Законы и постановления РФ

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13.07.2006 N 2-2076/06 <О признании противоречащими закону и не подлежащими применению отдельных пунктов муниципального правового акта г. Владивостока “Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“, принятого решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177>

Определением Приморского краевого суда от 21.09.2006 N 33-5938 данное решение оставлено без изменения.

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2006 г. N 2-2076/06

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

Председательствующего судьи Ильиных Е.А.,

С участием прокурора Выголовой Н.А.,

При секретаре
Максименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока в порядке ст. 251 ГПК РФ об оспаривании Положения Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177 “Об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование, что решением Думы г. Владивостока 31.01.2006 N 177 был принят муниципальный правовой акт г. Владивостока “Об организации и содержании мест захоронения в г. Владивостоке“. Считает данное решение незаконным и необоснованным в части.

Пунктом 1.4 Положения установлено, что финансирование работ, производимых специализированной службой на кладбищах, осуществляется за счет бюджетных поступлений, ее хозяйственной деятельности и благотворительных взносов других организаций.

Наделение пунктом 1.4 Положения специализированной службы полномочиями по производству работ на кладбищах и установление порядка финансирования таких полномочий противоречит действующему законодательству.

Пунктом 1.8 Положения установлено, что для удовлетворения потребностей граждан производятся захоронения (в том числе и семейные) на специально обустроенном участке (в том числе и в склепах) кладбищ на возмездной основе. По желанию граждан со специализированной службой может быть заключен возмездный договор для выделения мест как непосредственно при погребении умерших граждан, так и для будущих семейных (родовых) захоронений останков и праха.

Указанный пункт противоречит статье 7 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, согласно которой на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно
участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с указанным Федеральным законом.

Пунктом 3.3 Положения установлено, что кладбища (крематории) работают ежедневно (кроме 1 января). Ежедневный режим работы кладбищ (крематориев) для захоронения умерших (для оформления заказа на кремацию) определяется специализированной службой по согласованию с администрацией города Владивостока.

Согласно пункту 7.1 Положения режим работы кладбищ и крематориев для посещения гражданами определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела города Владивостока по согласованию с органом местного самоуправления города Владивостока. Указанные пункты Положения противоречат ст. 6 Закона Приморского края “О погребении и похоронном деле в Приморском крае“, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по вопросам похоронного дела относится определение порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев.

Таким образом, порядок деятельности кладбищ и крематориев (в том числе режим работы для захоронения умерших и посещения граждан) определяется органом местного самоуправления, а не специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 8.3 Положения установлено, что скорость движения транспортных средств не должна превышать 10 км/час.

Вместе с тем единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила). Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно пунктам 10.1, 10.2, 10.3 ПДД в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. Вне населенных пунктов разрешается движение: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т
на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч.

Таким образом, установление в Положении скорости движения транспортных средств, не превышающей 10 км/час, противоречит скорости, установленной действующим законодательством.

Пунктом 8.5 Положения установлено, что порядок въезда на территорию кладбища и парковки на нем прочих автотранспортных средств и стоимость этой услуги определяет специализированная служба по согласованию с администрацией города Владивостока.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ правила бытового и видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795 утверждены Правила оказания услуг автостоянок, которые регулируют отношения в сфере оказания услуг по хранению автомототранспортных средств на автостоянках.

Согласно Правилам оказания услуг автостоянок “автостоянкой“ является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Оплата потребителем оказанных услуг осуществляется в порядке, установленном договором. Цена оказываемой услуги определяется в договоре.

В силу статьи 4 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ кладбищами являются отведенные в соответствии с законодательством для захоронения тел (останков) умерших места погребения.

Таким образом, оплата услуг по хранению автотранспортных средств в силу требований действующего законодательства должна производиться при хранении автомототранспортных средств в здании, сооружении или на специальной открытой площадке, предназначенных для хранения данных автомототранспортных средств.

Принимая во внимание, что кладбища являются местами погребения умерших и не являются местами, предназначенными для хранения автотранспортных средств, взимание платы за остановку или стоянку автотранспортных средств на территории кладбища неправомерно.

Таким образом, установление в Положении возможности определения стоимости услуг парковки автотранспортных средств на
территории кладбища специализированной службой по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству.

Кроме того, пункт 8.5, а также пункт 8.6 Положения, которым установлено, что движение транспортных средств по территории кладбища допускается на платной основе в пределах утвержденных специализированной службой схем движения и стоянок транспортных средств, противоречат требованиям Федерального закона “О безопасности дорожного движения“.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно ст. 21 указанного Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Статьей 24 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Таким образом, пункты 8.5, 8.6 Положения ограничивают участников дорожного движения в праве свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам кладбищ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 1.8 Положения Об организации и
содержании мест захоронения в г. Владивостоке подпункт 3 отсутствует, имеется в виду пункт 1.8.

Заявитель просит суд признать пункты 1.4, пп. 3 п. 1.8, 3.3, 8.3 Положения “Об организации и содержании мест захоронения в г. Владивостоке“, принятого решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177, противоречащими закону и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Владивостока поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердив основания и доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Думы г. Владивостока Воробьева Я.А. с требованиями прокурора не согласилась, представив суду письменный отзыв, в котором пояснила, что в соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При этом часть 5 статьи 251 ГПК РФ устанавливает, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются нормативным правовым актом или его частью. Прокурор конкретно не указал в своем заявлении, какие права и свободы жителей города Владивостока нарушаются положениями пунктов 1.4, 1.8, 3.3, 7.1, 8.3, 8.5, 8.6 Положения об организации содержания мест захоронения в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 31.01.2006 N 177 (далее
- Положение).

Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке регулирует взаимоотношения между гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и специализированными службами по вопросам похоронного дела, по организации и содержанию мест захоронения в городе Владивостоке путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп, перезахоронение) и захоронения праха в колумбарии (после предварительной кремации), на кладбищах города Владивостока, а также при обустройстве места захоронения. Положение разработано на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (далее - Закон N 8-ФЗ), Закона Приморского края от 23.12.2005 N 332-КЗ “О погребении и похоронном деле в Приморском крае“ (далее - Закон N 332-КЗ), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 35 “О введении в действие СанПин N 21.1279-03“.

В абзаце 3 пункта 1.4 Положения Дума определила общие положения, которые должны быть обозначены в сфере организации похоронного обслуживания. Так как настоящее Положение было принято в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, частью второй статьи 25 Закона N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

В пункте 1.4 Положения Дума города не наделяла кладбища никакими полномочиями специализированной службы по производству работ на кладбищах, а также не устанавливала порядок финансирования таких полномочий.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в пункте 1.4 Положения Дума определила, что для большего порядка и социальной защиты граждан кладбища и крематории в городе Владивостоке будут находиться в муниципальной собственности и находиться в хозяйственном ведении специализированной
службы города Владивостока. Следовательно, администрации кладбищ и крематория будут назначаться руководителем специализированной службы. Также предусмотрели и финансирование мероприятий, проводимых на кладбищах.

В пункте 1.8 Положения установлено, что для удовлетворения потребностей граждан производятся захоронения на специально обустроенном участке на возмездной основе.

В пункте 1.8 Положения Дума предусмотрела, что по желанию граждан возможно произвести захоронения на специально обустроенном участке (в том числе склепах) кладбищ на возмездной основе. То есть Дума предусмотрела в данном пункте дополнительные (улучшенные) условия для захоронения граждан. Кроме предоставления бесплатного участка земли для захоронения, предоставляется на платной основе дополнительная земля (за плату) для будущих захоронений родственников. Таким образом, Дума г. Владивостока считает, что пункт 1.8 Положения не противоречит статье 7 Закона N 8-ФЗ.

В пункте 3.3 Дума города установила, что кладбища и крематории для захоронения умерших работают ежедневно, кроме 1 января. В пункте 7.1 Дума города установила, что режим работы кладбищ и крематориев для посещения гражданами определяется специализированной службой, но по согласованию с администрацией города.

Так как кладбища и крематории в соответствии с настоящим Положением переданы в хозяйственное ведение специализированным службам, и специализированные службы осуществляют погребение умерших, следовательно, для установления единого порядка на кладбищах и крематориях они наделены правом установления ежедневного режима работы кладбищ и крематориев для захоронения умерших и для посещения гражданами по согласованию с органами местного самоуправления.

Прокуратура из положений пунктов 3.3 и 7.1 Положения сделала вывод, что Дума в своем Положении передала полномочия органа местного самоуправления специализированной службе по установлению порядка деятельности кладбищ и крематориев. Таким образом, Дума г. Владивостока считает вывод прокуратуры ошибочным.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела создают органы
местного самоуправления, то согласно пункту 1.4 Положения кладбища и крематории находятся в ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела города Владивостока, но являются муниципальной собственностью. Так как кладбище находится в ведении специализированных служб по вопросам похоронного дела, то данные специализированные службы имеют право назначать администрацию каждого кладбища и крематория. С целью наведения порядка на кладбищах и была закреплена данная норма в настоящем Положении. Кладбища и крематории могут находиться в хозяйственном ведении у разных специализированных служб по вопросам похоронного дела.

В настоящем Положении отсутствуют нормы права, которые закрепляли бы возможность специализированным службам по вопросам похоронного дела определять порядок деятельности муниципальных или общественных кладбищ.

В Положении Дума города Владивостока закрепила некоторые положения по кладбищам и крематориям, которые относятся к местам захоронения, а именно: пункт 3.3 Положения - раздел 7 Положения Правила посещения кладбищ; раздел 8 Положения - Правила движения транспортных средств по территории кладбища.

В пункте 8.3 Положения устанавливается скорость движения транспортных средств на территории кладбища в размере 10 км/час.

В соответствии со статьей 4 Закона N 8-ФЗ под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Так как места погребения являются особенными участками земли, на которых сооружены кладбища, крематории, стены памяти и так далее, но в законодательстве не предусмотрен порядок движения транспортных средств, орган местного самоуправления в соответствии со ст. 16 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ при организации мест захоронения в праве с учетом этических, санитарных и экологических требований установить правила движения транспортных средств на территории мест захоронения.

В пункте 8.5 Положения установлено, что порядок въезда на территорию кладбища и парковки на нем прочих автотранспортных средств и стоимость услуги определяет специализированная служба по согласованию с администрацией. В пункте 8.6 Положения установлено, что движение транспортных средств по территории кладбища осуществляется на платной основе в соответствии со схемами движения автотранспорта, утвержденными специализированной службой.

Статья 14 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ предусмотрела, что временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Кладбища являются стратегическим объектом, и движение транспорта по нему должно соответствовать требованиям безопасности.

Так как в соответствии с пунктом 1.4 Положения кладбища и крематории находятся в ведении специализированной службы, следовательно, специализированная служба по согласованию с администрацией и определяет порядок въезда на территорию кладбища, а также парковку на нем транспортных средств и стоимость данной услуги.

С учетом изложенного Дума г. Владивостока считает, что при принятии Положения об организации содержания мест захоронения в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока 31.01.2006 N 177, Дума г. Владивостока не нарушила требования законодательства Российской Федерации.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, считает, что заявление прокурора Ленинского района г. Владивостока подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177 принят муниципальный правовой акт г. Владивостока “Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“ (далее - Положение), которые опубликованы в Вестнике Думы г. Владивостока от 17.02.2006 N 20.

Пунктом 1.4 Положения установлено, что финансирование работ, производимых специализированной службой на кладбищах, осуществляется за счет бюджетных поступлений, ее хозяйственной деятельности и благотворительных взносов других организаций.

Согласно статье 25 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, специализированные службы по вопросам похоронного дела являются службами, создаваемыми органами местного самоуправления, на которые возлагается обязанность только по осуществлению погребения умершего, поэтому Дума г. Владивостока не вправе наделять специализированную службу по вопросам похоронного дела полномочиями по производству работ на кладбищах.

В силу ст. 9 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, порядок финансирования услуг погребения, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, определен действующим законодательством.

С учетом изложенных обстоятельств по делу, Дума г. Владивостока не вправе наделять специализированную службу по вопросам похоронного дела полномочиями по производству работ на кладбищах и устанавливать порядок финансирования таких полномочий, что противоречит действующему законодательству.

Пунктом 1.8 Положения установлено, что для удовлетворения потребностей граждан производятся захоронения (в том числе и семейные) на специально обустроенном участке (в том числе и в склепах) кладбищ на возмездной основе. По желанию граждан со специализированной службой может быть заключен возмездный договор для выделения мест как непосредственно при погребении умерших граждан, так и для будущих семейных (родовых) захоронений останков и праха.

Согласно статье 7 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с указанным Федеральным законом.

Таким образом, участок земли (место) для погребения должен предоставляться каждому человеку после его смерти бесплатно. Следовательно, для выделения мест (участка земли) не требуется заключение возмездного договора.

Пунктом 3.3 Положения установлено, что кладбища (крематории) работают ежедневно (кроме 1 января). Ежедневный режим работы кладбищ (крематориев) для захоронения умерших (для оформления заказа на кремацию) определяется специализированной службой по согласованию с администрацией города Владивостока.

Согласно пункту 7.1 Положения режим работы кладбищ и крематориев для посещения гражданами определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела города Владивостока по согласованию с органом местного самоуправления города Владивостока.

В соответствии со ст. 6 Закона Приморского края “О погребении и похоронном деле в Приморском крае“ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по вопросам похоронного дела относится определение порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев.

Таким образом, порядок деятельности кладбищ и крематориев (в том числе режим работы для захоронения умерших и посещения граждан) определяется органом местного самоуправления, а не специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 8.3 Положения установлено, что скорость движения транспортных средств не должна превышать 10 км/час.

Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила), на всей территории Российской Федерации установлен единый порядок дорожного движения. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно пунктам 10.1, 10.2, 10.3 Правил водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. Вне населенных пунктов разрешается движение: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч.

Таким образом, принимая во внимание, что дороги, находящиеся на кладбищах г. Владивостока, в силу указанных Правил относятся к иным дорогам, на которых действующим законодательством разрешается движение автотранспортных средств с разрешенной максимальной скоростью не более 90 км/ч. Следовательно, установление в Положении ограничения скорости движения транспортных средств, не превышающей 10 км/час, противоречит скорости движения транспортных средств, установленной действующим законодательством.

Пунктом 8.5 Положения установлено, что порядок въезда на территорию кладбища и парковки на нем прочих автотранспортных средств и стоимость этой услуги определяет специализированная служба по согласованию с администрацией города Владивостока.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795 утверждены Правила оказания услуг автостоянок, которые регулируют отношения в сфере оказания услуг по хранению автомототранспортных средств на автостоянках.

Согласно Правилам оказания услуг автостоянок “автостоянкой“ является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Оплата потребителем оказанных услуг осуществляется в порядке, установленном договором. Цена оказываемой услуги определяется в договоре.

В силу статьи 4 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ кладбищами являются отведенные в соответствии с законодательством для захоронения тел (останков) умерших места погребения.

Таким образом, оплата услуг по хранению автотранспортных средств в силу требований действующего законодательства должна производиться при хранении автомототранспортных средств в здании, сооружении или на специальной открытой площадке, предназначенных для хранения данных автомототранспортных средств.

Принимая во внимание, что кладбища являются местами погребения умерших и не являются местами, предназначенными для хранения автотранспортных средств, взимание платы за остановку или стоянку автотранспортных средств на территории кладбища неправомерно.

Пунктом 8.5, а также пунктом 8.6 Положения установлено, что движение транспортных средств по территории кладбища допускается на платной основе в пределах утвержденных специализированной службой схем движения и стоянок транспортных средств.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно ст. 21 указанного Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Статьей 24 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Принимая во внимание, что данным Положением в ведение специализированным службам переданы только кладбища, дороги кладбищ г. Владивостока не переданы в ведение какой-либо специализированной службе, мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог на кладбищах, в том числе временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах может осуществляться только органом местного самоуправления, а не специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Относительно доводов Думы г. Владивостока об отсутствии в заявлении прокурора об оспаривании нормативного акта доказательств нарушения прав и свобод граждан суд пришел к следующему выводу.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Муниципальный правовой акт г. Владивостока “Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“, принятый решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177, является нормативным актом, так как отвечает всем признакам, перечисленным в определении.

Частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, на которою имеется ссылка в решении суда, выделено две группы субъектов, которые вправе обратиться в суд в порядке нормоконтроля с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части.

Во-первых, это граждане и организации, считающие, что“нормативным правовым актом нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами. Обращаясь в суд, граждане и организации обязаны доказать, каким образом, оспариваемым нормативным актом нарушаются их права.

Во-вторых, это соответствующий прокурор в пределах его компетенции, которая определяется Федеральным законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации“.

В случае подачи прокурором в суд заявления об оспаривании нормативного правового акта в заявлении не требуется указывать, в чьих интересах обращается прокурор, поскольку в таких делах прокурор обращается в суд не в защиту чьих-либо прав и интересов, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству - в пределах своей компетенции (Ответы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм гражданского процессуального кодекса РФ).

Кроме того, согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2003 г. по гражданским делам, утвержденному постановлениями президиума Верховного суда Российской Федерации от 3 и 24 декабря 2003 г., статья 251 ГПК РФ не обязывает прокурора при обращении в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону указывать данные, конкретизирующие, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.

В соответствии с данной статьей прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в пределах своей компетенции, то есть того нормативного правового акта, на который в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации“ распространяются его полномочия по осуществлению прокурорского надзора.

Пунктом 3 ст. 22 Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации“ определено, что прокурор осуществляет надзор за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству, для чего он наделен правом обращаться в суд с требованием о признании противоречащих закону нормативных правовых актов недействительными.

Таким образом, при анализе статьи 251 ГПК РФ в совокупности с другими нормативными актами (ФЗ “О прокуратуре РФ“) суд приходит к выводу, что при обращении в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта на прокурора не возлагается обязанность доказывать нарушения прав и свобод граждан.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что пункты 1.4, 1.8, 3.3, 7.1, 8.3, 8.5, 8.6 муниципального правового акта г. Владивостока “Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“, принятого решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177, противоречат закону и не подлежат применению со дня принятия указанного решения.

В силу ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать пункты 1.4, пп. 3 п. 1.8, 3.3, 7.1, 8.3, 8.5, 8.6 муниципального правового акта г. Владивостока “Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке“, принятого решением Думы г. Владивостока от 31.01.2006 N 177, противоречащими закону и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья

Е.А.ИЛЬИНЫХ