Приказ комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 N 1-421 (ред. от 21.10.2010) “Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования“
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИКУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 марта 2007 г. N 1-421
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. приказов комитета образования и науки
Курской области от 18.08.2008 N 1-1031,
от 04.09.2008 N 1-1073, от 21.10.2010 N 1-922)
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования“, на основании представления комиссии по проведению экспертизы регионального базисного учебного плана, утвержденной приказом комитета образования и науки Курской области N 1-409 от 20.03.2007, и экспертного заключения ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области“ N 06-04-20/949 приказываю:
1. Утвердить региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, разработанный на основе федерального базисного учебного плана (приложение).
2. Начальнику отдела общего образования и инспектирования общеобразовательных учреждений комитета образования и науки Курской области (Чемонина Т.С.) и ректору ИПК и ПРО (Белянский Ю.В.) провести необходимую организационную и методическую работу по введению в общеобразовательных учреждениях Курской области регионального базисного учебного плана с 1 сентября 2007 года.
(в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов осуществить поэтапное введение в общеобразовательных учреждениях Курской области регионального базисного учебного плана с 2007/2008 года в I, V и X классах.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета образования и науки Курской области Уколова А.Ф.
Председатель комитета
образования и науки
Курской области
В.М.ЗАИКИН
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(в ред. приказов комитета образования и науки
Курской области от 18.08.2008 N 1-1031,
от 04.09.2008 N 1-1073, от 21.10.2010 N 1-922)
Переход на новый региональный базисный учебный план в общеобразовательных учреждениях Курской области начинается с 1 сентября 2007/08 учебного года.
Порядок перехода:
- 2007/08 учебный год - 1, 5, 10 классы;
- 2008/09 учебный год - 1, 2, 5, 6, 10, 11 классы;
- 2009/10 учебный год - 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 11 классы;
- 2010/11 учебный год - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11;
- 2011/12 учебный год - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Региональный базисный учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года N 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования“ от 9 марта 2004 года N 1312), и федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года N 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования“ от 5 марта 2004 года N 1089) и является основой для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений.
Региональный базисный учебный план для 1 - 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2 - 4 классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1 класса - 35 минут, для 2 - 4 классов - 35 - 45 минут. Региональный базисный учебный план для 5 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Региональный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и общеобразовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.
В учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом общеобразовательного учреждения:
- федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный компонент - не менее 10%;
- компонент образовательного учреждения - не менее 10%.
Дополнительным резервом увеличения регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
В федеральном компоненте регионального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В 9 классе часы компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
При проведении учебных занятий по иностранному языку (2 - 9 классы), технологии (5 - 9 классы), информатике и ИКТ, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две подгруппы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских - 20 человек и более. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 N 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
(в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в региональном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
При составлении учебных планов общеобразовательных учреждений часы, отведенные на преподавание родного языка и литературы, рекомендуется использовать следующим образом: не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета “Русский язык“, не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета “Литературное чтение“.
Учебный предмет “Иностранный язык“ изучается со 2 класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со 2 по 9 класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет “Окружающий мир (человек, природа, общество)“ изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля и с 8 класса - как самостоятельный учебный предмет.
Учебный предмет “Природоведение“ (5 класс) по решению общеобразовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов “География“ (1 час в неделю) и “Биология“ (1 час в неделю).
Учебный предмет “Обществознание“ изучается с 6 по 9 класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: “Общество“, “Человек“, “Социальная сфера“, “Политика“, “Экономика“ и “Право“.
Учебный предмет “География“ сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет “Обществознание“.
Учебный предмет “Биология“ сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел “Человек“.
Учебный предмет “Искусство“ изучается и в 9 классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.
Учебный предмет “Технология“ построен по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательного учреждения и потребностей региона.
Учебный предмет “Основы безопасности жизнедеятельности“ вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в 8 классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет “Обществознание“.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
--------------------------------------------T-----------------------T-----¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦Всего¦
¦ ¦ в неделю ¦ ¦
¦ +-----T-----T-----T-----+-----+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦I. Федеральный компонент ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Базовые учебные предметы ¦
+-------------------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----+
¦Русский язык ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 20 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Литературное чтение ¦ 4 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 14 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Иностранный язык ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 16 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Окружающий мир (человек, природа, общество)¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Искусство (музыка и ИЗО) <**> ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Технология <***> ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Итого: ¦ 20 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 86 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦II. Региональный компонент (6-дневная ¦ 0 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
¦неделя) <****> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Литературное чтение ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦
¦(6-дневная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 20 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 95 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦II. Региональный компонент и компонент ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦образовательного учреждения (5-дневная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 20 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 86 ¦
¦нагрузка при 5-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+------
--------------------------------
<*> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 года, регистрационный номер 3997, в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в 1 классе.
<**> В 1 - 4 классах образовательная область “Искусство“ делится на 2 учебных предмета: “ИЗО“ и “Музыка“. Учебный предмет “Технология“ (1 час в неделю) должен изучаться как самостоятельный предмет в соответствии с действующим Государственным стандартом общего образования по предмету.
(в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
<***> Учебный предмет “Информатика и ИКТ“ изучается в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета “Технология“ (“Труд“).
<****> Региональный компонент при 6-дневной учебной неделе представлен следующими учебными предметами: “Литературное чтение“ во 2 - 4 классах, “Основы православной культуры“ во 2 - 4 классах.
Литературное чтение. Одной из важнейших задач начальной школы является интенсивное развитие навыка чтения как вида речевой деятельности. На втором - четвертом годах обучения происходит наращивание скорости чтения и овладение приемами рационального чтения. Очевидно, что достижение высоких результатов в обучении младших школьников возможно при условии систематической, целенаправленной работы учителя по формированию и развитию навыка правильного, выразительного, осознанного чтения, речеведческих умений.
Основы православной культуры. В настоящее время православие, бесспорно, признается неотъемлемой частью духовной культуры России. Помочь школьнику освоить этот культурный пласт, уяснить истинное значение русского православия во всех областях искусства, литературы, русской культуры и русской истории в целом призван факультативный курс “Основы православной культуры“ (2 - 11 кл.). Рекомендуемые для использования следующие программы: “Искусство видеть мир“ (авторы А. Лопатина, М. Скребцова, 1 - 11 кл.), “Основы нравственности“ (автор Р. Янушкявичус), “Основы православной культуры“ (автор В.М. Меньшиков, 1 - 11 кл.), “Введение в народоведение“ (автор М. Новицкая). Для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов филологического цикла рекомендуется программа “Религия и ее памятники“ (автор Л.В. Михальчик, 1 - 11 кл.) и др.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-----------------------------------------T-------------------------T------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦Всего ¦
¦ ¦ в неделю ¦ ¦
¦ +----T----T----T----T-----+------+
¦ ¦ V ¦VI ¦VII ¦VIII¦ IX ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦I. Федеральные компоненты ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Базовые учебные предметы ¦
+----------------------------------------T----T----T----T----T-----T------+
¦Русский язык ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 22 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 13 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 15 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Математика ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 25 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Информатика и ИКТ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Обществознание ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 4 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦География ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Природоведение ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Физика ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Химия ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Биология ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Искусство (музыка и ИЗО) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 8 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Технология <*> ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ 7 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Итого: ¦27 ¦28 ¦29 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 144 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦II. Региональный компонент (6-дневная ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 11 ¦
¦неделя) <**>, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ 4 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦История Курского края ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Основы православной культуры ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 5 ¦
¦(факультатив) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦III. Компонент образовательного ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 12 ¦
¦учреждения (6-дневная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<***>¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦31 ¦32 ¦34 ¦ 35 ¦ 35 ¦ 167 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦II. Региональный компонент (5-дневная ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ 5 ¦
¦неделя) <**>, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦История Курского края ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦III. Компонент образовательного ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦учреждения (5-дневная неделя), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<***>¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----+----+----+----+-----+------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦28 ¦29 ¦31 ¦ 32 ¦ 32 ¦ 152 ¦
¦нагрузка при 5-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+----+----+----+----+-----+-------
--------------------------------
<*> Учебный предмет “Технология“ находится в федеральном компоненте базисного учебного плана. В 9 классе часы учебного предмета “Технология“ используются для организации предпрофильной подготовки.
(в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
<**> Региональный компонент при 6-дневной учебной неделе представлен следующими учебными предметами: “Основы безопасности жизнедеятельности“ в 5 - 7, 9 классах, “История Курского края“ в 7, 8 классах.
Региональный компонент при 5-дневной учебной неделе представлен следующими учебными предметами: “Основы безопасности жизнедеятельности“ в 5 - 7 классах, “История Курского края“ в 7, 8 классах, “Основы православной культуры“ в 5 - 9 классах.
<***> Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.
Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30 - 35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.
Предметные курсы. Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.
Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).
Информационная работа - это организованное знакомство учащихся 9 классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.
К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9 классов, их анкетирование, консультирование, организация “пробы сил“ и т.п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Следует отметить, что при полной 6-дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить и большее время, чем 100 учебных часов в год.
При 5-дневной учебной неделе, когда школьный компонент составляет 2 часа в неделю, возможности предпрофильной подготовки весьма ограниченны. Это затрудняет ее результативную реализацию. Поэтому при 5-дневной учебной неделе информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии, проводить ее во внеурочное время (например, по субботам). Общеобразовательным учреждениям рекомендуется рассмотреть вопрос о переходе на 6-дневную учебную неделю в 9 классах.
Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по предпрофильной подготовке также и во вторую смену. Кроме этого, для всех общеобразовательных учреждений одной муниципальной сети либо для соседних общеобразовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору.
В 5 - 8 классах образовательная область “Искусство“ делится на 2 учебных предмета “ИЗО“ и “Музыка“. В 8 классе на преподавание учебного предмета “Искусство“ рекомендуется добавить 1 час из компонента ОУ“.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
Недопустимо деление учебного предмета “История“ на отдельные предметы в соответствии с названиями разделов федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
В 5 - 6 классах изучается учебный предмет “Математика“.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
В 7 - 9 классах образовательная область “Математика“ делится на 2 учебных предмета: “Алгебра“ и “Геометрия“.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ 7-ГО ВИДА, СОЗДАННЫХ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(шестидневная учебная неделя)
(вариант 2)
(введен приказом комитета образования и науки
Курской области от 18.08.2008 N 1-1031)
----T-------------------------T-----------------------------------T-------¬
¦ N ¦ Учебные предметы ¦ Количество часов по классам ¦ Всего ¦
¦п/п¦ ¦ в неделю ¦ ¦
¦ ¦ +---T---T---T---T---T---T---T---T---+ ¦
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 1 ¦Русский язык ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 42 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 2 ¦Литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 12 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 3 ¦Литературное чтение ¦ 4 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 14 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 4 ¦Иностранный язык ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 21 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 5 ¦Окружающий мир ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 8 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 6 ¦Обществознание ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 7 ¦История ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 11 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 8 ¦История Курского края ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦ 9 ¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 26 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦10 ¦Алгебра ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 9 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦11 ¦Геометрия ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦12 ¦Природоведение ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦13 ¦Биология ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦14 ¦География ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦15 ¦Химия ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦16 ¦Физика ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦17 ¦Музыка ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 8 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦18 ¦Изобразительное искусство¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 8 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦19 ¦Мировая художественная ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦культура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦20 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 18 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦21 ¦Основы безопасности ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 5 ¦
¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦22 ¦Технология <*> ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 16 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦24 ¦Основы выбора профессии ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -“¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦Обязательная минимальная ¦20 ¦22 ¦22 ¦22 ¦28 ¦29 ¦31 ¦32 ¦32 ¦ 238 ¦
¦учебная нагрузка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---T-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦25 ¦Коррекционно-развивающие ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 16 ¦
¦ ¦занятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦26 ¦Факультатив “Основы ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 8 ¦
¦ ¦православной культуры“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-------+
¦Предельно допустимая ¦20 ¦25 ¦25 ¦25 ¦31 ¦32 ¦34 ¦35 ¦35 ¦ 262 ¦
¦аудиторная учебная нагрузка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+--------
--------------------------------
<*> Изучение содержания раздела “Черчение“ (графика) рекомендовано осуществлять в 9 классе.
(сноска введена приказом комитета образования и науки Курской области от 18.08.2008 N 1-1031)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ИННОВАЦИОННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(ЛИЦЕЕВ, ГИМНАЗИЙ, ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(введен приказом комитета образования и науки
Курской области от 04.09.2008 N 1-1073)
-------------------------------------------T-----------------------T------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦Всего ¦
¦ ¦ по классам в неделю ¦ ¦
¦ +---T---T---T----T------+------+
¦ ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦ IX ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<***> ¦ ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦I. Федеральный компонент ¦
+------------------------------------------T---T---T---T----T------T------+
¦Русский язык ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 21 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Литература ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 11 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Иностранный язык <*> ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 15 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Математика ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 25 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Информатика и ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Обществознание (включая экономику и право)¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦География ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Природоведение ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Физика ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Химия ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Биология ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 7 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Музыка ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Изобразительное искусство ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ 3 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Искусство (музыка и ИЗО) ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Технология ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦ 7 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦ИТОГО: ¦26 ¦27 ¦29 ¦ 30 ¦ 29 ¦ 141 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦II. Региональный компонент <**> ¦ 0 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦III. Компонент общеобразовательного ¦ 5 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 24 ¦
¦учреждения (6-дневная учебная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦31 ¦32 ¦34 ¦ 35 ¦ 35 ¦ 167 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦III. Компонент общеобразовательного ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 11 ¦
¦учреждения (5-дневная учебная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦28 ¦29 ¦31 ¦ 32 ¦ 32 ¦ 152 ¦
¦нагрузка при 5-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---+---+---+----+------+------+
¦Основы православной культуры ¦Может изучаться за счет часов ¦
¦ ¦ дополнительного образования ¦
¦ ¦ путем формирования детских ¦
¦ ¦ объединений в каждом классе ¦
¦ +---T---T---T----T------T------+
¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 5 ¦
L------------------------------------------+---+---+---+----+------+-------
--------------------------------
<*> В гимназиях, классах гуманитарного профиля лицеев и гуманитарно-филологического профиля школ с углубленным изучением отдельных предметов при 6-дневной учебной неделе рекомендуется ввести в учебный план второй иностранный язык в объеме 1 - 2 часов.
(сноска введена приказом комитета образования и науки Курской области от 04.09.2008 N 1-1073)
<**> Часы регионального компонента в 5, 6 и 9 классах передаются в полном объеме общеобразовательному учреждению, в 7 и 8 классах изучается история Курского края.
(сноска введена приказом комитета образования и науки Курской области от 04.09.2008 N 1-1073)
<***> IX класс - ранняя профилизация (профильное обучение).
(сноска введена приказом комитета образования и науки Курской области от 04.09.2008 N 1-1073)
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является “системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования“.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения регионального базисного учебного плана для 10 - 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане общеобразовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое общеобразовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет общеобразовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: “Русский язык“, “Литература“, “Иностранный язык“, “Математика“, “История“, “Физическая культура“, а также интегрированные учебные предметы “Обществознание“ (включая экономику и право) и “Естествознание“.
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, физика, химия, биология являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; литература, русский язык и иностранный язык - в филологическом профиле; обществознание, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы “Математика“, “Русский язык“, “Литература“, “Иностранный язык“, “История“ и “Физическая культура“, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента общеобразовательного учреждения.
В 10 - 11 классах изучается учебный предмет “Математика“ при условии, что на его изучение отводится 4 часа в неделю. Если на учебный предмет в учебном плане общеобразовательного учреждения выделено более 4 часов в неделю, то образовательная область “Математика“ делится на 2 учебных предмета: “Алгебра и начала анализа“ и “Геометрия“.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
На преподавание учебного предмета “Физическая культура“ во 2 - 11 классах рекомендуется выделить дополнительно 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения.
(абзац введен приказом комитета образования и науки Курской области от 21.10.2010 N 1-922)
ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
1. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет “Русский язык“ в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.
2. Усилено внимание к изучению иностранных языков - введен в качестве обязательного учебный предмет “Иностранный язык“ в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи “обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне“.
3. В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет “Естествознание“. Это позволяет:
- дать широкие возможности формирования целостной естественно-научной картины мира;
- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);
- снять малоэффективные “одночасовые“ предметы, на которые фактически распадется учебный предмет “Естествознание“ в условиях, когда на их совокупность (“Физика“, “Химия“, “Биология“) в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.
При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:
а) региональный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета “Естествознание“ или самостоятельных учебных предметов (“Физика“, “Химия“, “Биология“) на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы;
б) предлагаемый интегрированный учебный предмет “Естествознание“ не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет “Естествознание“ может не изучаться в случаях, если:
- три учебных предмета естественно-научного цикла (“Физика“, “Химия“ и “Биология“) изучаются на базовом уровне;
- один учебный предмет естественно-научного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;
- два учебных предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
- все три учебные предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном уровне.
4. Интегрированный учебный предмет “Обществознание“ на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы “Экономика“ и “Право“, которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне “Обществознание“, “Экономика“ и “Право“ могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Для составления учебного плана общеобразовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана, следует:
- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.
В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).
В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения;
- включить в учебный план региональный компонент.
Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.
Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, физической культуре, а также по информатике и ИКТ, естествознанию, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских - 20 человек и более. При проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе осуществляется деление классов на две группы: юноши и девушки.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УНИВЕРСАЛЬНОЕ (НЕПРОФИЛЬНОЕ) ОБУЧЕНИЕ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-------------------------------------------T--------------------T---------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦ Всего ¦
¦ ¦ в неделю ¦ ¦
¦ +---------T----------+---------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦ ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦I. Федеральный компонент ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦ 8 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦География ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Биология ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Физика ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Химия ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Мировая художественная культура ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Технология ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Итого: ¦ 26 ¦ 25 ¦ 51 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦II. Региональный компонент <**> ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Основы православной культуры (факультатив)¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦III. Компонент образовательного учреждения¦ 7 <*>¦ 8 <*>¦ 15 ¦
¦(элективные учебные предметы, учебные ¦ ¦ ¦ ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+---------+----------+---------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦ 72 ¦
¦нагрузка (требования СанПиН) ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------+---------+----------+----------
--------------------------------
<*> При организации универсального обучения общеобразовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным учебным предметам федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы (4 курса на выбор из 5 - 6 предлагаемых школой за два года обучения) - обязательные для посещения предметы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные учебные предметы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют следующие функции: могут являться как бы “надстройкой“ профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне (“Математическая статистика“ - для школьников, выбравших экономический профиль, “Компьютерная графика“ - для индустриально-технологического профиля или “История искусств“ - для гуманитарного профиля). Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных учебных предметов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (“Делопроизводство“, “Деловой английский язык“, курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.). Познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих “внепредметный“ или “надпредметный“ характер. Примером подобных курсов могут служить элективы “Основы рационального питания“ или “Подготовка автолюбителя“.
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных учебных предметов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в учебном плане в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.) станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса как минимум на две подгруппы. Количество элективных учебных предметов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным учебным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность (не менее 70 учебных часов за два года обучения).
Учебные практики имеют целью углубить и закрепить научно-теоретические знания школьников, выработать навыки практической, а во многих случаях и исследовательской работы. Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах и других учебно-вспомогательных подразделениях общеобразовательного учреждения. При отсутствии оборудования и необходимых условий для проведения учебной практики в школе она переносится на предприятия, в учреждения и организации, отвечающие задачам подготовки школьников данного профиля.
Проектная деятельность - система совместных действий педагога и учащихся по разработке проекта; развивающее обучение, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Исследовательская деятельность - самостоятельная работа, подготовка докладов и рефератов для выступлений на семинарах, в кружках, на теоретических конференциях; чтение и прослушивание спецкурсов по наиболее актуальным научным направлениям; спецсеминары по важным направлениям науки; коллоквиумы; школьные научно-практические конференции; взаимное рецензирование и оценка выступлений, рефератов, докладов школьников; встречи с учеными, изобретателями и др.
<**> Региональный компонент представлен учебными предметами “Русский язык“, “Основы безопасности жизнедеятельности“ в 10, 11 классах, “Основы православной культуры“ в 10, 11 классах.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ 16 ¦ 16 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Естествознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы “ ¦ 15 ¦ 15 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физика ¦ 5 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной ¦ ¦ ¦
¦неделе (требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
--------------------------------
<*> Элективные учебные предметы (3 курса на выбор из 5 - 6 предлагаемых школой за два года обучения). Для учебных практик, проектов, исследовательской деятельности предусматривается не менее 70 учебных часов за два года обучения.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ 18 ¦ 18 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Естествознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Анатомия и физиология человека ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 9 ¦ 9 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 9 ¦ 9 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ 16 ¦ 16 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦География ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физика ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 12 ¦ 12 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Химия ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Биология ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 5 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ 15 ¦ 15 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Естествознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Мировая художественная культура ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 14 ¦ 14 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 5 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ 20 ¦ 20 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦(включая экономику и право) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физика ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Химия ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 9 ¦ 9 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Биология ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы агрономии ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы растениеводства ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Сельскохозяйственная техника ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ 14 ¦ 13 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Экономика ¦ 1 ¦ - ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Естествознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Мировая художественная культура ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 17 ¦ 17 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 5 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Право ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов ¦
¦ ¦ в неделю ¦
¦ +---------T----------+
¦ ¦ X ¦ XI ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦I. Федеральный компонент ¦ 18 ¦ 18 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Базовые учебные предметы ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Литература ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Иностранный язык ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦История ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Обществознание (включая экономику и право) ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Естествознание ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физика ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Профильные учебные предметы ¦ 10 ¦ 10 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Математика ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦II. Региональный компонент ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Основы православной культуры (факультатив) ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦III. Компонент образовательного учреждения ¦ 5 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Элективные учебные предметы, учебные ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦практики, проекты, исследовательская ¦ ¦ ¦
¦деятельность <*> ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+----------+
¦Предельно допустимая аудиторная учебная ¦ 36 ¦ 36 ¦
¦нагрузка при 6-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦
¦(требования СанПиН) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-----------