Законы и постановления РФ

Решение Липецкого городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 780 “Об отчете “О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2007 год“

Вступил в силу с 25 марта 2008 года (пункт 3 данного документа).

ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. N 780

ОБ ОТЧЕТЕ “О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ

КОМИССИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ЗА 2007 ГОД“

Рассмотрев отчет “О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2007 год“, представленный председателем Контрольно-счетной комиссии города Липецка, руководствуясь Положением “О Контрольно-счетной комиссии города Липецка“, статьей 20 Устава города Липецка, принимая во внимание решение постоянной комиссии по экономике, бюджету, муниципальной собственности, налоговой и инвестиционно-промышленной политике, Липецкий городской Совет депутатов решил:

1. Отчет “О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2007 год“ принять к сведению (прилагается).

2. Опубликовать отчет “О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за
2007 год“ в “Липецкой газете“.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Липецкого городского Совета депутатов

В.И.СИНЮЦ

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ

ГОРОДА ЛИПЕЦКА В 2007 ГОДУ

1. Вводные положения

Контрольно-счетная комиссия города Липецка в отчетном периоде осуществляла свою деятельность в рамках компетенции, определенной Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, положениями “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке“ и “О Контрольно-счетной комиссии города Липецка“.

Основными задачами Контрольно-счетной комиссии в 2007 году являлись:

- организация и осуществление контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета города;

- определение обоснованности, эффективности и целесообразности бюджетных расходов;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение местного бюджета;

- реализация результатов контрольных мероприятий и внесение предложений и рекомендаций органами местного самоуправления по улучшению организации деятельности в области городских финансов.

В своей деятельности комиссия руководствовалась такими основополагающими принципами, как законность, системность, объективность и гласность.

Контрольные мероприятия проводились в соответствии с планом работы, утвержденным решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 26.12.2006 N 505. Планом предусматривалось проведение 25 контрольных мероприятий, экспертно-аналитическая работа по проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение городского Совета, организационно-методическая и информационная работа по реализации материалов проверок, участие в работе коллегиальных органов администрации города и Липецкого городского Совета депутатов.

Для выполнения возложенных функций Контрольно-счетная комиссия провела в отчетном году 26 контрольных мероприятий в 32 предприятиях и учреждениях, подготовила 82 аналитических заключения и информационных сообщения по проектам нормативных правовых актов и иным вопросам, затрагивающим
использование средств бюджета города и муниципальной собственности. Кроме того, в рамках контрольных мероприятий проведено 29 встречных проверок в организациях, имеющих хозяйственные либо финансовые отношения с проверяемым объектом.

В отчетном году выполнены все мероприятия утвержденного плана и дополнительные поручения, внесенные в установленном порядке.

2. Контрольная деятельность

Основным видом деятельности, обеспечивающим выполнение установленных законодательством задач, являлось проведение контрольных мероприятий в виде комплексных и тематических проверок, ревизий исполнения смет учреждений и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Контрольные мероприятия проводились как в общегородском масштабе, так и в разрезе отраслей городского хозяйства и в рамках отдельных бюджетополучателей.

В сфере выполнения административных функций, управления и распоряжения муниципальной собственностью проведено 8 проверок и ревизий, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 7, образовании - 4, строительстве - 3, здравоохранении и физической культуре - 3.

Объем бюджетных средств, являющихся предметом контрольных мероприятий, составил 1694 млн. руб., что соответствует 25% расходов бюджета. Из 26 контрольных мероприятий 17 инициировано городским Советом депутатов, 7 - администрацией города.

В ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2007 году, выявлено более 30 случаев нарушения законодательных норм, необоснованного и нецелевого расходования бюджетных средств на общую сумму 13,2 млн. руб. Кроме того, устанавливались факты неэффективного хозяйствования, непроизводительных и необоснованных выплат в финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, не финансируемых из бюджета, повлекшие завышение затрат на сумму 9,4 млн. рублей.

Комиссией установлено более двадцати случаев нарушений правил бюджетного учета и отчетности, выявлялись факты нарушений Федерального закона N 94-ФЗ в части проведения закупок для муниципальных нужд, несоблюдения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, повлекшие за собой неэкономное и неэффективное расходование бюджетных средств в общей сумме 13,4 млн. рублей.

Основные виды нарушений,

в соответствии с
классификатором органов государственного

(муниципального) контроля, имеющие стоимостную оценку

Вид нарушения сумма (тыс. руб.)

1. Нецелевое использование бюджетных средств 1242,5

2. Неправомерное принятие обязательств, исполняемых -

за счет бюджета города

3. Сверхнормативные расходы, переплаты, необоснованные 11950,0

выплаты

4. Нарушения бухгалтерского учета и отчетности 30000,0

5. Нарушения бюджетного учета и отчетности 24896,0

6. Упущенная выгода (доходы) бюджета 9300,0

7. Иные нарушения 13377,0

По итогам контрольных мероприятий руководителям проверенных объектов направлено 23 представления. Возвращено в доход бюджета города и восстановлено на счетах доходов предприятий и учреждений с учетом актов проверок прошлых лет 27,1 млн. рублей.

Информация о выявленных нарушениях по каждой проверке направлялась Главе города Липецка
и председателю городского Совета депутатов.

Материалы проверок регулярно рассматривались на заседаниях Малого Совета администрации города Липецка и постоянных профильных комиссий городского Совета депутатов, периодически освещались в средствах массовой информации. По итогам контрольных мероприятий внесены изменения в четыре нормативных акта города. К виновным в допущенных нарушениях лицам применялись меры дисциплинарного взыскания.

В целях детального рассмотрения материалов проверок и принятия решений по актам сформирована и работает коллегия Контрольно-счетной комиссии. В текущем году состав коллегии укреплен представителями функциональных департаментов администрации города, правового управления и депутатского корпуса Липецкого городского Совета депутатов.

Новым составом коллегии проведено 13 заседаний, на которых рассмотрены наиболее сложные и спорные вопросы проверок и выработаны мнения по их решению. По результатам рассмотренных материалов устранено и предотвращено финансовых нарушений на сумму около 60 млн. рублей.

Принятая форма работы коллегиального органа повышает независимость, объективность и значимость принимаемых решений, в конечном итоге способствует повышению ответственности распорядителей бюджетных средств за их рациональное и эффективное использование.

Основным контрольным мероприятием Контрольно-счетной комиссии является проведение внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за истекший год.

Законодательно процедура внешней проверки закреплена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“.

Внешней проверкой охвачены годовые отчеты главных распорядителей и администраторов бюджетных средств. Отмечены факты нарушений бюджетного законодательства по общему исполнению бюджета за 2006 год, а именно:

- в доходной части бюджета не отражались доходы от платных услуг бюджетных учреждений;

- не утверждались решением представительного органа отдельные источники погашения дефицита бюджета;

- допускалось несоответствие данных бюджетной росписи по видам расходов данным, утвержденным в решении о бюджете;

- в объеме муниципального долга не учитывался полученный бюджетный кредит на
покрытие кассового разрыва;

- муниципальные гарантии предоставлялись без проведения анализа и выводов о финансовом состоянии получателей гарантий.

Замечания, указанные в акте проверки, учтены при исполнении бюджета в отчетном году и при его формировании на 2008 год.

При проверке формирования доходной части бюджета особое внимание уделено поступлению неналоговых доходов, которые составляли более 15% общего объема доходов городского бюджета.

Отмечен ряд замечаний по учету и управлению имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий. Так, имеет место расхождение данных реестродержателя - департамента экономики с данными предприятий по перечню объектов, площадям помещений и остаточной стоимости.

При наличии просроченной задолженности по уплате арендной платы по договорам аренды земельных участков, выделенных под застройку, и договорам аренды муниципального имущества не применяются штрафные санкции за несвоевременную уплату платежей.

В связи с наблюдающимся снижением числа прибыльных муниципальных предприятий, требуются радикальные меры по их реформированию.

Также имеют место недостатки в работе по учету, оценке и продаже долей городского округа в уставных капиталах акционерных обществ.

Проанализировано использование бюджетных средств практически по каждому разделу функциональной классификации и отдельным целевым программам. Отмечены факты неэффективного использования выделенных ассигнований по мероприятиям в области культуры, здравоохранения, социальной защиты, осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и охраны окружающей среды.

Более подробно нарушения и замечания, установленные в ходе внешней проверки, изложены в заключении Контрольно-счетной комиссии, направленном городскому Совету депутатов перед утверждением годового отчета об исполнении бюджета за 2006 год.

Информация по итогам внешней проверки рассмотрена на заседании Малого совета администрации города Липецка, разработаны и реализованы мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Значительные вложения бюджетных средств производятся ежегодно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города. В отчетном году проверены законность
и эффективность использования средств городского бюджета, выделенных на озеленение города и содержание зеленых насаждений (47,2 млн. руб.), благоустройство внутридворовых территорий (76,3 млн. руб.), капитальный ремонт жилого фонда (154,4 млн. руб.), обследование ливневой канализации (5,0 млн. руб.), а также проверена финансово-хозяйственная деятельность двух хозяйствующих субъектов: ООО “ГУК “Правобережная“ и МУ СПАТ по уборке города Липецка.

Комиссия отмечает значительное улучшение финансовой дисциплины по расходованию бюджетных средств в этой отрасли, усиление контроля за объемами и качеством выполняемых работ. Из 7 проведенных контрольных мероприятий в двух финансовых нарушений не установлено. В остальных проверках отмечалось:

- завышение объемов выполненных работ, применение завышенных расценок и норм расхода материалов на объектах капитального ремонта жилого фонда;

- отсутствие учета зеленых насаждений, объектов внешнего благоустройства и их технической паспортизации;

- неэффективное использование переданных в аренду муниципальных объектов и нарушение сроков оплаты арендных платежей;

- неприменение льготного режима налогообложения муниципальными предприятиями.

Значительное внимание уделялось контролю за использованием бюджетных средств при строительстве и реконструкции объектов городской инфраструктуры и социального назначения.

Для осуществления контроля выбирались наиболее финансовоемкие объекты - строительство объездной автодороги по улице Механизаторов (объем финансирования - 356,5 млн. руб.), строительство школы в 26 микрорайоне (203,2 млн. руб.), строительство детского сада в 27 микрорайоне (106,6 млн. руб.).

Практически по всем проверенным объектам наблюдалось значительное увеличение сметной стоимости объекта по сравнению с первоначально установленной проектно-сметной документацией и превышение фиксированной цены, оговоренной договором подряда. Это отрицательно сказывается на планировании расходной части бюджета города и создает трудности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Инспекторами комиссии проводились контрольные обмеры и обследования выполненных работ, экспертиза качества работ и применяемых материалов, для чего привлекалась специализированная организация МУ
“Административно-техническая инспекция“.

По выявленным фактам нарушений заказчики направляли претензии подрядным организациям для возврата излишне полученных бюджетных средств, производилась корректировка оплаты актов выполненных работ. В отдельных случаях подрядчиками выполнялись дополнительные виды работ без предъявления их оплаты, факты некачественно выполненных работ устранялись в рамках гарантийных обязательств по договору.

Учитывая социальную направленность бюджета города, большое внимание уделялось законности и эффективности использования средств в социальной сфере.

Проконтролировано целевое использование средств, выделенных в рамках национального проекта “Образование“ в 2006 году (46,7 млн. руб.). Комиссией детально проанализирована деятельность детско-юношеских центров, на финансирование которых из бюджета города только в 2006 году направлено более 14 млн. рублей. Установлены факты формального подхода к организации деятельности отдельных центров, низкой посещаемости занятий детьми, неэффективного расходования бюджетных средств. По рассмотрению материалов проведенных проверок и обследований принято решение об изменении подведомственности учреждений, передаче кружков художественно-эстетической и прикладной направленности Департаменту образования.

Проверено использование бюджетных средств, выделенных МУ “Управление строительства г. Липецка“ и Департаменту дошкольного образования на капитальный ремонт детских дошкольных учреждений.

Проведены ревизии исполнения смет расходов МУ “Городская поликлиника N 1“, департамента градостроительства и архитектуры, МУ “Земельные ресурсы“, проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП “Родничок“.

В рамках контроля за исполнением представлений Контрольно-счетной комиссии проверено устранение ранее выявленных замечаний по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.

Обобщая результаты проведенной в отчетном периоде контрольной работы, комиссия отмечает, что выявленные проверками нарушения не носили характера злоупотреблений, не нанесли значительного ущерба бюджету города, а, как правило, связаны с недостаточным анализом руководителями проверяемых объектов результатов деятельности на вверенном участке, незнанием норм финансового и бюджетного законодательства, невнимательностью и ослаблением ответственности исполнителей.

Принимаемые по результатам проводимых контрольных мероприятий меры дают ощутимый
результат, способствуют предотвращению и сокращению финансовых нарушений и прямой экономии бюджетных средств.

Контрольно-счетная комиссия стремится к тому, чтобы объемы проводимой контрольной работы, а главное, ее качество, стали ощутимым подспорьем в управлении городским хозяйством.

3. Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии со статьей 17 Положения “О Контрольно-счетной комиссии города Липецка“ Контрольно-счетная комиссия осуществляла экспертно-аналитическую работу по следующим направлениям:

- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;

- по отчету об исполнении бюджета;

- по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов;

- по проектам программ, на финансирование которых используются средства бюджета города Липецка;

- по согласованию сделок с имуществом.

В течение года Контрольно-счетной комиссией на основе данных департамента финансов администрации города, материалов проводимых проверок и исследований подготовлены заключения на отчет об исполнении бюджета города за 2006 год, на вносимые изменения и дополнения в бюджет отчетного года и на проект бюджета города на 2008 год, аналитические записки по исполнению бюджета города за полугодие и 9 месяцев отчетного года.

В представленных материалах проведен анализ полноты и своевременности денежных поступлений в городской бюджет по каждому разделу функциональной классификации расходов, а также размеров дефицита бюджета и муниципальных долговых обязательств.

В заключении Контрольно-счетной комиссии на проект бюджета города на 2008 год, который составлялся в рамках изменившегося бюджетного законодательства, обращено внимание на допущенные недоработки и нарушения, в том числе и бюджетного законодательства. В частности, отмечалось, что прогноз основных показателей социально-экономического развития города не нашел отражения в прогнозируемых доходах бюджета, что нарушает принцип его достоверности, закрепленный в Бюджетном кодексе РФ. Отмечены факты некорректного отражения отдельных
доходных источников, муниципальных гарантий, бюджетных субсидий, объемов финансирования городских целевых программ.

Замечания Контрольно-счетной комиссии учтены в числе поправок при утверждении бюджета.

В 2007 году подготовлено 82 экспертно-аналитических заключения и информационных сообщения, в том числе 39 - на проекты нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов, 23 заключения - на проекты целевых программ развития отдельных отраслей городского хозяйства и 10 - на согласование сделок с имуществом.

Заключения и другие аналитические материалы доводились до разработчиков нормативно-правового акта, руководства городского Совета депутатов, постоянных депутатских комиссий и в основном были учтены при рассмотрении материалов субъектами нормотворческой инициативы и постоянными депутатскими комиссиями.

Проводя экономическую экспертизу вносимого на рассмотрение документа, Контрольно-счетная комиссия высказывает свое мнение по законопроекту, указывает на возможные финансовые последствия принимаемого решения, предлагает дополнения и уточнения, способствующие наиболее эффективному использованию бюджетных средств или муниципальной собственности.

Внесение поправок в нормативный акт зачастую продиктовано практикой контрольных мероприятий комиссии. Так, в ходе проверки использования средств, выделенных на озеленение города, отмечены недостоверность учета зеленых насаждений и несовершенство методики расчета восстановительной стоимости при сносе или повреждении зеленых насаждений. Учитывая данные факты, администрацией города внесен на рассмотрение городского Совета депутатов проект положения “О создании, развитии и сохранении системы озеленения территории города Липецка“.

В прошедшем году учтены поправки, замечания и предложения Контрольно-счетной комиссии по таким нормативным актам, как Положение “О сделках с муниципальным имуществом“, “Об оплате арендных платежей за землю территории города Липецка“, “О пожизненной ренте в городе Липецке“, “О порядке использования муниципального жилого фонда на территории города Липецка“, “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке“ и Устав города Липецка.

Комиссией подготовлены заключения по ряду городских программ, принимаемых на долгосрочную перспективу и среднесрочный период:

- “Обеспечение жильем молодых семей г. Липецка на 2007 - 2010 годы“;

- “По профилактике правонарушений в городе Липецке на 2007 - 2010 годы “;

- “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками на 2007 - 2010 годы“;

- “Охрана окружающей среды города Липецка на 2008 - 2011 годы“;

- “Формирование фонда муниципального жилья для обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, и малоимущим гражданам на 2008 - 2013 годы“;

- “Ремонт и реконструкция внутридворового асфальтового покрытия города Липецка на 2008 - 2011 гг.“;

- “Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Липецка“;

- “Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка на 2008 - 2011 гг.“ и другие.

4. Информационно-методическая работа

Учитывая, что одним из основополагающих принципов работы Контрольно-счетной комиссии является обеспечение гласности проводимой работы, в средствах массовой информации периодически освещались результаты контрольных мероприятий.

Отчеты о результатах работы контрольного органа размещались на официальном сайте в сети Интернет.

По результатам работы комиссии каждое полугодие проводятся пресс-конференции с представителями средств массовой информации.

Типичные ошибки и нарушения, встречающиеся при расходовании бюджетных средств, обсуждаются на производственных совещаниях с главными распорядителями бюджетных средств.

Работники комиссии обучались на специально организованных курсах и семинарах по повышению квалификации и профессиональных знаний.

Комиссия входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов, постоянно изучает опыт работы органов финансового контроля других регионов и муниципальных образований, а также оказывает методическую помощь вновь создаваемым контрольным органам на территории Липецкой области.

В связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработкой Союзом муниципальных контрольно-счетных органов типового нормативного акта о Счетной палате муниципального образования разработана новая редакция Положения и планируется переименование комиссии в Счетную палату города Липецка.

С внесением данных изменений завершится этап становления контрольного органа города, и его дальнейшая деятельность будет направлена на совершенствование и развитие системного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов города.

Председатель

Контрольно-счетной комиссии

города Липецка

М.П.ЗИБОРОВА