Законы и постановления РФ

Решение Приморского краевого суда от 07.02.2007 N 3-14/2007 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 7.08.2006 N 175-па “О согласовании размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“>

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2007 г. N 3-14/2007

Именем Российской Федерации

7 февраля 2007 г. Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Мишаниной И.Н.,

с участием прокурора Титова А.Н.,

представителя Администрации Приморского края Мещаниновой Н.В.,

при секретаре Мокроусовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 7 августа 2006 г. N 175-па “О согласовании объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“,

установил:

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 7 августа 2006 г. N 175-на “О согласовании объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“, которым определен порядок выдачи разрешений на размещение объектов игорного бизнеса на территории Приморского края.

В обоснование заявления указано, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. “ж“ и “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, вопросы гражданского законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Администрация Приморского края как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании п. 2 ст. 20 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Статьей 364 Налогового кодекса РФ дано понятие игорного бизнеса, под которым понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными
предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием (ст. 2 ГК РФ), которое в свою очередь находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ принят 08.08.2001, а не 08.03.2001.

В целях установления правовых основ единого рынка действует Федеральный закон от 8 марта 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в редакции от 31 декабря 2005 г. В соответствии со ст. 17 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежат лицензированию.

Лицензионные требования и ограничения в части мест размещения тотализаторов и игорных заведений установлены Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525.

Пунктами 6 и 7 данного Положения предусмотрено, что лицензирующий орган при осуществлении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям и осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 лицензирование указанной деятельности осуществляется Федеральной налоговой службой.

В связи
с этим, устанавливая обязанность хозяйствующих субъектов получать разрешения на размещение объектов игорного бизнеса, порядок выдачи таких разрешений и проверки предоставленных документов, Администрация Приморского края вышла за пределы своей компетенции.

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

Поэтому при лицензировании уже осуществляется проверка условий соблюдения ограничений, в том числе и в части мест размещения тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии. Установленные обжалуемым постановлением положения о согласовании размещения объектов игорного бизнеса возлагают на предприятия дополнительные обязанности, тем самым ухудшают положение указанной группы предпринимателей (лицензиатов) на территории края по сравнению с другими и нарушают установленные правовые основы единого рынка.

В судебном заседании прокурор Титов А.Н. заявление поддержал в полном объеме, просит признать противоречащим Закону и не действующим со дня вступления в законную силу постановление Администрации Приморского края от 7 августа 2006 г. N 175-па “О согласовании размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“, а также утвержденный данным постановлением Порядок выдачи разрешений на размещение объектов игорного бизнеса на территории Приморского края, форму разрешения.

Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласилась и пояснила, что в силу ст. 251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного акта должно содержать указание на то, какие права, свободы интересы неопределенного круга
лиц нарушены. Такого обоснования в заявлении не содержится.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Так как на момент принятия рассматриваемого постановления на федеральном уровне отсутствовал специальный нормативный акт, регулирующий правоотношения в сфере игорного бизнеса, на основании пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в Приморском крае 13 июня 2006 г. был принят Закон Приморского края N 373-КЗ “О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“ в целях защиты прав и свобод граждан, проживающих на территории Приморского края, который определяет порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края.

Обжалуемое постановление принято во исполнение Закона Приморского края N 373-КЗ. Оно определяет процедуру согласования размещения объектов игорного бизнеса и устанавливает порядок выдачи разрешений на размещение объектов игорного бизнеса на территории Приморского края, не касаясь порядка лицензирования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 “О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений“.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. статья 2 Закона Приморского края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ признана не противоречащей федеральному законодательству.

Выслушав прокурора, представителя Администрации Приморского края, исследовав материалы дела,
суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Закону и недействующим постановления администрации Приморского края от 13 июня 2006 г. N 175-па “О согласовании объектов игорного бизнеса на территории Приморского края, которое опубликовано в газете “Утро России“ N 125 (3572) от 19 августа 2006 г.

Оспариваемое постановление принято в соответствии с Законом Приморского края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ “О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“. Постановлением утверждены Порядок выдачи разрешений на размещение объектов игорного бизнеса на территории Приморского края и форма разрешения на размещение объектов игорного бизнеса на территории Приморского края.

В соответствии со ст. 2 Закона Приморского края хозяйствующие субъекты, осуществляющие на основании лицензии, полученной в установленном действующим законодательством порядке, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным Администрацией Приморского края

Согласование означает проверку соблюдения требований, установленных настоящим Законом, при размещении объектов игорного бизнеса в том помещении, в котором хозяйствующие субъекты предполагают разместить указанный объект, и, в случае выполнения этих требований, выдачу разрешения на размещение объекта игорного бизнеса в
данном помещении.

Проверку выполнения установленных законодательством требований к размещению объектов игорного бизнеса и выдачу разрешения осуществляет уполномоченный орган.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения, порядок выдачи разрешения о размещении объектов игорного бизнеса, формы и сроки его действия утверждает Администрация Приморского края.

Определением Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. отменено решение Приморского краевого суда от 15 сентября 2006 г. в части признания недействующей статьи 2 Закона Приморского края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ “О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“ и вынесено новое решение, которым заявление ООО “Марилен“ в этой части оставлено без удовлетворения.

Верховный Суд РФ указал, что нет оснований считать, что согласование размещения объектов игорного бизнеса в местах, не запрещенных Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525, относится к вопросу лицензирования данного вида деятельности, а потому противоречит федеральному законодательству, регулирующему этот вид правоотношений.

Поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Администрации Приморского края не противоречит закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 7 августа 2006 г. N 175-на “О согласовании объектов игорного бизнеса на территории Приморского края“ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной
жалобы, кассационного представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий

И.Н.МИШАНИНА