Решение Курчатовской городской Думы от 15.11.2010 N 75 “О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры “Молодежный центр “Комсомолец“, правильности использования муниципального имущества за 2008 - 2009 годы и 1-е полугодие 2010 года“ (вместе с “Информацией Ревизионной комиссии муниципального образования “Город Курчатов“ по проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры “Молодежный центр “Комсомолец“, правильности использования муниципального имущества за 2008 - 2009 год и 1-е полугодие 2010 года“)
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 8 данного документа).КУРЧАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2010 г. N 75
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ “МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
“КОМСОМОЛЕЦ“, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА ЗА 2008 - 2009 ГОДЫ И 1-Е ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА
Заслушав информацию председателя Ревизионной комиссии муниципального образования “Город Курчатов“ о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры “Молодежный центр “Комсомолец“, правильности использования муниципального имущества за 2008 - 2009 годы и 1-е полугодие 2010 года и в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Курчатовская городская Дума решила:
1. Учреждению культуры “Молодежный центр “Комсомолец“ (далее по тексту - Учреждение):
1.1. Указать на полное отсутствие контроля за сохранностью и движением бланков строгой отчетности, полноты и своевременности оприходования выручки в кассу Учреждения.
1.2. Указать на грубые нарушения ведения кассовых операций и бухгалтерского учета, на искажение бухгалтерской отчетности, на отсутствие контроля со стороны директора за организацией бухгалтерского учета, за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций.
1.3. Указать на нарушения норм Бюджетного, Трудового, Гражданского, Налогового кодексов Российской Федерации, федерального законодательства, приказов Минфина Российской Федерации и др. правовых актов.
1.4. В десятидневный срок со дня подписания данного решения разработать план конкретных мероприятий по реализации решения и устранению нарушений и замечаний, выявленных в ходе ревизии с указанием сроков исполнения и ответственных лиц, представить указанный план в Ревизионную комиссию.
1.5. Устранить нарушения и замечания, выявленные в ходе проверки, о результатах проинформировать Курчатовскую городскую Думу в месячный срок со дня подписания настоящего решения.
1.6. Разработать нормативные документы, определяющие категории граждан, имеющих право на бесплатное и льготное посещение мероприятий, проводимых Учреждением.
1.7. В установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения и замечания, отмеченные Ревизионной комиссией муниципального образования “Город Курчатов“ в акте проверки от 23.09.2010 N 89.
2. Учреждению культуры “Молодежный центр “Комсомолец“ и администрации города:
2.1. В двухмесячный срок со дня подписания настоящего решения привести структуру и Устав Учреждения в соответствие нормативно-правовым документам.
2.2. Принять меры по взысканию с подрядчика ООО “Рубеж-А“ бюджетных средств в сумме 50482 рубля.
3. Отделу по культуре и делам молодежи администрации города:
3.1. Указать на недостаточный контроль за деятельностью Учреждения.
3.2. Обеспечить эффективную систему внешнего контроля за деятельностью учреждений в сфере культуры, в т.ч. постоянный контроль за проведением платных мероприятий.
3.3. Обязать учреждения культуры города вести документ строгой отчетности - “Журнал учета работы клубного учреждения“ с отражением фактической посещаемости жителями города проводимых мероприятий.
4. Главе города:
4.1. Рекомендовать администрации города рассмотреть в установленном порядке итоги проверки, принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений.
4.2. Проанализировать нарушения и замечания, отмеченные Ревизионной комиссией по итогам проверки, довести до сведения муниципальных учреждений города для ознакомления и оперативного устранения аналогичных нарушений (если такие имеют место).
4.3. Рекомендовать администрации города усилить контроль за наличием и сохранностью муниципального имущества в муниципальных учреждениях.
4.4. В установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора Учреждения Абакумову Н.В., допустившей нарушения законодательства, отмеченные Ревизионной комиссией муниципального образования “Город Курчатов“ в акте проверки от 23.09.2010 N 89. О принятых мерах проинформировать Курчатовскую городскую Думу в месячный срок со дня подписания настоящего решения.
5. Ревизионной комиссии муниципального образования “Город Курчатов“:
В 1-м полугодии 2011 года осуществить контрольную проверку Учреждения культуры “Молодежный центр “Комсомолец“ по вопросу устранения нарушений и замечаний, отмеченных в акте проверки от 23.09.2010 N 89, включая период финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения с 4-го квартала 2010 года по текущий период 2011 года. О результатах проинформировать депутатов Курчатовской городской Думы.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Курчатовской городской Думы по вопросам экономической политики.
7. Информацию о результатах проведенной проверки опубликовать в газете “Курчатовское время“ (приложение).
8. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава города
Ю.С.КОСЫРЕВ
Приложение
к решению
Курчатовской городской Думы
от 15 ноября 2010 г. N 75
ИНФОРМАЦИЯ
РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ГОРОД КУРЧАТОВ“ ПО ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ “МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
“КОМСОМОЛЕЦ“, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА ЗА 2008 - 2009 ГОДЫ И 1-Е ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА
Общие положения
Учреждение культуры “Молодежный центр “Комсомолец“ (сокращенное название - УК МЦ “Комсомолец“, далее по тексту - Учреждение) учреждено в соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 06.12.2000 N 234. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Учредителями Учреждения являются администрация города Курчатова и Комитет по управлению имуществом города Курчатова. Учреждение в своей деятельности руководствуется Уставом. Действующий Устав утвержден постановлением Главы города Курчатова от 04.02.2003 N 65.
Целью создания Учреждения является формирование и удовлетворение культурных и духовных потребностей населения, воспитание и формирование жизненной позиции молодежи, развитие художественного творчества молодежи, координация и создание молодежных и детских объединений и работа с ними.
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей
деятельность муниципального учреждения
Осуществляемая Учреждением деятельность по ОКВЭД соответствует деятельности, отнесенной к “Деятельности библиотек, архивов, учреждений клубного типа“ (код 92.51).
В ходе проверки установлено, что в состав учреждения культуры МК “Комсомолец“ входит военно-спортивный клуб “Гладиатор“ с численностью 7 человек, расположенный в подвальном помещении МОУ СОШ N 5 по ул. Энергетиков, 16. Данный клуб является спортивным и занимается подготовкой спортсменов по рукопашному бою, оказывает платные услуги по атлетической гимнастике и каланетике.
Деятельность в области спорта соответствует коду ОКВЭД 92.6, т.е. отличному от деятельности, соответствующей учреждению культуры. Кроме того, военно-спортивная деятельность не предусмотрена Уставом Учреждения.
Аналогичная ситуация складывается с сотрудником проверяемого Учреждения - с тренером - преподавателем по адаптивной физической культуре, который согласно своей должностной инструкции проводит групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп по направлению врача. Вид деятельности данного тренера также не соответствует деятельности Учреждения культуры.
В соответствии с вышеизложенным, Ревизионная комиссия отмечает, что наличие в структуре Учреждения военно-спортивного клуба “Гладиатор“ тренера - преподавателя по адаптивной физической культуре, а также произведенные расходы по их содержанию не соответствуют деятельности работы Учреждения культуры, не соответствуют Уставу Учреждения и заявленному виду экономической деятельности (ОКВЭД).
Пункт 1.2 Устава предусматривает, что “учредителями Учреждения являются администрация г. Курчатова и комитет по управлению имуществом г. Курчатова“.
Ревизионная комиссия отмечает несоответствие двух учредителей в УК МЦ “Комсомолец“ положениям статьи 120 Гражданского кодекса РФ.
Анализ учетной политики, ведения бухгалтерского учета
В нарушение норм федерального законодательства, приказов Минфина РФ в Учреждении отсутствуют Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2008 и 2010 годы и соответственно приказы об их утверждении.
В учетной политике Учреждения на 2009 год не отражен порядок ведения налогового учета для целей налогообложения.
В ходе проверки Ревизионной комиссией установлено, что в нарушение Инструкций по бюджетному учету NN 25н, 148н первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, за весь проверяемый период не сшиты и не сброшюрованы.
Во время проверки правильности учета основных средств и материальных запасов проверяющим были представлены несколько вариантов оборотных ведомостей, отличных друг от друга по содержанию и по суммам оборотов и остатков.
Проверяющим не представлены сводные оборотно-сальдовые ведомости по счетам бюджетного учета и Главные книги за 2008, 2009 и 1-е полугодие 2010 годов, в связи с чем Ревизионной комиссии не представляется возможным в полном объеме убедиться в достоверности ведения бухгалтерского учета проверяемого Учреждения и представленных им регистров бухгалтерского учета.
Также в нарушение Инструкций по бюджетному учету Учреждением:
- не обеспечено ведение бухгалтерского учета по начисленным суммам арендных платежей, по суммам доходов в момент возникновения требований к плательщикам (доходы от продаж услуг, оказываемых Учреждением) за проверяемый период;
- отсутствует аналитический учет расчетов по доходам за весь проверяемый период;
- не проводилась инвентаризация задолженности по арендной плате, по платежам от продаж услуг, оказываемых Учреждением, в разрезе плательщиков.
Указанные нарушения привели к недостоверному составлению бюджетной отчетности за 2008 - 2009 годы.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны директора за организацией бухгалтерского учета в Учреждении, за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций, о ненадлежащем выполнении Учреждением своих полномочий по осуществлению учета и контроля за своевременностью и полнотой поступления в доходную часть бюджета, в том числе арендной платы от использования муниципального имущества.
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2008 год проверяющим не представлена.
Проверка достоверности и законности банковских операций,
правильности совершения кассовых операций,
сохранности денежных средств
В проверяемом периоде обязанности кассира исполняла главный бухгалтер Учреждения.
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение Положения о главных бухгалтерах, утвержденным Постановлением Совета Министров от 24.01.1980 N 59, в Учреждении при наличии штата сотрудников более 50 единиц обязанности кассира неправомерно возложены на главного бухгалтера.
В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций, п. 1.8 Положения об учетной политике Учреждения приказы директора Учреждения об установлении сроков проведения внезапной ревизии в кассе не издавались, внезапные ревизии в кассе Учреждения не проводились. Акты инвентаризации наличных денежных средств комиссии не представлены.
Проверкой установлены грубейшие нарушения Порядка ведения кассовых операций в РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“. Так, в Учреждении номера приходных кассовых ордеров в отчете кассира не соответствуют номерам приходных кассовых ордеров в журнале регистрации, а также номерам приходных кассовых ордеров на корешках чеков чековых книжек. Такое несоответствие выявлено Ревизионной комиссией за период с января по сентябрь 2008 г. и в отдельных приходных кассовых ордерах и корешках чеков за 2009 г.
В нарушение Порядка ведения кассовых операций в РФ в Учреждении имели место:
- случаи выдачи денежных средств по расходному кассовому ордеру без номера, выписанному ручным способом;
- в расходных кассовых ордерах отсутствуют расписки в получении денег с указанием суммы и подписи лиц, получавших денежные средства под отчет;
- приходные и расходные кассовые ордера после получения или выдачи по ним денежных средств и приложенные к ним документы не погашались штампами с надписью “Получено“ или “Оплачено“ с указанием даты.
Также в нарушение Порядка ведения кассовых операций само Учреждение и отдельно расположенный военно-спортивный клуб “Гладиатор“ не имеют изолированного помещения, отведенного для помещения кассы.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ в платежных ведомостях заполняются не все обязательные реквизиты - не заполнены корреспонденция счетов, номер и дата расходного кассового ордера, по которому платежная ведомость проведена в кассовой книге.
В нарушение письма Роструда от 30.10.2007 N 4412-6 “О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников“ в должностную инструкцию заведующей военно-спортивным клубом “Гладиатор“ не были внесены изменения, в соответствии с которыми на нее были возложены обязанности по сбору денежных средств за платные услуги.
Проверка правильности ведения расчетов с подотчетными лицами
В нарушение приказов директора “О возложении материальной ответственности“ в Учреждении производилась выдача денежных средств лицам, не указанным в списке и не состоящим с Учреждением в трудовых отношениях.
В 1-м полугодии 2010 года Учреждением были заключены договоры на выполнение работ (перевозка участников различных соревнований и турниров, перевозка воспитанников в музей “Юные защитники Родины“ и др.). Данные договоры не содержат необходимого экономического обоснования расходов, связанных с их выполнением. Оплата цены договоров осуществлялась путем выдачи бюджетных наличных денежных средств из кассы Учреждения на основании акта приема-передачи выполненных работ и в нарушение п. 183 Инструкции N 148н отражалась не на счете “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, а на счете “Расчеты с подотчетными лицами“.
За весь проверяемый период установлено, что при заполнении авансовых отчетов не выполнялись требования п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, п. 17 приложения N 3 Инструкции N 25н в части заполнения всех обязательных показателей. В 2008 году не велась регистрация авансовых отчетов, не совпадают номера в авансовых отчетах с номерами в журнале операций “Расчетов с подотчетными лицами“. Также в авансовых отчетах за весь проверяемый период отсутствует подпись руководителя Учреждения, подтверждающая целесообразность приведенных расходов.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации“, в нарушение п. 2.5 Положения об учетной политике УК МЦ “Комсомолец“ в Учреждении в течение всего проверяемого периода производилась выдача наличных денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам. Неиспользованные суммы не взыскивались бухгалтерией с подотчетных лиц в установленные сроки.
В нарушение Инструкций по ведению бюджетного учета выявлены факты выдачи из кассы денежных средств под отчет уже после того, как подотчетные лица сдавали авансовые отчеты в бухгалтерию Учреждения.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ имели место факты принятия к учету первичных документов с наличием исправлений, не оговоренных в установленном порядке.
В нарушение правил ведения бухгалтерского учета в проверяемом периоде принимались к учету авансовые отчеты с приложением товарных и кассовых чеков, в которых информация о продавце, его наименование, ИНН различны. Таким образом, произведенные Учреждением расходы в сумме 1642 рубля Ревизионной комиссией квалифицируются как расходы, документально не подтвержденные.
В ходе выборочной проверки Ревизионной комиссией было выявлено несоответствие фактических остатков по расчетам с подотчетными лицами с остатками, числящимися на счетах бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2008. Несоответствие данных первичных документов (расходных кассовых ордерах, авансовых отчетах) данным регистров бухгалтерского учета привело к путанице и несоответствию в остатках по расчетам с подотчетными лицами.
Все вышеперечисленные факты являются грубым нарушением ведения кассовых операций и бухгалтерского учета в Учреждении и свидетельствуют об отсутствии должного контроля за исполнением кассовой дисциплины со стороны директора и главного бухгалтера.
Анализ структуры штатного расписания Учреждения
По состоянию на 01.01.2008, на 01.01.2009 штат Учреждения был утвержден в количестве 52 единицы, по состоянию на 01.01.2010 в количестве 50 единиц, с месячным фондом оплаты труда в 2008 году - 144,7 тыс. рублей, в 2009 году - 163,7 тыс. рублей, в 2010 году - 163,7 тыс. рублей соответственно.
Фактическая средняя численность Учреждения за 2008 год составила 42 единицы, за 2009 год - 39 единиц, за 1-е полугодие 2010 года - 38 единиц.
Нормативы численности для любого учреждения - это необходимая численность персонала для выполнения всех возложенных на то или иное учреждение функций и конкретного объема работы, определяемая по нормативным показателям, их сочетаниям, расчетным величинам. Обоснованность такой численности работников в структуре Учреждения культуры, как и нормативы численности, проверяющим Ревизионной комиссии не представлены.
С 1 февраля 2008 года размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Курчатова были повышены в 1,14 раза согласно решению Курчатовской городской Думы от 21.02.2008 N 100.
Проверкой установлено, что новое штатное расписание Учреждения с учетом изменения (увеличения) тарифных ставок (окладов) согласно вышеназванному решению Курчатовской городской Думы было утверждено и согласовано Главой города спустя год и 3 месяца - 18 июня 2009 года.
За период времени с февраля 2008 по июнь 2009 года без утвержденного нового штатного расписания Учреждение выплачивало заработную плату, исчисленную с учетом увеличенных в 1,14 раза тарифных ставок.
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ изменения и дополнения в трудовые договоры с работниками в части увеличения тарифных ставок (окладов) до мая 2009 года не вносились.
В ходе проверки установлено, что в течение всего проверяемого периода в Учреждении имелись вакансии - 10 - 11 единиц, заполнение которых осуществляется в Учреждении путем заполнения вакансий своими специалистами и привлечением к работе внешних совместителей.
Однако, проверка выявила наличие вакансий на протяжении всего проверяемого периода, это 0,5 ставки инструктора ВПК “Разведчик“, 0,5 ставки специалиста по кадрам, 0,5 ставки методиста, 0,5 ставки звукооператора (до 01.09.2009).
В соответствии с вышеизложенным, наличие незаполненных вакансий на протяжении длительного периода времени Ревизионная комиссия квалифицирует как завышение планового фонда оплаты труда (с начислениями на ФОТ) на сумму 216,6 тыс. рублей, в том числе 87,8 тыс. рублей (2008 год), 63,6 тыс. рублей (2009 год), 65,3 тыс. рублей (2010 год).
Учитывая тенденции формирования и исполнения местного бюджета в части оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств, по мнению Ревизионной комиссии, необходимо свести к минимуму количество должностей, вакантных на протяжении длительного периода времени.
Анализ средств, направленных на оплату труда
Фонд оплаты труда работников Учреждения рассчитывается в соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 06.06.2007 “Об утверждении системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Курчатова“, коллективным договором Учреждения на 2008 - 2011 годы и др. нормативными документами.
Оплата труда работников муниципальных учреждений культуры города Курчатова формируется исходя из месячных тарифных ставок (на основе Единой тарифной сетки) за фактически отработанное время, согласно графику рабочего времени и табелю учета рабочего времени, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Утвержденная постановлением Главы города Курчатова от 06.06.2007 “Система оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Курчатова“ определяет основы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Курчатова, финансируемых из бюджета. При этом правовые основы регулирования и оплаты труда работников УК МЦ “Комсомолец“, финансируемых из внебюджетных источников, не определены.
Проверка установила, что в Учреждении в нарушение трудового законодательства в трудовых договорах, а также в дополнительных соглашениях к трудовым договорам размер доплаты установлен без учета содержания и (или) объема дополнительной работы. Кроме того, в нарушение статьи 60.2 ТК РФ в личных делах работников Учреждения нет письменного согласия работника на выполнение им в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Таким образом, Работодатель не может подтвердить объем дополнительной работы, выполняемой работниками Учреждения.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде директор Учреждения совмещала должность культ. организатора. Совмещение директором Учреждения должности культ. организатора должно было найти свое отражение в доп. соглашении к трудовому договору за подписью Главы города, а такое соглашение отсутствует.
В нарушение ч. 2 ст. 151 ТК РФ директору Учреждения за проверяемый период была начислена и выплачена доплата за совмещение должности культ. организатора в сумме 81960 рублей (без начислений на ФОТ) за счет бюджетных средств.
Кроме того, Ревизионная комиссия отмечает, что в журналах учета работы клубного учреждения в графе “ответственные за проведение мероприятия“ отметки о проведении культурных мероприятий директором как культ. организатора отсутствуют.
Также проверка установила, что при наличии в штатном расписании 1 единицы звукооператора в период с 01.09.2009 до 01.08.2010 оплачивалась работа звукооператора двум работникам, одному работнику переведенному на должность звукооператора (на полную ставку) на постоянную работу, другому - внешнему совместителю продолжали оплачивать надбавку за совмещение должности звукооператора.
Внешнему совместителю должности звукооператор за период с 01.09.2009 по 30.07.2010 излишне была начислена надбавка в сумме 19742 рубля (в т.ч. выплачено работнику денежных средств в сумме 17176 рублей), и излишне произведены начисления и перечислены начисления на ФОТ в размере 26,2% в сумме 5172 рубля, итого 24914 рублей.
Возврат заработной платы внешнего совместителя произведен в кассу Учреждения в сумме 17176 руб., оставшаяся сумма 7738 руб. должна быть скорректирована Учреждением при подготовке уточненных деклараций по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по налогу на доходы физических лиц.
Проверка правильности поступления и расходования
средств внебюджетных источников
Статьей 52 Закона РФ “Основы законодательства РФ о культуре“ определено, что “цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно“. Вышеуказанное также определено ст. 15 Закона Курской области от 05.03.2004 N 9-ЗКО (ред. от 17.08.2009) “О культуре“.
Анализ нормативных документов выявил несоответствие пунктов Устава Учреждения нормам федерального законодательства и законодательства Курской области в части установления цены на оказываемые услуги. Так, пунктом 4.5 Устава Учреждения определено, что “Учреждение самостоятельно устанавливает цены на платные услуги по согласованию с отделом цен администрации города Курчатова“.
В нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в Учреждении цены на предоставляемые услуги устанавливаются без экономического обоснования произведенных расходов, затраченных на их осуществление.
Учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, ведут денежные расчеты с населением без применения ККТ лишь в случае выдачи билетов, абонементов и других документов, которые представляют собой бланки строгой отчетности и приравниваются к кассовым чекам.
Расчеты с населением за оказанные услуги производятся на основании бланков строгой отчетности - входным билетам. В Учреждении используются формы бланков билетов установленного образца, изготовленные типографским способом.
Бланки входных билетов хранятся у лица, ответственного за реализацию входных билетов. Этот работник вел их учет в тетради приспособленным методом.
В нарушение Инструкции N 148н тетрадь не прошнурована, не пронумерована, не скреплена печатью, количество листов не заверено подписью директора. В данной тетради не указаны дата и количество полученных билетов, отсутствуют серии и номера билетов, в графе “остаток“ вместо количества билетов указан их серийный номер.
За проверяемый период Учреждением были приобретены бланки входных билетов в количестве 7000 шт., которые в нарушение Инструкции N 148н были приняты к бюджетному учету как материальные запасы, а не отнесены на забалансовый счет 03 “Учет бланков строгой отчетности“. Билеты также в нарушение инструкций по ведению бюджетного учета были списаны на расходы Учреждения по факту их приобретения, а не по мере их использования для проведения мероприятий.
Ревизионной комиссией 02.09.2010 была проведена проверка соответствия фактического наличия бланков строгой отчетности данным оборотной ведомости по материальным запасам по состоянию на 02.09.2010, в результате которой установлена недостача бланков строгой отчетности в количестве 1570 штук.
Ревизионная комиссия указывает на тот факт, что в связи с отсутствием серий и номеров билетов во всех товарных чеках и товарных накладных на приобретенные бланки билетов не представляется возможным в полном объеме провести проверку правильности учета и хранения бланков строгой отчетности, полноты и своевременности оприходования выручки от реализации билетов.
В нарушение п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 N 359, в Учреждении не проводилась инвентаризация бланков строгой отчетности в 2008, 2009 годах и 1-м полугодии 2010 года.
Учитывая вышеизложенное, Ревизионная комиссия указывает на полное отсутствие контроля за сохранностью и движением бланков строгой отчетности, полноты и своевременности оприходования выручки от реализации билетов.
Кроме того, в июне 2008 года для проведения концерта группы “ЮТА“ Учреждением были приобретены бланки строгой отчетности - концертные билеты в количестве 5000 штук, которые не нашли своего отражения в книге учета бланков строгой отчетности. Приказом директора от 07.06.2008 N 78 ответственным лицом за хранение и реализацию концертных билетов на концерт группы “ЮТА“ назначена зам. директора Учреждения.
Учитывая тот факт, что выручка от реализации билетов на концерт группы “ЮТА“ поступила в кассу Учреждения, а неиспользованные билеты и корешки к проданным билетам на этот концерт до настоящего времени хранились в кассе Учреждения, то Ревизионная комиссия 02.09.2010 провела проверку правильности и достоверности оприходования, реализации, сдачи выручки и списание неиспользованных бланков концертных билетов. Для проверки были представлены неиспользованные бланки концертных билетов и корешки проданных билетов. В результате расчетов Ревизионной комиссии сумма недополученного дохода по приносящей доход деятельности от реализации билетов на концерт группы “ЮТА“ составила 12090 рублей, администрацией Учреждения данная сумма была перечислена в городской бюджет как “сумма, доначисленная в результате проверки Ревизионной комиссии“.
Вышеизложенное указывает на нарушение:
- правил ведения бухгалтерского учета;
- полноты сдачи и оприходования выручки в кассу Учреждения;
- порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.
Согласно п. 4.3 Положения об услугах, оказываемых УК МЦ “Комсомолец“ выручка от продажи билетов должна сдаваться в кассу Учреждения не позднее следующего дня после проведения мероприятия. Однако проверкой установлено, что выручка от продажи билетов сдавалась ответственным лицом за реализацию бланков строгой отчетности в кассу Учреждения несвоевременно, спустя 10 - 20 дней.
Решением Коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002 N 10 “О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры“ утвержден Журнал учета работы клубного учреждения и рекомендации по его ведению. Данный Журнал учета работы клубного учреждения является документом строгой отчетности, служащим основанием для определения показателей по отнесению к группам по оплате труда и других организационно-экономических показателей, формой контроля по итогам планирования работы. Журнал заполняется ежедневно, в него вносятся все мероприятия, проводимые Учреждением за день, как в своем помещении, так и на других площадках.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанного решения коллегии Минкультуры РФ Журнал учета работы УК МЦ “Комсомолец“ ведется приспособленным методом, не в полном объеме, отсутствуют такие разделы, как “Клубные формирования художественной самодеятельности“, “Расписание работы клубного формирования“. В разделе “Учет работы Учреждения“ в графе “количество присутствующих на мероприятии“ указана общая численность присутствующих на мероприятии без указания льготной численности (бесплатной).
В связи с тем, что до настоящего времени в Учреждении ни какими нормативными документами не определены льготные категории граждан при посещении ими платных мероприятий, организуемых УК МЦ “Комсомолец“, Учреждение не имеет возможности достоверно и обоснованно подтвердить численность посещающих мероприятия на платной и на бесплатной основе.
Проведенный анализ кассовых документов и Журнала учета работы выявил расхождения между количеством входных билетов, по которым поступила выручка в кассу Учреждения (10155 шт.), и количеством посещающих проводимые Учреждением мероприятия, которое указано в Журнале учета работы (14108 чел.). Разница составила 3953 ед. По расчетам Ревизионной комиссии (с учетом цен на билеты, утвержденных приказами директора) сумма недополученного дохода по приносящей доход деятельности составила 190670 рублей, в т.ч. за 2008 г. - 55760 рублей, за 2009 г. - 116760 рублей, за 1-е полугодие 2010 г. - 18150 рублей.
Согласно разделу 3 Положения об услугах, оказываемых УК МЦ “Комсомолец“, порядок распределения и использования средств, поступающих от оказания платных услуг, определяется директором Учреждения совместно с трудовым и профсоюзным коллективами в следующих размерах:
- 60% - оплата труда лиц, непосредственно участвующих в оказании услуг;
- 40% - затраты на приобретение материальных запасов и основных средств, непосредственно связанных с оказываемыми услугами, затраты на рекламу данных мероприятий.
Суммы доходов и расходов от оказания платных услуг в сумме 356,7 тыс. руб. (2008 год) и 314,7 тыс. руб. (2009 год) соответствуют суммам, указанным в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2008, 2009 годы.
Учреждения, оказывающие платные услуги населению, являются плательщиками налога на прибыль.
Ревизионная комиссия отмечает, что в Учреждении не ведется налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности. В учетной политике не отражен порядок ведения налогового учета для целей налогообложения.
В нарушение Ф“дерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ в Учреждении нет полного и достоверного бухгалтерского учета для определения правильности исчисления налоговой базы при налогообложении (при расчете налога на прибыль Учреждение уменьшало налоговую базу на сумму приобретенных товаров, не относящихся к материальным запасам, непосредственно связанным с финансово-экономической деятельностью Учреждения, направленной на получение дохода от приносящей доход деятельности и не являющимися затратами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль).
Так, в ходе проверки правильности учета материальных запасов было выявлено, что за проверяемый период Учреждением за счет платных услуг было приобретено большое количество шоколада, тортов, печенья, конфет, сувениров, цветов, мягких игрушек на общую сумму 30,9 тыс. рублей (2008 год - 13,4 тыс. рублей, за 2009 год - 14,9 тыс. рублей, за 1-е полугодие 2010 года - 2,6 тыс. рублей), которая была отнесена на ст. 340 “Увеличение материальных запасов“.
Данные нарушения могут привести к дополнительным расходам бюджета в виде штрафов и пени по налогу на прибыль. Таким образом, по определению п. 3 ст. 120 главы 16 Налогового кодекса РФ допущено грубое нарушение бухгалтерского учета.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
В нарушение ст. 12 Закона “О бухгалтерском учете“, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, в Учреждении отсутствуют акты сверки расчетов к годовому отчету за 2008 и за 2009 год.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ проверкой выявлены факты отражения в учете сумм, не подтвержденных первичными документами. Так в январе 2008 года согласно журналу операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками были приняты к учету и списаны на счет “Расходы учреждения“ бюджетные средства в сумме 1040 рублей без оправдательных первичных документов, что повлекло за собой искажение данных по счету “Финансовый результат текущей деятельности учреждения“.
Проведенный анализ журналов операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками и приложений к ним выявил факты нарушения Инструкций N 25н, 148н в части неправомерного отнесения на расходы Учреждения произведенной предоплаты за товары, работы, услуги, согласно заключенным договорам. Перечисленные денежные средства были отнесены не на счет 206 “Расчеты по выданным авансам“, а на счет 302 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, на котором учитываются расчеты Учреждения с поставщиками за уже поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы. Данная предоплата гл. бухгалтером Учреждения сразу же была отнесена на расходы Учреждения без подтверждающих первичных документов (товарной накладной, акта выполненных работ).
Проверкой также установлены многочисленные нарушения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Например:
- в декабре 2008 года была принята к учету счет-фактура от 18.12.2008 на сумму 15001 руб. 94 коп. за потребленную электроэнергию за декабрь 2008 г. По журналу операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками за потребленную электроэнергию необоснованно на расходы Учреждения была списана не сумма указанная в счете-фактуре, а сумма на 712 руб. 38 коп. больше;
- в декабре 2009 года по журналу операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проведены и списаны на расходы Учреждения услуги по заправке картриджей на сумму 650 руб., к которому приложена счет-фактура от 25.12.2009 на сумму 680 руб.;
- в декабре 2009 года в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками не нашли своего отражения приложенные к нему счета-фактуры от 31.12.2009 за услуги связи на общую сумму 3099 руб. 36 коп.
Ревизионная комиссия отмечает, что все вышеперечисленные факты необоснованного принятия Учреждением к учету сумм за оказываемые услуги сторонними организациями и также их необоснованного списания на расходы Учреждения, произведенные с целью неотражения в бухгалтерской отчетности кредиторской задолженности за товары и услуги, свидетельствуют о нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“, а также указывают на искажения данных бухгалтерского отчета за весь проверяемый период.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Инструкций по бюджетному учету N 25н, N 148н в Учреждении аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется не по наименованиям поставщиков и подрядчиков, а по наименованиям товаров и услуг.
Также, в ходе проверки журналов операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в нарушение норм приказа Минфина РФ от 23.09.2005 N 123н “Об утверждении форм регистров бюджетного учета“ (вместе с “Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета“) установлены факты некорректного перенесения остатков на начало периода, т.е. несоответствия исходящих и входящих остатков на отчетные даты, факты отсутствия итоговых записей по оборотам и остаткам.
Ревизионная комиссия отмечает, что отсутствие оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета, Главных книг, актов сверок расчетов с поставщиками и подрядчиками за весь проверяемый период, наличие вышеприведенных несоответствий и нестыковок не позволяют в полном объеме осуществить проверку правильности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Анализ заключенных муниципальных контрактов и договоров
Проведенный анализ заключенных муниципальных контрактов, договоров, локальных смет и актов о приемке выполненных работ показал следующее:
1. Ежегодно с МУП “Городские тепловые сети“ заключались муниципальные контракты на поставку тепловой энергии в горячей воде.
В приложении 1 “Расчет планового потребления энергии и ХОВ“ к муниципальным контрактам по клубу “Гладиатор“, который располагается в подвальном помещении пристройки школы N 5, указана площадь занимаемого помещения - 482,7 кв. м. Согласно экспликации здания пристройки к школе N 5 (технический паспорт от 22.08.2005) площадь подвального помещения, в котором располагается клуб “Гладиатор“, составляет 462,5 кв. м.
Для расчета стоимости контракта занимаемая Клубом площадь завышена на 20,2 кв. м. Следовательно, стоимость данных муниципальных контрактов завышена в 2008 году на 664 руб., в 2009 году - 759 руб., за 1-е полугодие 2010 года - 431 руб.
В связи с вышеизложенным, расходы по оплате за потребленную тепловую энергию, завышенные на сумму 1854 руб., Ревизионной комиссией квалифицируются как потери бюджетных средств Учреждения.
Кроме того, в приложении 1 к муниципальным контрактам произведен расчет планового потребления тепловой энергии по “Ангару для хранения лодок и транспорта (школа N 5)“ площадью 74,8 кв. м, переданному Учреждению МОУ СОШ N 5 по акту приема-передачи здания на забалансовый счет еще в 2006 году, но не принятому к учету в Учреждении.
В нарушение правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении данная хозяйственная операция (передача объекта капитального строительства - ангара) не нашла своего отражения на счетах бухгалтерского учета. Так, в оборотно-сальдовых ведомостях по счету “Основные средства“ и по забалансовому счету N 01 “Основные средства в пользовании“ за 2009 год и 1-е полугодие 2010 года “Ангар для хранения лодок и транспорта“ как объект не числится. Технический паспорт и прочая техническая документация на объект капитального строительства проверяющим не представлены.
За проверяемый период расходы Учреждения по оплате за отопление “Ангара“, переданного, но не числящегося ни на балансе Учреждения, ни на забалансовом счете, составили 11760 руб.
2. В проверяемом периоде Учреждением были заключены договоры на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации:
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение норм ведения бухгалтерского учета системы пожарной сигнализации, как в самом здании Учреждения, так и в клубе “Гладиатор“, а также занавес сцены как объекты основных средств не приняты к учету, на балансе и на забалансовом счете проверяемого Учреждения не числятся, что привело к искажению бухгалтерской отчетности Учреждения в проверяемом периоде.
Ревизионная комиссия отмечает, что на один и тот же вид работ (выполнение работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации), на одном и том объекте (здание УК МЦ “Комсомолец“) Учреждением были заключены договоры с двумя организациями: с ООО “Сигнал“ на срок с 1 января по 31 декабря 2008 года и с ООО “Промышленная безопасность“ на срок с 1 апреля по 31 декабря 2008 года. В данных договорах отсутствует наименование помещений с их параметрами, позволяющими конкретизировать, в каком именно помещении выполнялись работы по техническому обслуживанию пожарной сигнализации двумя организациями в один и тот же период (с 1 апреля по 31 декабря 2008 года).
В результате отсутствия контроля со стороны директора и главного бухгалтера за правильностью и законностью заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации в здании УК МЦ “Комсомолец“ с апреля по декабрь 2008 года произошло завышение расходов по подстатье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества“ на сумму 4536 руб., которую Ревизионная комиссия квалифицирует как потери бюджета.
Кроме того, Ревизионная комиссия отмечает следующее, ООО “Сигнал“ предъявил УК МЦ “Комсомолец“ счета-фактуры (с приложением актов приемки выполненных работ) от 24.03.2008 на сумму 1512 руб. за 1-й квартал 2008 года, от 25.06.2008 на сумму 1512 руб. за 2-й квартал 2008 года, от 10.12.2008 на сумму 4536 руб. за период с апреля по декабрь 2008 года. Все указанные счета-фактуры в общей сумме 7560 руб. были приняты к учету и отнесены на счет “Расходы учреждения“. Следовательно, за 2-й квартал 2008 года сумма 1512 руб. списана на счет “Расходы учреждения“ дважды. Оплата за выполненные работы произведена в сумме 6048 руб., что соответствует заключенному договору, при этом кредиторская задолженность перед ООО “Сигнал“ не числится. Согласно Инструкций по ведению бюджетного учета суммы за выполненные работы, принятые к учету и отнесенные на расходы Учреждения, но неоплаченные, указываются в журналах расчетов с поставщиками и подрядчиками в составе кредиторской задолженности Учреждения.
Однако, проверкой установлено, что по состоянию на 01.01.2009 согласно журналу расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также в бухгалтерской отчетности за 2008 год кредиторская задолженность вообще не числилась, что повлекло за собой искажение данных по счету “Финансовый результат текущей деятельности учреждения“.
3. В проверяемом периоде Учреждением с юридическими и частными лицами, индивидуальными предпринимателями заключались договоры о совместной деятельности и взаимном сотрудничестве, предметом которых являлось предоставление Заказчику помещений, необходимого инвентаря и мебели Учреждения для организации и проведения различных выставок, культурно-развлекательных представлений, проведения кукольных спектаклей. Также пунктами договоров предусмотрены Учреждением такие обязанности, как осуществление организации продажи билетов, распространение рекламной продукции, предоставление услуг персонала, произведение уборки помещений, осуществление силами дежурного персонала контроля за проведением представлений, работа гардероба, контролера, художника по свету, звукорежиссера, электромонтера.
За оказание услуг по проведению мероприятий проверяемому Учреждению выплачивались денежные средства в размерах, определенных пунктами договоров, путем внесения их в кассу Учреждения.
Анализ таких договоров показал следующее:
- По договору от 05.02.2008 в помещении УК МЦ “Комсомолец“ 02.11.2008 было проведено культурно-развлекательное представление с участием группы цирка г. Сочи.
Пунктом 7 договора определен размер оплаты за совместно проведенное мероприятие в сумме 8000 рублей (или 16% от валового сбора), которая в нарушение норм Положения об услугах, оказываемых УК МЦ “Комсомолец“, в кассу Учреждения поступила спустя 3 дня, т.е. 05.11.2008.
Согласно рапортичке о проданных билетах на представление было продано 243 билета, валовой сбор составил 49000 рублей. Согласно же Журналу учета работы клубного учреждения в это время на представлении присутствовало 312 человек, разница 69 человек. По расчетам Ревизионной комиссии минимальная сумма валового сбора должна составлять 59350 рублей. Соответственно сумма оплаты Учреждению за совместно проведенное мероприятие должна составлять 9496 рублей.
По расчетам Ревизионной комиссии сумма недополученного дохода по приносящей доход деятельности составила 1496 рублей.
- По договору от 23.04.2008 Учреждением был предоставлен зрительный зал для проведения 19.05.2008 кукольного спектакля для детей “Машенька и медведь“.
Пунктом 2.2.5 договора определена оплата за совместное проведение мероприятия в размере 16% от валового сбора.
Согласно рапортичке о проданных билетах на представление было продано 50 билетов по цене 100 рублей, валовой сбор составил 5000 рублей. Актом приемки-сдачи выполненных работ определен размер оплаты за совместное проведение мероприятия в сумме 800 рублей, которая на момент проверки не была внесена в кассу Учреждения.
В период подготовки данной информации сумма 800 рублей была перечислена на счет Управления финансов г. Курчатова как “суммы, доначисленные в результате проверки Ревизионной комиссии“.
Согласно Журналу учета работы клубного учреждения в это время на представлении присутствовало 211 человек. Разница составляет 161 человек. По расчетам Ревизионной комиссии минимальная сумма валового сбора должна составлять 21100 рублей. Соответственно сумма оплаты Учреждению за совместно проведенное мероприятие должна составлять 3376 рублей.
По расчетам Ревизионной комиссии сумма недополученного дохода по приносящей доход деятельности составила 2576 рублей.
- По договору от 18.09.2009 в зрительном зале УК МЦ “Комсомолец“ 20.09.2009 было организовано и проведено два представления Ставропольского цирка.
Пунктом 2.2.5 договора определена оплата за совместное проведение мероприятия в размере 15% от валового сбора.
Согласно акту приемке-сдачи выполненных работ валовой сбор составил 15000 рублей, размер оплаты Учреждению за совместно проведенное мероприятие определен в сумме 2250 рублей, которая в кассу Учреждения была внесена своевременно.
Ревизионная комиссия отмечает, что согласно Журналу учета работы клубного учреждения на представлениях присутствовало 255 человек.
Учитывая, что в документации отсутствуют сведения о количестве проданных билетов на представление и о цене проданных билетов, Ревизионной комиссии не представляется возможным просчитать фактическую сумму валового сбора и соответственно фактическую сумму платы за оказываемые услуги.
4. Ревизионная комиссия отмечает, что размер оплаты за пользование муниципальным имуществом в договорах устанавливался по договоренности сторон без экономического обоснования произведенных расходов.
Анализ исполнения пунктов договоров о совместной деятельности и взаимном сотрудничестве с юридическими и частными лицами, индивидуальными предпринимателями на предоставление помещений, необходимого инвентаря и мебели Учреждения для организации и проведения различных выставок, культурно-развлекательных представлений, проведения кукольных спектаклей указывает на полное отсутствие контроля со стороны директора и главного бухгалтера за полнотой и своевременностью внесения оплаты за предоставленные услуги проверяемым Учреждением.
Проанализировав заключенные договоры, Ревизионная комиссия отмечает следующее, что предметом договора являлось предоставление помещений Учреждения, в т.ч. фойе, зрительного зала, а также инвентаря и мебели Учреждения, т.е. муниципального имущества для проведения различных мероприятий. По своей сути это является арендой муниципального имущества. Сдача в аренду муниципального имущества должно производиться только с согласия собственника - администрации города Курчатова.
Однако в нарушение п. 2.3 решения Курчатовской городской Думы от 18.05.2000 N 23 “Об утверждении положения “О порядке управления и решения имуществом муниципальной собственности г. Курчатова“, пп. 4.2, 5.2, 6.2 Устава УК МЦ “Комсомолец“ Учреждением заключались договоры на предоставление муниципальной собственности для проведения различных мероприятий без согласия Комитета по управлению имуществом - уполномоченного лица Администрации города Курчатова по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности.
Арендная плата за использование муниципального имущества в обязательном порядке должна зачисляться в доход бюджета города Курчатова. Однако оплата по вышеуказанным договорам производилась путем внесения наличных денег в кассу Учреждения с последующим зачислением на лицевой счет, открытый для осуществления операций по приносящей доход деятельности.
Таким образом, денежные средства в сумме 20550 рублей для проверяемого Учреждения являются доходом от сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, и должны были зачисляться в доход бюджета города Курчатова, а Учреждением в нарушение вышеназванных нормативных документов данные средства зачислялись на лицевой счет Учреждения как доходы по приносящей доход деятельности.
5. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 22.10.2008 был заключен муниципальный контракт от 07.11.2008 N 3 с ООО “Рубеж-А“ на выполнение работ по капитальному ремонту помещений сантехнического узла УК МЦ “Комсомолец“ на сумму 356,0 тыс. рублей, срок выполнения работ - не позднее 01.12.2008.
В ходе анализа протоколов заседания котировочной комиссии УК МЦ “Комсомолец“, протоколов рассмотрения и оценки котировочных заявок установлено следующее:
В ходе проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства в Учреждении регистрация поступивших котировочных заявок осуществляется не в специальном журнале регистрации поступления котировочных заявок, а на отдельных листах, как приложение к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В нарушение ст. 43, 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 27.07.2010) “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ установлено несоответствие данных в требуемой утвержденной форме котировочной заявки фактическим данным, указанным в котировочных заявках, поступивших в адрес котировочной комиссии проверяемого Учреждения. Например:
- Пунктом 6 утвержденной формы котировочной заявки определено, что кроме указания цены контракта необходимо также указание сведений о включенных (не включенных) в нее расходах. В котировочной заявке, поступившей от ООО “Рубеж-А“, признанным в дальнейшем победителем в проведении запроса котировок как предложивший наиболее низкую цену (на 500 руб.), эти сведения отсутствуют.
- Пунктом 7 утвержденной формы котировочной заявки определено указание наличия сертификатов соответствия на все применяемые строительные материалы. Во всех поступивших котировочных заявках этот пункт либо отсутствует, либо не заполнен.
- Также Ревизионная комиссия отмечает, что в котировочной заявке, поступившей от ООО “Рубеж-А“ не указан срок гарантии на выполненные работы.
10 сентября 2010 года Ревизионной комиссией в присутствии директора УК МЦ “Комсомолец“, заместителя директора, представителя Комитета городского хозяйства и представителя подрядчика ООО “Рубеж-А“ в лице директора была произведена проверка выполненных работ по капитальному ремонту помещений сантехнического узла УК МЦ “Комсомолец“ согласно подписанным актам выполненных работ.
В результате проверки Комиссией установлено:
- отсутствие проектной и исполнительной документации на капитальный ремонт помещений сантехнического узла УК МЦ “Комсомолец“;
- фактические объемы выполненных работ занижены и не соответствуют объемам, указанным в актах о приемке выполненных работ;
- в результате завышения объемов ремонтных работ помещений сантехнического узла УК МЦ “Комсомолец“, фактически не подтвержденных данной проверкой, по состоянию на 10 сентября 2010 года из бюджета излишне было оплачено 46210 рублей. Данную сумму Ревизионная комиссия квалифицирует как потери бюджетных средств.
Пунктом 3 муниципального контракта N 3 от 07.11.2008 на выполнение капитального ремонта помещений сантехнического узла УК МЦ “Комсомолец“ определен срок выполнения работ - 01.12.2008.
Акт о приемке выполненных работ составлен 12.12.2008 без указания каких-либо недостатков. Акт подписан руководителем ООО “Рубеж-А“, директором УК МЦ “Комсомолец“. Хотя к акту о приемке выполненных работ по капитальному ремонту сантехнических помещений Учреждения имеется расписка руководителя ООО “Рубеж-А“ об обязательстве в срок до 25.12.2008 устранить все выявленные недостатки, на расписке имеются подписи директора УК МЦ “Комсомолец“, представителей Комитета городского хозяйства города Курчатова.
Сумма неустойки по муниципальному контракту с ООО “Рубеж-А“ с нарушением срока выполнения работ составила 4272 руб., которую заказчик должен был предъявить Подрядчику, однако эта сумма УК МЦ “Комсомолец“ не была истребована. Данная сумма квалифицируется Ревизионной комиссией как потери бюджетных средств.
Учет основных средств.
Обеспечение сохранности муниципального имущества,
а также их целевого и рационального использования
По состоянию на 01.07.2010 в Учреждении числилось основных средств (по балансовой стоимости) на сумму 6168,5 тыс. рублей, в том числе:
- нежилые помещения (здание и подвальное помещение) - 3543,8 тыс. рублей;
- машины и оборудование - 2330,4 тыс. рублей;
- производственный и хозяйственный инвентарь - 294,3 тыс. рублей.
Имущество, имеющееся в распоряжении Учреждения, является муниципальной собственностью и находится в оперативном управлении Учреждения.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ Учреждением не зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления на недвижимое имущество.
Постановлением Главы города Курчатова от 18.11.2004 N 943 Учреждению был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Курчатов, ул. Молодежная, 13, площадью 4297 кв. м для эксплуатации и обслуживания здания и прилегающей территории. Согласно п. 2 данного постановления Учреждение обязано было обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка. Однако в нарушение вышеуказанного постановления до настоящего времени государственное право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок Учреждением в установленном порядке не оформлено.
В ходе проверки главным бухгалтером Учреждения были предоставлены несколько вариантов оборотных ведомостей по основным средствам за 2009 г., в которых по отдельным позициям имелись отрицательные остатки на конец отчетного периода, за 1-е полугодие 2010 г. отрицательные остатки имелись и на начало, и на конец отчетного периода. По активному счету 101 “Основные средства“ при правильном и достоверном ведении бухгалтерского учета отрицательных остатков вообще не может быть. Данный факт говорит о недостоверном бухгалтерском учете по основным средствам и предоставлении недостоверной бухгалтерской отчетности.
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение требований Федерального закона “О бухгалтерском учете“ в Учреждении отсутствует внутренний контроль, который должен осуществляться в том числе и посредством проведения ежегодных плановых инвентаризаций имущества в целях выявления отклонений, ошибок, нарушений в учете и своевременного их устранения, а также для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Проверкой установлено, что в Учреждении в 2008 и 2009 годах инвентаризация имущества (основных средств) не проводилась. Также отсутствуют приказы на проведение ежегодных инвентаризаций, не сформирована и не утверждена в установленном порядке инвентаризационная комиссия. Ревизионная комиссия отмечает, что в Учреждении отсутствует должный контроль со стороны администрации Учреждения за наличием и сохранностью объектов основных средств.
6 сентября 2010 года Ревизионной комиссии в присутствии директора УК МЦ “Комсомолец“, заместителя директора (материально-ответственное лицо), главного бухгалтера была проведена проверка наличия и сохранности основных средств проверяемого учреждения.
Согласно оборотной ведомости по основным средствам по состоянию на 06.09.2010 в Учреждении числится 190 единиц основных средств на сумму 6168,6 тыс. рублей и на забалансовом счете (С01) на сумму 1194,4 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение Инструкций по бюджетному учету в Учреждении отсутствуют инвентарные карточки учета основных средств, в большинстве случаях на объектах основных средств отсутствуют инвентарные номера. Кроме того, инвентарные номера, указанные на объектах основных средств, не соответствуют инвентарным номерам, указанным в оборотной ведомости по основным средствам.
Проверяющим практически не представлена техническая документация на объекты основных средств, поэтому без ее наличия и в силу специфики оборудования специалисты Ревизионной комиссии не имеют возможности идентифицировать фактически предъявленные объекты основных средств с объектами, числящимися в Учреждении.
В связи с отсутствием достоверного бухгалтерского учета основных средств и на основании вышеизложенного проверить вопрос наличия и сохранности основных средств в полном объеме специалистам Ревизионной комиссии не представляется возможным.
В ходе выборочной проверки наличия и сохранности основных средств Ревизионной комиссией установлено, что в оборотной ведомости по основным средствам числится “мебель“ стоимостью 21400 рублей. На данную позицию основных средств Ревизионной комиссии были предоставлены документы, в которых указаны наименования приобретаемых товаров: кресло - 1 шт. по цене 2880 рублей, кресло в кол-ве 2 шт. по цене 1500 рублей, стол пластмассовый в кол-ве 5 шт. по цене 520 рублей, стул в кол-ве 24 шт. по цене 480 рублей. Также была предоставлена карточка счета по данному основному средству, из которой следует, что стоимость вышеназванной мебели в результате переоценки составила 24100 рублей.
В нарушение Инструкций по бюджетному учету данная мебель была принята к учету одной позицией, с одним инвентарным номером. Согласно Инструкциям по ведению бюджетного учета на момент проверки все вышеперечисленные предметы должны были числиться как объекты основных средств на забалансовом счете.
30.08.2010 Ревизионной комиссией была проведена инвентаризация объектов основных средств военно-спортивного клуба “Гладиатор“, входящего в состав УК МЦ “Комсомолец“, по состоянию на 30.08.2010. В ходе проведения инвентаризации были установлены расхождения между фактическими и учетными данными по объектам основных средств, относящимся к группам “машины и оборудование“ и “производственный и хозяйственный инвентарь“.
Комиссией были выявлены основные средства, не числящиеся на балансе и на забалансовом счете Учреждения, т.е. излишки основных средств в количестве 24 единиц. Также, в ходе проведения инвентаризации было выявлено, что в нарушение Инструкции по бюджетному учету на объектах основных средств отсутствуют инвентарные номера. В Учреждении отсутствуют инвентарные карточки учета основных средств.
На основании постановления Главы города Курчатова от 27.01.2006 N 61 “О перераспределении муниципального имущества“ Учреждению наряду с подвальным помещением, расположенном в здании по ул. Энергетиков, д. 16, был передан ангар, расположенный на территории школы N 5 по тому же адресу, без указания его балансовой стоимости и площади. В акте о приеме-передаче здания (сооружения) N 2 от 16.02.2006 указана только стоимость ангара в сумме 597 рублей, в графе “Примечание“ - “стены из кирпича“. Согласно предоставленной копии плана пристроек к школе N 5 площадь ангара составляет 75,6 кв. м.
Также Ревизионная комиссия отмечает, что в предоставленной проверяющим оборотной ведомости по забалансовому счету 01 “Основные средства в пользовании“ за 2009 г. и 1-е полугодие 2010 г. в нарушение Инструкций N 25н, 148н капитальное строение (ангар) площадью 75,6 кв. м в Учреждении не числится.
Учет материальных запасов
По состоянию на 01.07.2010 в Учреждении числилось материальных запасов на сумму 377,1 тыс. рублей.
В нарушение п. 59 Инструкции N 25н, п. 62 Инструкции N 148н списание материальных запасов в Учреждении в проверяемом периоде производилось на основании актов о списании материальных запасов без документов, подтверждающих обоснованность и правомерность списания данных материалов (ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Проведенный анализ оборотных ведомостей материальных запасов Учреждения показал, что в проверяемом периоде при наличии больших остатков по отдельным материалам имело место приобретение этих же или аналогичных имеющимся материалов, которые по мере их использования не списывались на расходы Учреждения.
Также за проверяемый период было приобретено большое количество цветов, шоколада, тортов, тортов вафельных, печенья, конфет, сувениров, мягких игрушек, которые на момент проверки числятся на счете “Материальные запасы“, но отсутствуют в наличии. Таких материалов было приобретено: в 2008 г. на сумму 11372 рубля, в 2009 г. - 13043 рубля, за 1-е полугодие 2010 г. - 2268 рублей.
Вышеуказанные товары по факту приобретения были отнесены на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, тогда как указанный вид расходов согласно приказу Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ“ (с доп. и измен.) следовало отнести на статью 290 “Прочие расходы“, так как данные товары (согласно объяснительной гл. бухгалтера), по сути, являются наградным материалом, который используется сразу на мероприятии без принятия к бюджетному учету.
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение норм федерального законодательства, нормативных документов Учреждения в 2008 и 2009 годах инвентаризация материальных запасов так же, как и основных средств, в Учреждении не проводилась.
В связи с тем, что в Учреждении на счете “материальные ценности“ числится большое количество материалов (моющих и чистящих средств, строительных материалов, канц. товаров, цветов, продуктов питания, сувениров, мягких игрушек и пр.), фактически использованных и израсходованных, но не списанных на расходы Учреждения, Ревизионной комиссии не представляется возможности в полном объеме провести инвентаризацию материальных запасов.
03.09.2010 Ревизионной комиссией была проведена выборочная проверка наличия материальных запасов (мягкого инвентаря - тканей), в результате которой установлено расхождение между учетными и фактическими данными и выявлена недостача мягкого инвентаря (тканей) в сумме 12063 руб. 79 коп. (Акт от 03.09.2010), которые спустя день после подписания акта были представлены Ревизионной комиссии.
Также в результате выборочной проверки установлено, что за уволенным работником по состоянию на 03.09.2010 числятся материальные ценности на сумму 2416 рублей.
Ревизионная комиссия отмечает, что на балансе Учреждения не числится ни одной единицы транспортного средства. В то же время в проверяемом периоде Учреждением приобретался и списывался бензин.
Согласно п. 62 Инструкции N 148н списание в расход всех видов топлива производится на основании путевого листа. Также письмом Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 определено, что расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега, с учетом норм на списание.
Согласно справке главного бухгалтера Учреждения в 2008 - 2009 годах договоры на аренду автотранспортных средств Учреждением не заключались, путевые листы не выписывались. В нарушение вышеуказанных документов в Учреждении за весь проверяемый период бензин списывался без оформления соответствующей документации. В связи с отсутствием первичных документов (путевых листов, договоров на аренду автотранспортных средств, счетов-фактур на предоставленные услуги) Учреждение не имеет возможности достоверно и обосновано подтвердить, на какие цели был использован приобретенный бензин. На приобретение бензина в 2008 году б“ло израсходовано 12406 рублей, в 2009 году - 7963 рублей.
На основании вышеизложенного денежные средства в сумме 20368 рублей, израсходованные на приобретение бензина, Ревизионная комиссия квалифицирует как документально неподтвержденные расходы.
В октябре 2009 года и в феврале 2010 года Учреждением с частным лицом были заключены договоры на выполнение работ по пошиву концертных костюмов для хореографической студии в количестве 21 шт. на общую сумму 12850 рублей, при этом Учреждение предоставляло все необходимые услуги со своей стороны.
Ревизионная комиссия отмечает, что в нарушение Инструкций по бюджетному учету вышеуказанные костюмы не приняты к бюджетному учету и неверно отнесены по статьям затрат бюджетной классификации. Ткани, использованные для пошива костюмов, до настоящего времени не списаны на расходы Учреждения, числятся на счете “материальные запасы“.
13.09.2010 также Ревизионной комиссией была проведена выборочная проверка наличия концертных костюмов для хореографической студии, в ходе которой установлена недостача 9 элементов концертных костюмов.
Ввиду того, что в Учреждении не произведено списание тканей, израсходованных для пошива костюмов, не определена стоимость 1 костюма, костюмы как объекты основных средств не приняты к бюджетному учету, Ревизионной комиссией не представляется возможным просчитать сумму выявленной недостачи.
В результате проведенной проверки
в УК МЦ “Комсомолец“ установлено следующее:
- наличие в структуре Учреждения военно-спортивного клуба “Гладиатор“, тренера - преподавателя по адаптивной физической культуре, а также произведенные расходы по их содержанию не соответствуют деятельности работы Учреждения культуры, не соответствуют Уставу Учреждения и заявленному виду экономической деятельности (ОКВЭД);
- проверяющим не представлены сводные оборотно-сальдовые ведомости по счетам бюджетного учета и Главные книги за 2008, 2009 и 1-е полугодие 2010 годов, в связи с чем Ревизионной комиссии не представляется возможным в полном объеме убедиться в достоверности ведения бухгалтерского учета проверяемого Учреждения и представленных им регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие контроля со стороны директора за организацией бухгалтерского учета в Учреждении, за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций, ненадлежащее выполнение Учреждением своих полномочий по ведению бухгалтерского учет, что привело к искажению бухгалтерской отчетности;
- грубые нарушения ведения кассовых операций и бухгалтерского учета в Учреждении свидетельствуют об отсутствии должного контроля за исполнением кассовой дисциплины со стороны директора и главного бухгалтера;
- полное отсутствие контроля за сохранностью и движением бланков строгой отчетности, полноты и своевременности оприходования выручки в кассу Учреждения от реализации билетов;
- отсутствие контроля со стороны администрации Учреждения за наличием и сохранностью объектов основных средств и материальных запасов;
- завышение планового фонда оплаты труда (с начислениями на ФОТ) на сумму 216,6 тыс. рублей;
- в нарушение трудового законодательства директору Учреждения за проверяемый период была начислена и выплачена доплата за совмещение должности культ. организатора в сумме 81960 рублей (без начислений на ФОТ) за счет бюджетных средств;
- недополученный доход по приносящей доход деятельности составил 194742 рубля;
- потери бюджетных средств в сумме 56872 рубля;
- документально не подтвержденные расходы - 23050 рублей;
- нарушения норм Федерального законодательства в части установления цен на предоставляемые услуги без их экономического обоснования;
- нарушение норм Бюджетного, Трудового, Гражданского, Налогового кодексов, федерального законодательства, приказов Минфина, Устава Учреждения и др. правовых актов;
- и другие нарушения.
В период подготовки данной информации, сумма 12890 рублей была перечислена в городской бюджет как “сумма, доначисленная в результате проверки Ревизионной комиссии“.
Также в период подготовки данной информации по итогам проверки Ревизионной комиссии в кассу Учреждения были внесены денежные средства в общей сумме 17176 руб. - возврат излишне выплаченной заработной платы. Оставшаяся сумма 7738 руб. должна быть скорректирована Учреждением при подготовке уточненных деклараций по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по налогу на доходы физических лиц.
Председатель Ревизионной комиссии
муниципального образования “Город Курчатов“
Л.Г.ЖУК