Законы и постановления РФ

Сообщение УМНС РФ по Курской области от 10.10.2003 “Что ожидает налогоплательщиков?“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ

от 10 октября 2003 года

ЧТО ОЖИДАЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ?

С 1 января 2004 г. вступает в силу Федеральный закон от 07.07.03 N 117-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ (далее - Закон N 117-ФЗ).

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Изменения, внесенные в главу 25 НК РФ, незначительны и затрагивают интересы узкого круга налогоплательщиков.

Дополнен перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в
виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. В том же подпункте перечислены все виды целевого финансирования в целях главы 25 НК РФ. Данный перечень дополнен: с 1 января 2004 г. к средствам целевого финансирования относятся средства, поступившие на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ (далее - Закон N 127-ФЗ).

Не учитываются при налогообложении и целевые поступления аналогичного характера (п. 2 ст. 251 НК РФ дополнен подп. 1.1 соответствующего содержания). Изменения, внесенные в ст. 262 “Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки“ НК РФ, уточняют, что расходы на формирование фондов финансирования НИОКР признаются в налоговом учете (в размере 0,5% доходов (валовой выручки) только в том случае, если такие фонды зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ. При этом отчисления самих отраслевых фондов на формирование Российской фонда технологического развития не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Также к доходам, не участвующим в определении налогооблагаемой прибыли, отнесены средства в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством РФ в области связи. Данное дополнение обусловлено введением в действие с 1 января 2004 г. Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Закон N 126-ФЗ) взамен ныне действующего Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ с одноименным названием. Статьей 59 Закона N 126-ФЗ предусматривается формирование резерва универсального обслуживания за счет обязательных отчислений всеми операторами сети связи общего пользования и использование такого
резерва для возмещения убытков операторов универсального обслуживания. Определение понятия “оператор универсального обслуживания“, а также других связанных с ним понятий приводится в Законе N 126-ФЗ.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

В 2004 г. суммы налога на прибыль организаций будут распределяться по бюджетам соответствующего уровня по-другому. В федеральный бюджет будет зачисляться 5 из 24% (вместо 6% в 2003 г.); в бюджет субъекта РФ - 17% (вместо 16% в 2003 г.); в местные бюджеты будет зачисляться сумма налога, исчисленная по ставке 2%, как и в текущем году. Таким образом, перераспределение произошло за счет уменьшения доли федерального бюджета в пользу бюджетов регионов. При этом возрастает и предельное ограничение пониженной ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков: в соответствии с законом субъекта РФ она может быть понижена до 13% (в текущем году такой предел составляет 12%).

ЛЬГОТЫ

Статьей 3 Закона N 117-ФЗ изменен порядок применения льгот, установленных законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления в соответствии с п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“. Такие льготы, введенные в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, по состоянию на 1 июля 2001 г., продолжат действовать до окончания срока, на который они были предоставлены. Законом N 117-ФЗ уточняется, что с 1 января 2004 г. подобные льготы прекращают действие, если срок их действия не был установлен.

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Для налогоплательщиков, имеющих на балансе основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.97
N 122 “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним“ - и не прошедшие государственную регистрацию, важным является изменение, внесенное Законом N 117-ФЗ в порядок применения п. 8 ст. 258 НК РФ. В соответствии с этим пунктом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, можно амортизировать в налоговом учете только с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Данное положение не применялось в отношении основных средств, не прошедших государственную регистрацию до 1 января 2004 г. Статьей 3 Закона N 117-ФЗ снято ограничение этого срока, таким образом, положение п. 3 ст. 258 НК РФ к основным средствам, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г., не применяется.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, со следующего года ждет новшество: Законом N 117-ФЗ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД и осуществляющие иные виды деятельности, смогут применять в отношении этих иных видов деятельности не только общий режим налогообложения, но и упрощенную систему налогообложения. Таким налогоплательщикам следует помнить, что о намерении применить со следующего года упрощенную систему налогообложения следует сообщить в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября текущего года. Форма соответствующего заявления утверждена приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495. Организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения указывают размер доходов за девять месяцев текущего года. Напомним, что размер доходов по итогам девяти месяцев не должен превышать 11 млн. руб. (без НДС и налога с продаж), средняя численность - 100
человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - 100 млн. руб. Следует учесть, что эти предельные ограничения определяются исходя из всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком.

Отметим также, что Закон N 117-ФЗ уточнил определение розничной торговли, данное в ст. 346.27 НК РФ; с 1 января 2004 г. к розничной торговле приравнивается торговля товарами и оказание услуг покупателям не только за наличный расчет, но и с использованием платежных карт.

Налогоплательщикам ЕНВД также следует обратить внимание на тот факт, что корректирующий коэффициент базовой доходности К (в зависимости от кадастровой стоимости земли), предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 НК РФ, при определении величины базовой доходности не применяется как в 2003 г., так и в 2004 г.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

С 1 января 2004 г. отменяется налог с продаж. Это давно ожидаемое и закономерное решение. Еще Федеральным законом от 27.11.01 N 148-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, который с 1 января 2002 г. ввел в НК РФ главу 27 “Налог с продаж“, была предусмотрена отмена налога с продаж с 1 января 2004 г. (ст. 4 Закона).

В связи с этим, из всех статей НК РФ исключены положения, в которых упоминался этот налог. Кроме того, внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Напомним, что налог с продаж, являясь региональным налогом, устанавливался законами субъектов РФ. В тех регионах, где налог с продаж не вводился и действовали региональные и местные налоги и сборы,
эти налоги и сборы с 1 января 2004 г. также отменяются.

Это такие налоги и сборы, как сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Статьей 8 Закона N 117-ФЗ установлено, что размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

Отдел налогообложения

юридических лиц