Законы и постановления РФ

Определение Липецкого областного суда от 18.04.2011 по делу N 33-1076/2011 <Дело о взыскании убытков, причиненных залитием квартиры, компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что судом не исследовано, с какой организацией собственниками многоквартирного дома, в том числе истицей, заключен договор на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме и на предоставление коммунальных услуг, кто несет ответственность перед собственником многоквартирного дома за техническое состояние системы отопления, а при определении размера возмещения ущерба суд исходил только из расчета, представленного истицей, без представления доказательств в подтверждение расчета>

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2011 г. по делу N 33-1076/2011

Судья Колесникова Л.С.

Докладчик Жукова Н.Н.

18 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Захарова Н.И.

судей Жуковой Н.Н. и Букреева Д.Ю.

при секретаре Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика ООО “Р“ на заочное решение Советского районного суда г. Липецка от 16 февраля 2011 года с учетом определения суда от 14 марта 2011 года, которым постановлено:

Взыскать с ООО “Р“ в пользу С. в возмещение ущерба 85869 рублей.

Взыскать с ООО “Р“ в пользу С. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Обязать С. передать ООО “Р“ люстру хрустальную, находящуюся
в зале, стоимостью 23000 рублей после решения в части возмещения ущерба.

Взыскать с ООО “Р“ государственную пошлину в доход государства в сумме 2976 руб. 07 коп.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к ООО “Р“ о взыскании убытков, причиненных ей залитием принадлежащей ей квартиры. Свои требования обосновывала тем, что при подаче отопления 06.10.2010 года дала течь батарея отопления в вышерасположенной квартире, в результате чего произошло залитие горячей водой принадлежащего ей жилого помещения, находящегося по адресу: <...>. Истица просила взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 85869 руб. и моральный вред в размере 10000 рублей.

Определением суда от 01.02.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО “ГУК “Ц“.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

ООО “Р“ и ООО ГУК “Ц“ в судебное заседание не явились.

Суд рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика и третьего лица.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В кассационной жалобе ответчик “Р“ просит решение суда отменить, указывая на то, что он не является надлежащим ответчиком, а также оспаривая размер ущерба.

Выслушав представителя ООО “Р“ Б. по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы С., проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, С. является собственником квартиры <...>.

Из акта от 07.10.2010 г. следует, что 06.10.2010 г. при пуске тепла в результате течи батареи из вышерасположенной кв. <...> произошло залитие квартиры истца.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору от 1.02.2009 года, заключенного между ООО “ГУК “Ц“ (заказчиком) и ООО “Р“ (подрядчиком) на выполнение работ
по техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию жилищного фонда, подрядчик обязался выполнять работы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций и инженерных систем зданий, включающие в том числе работы по техническому обслуживанию (содержанию) центрального отопления и горячего водоснабжения, по установке, замене и восстановлении работоспособности отдельных элементов внутренних систем центрального отопления и горячего водоснабжения.

В приложение N 1 к данному договору дом <...> указан в качестве объекта обслуживания подрядчика ООО “Р“.

Суд, удовлетворяя требования истца и возлагая обязанность по возмещению истцу ущерба, на ООО “Р“, исходил из того, что залитие квартиры произошло в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности в соответствии с указанным выше договором по техническому обслуживанию системы отопления данного дома.

При этом суд сослался на п. 2 ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей, в соответствии с которым, право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он сделан преждевременно, без выяснения всех обстоятельств по делу и основан на неправильном толковании норм материального права.

Как следует из договора подряда от 1.02.2009 года, он был заключен ООО “ГУК “Ц“ с ООО “Р“ в целях выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту жилищного фонда, в том числе и дома, где проживает истица.

Ответственность за ненадлежащее выполнение работ по данному договору возникает у подрядчика ООО “Р“ перед заказчиком, то есть перед ООО “ГУК“ Ц“.

Доказательств тому, что у ответчика были обязательства по предоставлению каких-либо услуг истцу,
в материалах дела не имеется. А следовательно, применение судом в данном случае положений ст. 14 Закона РФ “О защите прав потребителей“ является необоснованным.

В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

Согласно ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном
доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 7).

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8).

С учетом вышеуказанных норм материального права, суду надлежало установить, с какой организацией собственниками многоквартирного дома, в том числе истицей, заключен договор на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в этом доме и на предоставление коммунальных услуг, кто несет ответственность перед собственником многоквартирного дома за техническое состояние системы отопления.

Суду необходимо было предложить истцу представить договор на управление многоквартирным домом либо данные о том, кому ею вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Решить вопрос о привлечении организации, на обслуживании которой находится дом, в качестве соответчика.

Кроме того, суд, при определении размера возмещения ущерба исходил только из расчета, представленного истицей, не предложив ей представить доказательства в подтверждение данного расчета, поскольку в судебном заседании она ссылалась на то, что указанный расчет ею произведен на основании данных строительных организаций и магазинов о стоимости работ, материалов, а также стоимости
поврежденного имущества: люстры, ковра.

Суд не дал никакой оценки локальной смете, представленным ответчиком в качестве опровержения представленного истицей расчета размера ущерба.

При указанных выше недостатках судебная коллегия полагает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, предложить истице: представить данные об организации, в управлении которой находится многоквартирный дом, и решить вопрос в случае необходимости о привлечении данной организации в качестве соответчика. Разъяснить истице, что бремя доказывания размера ущерба лежит на ней и предложить ей представить доказательства в подтверждение произведенного ею расчета причиненного ущерба. С учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, постановить решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Советского районного суда г. Липецка от 16 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи