Законы и постановления РФ

Постановление губернатора Курской области от 13.08.1997 N 907 “О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Курской области на 1997 - 2003 гг.“

Документ предоставлен Государственным архивом Курской области (фонд Р-3360, опись 2, дело 390, листы 123-211).

ГУБЕРНАТОР КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 1997 г. N 907

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2003 ГГ.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“, от 27 мая 1997 года N 528 “О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации“ постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Курской области на 1997 - 2003 годы (далее по тексту - Программа).

2. Главам администраций районов и муниципальных образований:

обеспечить выполнение ранее изданных постановлений губернатора области по вопросам реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, провести доработку местных программ и представить их в комитет жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации области до 01.09.97;

организовать работу по безусловному выполнению утвержденных стандартов жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Программой, в первую очередь в городах, имеющих значительное отклонение от стандартов (г. Курск, г. Железногорск, г. Курчатов);

ежемесячно, не позднее 3-го числа, представлять департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации области информацию о ходе реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве соответствующих территорий.

3. Департаменту финансов администрации области (Кащавцева Н.М.):

принимать меры по снижению выделяемых администрациям районов и муниципальным образованиям субсидий в случае отклонения от утвержденных стандартов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

обеспечить приоритетное финансирование мероприятий, связанных с реформой жилищно-коммунального хозяйства.

4. Руководителям структурных подразделений администрации области обеспечить выполнение Программы и контроль за проведением реформ жилищно-коммунального хозяйства муниципальными образованиями по направлениям своей деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области по транспорту, связи и коммунальному хозяйству Иванова В.Б.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

А.РУЦКОЙ

ПРОГРАММА

РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2003 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства области разработана в соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“, и постановлением губернатора области от 26 июня 1997 года N 759 по данному вопросу.

2. Реформа рассчитана на длительный период: ее этапы и темпы преобразований определяются с учетом местных особенностей на основе общих принципов, определенных концепцией реформы.

3. Основная цель реформы - перевод отрасли на безубыточный и самоокупаемый режим.

4. Основная задача администрации области и органов местного самоуправления - осуществить переход
жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования путем снижения затрат на производство услуг при повышении их качества и обеспечении адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕФОРМ

Обеспечение конституционного права граждан на достойное жилище не может быть реализовано в условиях постоянного дотирования предприятий отрасли. Тяжелое экономическое положение области в целом усугубило финансово - хозяйственное состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, привело к невыполнению в полном объеме планов развития, капитального ремонта и необходимого объема регламентных работ.

Стоимость основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на 16.01.97 года составила 12070,0 млрд. руб., что превышает стоимость основных фондов крупнейших отраслей промышленности области, при этом износ основных фондов коммунальных предприятий инженерного обеспечения достигает 50,3% (приложение 1).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Стремительно ветшает жилой фонд, снижаются надежность, устойчивость и безопасность эксплуатации жилого фонда и инженерных систем.

Потери воды в сетях и у потребителей в связи с отсутствием разработанной системы ее экономии в отдельных городах и населенных пунктах достигает 16,8%, надежность системы теплоснабжения в 2 - 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Замена “ветхих“ сетей в последние 5 лет практически не проводилась в связи с отсутствием средств, аналогичное положение с капитальным ремонтом муниципального жилого фонда, причем отмечается нарастание “ветхого“ жилого фонда с износом более 70%. А общее количество жилья, не прошедшего капитальный ремонт в нормативные сроки, составляет 3278,2 тыс. кв. метров или 51,9%.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики области, конечной целью которой является переход отрасли на режим безубыточного недотационного функционирования на основе снижения затрат на производство услуг, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствие со сложившейся конъюнктурой рынка
и прямого, полного финансирования отрасли населением муниципальных образований области.

III. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО

СОСТОЯНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Основными проявлениями кризисного состояния в жилищно-коммунальном хозяйстве области являются:

дефицит питьевой воды вследствие недостатка мощностей (г. Курчатов, г. Курск, п. Кшень, п. Косиново, около 60 сельских населенных пунктов);

несоответствие качества питьевой воды действующему стандарту в основном по содержанию железа (из 39 крупных населенных пунктов вода соответствует ГОСТу в 7);

недостаточное развитие систем водоотведения, определяющее не только уровень благоустройства, но и экологический ущерб (уровень благоустройства в области 28% при среднереспубликанском - 86,6%);

низкий уровень регламентных работ и работ по капитальному ремонту - следствие недостаточного финансирования;

увеличение продолжительности устранения аварий и связанный с этим экологический и социальный ущерб;

отсутствие материально - технических резервов на уровне предприятий, муниципальных образований (исключая гг. Курск, Железногорск);

невыполнение в полном объеме (62,7%) мероприятий по подготовке и эксплуатации объектов ЖКХ в зимних условиях;

рост протяженности сетей, относящихся по физическому состоянию к категории “ветхих“, рост количества “ветхого“ жилого фонда;

снижение объема выполняемых работ и качества предоставляемых услуг, что определяет возросшее число жалоб;

низкий уровень устойчивости систем тепло-, электроснабжения и несоблюдение при предоставлении этих услуг требований СНиП и ГОСТа;

экологический ущерб в связи с несоответствием 63% свалок населенных пунктов современным требованиям;

неудовлетворительный уровень надежности электрообеспечения водозаборов, населения, объектов соцкультбыта, прочих предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность;

полное прекращение работ по благоустройству берегов рек и других водоемов в пределах населенных пунктов;

неудовлетворительное содержание существующих дорог и тротуаров, несоблюдение межремонтных сроков;

низкий уровень механизированной уборки улиц, который составляет 38%;

низкая оснащенность уборочной техникой коммунальных предприятий;

сокращение объемов работ по капитальному ремонту жилищного фонда в связи с недостаточным финансированием (в 1996 году затраты на капитальный ремонт жилья составили 19%
от необходимых затрат на его проведение);

увеличение числа неплательщиков за жилье и коммунальные услуги, задолженность по которым на 1.07.97 года составила 12,4 млрд.рублей, что составляет более 27,2% в месяц (приложение 2);<*>

--------------------------------

<*> - не приводится.

несоблюдение в течение длительного времени установленного для развития коммунальных подотраслей норматива инвестиций;

финансирование по “остаточному принципу“, в том числе отсутствие отдельной “строки“ в бюджете.

IV. СОСТОЯНИЕ РЕФОРМЫ В

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОБЛАСТИ

В области мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства начали осуществляться в рамках ранее действующего Постановления Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993 N 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг“.

За прошедший период во многих городах и районах созданы службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам, призванные осуществлять формирование муниципального заказа, функции собственника объектов муниципальной инфраструктуры и внедрение конкурсных форм взаимоотношений с подрядными организациями. Определены параметры коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 “Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов“. В отдельных районах и городах области проведена работа по заключению договоров с населением. Уровень охвата населения договорами составляет около 15%.

Концепция в службах заказчика работ по формированию муниципального заказа позволила выявить категорию населения, которая на данный момент не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и по существующим нормативным актам имеет право на получение жилищных субсидий. В целом по состоянию на 01.07.97 субсидии предоставлялись 4,8% семей, проживающих в муниципальном жилищном фонде. Вместе с тем существенное падение жизненного уровня граждан, низкий уровень средней заработной платы (совокупного семейного дохода)
не позволили за прошедший период увеличить уровень оплаты жилья и коммунальных услуг. С 1994 года по настоящее время плата за жилье и коммунальные услуги возросла с 3% до 24% от фактических затрат при уровне коммунальных платежей 6,3 тыс. рублей за м2 и совокупном доходе населения 178,7 тыс. рублей на 1 человека. Показатели социальных стандартов области на 01.07.97 прилагаются (приложение 3).<*>

В результате проводимой в области политики бесплатной приватизации произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда (приложения 4, 5).<*>

--------------------------------

<*> Не приводятся.

Средняя обеспеченность жильем составляет 17,9 кв. м общей площади на одного человека. За 1992 - 1996 гг. в муниципальную собственность переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства, предприятия, их эксплуатирующие, с необходимыми основными фондами, что привело к ликвидации существующих эксплуатационных объединений “Облводоканал“, “Облкоммунэнерго“.

Опыт проведения реформ показал, что в отдельных городах и населенных пунктах осознанная работа над реформированием отрасли подменяется попытками подстроить нынешние экономические преобразования под существующие структуры, только этим объясняется реорганизация в отдельных районах созданных служб заказчика в отделы жилищно-коммунального хозяйства.

Нарушение принципов рыночных отношений, совмещение функций управления и хозяйствования ведет к чисто формальной процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль за выполнением договорных обязательств и применением санкций.

Общим недостатком договорных отношений является недостаточная четкость в проработке взаимных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения санкций, а также методов и порядка урегулирования спорных ситуаций. Таким образом, слабая содержательная и правовая проработка договоров ведет к сохранению административных методов управления, вольного толкования важных моментов, в т.ч. условий и границ внутридомового обслуживания.

Правовая неопределенность взаимоотношений организаций и населения усугубляется отсутствием договора найма и, как правило, договора на техническое обслуживание квартир и мест общего пользования.

Контроль
государственной жилищной инспекции области за состоянием жилого фонда, коммунальных объектов, за порядком выполнения договорных обязательств между органами местного самоуправления, службами “заказчика“, производителями и потребителями услуг не осуществляется.

Установленный на 1997 год уровень платежей граждан практически не выполнен. Фактический уровень этого стандарта колеблется от 20% в Курске и Железногорске до 50% в Медвенском районе (приложение 6).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Поддержание местными органами самоуправления ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на необоснованно низком уровне не делает их более доступными для населения, при этом снижается качество услуг и впоследствии может привести к обвальному росту тарифов.

Неплатежи населения также усугубляют финансовое положение в отрасли; в среднем по области они составляют 27,2% и колеблются в широком пределе: от 2,7% в Курске до 93,2% в Курском районе.

Неплатежам способствует, как правило неконкретная форма квитанции - счета, в которой отсутствует разбивка платежа по видам услуг. Рекомендуется внедрить форму квитанции - счета соответствующего образца (приложение 7).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

В большинстве районов и городов области расчет экономически обоснованных тарифов и определение суммарной потребности в финансовых и материально - технических ресурсах осуществляется по фактически сложившимся затратам, а при расчете численности и фонда заработной платы используются устаревшие нормативы, что в отдельных районах и населенных пунктах приводит к резкому увеличению стоимости эксплуатации одного квадратного метра жилья (приложения 8, 9).<*>

--------------------------------

<*> Не приводятся.

На многих предприятиях отсутствует четкая система стимулирования работников за высокие показатели в работе, что сказывается на качестве услуг.

Такая позиция муниципалитета, руководителей служб заказчика и предприятий свидетельствует о намерении переложить всю тяжесть реформ на население.

Сформированные в населенных пунктах и городах области отделы, группы для выполнения функций по предоставлению субсидий
на оплату жилья не оснащены соответствующим образом, структурно подчинены, как правило, подрядным организациям; контакта со службами занятости, отделами цен не осуществляют, не прогнозируют тенденции реформ и не координируют темп увеличения тарифов.

В целом существующие центры субсидий не готовы к приему значительного потока граждан. Вместе с тем возможна ситуация, при которой в отдельных городах и населенных пунктах количество граждан, обратившихся за субсидиями, может составлять до 35% от всего количества проживающих.

В области создается система государственного надзора за качественным и надежным жилищно-коммунальным обслуживанием, и в этих целях департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации области переданы функции лицензирования деятельности предприятий, эксплуатирующих инженерную инфраструктуру населенных пунктов и осуществляющих деятельность по оказанию отдельных жилищно-коммунальных услуг.

Согласованная работа департамента, прочих органов государственного контроля призвана обеспечить исполнение Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О защите прав потребителей“, не допустить на рынок производства услуг предприятия с низкой отраслевой квалификацией и прекратить деятельность предприятий, оказывающих услуги неудовлетворительного качества.

Вместе с тем в отдельных районах и городах собственник (орган местного самоуправления) допускает работу коммунальных предприятий без прохождения обязательной процедуры лицензирования.

Органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, необходимые для поддержания нормальной работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения жилого фонда исходя из оценки реальных доходов граждан.

В этом процессе необходимо снизить издержки предприятий - производителей, не допускать неоправданных затрат и различного рода “льгот“ коллективов производителей.

Индикатором эффективности реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве города, населенного пункта, района является постоянное сопоставление темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр и роста потребительских цен.

V. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Достижение основных целей реформы: обеспечение условий
проживания, отвечающих стандартам качества, постоянное снижение издержек производителей услуг и тарифов при поддержании стандартов качества и смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на безубыточный режим функционирования необходимо осуществлять на основе организации работы по следующим направлениям:

1. Создание многообразия собственников на основе перерегистрации существующих кооперативов в кондоминиумы, создание кондоминиумов на этапе строительства нового жилья и на базе существующей жилой застройки (приложение 10).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

2. Разнообразие организационных структур товариществ собственников жилья должно способствовать усилению конкурентных тенденций: самоуправление, передача в управление профессиональному управляющему или управляющей компании. Рекомендации по использованию структуры управления при создании товариществ собственников жилья изложены в приложении 11.<*> При этом товариществам - собственникам должна быть оказана муниципальная поддержка, которая предусматривает:

--------------------------------

<*> Не приводится.

возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на содержание жилья и на капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилого фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилого фонда;

упрощение и удешевление процедуры регистрации кондоминиумов в органах технической инвентаризации и в органах государственной власти;

предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления;

предоставление товариществам права сдачи в аренду нежилых помещений жилых домов и получение дохода с аренды;

финансовую помощь в открытии счетов с банках, изготовление печатей и пр.;

выделение земельных участков в общедолевую собственность кондоминиума, что позволит получить дополнительные источники финансирования за счет их коммерческого использования;

урегулирование всех вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения товариществ, как некоммерческих организаций, позволит улучшить финансовую ситуацию по обслуживанию жилья;

организация кондоминиумов в период строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков.

3. Создание многообразия управляющих компаний (служб заказчика).

Мировая практика
показывает, что оптимальный размер жилья, находящегося в управлении службы заказчика, составляет 30 - 40 тыс. квартир при издержках на содержание заказчика в размере 4 - 8% от стоимости услуг. В связи с этим органы местного самоуправления создают в зависимости от местной специфики требуемое количество служб заказчика для создания конкурентной среды на участке управления муниципальным жилым фондом (приложение 12).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Создания эффективного управления муниципальным жилым фондом и его инфраструктурным обеспечением возможно достичь только путем четкого выделения функций собственника и делегирования на конкурсной основе функций управления, в отдельных случаях и обслуживания, муниципальной недвижимостью специализированным организациям управляющей компании (службы заказчика).

При формировании и выборе службы заказчика собственник - муниципалитет должен ориентироваться на максимальное удовлетворение ею нужд нанимателей и собственников жилья.

Необходимую ориентацию заказчика муниципалитет обеспечивает организационными и финансовыми рычагами, закрепленными в договоре и являющимися одним из условий выбора заказчика на конкурсах.

Основной задачей управляющей компании (службы заказчика) - юридически самостоятельного органа - является следующее:

выбор на конкурсной основе подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в находящемся под управлением заказчика жилом фонде;

заключение договорных отношений с подрядчиком по предоставлению услуг с требуемым уровнем качества и оптимальной себестоимостью;

обеспечение систем контроля за объемами и качеством услуг.

Эффективность работы управляющей компании (службы заказчика) зависит в первую очередь от выполнения муниципалитетом своих обязательств, закрепленных в договоре.

Позиция администрации муниципальных образований в настоящее время способствует сохранению служб заказчика как административной единицы, удобной для сохранения старых административных традиций.

Без создания юридически самостоятельных, ориентированных на удовлетворение нужд нанимателей, служб заказчика реформа не выполнима.

4. Особого отношения заслуживают организационные и финансово - хозяйственные механизмы в условиях рынка в отношении естественных монополий в городах и населенных пунктах (вода, водоотведение, горячая вода, теплоснабжение, электроснабжение, газ). Прошедшие годы после ликвидации объединений “Облводоканал“ и “Облкоммунэнерго“ и существования в новом качестве областной газовой службы позволяют сделать следующие выводы:

ликвидированные производственные объединения решали ряд вопросов, общих для отраслевых подразделений с минимальным составом управленческого персонала на местах, а также концентрировали снабженческие функции и вопросы перспективного развития, организации охраны труда, контрольно - ревизионную и финансовую деятельность.

После ликвидации объединений штат муниципальных предприятий увеличился в связи с переходом названных функций к ним.

В новых условиях реформирования ЖКХ представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возрождении областных подразделений на основе добровольного объединения предприятий без передачи муниципальной собственности.

Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии соответствующих лицензий.

В связи с этим приобретает особую важность вопрос акционирования предприятий естественных монополистов. В данном случае необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической части основных фондов (инженерная инфраструктура, машины и механизмы предприятия). С учетом отсутствия опыта в России по этим вопросам реально можно рассматривать следующие варианты:

инженерная инфраструктура не приватизируется, а остается в собственности муниципалитета;

решение вопроса об акционировании предприятий естественных монополистов переносится на более поздний срок.

Организация ресурсосбережения является основополагающим фактором снижения стоимости услуг. Основным моментом в этом вопросе является переход на приборный метод учета (приложение 13),<*> а также внедрение существующих энергосберегающих технологий (приложения 14, 15).<*>

-------------------------------

<*> Не приводятся.

VI. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПЛАТЫ

ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя:

определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением в каждом муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны учитывать концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально - экономическая ситуация на территории муниципального образования, в том числе и уровень доходов населения.

Лучшим индикатором доходов населения является его охват программой жилищных субсидий. Целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа жилищных субсидий охватывала не более 20 - 30% населения в зависимости от экономической ситуации в городе, районе.

Органам местного самоуправления рекомендуется:

определить социальные стандарты услуг ЖКХ и источники бюджетной поддержки, которые должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.);

внедрить практику повышенной оплаты жилья, превышающего социальные нормативы (эти нормативы могут быть больше стандартов социальной площади жилья для расчета жилищных субсидий), а также полной оплаты для лиц, имеющих две и более квартиры;

обеспечить ускоренные темпы роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создание эффективной системы антимонопольного регулирования, в частности жилищных услуг, по сравнению с коммунальными;

разработать рекомендации по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ, которые должны включать не репрессивные меры, а информационно - разъяснительные: правильно, информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги; информация о работе центров жилищных субсидий; доброжелательное напоминание о просроченном платеже; уточнение прав потребителей (приложение 16).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ предусматривает в каждом муниципальном образовании:

введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт позволит сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат;

введение платы за найм муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и месторасположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья;

включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг позволит защитить население от обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями;

ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на услуги и снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных предприятий.

Переход на новые принципы расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве следует осуществлять поэтапно.

Целесообразно создавать механизмы привлечения и возврата средне - и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сгладить влияние на уровень тарифов инвестиционных затрат, связанных с сезонностью проводимых работ, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для потребителей. Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов жилищно-коммунальных объектов жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а также средств инвесторов. В этих целях при формировании соответствующих бюджетов предусматривать отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В дальнейшем следует осуществить формирование муниципальной финансово - кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Кризис неплатежей как граждан, так и организаций, финансируемых в основном из соответствующих бюджетов, не позволяет сохранить устойчивое финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства (приложение 17).<*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

В связи с этим целесообразно активизировать работу по сокращению задолженностей организации путем выявления неплательщиков и применения к ним штрафных санкций, выпуска различных видов ценных бумаг, проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в бюджеты всех уровней, использования в установленном порядке других, эффективных форм расчетов.

Органам местного самоуправления при выборе подрядчиков по оказанию жилищно-коммунальных услуг, как правило, на конкурсной основе, целесообразно отдавать предпочтение организациям, готовым выполнить полный объем работ, предусмотренных договором, при наименьшей стоимости этих работ.

Следует развивать возможность получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории (в частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты жилья и коммунальных услуг. Использование этих резервов возможно при образовании товариществ собственников жилья.

В целях недопущения утраты платежеспособности организации жилищно-коммунального хозяйства при реализации Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на производственные услуги, соответствующим органам администрации области и органам местного самоуправления следует предусмотреть механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций (приложение 18)<*> с целью принятия сбалансированных решений. Органам местного самоуправления необходимо осуществлять постоянный контроль уровня и распределения доходов населения.

--------------------------------

<*> Не приводится.

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении администрацией области и органами местного самоуправления:

включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;

сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;

необоснованно снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;

ведения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг с учетом возможных льгот для одиноко проживающих людей пожилого возраста и имеющих излишки жилья;

отказа выплаты субсидий по причине проживания не в муниципальном жилом фонде.

Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений всей социальной политики области. Оно включает в себя:

создание центров жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях (приложение 19);<*>

-----------------------------

<*> Не приводится.

совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий, прогнозирование объема средств, необходимых для дотаций по муниципальному образованию;

бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от форм собственности жилищного фонда.

Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это права граждан является непременным условием законности принятия органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является мерой социальной защиты отдельных категорий граждан. В этом направлении в рамках муниципальных программ необходимо:

упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а при выходе соответствующих законов и нормативных актов на федеральном уровне определять источники покрытия вы“адающих доходов по каждому виду льгот и общему числу льготных категорий граждан;

при определении величины субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг не допускать исключения отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газо- электроснабжение);

установить порядок, не допускающий отказа выдачи субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.

В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включить представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, департамента ЖКХ, служб социальной защиты, а также юристов и представителей общественности. К компетенции комиссии могут быть отнесены:

проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;

консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;

организация добровольного обмена жилыми помещениями;

формирование обменного жилищного фонда для переселения;

выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.

VIII. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ И ИХ

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Функции управления реализацией программ на муниципальном уровне возлагаются на органы местного самоуправления, которые осуществляют непосредственное управление жилищным фондом, принимают конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований жилищно-коммунальной сферы в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. Рациональное разделение функций должно определить организационную структуру управления и обслуживания ЖКХ на муниципальном уровне.

Целесообразно в 1997 году завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между заказчиком и нанимателями рекомендуется перейти в 1997 году к реальному подписанию договоров найма и технического обслуживания, как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.

Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договоров найма муниципального жилья, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.

Комплекс правовых и иных преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в местных программах реформы ЖКХ:

продолжение изменения структуры собственности в жилищном фонде на основе Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“;

создание товариществ собственников жилья на основе Федерального закона “О товариществах собственников жилья“, примерного Устава товарищества собственников жилья, примерного Положения об обслуживании и о финансировании товариществ муниципальных образований и нормативных документов, отражающих особенности муниципальных образований;

преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью ответственности и независимости на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, положений о формировании договорных отношений, о службе заказчика.

В развитие договорных отношений рекомендуется переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления (приложение 20).<*>

----------------------------

<*> Не приводится.

Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма помещения, принципы договорных отношений юридических и физических лиц и потребителей. При разработке местных программ целесообразно использовать “Сборник нормативных документов по развитию конкуренции и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве“, разработанный Институтом экономики ЖКХ совместно с Главной Государственной инспекцией Российской Федерации.

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержание договоров на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, ответственность сторон за нарушение условий договора.

Органам местного самоуправления рекомендуется провести работу по определению условий снижения оплаты населением жилищно-коммунальных услуг при снижении их качества согласно приложениям 21, 22, 23.<*>

----------------------------

<*> Не приводятся.

Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является Закон Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и Указов Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 431 “О новом этапе реализации Государственной целевой программы “Жилище“ и от 29.03.96 N 432 “О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда“.

В практической деятельности по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда органами местного самоуправления должно быть использовано “Примерное положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищного фонда“, утвержденное постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 01.04.94 N 18-24 (приложения 24, 25).<*>

----------------------------

<*> Не приводятся.

Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальная служба заказчика, областная государственная жилищная инспекция, департамент жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с “Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства“, утвержденным заместителем губернатора области по транспорту, связи и коммунальному хозяйству. Их деятельность регламентируется “Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации“, “Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам“, положением “Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения“, положениями о лицензировании.

Правовой основой методов и форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“.

Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим работы и расширения сферы действия системы жилищных субсидий органы местного самоуправления должны руководствоваться Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением главы администрации области от 19 июля 1996 года N 353 “Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Правовой основой реализации поэтапного перехода к безубыточной работе отрасли являются Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг“. При разработке мер по реализации реформ финансирования и ценообразования в ЖКХ могут использоваться “Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг“, утвержденная приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 22.11.93 года N 60 и согласованная с Министерством экономики (письмо от 17.11.93 N 21-593), “Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ“, утвержденная приказом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 09.11.93, “Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда“, утвержденные приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02.12.96 N 17-152.

Важным элементом реформы является выбор рациональной тактики изменения действующих тарифов для населения. Критерием рациональности этого процесса должно быть предотвращение социальной напряженности и роста неплатежей при обеспечении срока перехода к безубыточной работе ЖКХ.

Настоящей программой устанавливаются следующие областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

а) областной стандарт социальной нормы площади жилья - 18 кв. м общей площади на 1 человека семьи из 3-х и более человек, 42 кв. м на семью из 2-х человек и 33 кв. м - на одиноко проживающего человека;

б) областной стандарт уровня платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг на 1997 год - 35%;

в) областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг (в % от совокупного семейного дохода) на 1997 год в размере 16%, на последующие годы переходного периода согласно приложению 24;<*>

----------------------------

<*> Не приводится.

г) областной стандарт предельной стоимости всех предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1997 год в среднем по области в размере 6 тыс. рублей на 1 кв. м общей площади жилья.

Органам местного самоуправления рекомендуется в рамках собственной компетенции привести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствие с областными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх областных стандартов.

Департаментам финансов и экономики администрации области при определении финансовой политики по отношению к муниципальным образованиям рекомендуется пользоваться федеральными подходами для определения размера субвенций в зависимости от отклонения от областных нормативов проведения жилищной реформы.

Особое внимание следует уделить выполнению областных стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных субсидий - в первую очередь установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи.

Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий выделить отдельной строкой в расходной части местных бюджетов и рассматривать как защищенную статью. В первоочередном порядке средства на компенсацию жилищных субсидий должны перечисляться на счета товариществ собственников жилья и жилищно - строительных кооперативов. Вместе с тем неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам.

При формировании местных нормативов уровня платежей граждан за услуги ЖКХ и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг следует производить анализ тарифов на эти услуги с целью их понижения за счет исключения необоснованных затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат возрастет без изменения стоимости этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное дотирование отрасли и будет демонстрировать эффективность проведения жилищно-коммунальной реформы (приложение 26).<*>

----------------------------

<*> Не приводится.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления поручается проводить широкое информирование общественности по правильному пониманию населением преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Необходимо своевременно и точно доводить информацию до населения о предпринимаемых мерах социальной защиты, при этом для групп населения, являющихся потенциальными получателями социальной помощи, информация должна доводиться с максимальной степенью подробности.

Рекомендуется использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения, например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п. Такие плакаты можно было бы вывешивать в организациях, работающих с населением, вкладывать в почтовые ящики либо печатать на оборотной стороне квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Информирование общественности должно включать:

ответы на вопросы общественности и прессы;

выступление перед общественными организациями и группами населения;

отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации программы реформы;

подготовка статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой реформы;

использование рекламы для пропаганды основных направлений преобразований;

регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.

Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки стиля, способна породить серьезную напряженность.

IX. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

I ЭТАП - АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ 1997 ГОДА

1. Проведение аудиторских и контрольно - ревизионных проверок предприятий ЖКХ с целью выявления неэффективных и необоснованных затрат, которые в отдельных случаях могут достичь 15 - 18 % от всего объема расходов.

2. Проведение комплексного анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике и во взаимодействии с целью выявления подотраслей, где повышение тарифов дает наибольший эффект.

3. Определение объема средств для дотаций по муниципальным образованиям перед принятием решения об увеличении ставок и тарифов.

4. Создание резервного фонда реформы для муниципального образования.

5. Создание элементов экономического мониторинга с целью постоянного контроля действенности реформ путем сопоставления темпов роста стоимости услуг на 1 кв.м и роста потребительских цен контроля уровня и распределения доходов населения.

6. Привлечение в крупные города области (Курск, Курчатов, Железногорск) специалистов Всероссийского центра уровня жизни с целью наработки опыта более безболезненных темпов проведения реформ для населения (105043, г. Москва, ул. 4-я Парковая, тел. 164-99-64).

II ЭТАП - СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 1997 ГОДА

1. Обеспечение перевода на самоокупаемость отдельных видов жилищно-коммунальных услуг, которые близки к этому, в том числе: уборка мусора, обслуживание лифтов, текущий ремонт жилья и т.д.

2. Завершение работы по установке приборов учета энергоносителя на сетях и сооружениях производителя в точках разграничения балансовой принадлежности на предприятиях и в организациях.

3. Введение для населения формы ежемесячной квитанции на уплату жилья и коммунальных платежей с разделением по видам услуг, выделением платежей самого населения и размеров бюджетных дотаций, а также с указанием размера жилищных компенсаций (субсидий).

4. Продолжение работы по установке групповых приборов учета энергоносителя в существующей жилой застройке, предприятиях соцкультбыта и частной застройке.

5. Окончание работы по определению максимально возможного качества предоставляемых услуг исходя из существующего состояния жилых домов и прочих объектов инженерной инфраструктуры (по каждому дому, этажу, квартире).

6. Определение нормативов потребления по видам услуг и показателю снижения качества.

7. Завершение работы по разграничению функций собственника управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации (подрядчик) в государственном и муниципальном жилом фонде, проведение необходимых структурных преобразований.

8. Окончание работы по созданию муниципальных и государственных центров субсидирования населения.

9. Создание и реформирование управляющих организаций (служб заказчика), имея в виду перевод их на хозрасчет в соответствии с нормативными документами и Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“.

10. Утверждение порядка и размера санкций за нарушения установленных стандартов и качества услуг государственной жилищной инспекцией.

11. Создание эффективного механизма снижения объема оплаты труда в зависимости от качества услуг: заказчик - подрядчик - члены трудового коллектива подрядчика, особенно в организациях естественных монополистов; орган местного самоуправления - управляющая организация - подрядная организация, управляющая организация или орган, которому она делегирует свои полномочия - население.

12. Продолжение разработки и уточнение нормативных правовых актов и кредитно - финансовых механизмов, использующихся при реализации программы:

а) все виды договоров и соглашений между юридическими лицами, органами местного самоуправления и гражданами, в том числе договора найма жилого помещения;

б) разработка норм оплаты за проживание в неприватизированном жилом фонде, превышающем установленный социальный стандарт площади жилья;

в) права и обязанности потребителей жилищно-коммунальных услуг и их производителей (поставщиков);

г) положения и сопутствующие документы о конкурсах на право эксплуатации и ремонта жилого фонда и выполнения прочих коммунальных услуг;

д) нормативные документы по управлению недвижимостью в кондоминиумах (самоуправление, профессиональный управляющий, управляющая компания);

е) положения о порядке конкурсного отбора юридических лиц, в том числе частных организаций, для управления жилым фондом.

13. Завершение инвентаризации объектов незавершенного строительства, в том числе жилья, и рассмотрение вопросов об их продаже на открытых конкурсах и аукционах.

14. Разработка программ финансирования обновления изношенных основных фондов.

III ЭТАП - 1998 ГОД

1. Организация переобучения кадров для работы в управляющих и подрядных организациях в учебно - курсовом комбинате ЖКХ.

2. Доработка вопросов, связанных с предоставлением прав подряда на конкурсной основе, исключая сферы естественных монополий.

3. Проверка выбора на конкурсной основе управляющей организации как в кондоминиумах, так и в государственном и муниципальном жилом фонде.

4. Продолжение разработки и уточнения нормативных правовых актов, в том числе:

а) создание нормативно - правовой базы, стимулирующей внедрение современных технологий и систем энергоснабжения на объектах ЖКХ;

б) создание механизма ответственности квартиросъемщиков и владельцев жилья за неуплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг;

в) изменение действующей системы льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

г) изменение порядка передачи жилого фонда, инженерной инфраструктуры с баланса предприятий в муниципальную собственность;

д) подготовка нормативов по приему в эксплуатацию и передаче на баланс собственнику вновь вводимого жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры;

е) подготовка нормативов, определяющих специфику эксплуатации “ветхого“ жилья;

ж) освобождение от уплаты налогов в соответствующие бюджеты предприятий и организаций, выполняющих муниципальные заказы;

з) решение вопросов освобождения от платы НДС;

и) освобождение товариществ собственников жилья от местных налогов, исключение двойного налогообложения у заказчика и подрядчика;

к) упорядочение согласно Земельному кодексу состава земель общего пользования и освобождение коммунальных предприятий от этого вида платежей;

л) разработка предложений по освобождению коммунальных предприятий от уплаты налогов на воспроизводство товарно - сырьевой базы.

5. Начало процесса включения в оплату услуг затрат на капитальный ремонт.

6. Демонополизация предоставления отдельных видов услуг, а также отдельных процессов (уборка мусора, обслуживание лифтов, содержание жилого фонда, приобретение запасных частей и материалов, проектирование и др.), определение подрядчиков на эти услуги на конкурсной основе.

7. Продолжение политики “жесткого“ контроля за установлением тарифов на услуги естественных монополий.

8. Формирование политики ресурсосбережения, разработка, финансирование и реализация программ.

9. Окончание процесса установки групповых приборов учета в жилом фонде и на предприятиях соцкультбыта. Установка приборов учета в частном жилом фонде, ввод в эксплуатацию нового жилого фонда и прошедшего капитальный ремонт осуществляются только с приборами поквартирного учета.

IV ЭТАП - 1999 - 2000 ГОДЫ

1. Переход в основном на обслуживание жилья на конкурсной основе.

2. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющих компаний (служб заказчика).

3. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья.

4. Включение затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость.

5. Разработка долгосрочных программ строительства жилья, объектов инженерной инфраструктуры.

6. Инвестирование наиболее необходимых программ путем включения инвестиционной составляющей в тарифы.

V ЭТАП - 2001 - 2003 ГОДЫ

1. Постепенное завершение перехода жилищно-коммунального хозяйства области на самоокупаемость.

2. Повсеместное использование ресурсосберегающих технологий.

3. Преобладающей формой управления жилым фондом становятся кондоминиумы.

4. Финансирование долгосрочных программ развития водоснабжения и водоотведения, утилизации бытовых отходов, теплоэлектроэнергетики за счет включения в тариф инвестиционных составляющих.