Законы и постановления РФ

Закон Курской области от 05.07.1997 N 18-ЗКО (ред. от 06.01.2001) “О Курской областной Думе“ (принят Курской областной Думой 25.06.1997)

Утратил силу в связи с принятием Закона Курской области от 08.05.2001 N 23-ЗКО.

Закон Курской области от 14.03.1998 N 6-ЗКО, вносивший изменения в данный документ, признан утратившим силу Законом Курской области от 06.01.2001 N 3-ЗКО.

5 июля 1997 года N 18-ЗКО

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

(в ред. Законов Курской области от 26.03.1998 N 8-ЗКО;

от 26.06.1998 N 13-ЗКО)

Принят

Курской областной Думой

25 июня 1997 года

Настоящий Закон определяет правовую основу деятельности Курской областной Думы (далее - областная Дума) как законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области, ее компетенцию, ответственность за принятые нормативные правовые акты, а также регулирует иные правоотношения, возникающие в процессе осуществления областной Думой своих функций.

Глава 1.

ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Курской области

1. Областная Дума является единственным постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области (далее - область) и осуществляет все полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Курской области и законами области.

2. Областная Дума является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и гербовую печать.

Статья 2. Правовые основы деятельности областной Думы

Компетенция, порядок организации и деятельности областной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами регулируются Уставом (Основным Законом) Курской области, законами области, настоящим Законом и Регламентом областной Думы (далее - Регламент).

Статья 3. Основные принципы деятельности областной Думы

1. Деятельность областной Думы основывается на принципах разделения государственной власти, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, гласности в своей деятельности, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, ответственности и подотчетности перед областной Думой создаваемых ею органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.

Глава 2.

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 4. Состав и порядок формирования областной Думы

1. Областная Дума состоит из 45 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в области не менее 1 года, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года.

(в ред. Закона Курской области от 26.03.1998 N 8-ЗКО)

Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от общей численности депутатов областной Думы.

3. Не вправе быть депутатами областной Думы: губернатор области,
депутат Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, а также иные лица в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Закона Курской области от 26.06.1998 N 13-ЗКО)

4. Число депутатов, работающих в Думе на постоянной профессиональной основе, определяется самостоятельно областной Думой.

Депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

5. Областная Дума сохраняет свои полномочия до начала работы областной Думы нового созыва.

6. Порядок организации и проведения выборов депутатов областной Думы устанавливается законом области.

Статья 5. Структура областной Думы

1. Областная Дума самостоятельно определяет свою структуру.

2. Областная Дума избирает их числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы.

Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются Положением о постоянных комиссиях областной Думы.

3. Областная Дума в случае необходимости может образовывать временные комиссии, задачи и полномочия которых определяются областной Думой при их образовании.

4. При областной Думе могут создаваться консультативные совещательные и иные действующие на общественных началах органы.

Порядок деятельности этих органов устанавливается соответствующими положениями, утверждаемыми областной Думой.

Статья 6. Аппарат областной Думы

1. Для организационного, правового, информационного, материально - технического и иного обеспечения деятельности областной Думы создается аппарат областной Думы.

2. Структура, штаты аппарата областной Думы и смета расходов на его содержание утверждаются областной Думой.

3. Должностные инструкции работников аппарата областной Думы, Положения об управлениях аппарата областной Думы утверждаются председателем областной Думы.

4. Руководство аппаратом областной Думы осуществляет председатель областной Думы.

Статья 7. Регламент областной Думы

1. Областная Дума принимает Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

2. Основной формой деятельности областной Думы является заседание. Заседание
областной Думы проводится открыто.

3. Областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено губернатором области, председателем областной Думы, комиссией областной Думы или не менее, чем десятью депутатами областной Думы.

4. Порядок проведения заседаний определяется Регламентом.

Статья 8. Депутатские слушания

1. Областная Дума вправе проводить депутатские слушания по проблемам, представляющим общественную, социальную, экономическую значимость.

Депутатские слушания проводятся по инициативе председателя областной Думы, его заместителей, постоянных комиссий областной Думы, а также по инициативе депутатов в количестве не менее одной пятой от общего числа депутатов.

2. Порядок проведения депутатских слушаний устанавливается регламентом.

Статья 9. Председатель областной Думы

1. Работу областной Думы организует ее председатель, избираемый на заседании областной Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы данного созыва.

Порядок выборов председателя областной Думы устанавливается Регламентом.

2. Председатель подотчетен областной Думе и может быть освобожден от занимаемой должности решением областной Думы, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы путем тайного голосования.

Процедура освобождения председателя областной Думы от должности определяется Регламентом.

Статья 10. Полномочия председателя областной Думы

1. Председатель областной Думы:

является членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

представляет областную Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями;

формирует и руководит аппаратом областной Думы;

созывает очередные заседания Думы;

разрабатывает проект повестки дня очередного заседания областной Думы;

созывает по своей инициативе, по предложению губернатора области или по требованию, поддержанному не менее, чем одной третьей от общего числа избранных депутатов областной Думы, внеочередные заседания областной Думы не позже, чем в течение двух недель;

ведет заседания областной Думы;

ведает внутренним распорядком
деятельности областной Думы;

направляет губернатору области для подписания и обнародования правовые акты, принятые областной Думой;

подписывает постановления областной Думы и иные документы ненормативного характера;

издает распоряжения по вопросам найма и увольнения в отношении работников аппарата областной Думы, применения к ним в соответствии с законодательством мер поощрения, привлечения к дисциплинарной ответственности, а также по другим вопросам в пределах своей компетенции;

оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в областной Думе, ее органах и избирательных округах;

координирует деятельность постоянных комиссий областной Думы;

дает поручения постоянным комиссиям областной Думы во исполнение законов области и решений, принятых областной Думой;

принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе областной Думы, поддержанию ее связи с общественными объединениями;

организует в областной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений, жалоб;

открывает и закрывает расчетные и текущие счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;

является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу постоянных комиссий и депутатов, содержание аппарата и по другим расходам, связанным с деятельностью областной Думы;

от имени областной Думы подписывает обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, а также исковые заявления, направляемые в иные федеральные суды;

решает другие вопросы, которые могут быть ему поручены областной Думой, возложены на него законодательством Российской Федерации, законами области и решениями, принимаемыми областной Думой.

2. По вопросам своей компетенции председатель областной Думы издает распоряжения.

3. Областная Дума вправе отменить распоряжение председателя областной Думы, изданное им с превышением своих полномочий либо противоречащее Конституции Российской
Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Курской области, законам области, постановлениям областной Думы.

Статья 11. Заместители председателя областной Думы

1. Областная Дума по представлению ее председателя в порядке, установленном Регламентом, избирает на заседании тайным голосованием из числа депутатов первого заместителя и заместителя председателя областной Думы на срок полномочий областной Думы.

2. Заместители председателя областной Думы выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей один из заместителей выполняет функции председателя Думы.

3. Освобождение заместителей председателя областной Думы от занимаемой должности, а также добровольное сложение ими своих полномочий осуществляется в порядке, установленном Регламентом.

Глава 3.

ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 12. Полномочия областной Думы

К ведению областной Думы относятся:

принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок;

принятие законов и иных нормативных правовых актов области, внесение в них изменений и дополнений;

толкование собственных законов и иных нормативных правовых актов, осуществление контроля за их исполнением;

утверждение по представлению губернатора области бюджета и отчета о его исполнении;

изменение административно - территориального устройства области;

принятие по представлению или при наличии заключения администрации области законов и иных нормативных правовых актов о введении или отмене областных налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также других правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета области;

утверждение плана и программы социально - экономического развития области;

осуществление контроля за исполнением принятых Думой, в пределах ее полномочий, законов и иных нормативных правовых актов, исполнением бюджета и распоряжением (отчуждением) имущества, относящегося к государственной собственности области;

назначение выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти области;

определение порядка пользования землей и другими природными
ресурсами области, охраны объектов истории, культуры и природы, общего порядка приватизации имущества области, порядка передачи государственной собственности области в муниципальную и муниципальной собственности в государственную собственность области;

осуществление права законодательной инициативы;

установление административной ответственности за невыполнение законов и иных нормативных правовых актов областной Думы и актов губернатора области, принятых в пределах их компетенции;

назначение референдума области в соответствии с действующим законодательством;

принятие законодательства о наградах и почетных званиях области;

принятие решения об образовании областных внебюджетных фондов, утверждение отчетов об их исполнении;

принятие отставки губернатора области;

осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Областная Дума не вправе делегировать кому - либо полномочия, отнесенные к ее компетенции.

Статья 13. Правовые акты, принимаемые областной Думой

Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов области и иных нормативных правовых актов.

Устав (Основной Закон) Курской области, изменения и дополнения Устава принимаются областной Думой не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов областной Думы.

Иные законы области и другие нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.

Ненормативные правовые акты областной Думы принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иное не установлено законом области, постановлением областной Думы или Регламентом.

Статья 14. Право законодательной инициативы в областной Думе

1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Депутатам областной Думы, ее постоянным комиссиям, председателю Думы, губернатору области, областному суду, арбитражному суду, прокурору области и приравненным к нему прокурорам.

2. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, внесенные губернатором области, рассматриваются областной Думой в первоочередном порядке.

Статья 15. Подписание и обнародование законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой

Законы и иные нормативные правовые акты, принятые областной Думой,
направляются губернатору области для подписания и обнародования.

Губернатор области в течение 10 дней со дня поступления к нему законов области подписывает их в порядке, установленном законом области и обнародует.

Статья 16. Право отлагательного вето губернатора области в отношении законов области

Законы области могут быть до истечения 10-дневного срока возвращены губернатором области в областную Думу для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон области будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов, то губернатор области подписывает его в трехдневный срок со дня поступления.

Если при повторном рассмотрении закона в него будут внесены поправки по инициативе депутатов областной Думы, то закон направляется губернатору области на подпись как вновь принятый.

Статья 17. Опубликование и вступление в силу законов области иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой

1. Законы области и иные нормативные правовые акты областной Думы опубликовываются в порядке, установленном Законом “О порядке подписания, опубликования (обнародования) и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой“.

2. Принятые областной Думой законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не действуют, если они официально не опубликованы.

3. Законы области и иные нормативные правовые акты, принятые областной Думой, вступают в силу одновременно на всей территории области по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами и иными нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления в силу.

4. Правовые акты Думы, не являющиеся нормативными, вступают в силу в день их принятия, если этими актами не установлен иной срок вступления их в силу.

Днем принятия ненормативных правовых
актов Думы считается день их регистрации и присвоения им соответствующих порядковых номеров.

Статья 18. Приоритет федеральных законов и законов области

Законы области, а также иные нормативные правовые акты Думы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, и законами области, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по предметам исключительного ведения области, действует закон области.

Статья 19. Решения, принимаемые постоянными комиссиями областной Думы

Постоянные комиссии Думы принимают решения в пределах предоставленных им полномочий в форме рекомендаций.

Рекомендации постоянных комиссий Думы подлежат рассмотрению с сообщением им о результатах рассмотрения и принятых мерах, не позднее чем в месячный срок, если иной срок не установлен самой комиссией.

Глава 4.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТЕЙ ОБЛАСТИ

Статья 20. Взаимодействие областной Думы с администрацией области

1. Областная Дума и губернатор области в целях социального и экономического развития области, в интересах ее населения взаимодействуют в соответствии с принципом разделения властей и осуществляют свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.

2. Областная Дума вправе обратиться к губернатору области с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти области или их отмене в случае противоречия указанных актов законам и иным нормативным правовым актам области.

3. Областная Дума вправе заслушивать администрацию области по вопросам исполнения законов и иных нормативных правовых актов области, бюджета, реализации целевых программ и планов социально - экономического развития области.

4. Губернатор
области вправе присутствовать на заседаниях областной Думы, вносить предложения о созыве внеочередного заседания областной Думы в установленном порядке.

5. Споры и конфликты законодательного (представительного) органа власти области и губернатора области разрешаются посредством согласительных процедур, создания комиссии на паритетных началах или в судебном порядке.

Глава 5.

ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ

СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

ПРИНЯТЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Статья 21. Гарантии осуществления областной Думой своей деятельности

Решения Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями и гражданами.

Невыполнение решений Думы, принятых в пределах ее полномочий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

При обращении Думы по вопросам, относящимся к ее ведению, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех организационно - правовых форм, общественные объединения, должностные лица обязаны дать ответ в течение 5 дней либо в иной согласованный с областной Думой срок.

По решению Думы руководители структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны явиться на заседания областной Думы и представить объяснения по рассматриваемым вопросам.

Председатель областной Думы, его заместители, председатели постоянных комиссий, депутаты областной Думы при участии в работе структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления пользуются правом выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам, затрагивающим интересы населения.

Статья 22. Ответственность областной Думы за принятые правовые акты

Областная Дума несет ответственность за принятые законы и иные нормативные правовые акты в установленном Федеральным законодательством порядке.

Статья 23. Судебный контроль

В соответствии со ст. 46 (п. 2) и ст. 53 Конституции Российской Федерации правовые акты, принятые Думой, могут быть обжалованы гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями соответственно в суд или арбитражный суд.

Статья 24. Приостановление или прекращение полномочий областной Думы

1. Областная Дума прекращает свои полномочия по истечении времени созыва.

2. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в результате самороспуска Думы, решение о котором принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

3. Областная Дума может прекратить или приостановить свою деятельность в результате референдума области.

4. Полномочия областной Думы могут быть прекращены правовым актом губернатора области только в случае длительного (в течение 6-ти месяцев) невыполнения областной Думой своих полномочий в связи с невозможностью обеспечения кворума, необходимого для открытия ее заседаний.

Полномочия областной Думы не могут быть прекращены по указанным основаниям в течение первого года работы и за полгода до окончания срока ее полномочий.

Статья 25. Обеспечение деятельности областной Думы

Организационное, информационно - техническое, финансово - хозяйственное, социально - бытовое, транспортное обслуживание областной Думы обеспечивается ею самостоятельно, для чего создается аппарат Думы и соответствующие хозяйственные службы.

Глава 6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

А.РУЦКОЙ

г. Курск

5 июля 1997 г.

N 18-ЗКО