Законы и постановления РФ

<Информация> департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Администрации Приморского края от 15.08.2006 “Права и обязанности органов местного самоуправления в тарифной политике“

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

И ТОПЛИВНЫМ РЕСУРСАМ

<ИНФОРМАЦИЯ>

от 15 августа 2006 года

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ

I. Полномочия органов местного самоуправления при

самостоятельном регулировании тарифов

организаций коммунального комплекса

Полномочия органов местного самоуправления по регулированию тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяются Федеральным законом N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием систем и объектов коммунальной инфраструктуры, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций.

Если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов
или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса, то регулирование тарифов осуществляет Администрация Приморского края (РЭК ПК).

Поскольку согласно краевому Закону N 299-КЗ функции организации в границах поселений водоснабжения, водоотведения переданы муниципальным районам, а функции по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов принадлежат им согласно Федеральному закону N 131-ФЗ, то регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется только на уровне муниципальных районов и городских округов.

1. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органами местного самоуправления состоит из следующих этапов.

Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

Затем не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов направляет их в орган регулирования, назначаемый уставом муниципального образования, для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

Орган регулирования в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.

В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым
для реализации ее производственной программы, орган регулирования МО вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги.

По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования МО согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.

2. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года. Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее трех лет. Период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры не может быть менее одного года.

Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа). Изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей может производиться не чаще одного раза
в год.

II. Действия органов местного самоуправления, если

регулирование тарифов организаций коммунального комплекса

осуществляется Администрацией Приморского края

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и Администрации Приморского края (РЭК ПК) при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливается Постановлением Правительства РФ N 533 от 22 августа 2005 года.

В случае если регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляет Администрация Приморского края, органы регулирования муниципального образования представляют в РЭК ПК следующие документы:

- Инвестиционную программу, утвержденную Думой.

- Размер утвержденных Думой и регулирующим органом МО тарифов и надбавок.

- Расчетный объем денежных средств, которые должна получить организация в виде платы за подключение.

- Расчеты и материалы, представленные организацией при рассмотрении и утверждении инвестиционной программы.

В случае принятия решения об изменении установленных тарифов и надбавок или о внесении изменений в инвестиционную программу организации орган регулирования направляет информацию о таком изменении, а также документы и материалы, на основании которых было принято указанное решение, в РЭК ПК в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения.

При необходимости органы регулирования могут проводить совместные заседания (рабочие совещания) для согласования решений, принимаемых при установлении тарифов и надбавок, а также осуществлять взаимодействие в иных формах.

Органы регулирования могут осуществлять передачу документов в электронном виде при условии представления этих документов на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с даты представления документов в электронном виде.

III. Полномочия органов местного самоуправления при

регулировании надбавок

Независимо от того, кто осуществляет установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, органы местного самоуправления устанавливают:

- надбавки к тарифам для потребителей,

- надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса,

- тарифы на подключение
к системе коммунальной инфраструктуры,

- тарифы организации коммунального комплекса на подключение.

Установление перечисленных надбавок и тарифов состоит из следующих этапов.

Орган местного самоуправления разрабатывает программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.

Дума утверждает программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Глава администрации утверждает техническое задание на подготовку инвестиционной программы, разрабатываемого в соответствии с утвержденной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет, необходимый для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса, для устранения выявленных несоответствий.

При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса; а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение.

Орган регулирования муниципального образования проводит также анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с
учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

При вынесении органом регулирования муниципального образования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования может:

1) подготовить предложения по изменению условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса;

2) подготовить предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета.

При вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты в Думу муниципального образования.

Дума рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.

После этого орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.

После установления всех указанных тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса и (или) сроки ее реализации могут быть пересмотрены Думой муниципального образования по предложению организации коммунального комплекса, органа регулирования муниципального образования или по собственной инициативе:

1) если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной производственной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при
утверждении данной инвестиционной программы;

2) в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.

IV. Установление органами местного самоуправления платы

граждан за жилое помещение и нормативов

потребления коммунальных услуг

Установление платы граждан за жилое помещение (плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения), нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с Жилищным кодексом и 299-КЗ.

В компетенцию органов местного самоуправления входит установление нормативов потребления населением следующих коммунальных услуг: водоснабжения, канализации, отопления, горячего водоснабжения.

Установленный размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги, рассчитанный по утвержденным нормативам, должны соответствовать предельным индексам, установленным Администрацией Приморского края по муниципальным образованиям на текущий финансовый год.

В случае превышения предельных индексов размеры платы граждан за жилое помещение и нормативы потребления коммунальных услуг необходимо привести в соответствие с ними в течение одного календарного месяца с даты установления индексов.

Индексы изменения платы граждан на 2006 год утверждены постановлением Администрации Приморского края N 42-па от 8 февраля 2006 года.

В настоящее время Региональная энергетическая комиссия Приморского края запросила у муниципальных образований и обрабатывает представленную информацию по предельным индексам на 2007 год.

На 20 апреля не представили информацию следующие муниципальные образования: Владивостокский ГО, Ольгинский, Кавалеровский, Спасский МР.

Утверждение Администрацией Приморского края предельных индексов для муниципальных образований на 2007 год планируется до 1 августа 2006 года, но не ранее утверждения предельных индексов для Приморского
края Федеральной службой по тарифам России.

V. Полномочия при установлении цен на твердое топливо,

реализуемое населению

Регулирование цен на твердое топливо, реализуемое населению, на 2007 год будет осуществляться Администрацией Приморского края во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239.

РЭК ПК будет рассматривать расчетные материалы, представленные муниципальными образованиями края согласно утвержденному графику, начиная с 29.05 по 30.06.2006, без учета поставки твердого топлива и до 1 августа 2006 г. подготовит проект постановления Администрации Приморского края.

Это связано с тем, что только 5 муниципальных образования законодательно утвердили поставку твердого топлива на своей территории (Арсеньевский ГО, Дальнереченский ГО, Уссурийский ГО, Партизанский ГО, Шкотовский МР).

Законом Приморского края от 24.11.2005 N 299-КЗ полномочия поселений края по организации снабжения населения топливом переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.

Поэтому рекомендую органам местного самоуправления на 2007 год устанавливать тарифы на поставку твердого топлива, поскольку официально не отменено Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 N 89.

Возможно, вышеуказанное постановление будет отменено, но при условии утверждения тарифов на поставку твердого топлива всеми муниципальными образованиями на 2007 год - эти тарифы будут включены в последующем периоде.

Принятые Вами тарифы на поставку будут учтены в последующем периоде при определении предельных индексов изменения размеров платы за коммунальные услуги, в состав которой входит поставка твердого топлива при наличии печного отопления на основании жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, ст. 154.

Перечень обязательных документов и график предоставления расчетных материалов находится в раздаточном материале.

VI. Полномочия ОМС при установлении тарифов на городские

и пригородные пассажирские перевозки

Полномочия по установлению тарифов на пассажирские автотранспортные перевозки находятся у Администрации Приморского края согласно Постановлению Правительства РФ N 239. Краевой закон
N 183-КЗ, ранее предоставлявший такое право органам местного самоуправления, отменен.

В настоящее время полномочия ОМС по городским и пригородным перевозкам сводятся к их организации и предоставлению документов в РЭК ПК для утверждения тарифов. Причем организацией городских и пригородных перевозок на территории поселений в составе районов согласно 299-КЗ занимаются ОМС этих поселений. Муниципальные районы занимаются только организацией перевозок между поселениями в границах своего района (пригородные перевозки).

Перечень поселений в составе муниципальных районов, на территории которых, по представленной МР информации, осуществляются городские перевозки, представлен на слайде.

Перечень необходимых документов они могут получить у глав МР или в РЭК ПК.

На 20 апреля не представили информацию по применяемым на территориях тарифам и объемам городских и пригородных перевозок муниципальных образований: Анучинский и Красноармейский МР.

Стоит отметить, что на территории края действует в общей сложности 56 тарифов: 24 городских и 32 пригородных, при этом из них нелегитимных - 27, в т.ч. 11 городских, 16 пригородных.

В целях приведения ситуации в рамки законодательства Региональная энергетическая комиссия Приморского края запросила к 28 апреля у Глав муниципальных образований края расчетные материалы по определению размера тарифов на городские и пригородные пассажирские перевозки.

Перечень материалов, которые необходимо представить, находится в раздаточном материале.

До 1 августа 2006 года Региональная энергетическая комиссия Приморского края на основании представленных МО материалов подготовит постановление Администрации Приморского края об установлении тарифов на городские и пригородные пассажирские перевозки.

Планируется устанавливать предельные максимальные уровни тарифов по муниципальным образованиям края, как по городским, так и по пригородным маршрутам. При этом за основу будет приниматься экономическая обоснованность тарифов, представленная материалами МО.

При организации транспортных перевозок администрации МО смогут договариваться с
перевозчиками о применении ими более низких тарифов.

В случае непредоставления материалов муниципальному образованию будет установлен предельный тариф на уровне легитимного действующего.

Подготовлено специалистами комитета

по жилищно-коммунальному хозяйству

департамента по ЖКХ и ТР

Администрации Приморского края