Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2008 N А36-650/2008 В удовлетворении заявления акционерного общества о признании незаконным и отмене предписания жилищной инспекции отказано, поскольку материалами дела подтверждено, что оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий инспекции, а истец является ресурсоснабжающей организацией, которая несет ответственность перед гражданами за режим и качество оказываемых коммунальных услуг.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А36-650/2008 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2008 г. по делу N А36-650/2008

Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2008 г.

Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.

при участии в судебном заседании и ведении протокола помощником судьи Толмачевой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества “Липецкая энергосбытовая компания“ г. Липецк

о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 50 от 16 января 2008 года

заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Липецкой области

при участии в заседании:

от заявителя: начальник юридического отдела Пысенкова М.Ю.
(доверенность N 121/07 от 23.07.2007 г.), юрисконсульт Коновалов А.Н. (доверенность N 126/07 от 20.08.2007 г.);

от заинтересованного лица: заместитель начальника отдела правового обеспечения Есина З.В. (доверенность б/н от 09.01.2008 г.);

установил:

заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 50 от 16 января 2008 года.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07 апреля 2008 года производство по делу N А36-650/2008 было приостановлено до принятия Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом (г. Воронеж) судебного акта по делу N А36-424/2008 и вступления его в законную силу (т. 1 л.д. 138 - 139).

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2008 года решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2008 года по делу N А36-424/2008 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1 л.д. 143).

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 25 июня 2008 года производство по делу N А36-650/2008 было возобновлено.

В ходе судебного заседания 08.07.2008 г. представитель заявителя поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении, пояснив, что оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом с превышением полномочий, так в соответствии с п. 3.1 Положения о государственной жилищной инспекции Липецкой области Жилищная инспекция имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений собственникам жилищного фонда, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий, а заявитель не является ни одним из вышеуказанных лиц.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против удовлетворения, оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему
выводу:

В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для реализации права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании
ненормативного правового акта недействительным, а решения или действия (бездействия) незаконным заявитель, во-первых, должен указать на несоответствие оспариваемого акта (действия) определенному закону либо иному нормативному правовому акту, а во-вторых, указать, какие права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушены оспариваемым актом (действием) и в чем заключается это нарушение.

ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Левобережному району г. Липецка Липецкой области (свидетельство серии 48 N 000309887 от 11.01.2005 г. ОГРН 1054800190037, т. 1 л.д. 48).

16.01.2008 года государственным инженером - инспектором Козловой И.А. на основании распоряжения начальника Госжилинспекции Липецкой области А.В. Храбрых (т. 1 л.д. 59) была проведена внеплановая проверка соблюдения действующего законодательства по содержанию и ремонту жилищного фонда. На основании материалов проверки был составлен акт проверки N 65 от 16.01.2008 г. (т. 1 л.д. 64) и выдано ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ предписание N 50 от 16.01.2008 года (т. 1 л.д. 65).

21.01.2008 г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Липецкой области в отношении заявителя был составлен протокол N 26 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт нарушения со стороны ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ нормативного уровня обеспечения населения электроэнергией (т. 1 л.д. 70). 05.02.2008 года начальником Государственной жилищной инспекции Липецкой области было принято постановление N 16, на основании которого ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ (т. 1 л.д. 78).

Считая, что предписание N 50 от 16.01.2008 года вынесено с превышением полномочий, ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ обратилось в Арбитражный суд Липецкой
области с заявлением об оспаривании предписания.

Как следует из содержания предписания N 50 от 16.01.2008 года заявителю в срок до 29.02.2008 года было предписано обеспечить круглосуточно потребителей д. 1, 2, 3, 4, 7 по ул. Центральная с. В. Телелюй электрической энергией надлежащего качества, в соответствии с п. 5 и п. 6 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, п. 4.12, 4.12.1, 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, п. 5.2 ГОСТ 13109-97 “Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего пользования“.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области N 980-р от 02.10.2002 года (т. 1 л.д. 86 - 88) Государственная жилищная инспекция Липецкой области входит в систему органов государственной жилищной инспекции в РФ и является структурным подразделением администрации Липецкой области, осуществляющим контроль, в частности, за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества. В п. 3.1 Положения о государственной жилищной инспекции Липецкой области предусмотрены права Инспекции, в том числе, право в случаях, установленных законодательством, выдавать обязательные для исполнения предписания собственникам жилищного фонда, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений, рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и на условиях, установленных КоАП РФ, осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Липецкой области, правовыми актами Госстроя России, главы администрации Липецкой области.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001
г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 132-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 01.10.2003 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ) в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Порядок предоставления коммунальных услуг населению регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.

В п. 3 Правил установлено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. “Исполнитель“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с Уставом ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ является коммерческой организацией, осуществляющей, в том числе, реализацию электрической и тепловой энергии на оптовом и розничных рынках электрической и тепловой энергии потребителям (в
т.ч. гражданам).

Пункт 7 указанных Правил, в частности, предусматривает, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2008 года по делу N А36-424/2008 (т. 1 л.д. 80 - 82) подтверждено, что ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами).

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ является ресурсоснабжающей организацией, которая несет ответственность перед гражданами за режим и качество оказываемых коммунальных услуг (в данном случае - подаваемой электрической энергии), а оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий Государственной жилищной инспекции Липецкой области, закрепленных в распоряжении администрации Липецкой области N 980-р от 02.10.2002 года.

Кроме того, заявитель не обосновал и не доказал каким образом оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы ОАО “Липецкая энергосбытовая компания“ в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не представил суду соответствующих доказательств.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в Арбитражном суде иными
доказательствами (ст. 68 АПК РФ).

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь ст. 2, 13, 27, 110, 167 - 170, 189, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества “Липецкая энергосбытовая компания“ г. Липецк о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 50 от 16 января 2008 года - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия, и по истечении указанного срока, после вступления решения суда в законную силу, в двухмесячный срок, в том же порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянск.

Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья

А.В.ДРУЖИНИН