозначенных ими проблем.

При работе с заявлениями жалобами, предложениями граждан администрация строит свою деятельность в расчете на конечный результат, на оказание практической помощи заявителям в решении их проблем.

Проведен мониторинг по проблемам, значимым для горожан, и по оценке горожанами деятельности администрации за 1997 год.

Ранжирование проблем по значимости и их анализ по районам города позволили определить приоритетные направления в работе администрации города.

Администрация города Кургана плодотворно сотрудничает со всеми основными средствами массовой информации, одновременно являясь соучредителем городской газеты “Курган и курганцы“.

Сотрудничество носит систематический и постоянный характер с учетом прав и интересов средств массовой информации и на основе законодательства о них. Не менее 2 раз в месяц мэр города выступает по областному радио, отвечая на вопросы горожан.

Один раз в квартал проводится часовой прямой эфир на областном ТВ. Еженедельно в газете “Зауралье“ публикуется тематическая страница “Город“, а в “Новом мире“ - созданная при содействии пресс-службы администрации города страница “Вечерний Курган“.

Каждый из заместителей мэра не менее 10 раз в год выступает в различных средствах массовой информации. Наиболее эффективны именно выступления руководителей города и прямая публикация документов. Программа работы на 1998 год включает в себя дальнейшее развитие регулярных контактов с населением, знакомство общественности с принятыми администрацией города программами, их целями, функциональными особенностями - в том числе через средства массовой информации, мониторинги общественного мнения.

-------------------------------

Все данные приведены в ценах 1997 года.