Законы и постановления РФ

Решение Липецкого УФАС РФ от 15.12.2010 <О признании ненадлежащей рекламы при отсутствии сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги> (вместе с предписанием от 15.12.2010 N 93 “О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2010 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,

членов Комиссии: - зам. руководителя управления Г.И. Жданова,

- государственного инспектора А.В. Тихомирова,

- специалиста-эксперта А.В. Кудинова,

рассмотрев дело N 93, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ООО “М“ (<...>, ИНН <...>, ОГРН <...>) требований ч. 1 ст. 28 ФЗ “О рекламе“, в отсутствие представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения
законодательства о рекламе, - ООО “М“, установила:

06.11.2010 в городе Липецке в рекламном каталоге мегамагазина электроники распространялась реклама, в которой говорится: “Цены скромнее, чем ожидаешь. Технология 600 Гц Subfield Motion... Поддержка HDTV 720 р...“.

П. 1 ст. 3 ФЗ “О рекламе“ говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

На странице 3 рекламного каталога распространяется информация о выгодном кредитовании: “Оставайтесь финансово независимыми! Условия кредитования, предлагаемые нашими партнерами, обеспечат Вам оптимальные процентные ставки и гибкие сроки погашения платежей. Покупки сейчас, деньги потом!“.

Указанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: выгодному кредитованию, осуществляемому партнерами ООО “М“.

Информация о выгодном кредитовании содержит все присущие признаки рекламы:

Во-первых, реклама - это информация.

Во-вторых, реклама является публичной информацией. Это означает, что она адресована неограниченному количеству лиц.

В-третьих, ей свойственно распространение, то есть совершение в отношении информации любых
действий, направленных на то, чтобы она стала доступной потребителям. Без осуществления этих действий реклама теряет свою сущность.

В-четвертых, реклама может распространяться в любой форме (которая разрешима для рекламы конкретного товара).

И, наконец, пятый признак рекламы - ее цель. Она должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, а также способствовать его продвижению на рынке. Привлечение внимания представляет собой процесс обращения органов восприятия потребителя непосредственно на прием информации о товаре (с помощью яркости, красочности, звукового оформления, неординарности дизайна или текста). Формирование (поддержание) интереса - целенаправленное действие, которое порождает (делает устойчивым) у потребителя ощущение необходимости рекламируемого товара, побуждает его приобрести объект рекламирования. Продвижение товара - это эффект, которого старается добиться рекламодатель, выражающийся в образовании высокого спроса на товар и больших объемов продаж. Наличие у рекламной информации указанных целей является необходимым для признания рекламы таковой.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона “О рекламе“ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и
надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.

В адрес рекламодателя был сделан письменный запрос N 4614 от 08.11.2010 о предоставлении полной информации о владельце указанной рекламы. В ответ ООО “М“ предоставило информацию о том, что рекламный каталог распространялся на территории г. Липецка на основании договора на оказание услуг по доставке и распространению печатных материалов от 2 июля 2008 года N 1/2008/MD. Каталог распространялся на территории г. Липецка по поручению ООО “М“.

Реклама ООО “М“ не содержит сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, сделан запрос информации в территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (исх. N 4783 от 15.11.2010) о распространении вышеуказанной рекламы. Было установлено, что реклама ООО “М“ распространялась только на территории, подведомственной Липецкому управлению.

13 декабря 2010 года в адрес управления ФАС России по Липецкой области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО “М“. На рассмотрении дела N 93 14 декабря 2010 года Комиссия данное ходатайство удовлетворила.

Таким образом, при распространении рекламы у ООО “М“ имелась возможность отказаться от распространения
рекламы либо привести ее в соответствие с требованиями законодательства, однако ООО “М“ не были приняты все зависящие от него меры для устранения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО “М“ следующего содержания: на странице 3 рекламного каталога: “... Выгодное кредитование. Оставайтесь финансово независимыми! Условия кредитования, предлагаемые нашими партнерами, обеспечат Вам оптимальные процентные ставки и гибкие сроки погашения платежей. Покупки сейчас, деньги потом!“.

2. Выдать ООО “М“ предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

от 15 декабря 2010 г. N 93

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,

членов Комиссии: - зам. руководителя управления Г.И. Жданова,

- государственного инспектора А.В. Тихомирова,

- специалиста-эксперта А.В. Кудинова,

на основании своего решения от 15 декабря 2010 г. по делу N 93 о признании ненадлежащей рекламы ООО “М“ (<...>, ИНН <...>, ОГРН <...>), в которой говорится: на странице 3 рекламного каталога: “...Выгодное кредитование. Оставайтесь финансово независимыми! Условия кредитования, предлагаемые нашими партнерами, обеспечат Вам оптимальные процентные ставки и гибкие сроки погашения платежей. Покупки сейчас, деньги потом!“, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями
1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. ООО “М“ в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. ООО “М“ представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 31 декабря 2010 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.