Законы и постановления РФ

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 30.01.2006 N 2-647 <О признании недействующим со дня принятия решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“>

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2006 г. N 2-647

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Соловьевой О.В.

с участием прокурора Сараевой Е.А.

при секретаре Кирпичевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока о признании решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ недействующим со дня его принятия,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с заявлением о признании решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ недействующим со дня его принятия. В обоснование своих требований прокурор указал, что ряд пунктов решения Думы N 111 от 28.10.2005 противоречит действующему законодательству и принят с превышением предоставленных представительному органу полномочий. Так, пункт 1 решения предоставляет главе администрации города Владивостока право формировать Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита.

Однако Федеральными законами РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.09.1995 N 154-ФЗ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования. Решение вопросов о наделении главы администрации муниципального образования полномочиями не отнесено к компетенции представительного органа.

Не соответствует нормам действующего законодательства и пункт 2 решения, которым утвержден Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита.

В соответствии со ст. ст. 125, 275 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют
свои гражданские права и обязанности, включая права собственника в отношении муниципальной собственности, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.

Ст. 32 Устава города Владивостока прямо относит владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью к полномочиям администрации города Владивостока.

Прокурор считает, что, определяя перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в залог, представительный орган фактически выполняет функции распоряжения муниципальным имуществом, что противоречит действующему законодательству.

Полагает, что, утверждая перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности г. Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита, Дума г. Владивостока превысила свои полномочия.

Прокурор просит признать решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ недействующим со дня его принятия и взыскать с Думы г. Владивостока государственную пошлину в размере, установленном законом.

В официальном тексте, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ имеет номер 131-ФЗ, а не 131.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока настоял на заявленных требованиях в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что п. 1 и п. 2 решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ противоречат Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.09.1995
N 154-ФЗ и Федеральном закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131, а также Гражданскому кодексу РФ. Издано с превышением предоставленных представительному органу полномочий. Просит признать недействующим решение Думы полностью, так как при признании недействующими пунктов 1 и 2 решение теряет юридическую силу, в связи с чем целесообразно признать его недействующим в полном объеме.

Представитель Думы г. Владивостока с требованиями прокурора не согласился и суду пояснил, что оспариваемым нормативным правовым актом Дума г. Владивостока определяет порядок управления муниципальной собственностью в случае передачи муниципального имущества в залог. Данное право предоставлено Думе г. Владивостока Уставом г. Владивостока, а именно согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 32 Устава города Владивостока к полномочиям администрации города Владивостока отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.

Считает, что статьей 335 Гражданского кодекса РФ установлено, что кроме собственника осуществлять передачу имущества в залог могут и иные лица. Следовательно, довод прокурора о том, что Дума города Владивостока не вправе принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок управления муниципальной собственностью, в том числе и регулирующие передачу муниципального имущества в залог, несостоятелен.

Представитель администрации г. Владивостока, привлеченный в качестве заинтересованного лица, с требованиями прокурора не согласился и суду пояснил, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131 полномочия главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 28 Устава города Владивостока глава города Владивостока обладает рядом полномочий, в которые также входят полномочия
по принятию решения о привлечении заемных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Устава глава города Владивостока обладает иными полномочиями, отнесенными федеральными законами, законами Приморского края, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами к компетенции главы городского округа.

В соответствии со ст. 43 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Таким образом, Дума г. Владивостока наделила главу муниципального образования полномочиями по формированию перечня объектов недвижимости, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита, руководствуясь п. 2 ст. 28 Устава.

Пункт 2 решения Думы г. Владивостока, по мнению представителя администрации г. Владивостока, принят в пределах предоставленных Думе г. Владивостока полномочий. В соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 64 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

На основании ч. 2 ст. 15 ФЗ от 25.09.1997 “О финансовых основах местного самоуправления в РФ“ органы местного самоуправления вправе получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительным органом местного самоуправления, которым в г. Владивостоке является Дума г. Владивостока.

Считает, что
глава администрации г. Владивостока вправе принимать решение о заключении краткосрочных и долгосрочных кредитных договоров на условиях, определенных п. 2 решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 28.10.2005 Дума г. Владивостока приняла решение N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“. Данным решением главе администрации г. Владивостока предоставлено право формировать Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, а также утвержден Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита.

Пунктом 1 оспариваемого прокурором решения N 111 Дума г. Владивостока предоставляет главе администрации г. Владивостока право формировать Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита.

По мнению суда, данный пункт решения противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ полномочия главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования.

Уставом г. Владивостока определение полномочий главы муниципального образования решениями представительного органа местного самоуправления законом не предусмотрено. Решение вопросов о наделении главы муниципального образования полномочиями не отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления г. Владивостока, а именно Дума г. Владивостока, не вправе предоставлять полномочия главе администрации г. Владивостока. В
связи с чем пункт 1 решения N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ принят Думой г. Владивостока с превышением предоставленных полномочий.

Не относится к компетенции Думы г. Владивостока и право принятия пункта 2 решения N 111, которым утвержден Перечень объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока, которые могут быть переданы в залог для обеспечения кредита. Данный перечень содержит конкретное недвижимое имущество (здания и нежилые помещения).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отдавать имущество в залог, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 335 ГК РФ залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.

На основании ст. ст. 125, 215 ГК РФ органы местного самоуправления осуществляют свои гражданские права и обязанности, включая права собственника в отношении муниципальной собственности, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.

Ст. 32 Устава города Владивостока прямо относит владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью к полномочиям администрации города Владивостока.

Определяя конкретное муниципальное имущество, подлежащее передаче в залог, решение нарушает требования Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закона
Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“, Устава города Владивостока, согласно которым в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится лишь установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а не право непосредственного распоряжения имуществом, что было сделано Думой оспариваемым решением.

В связи с вышеизложенным суд считает, что, принимая пункт 2 решения N 111, Дума г. Владивостока вышла за пределы предоставленных ей законом полномочий.

Пункты 3, 4 решения N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“ определяют порядок опубликования решения и контроль за его исполнением. Следовательно, при признании не соответствующими закону пунктов 1 и 2 решение теряет свою юридическую силу и значимость. В связи с чем суд считает целесообразным признать решение Думы г. Владивостока N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находятся в муниципальной собственности города Владивостока“ недействующим в целом.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования прокурора Ленинского района г. Владивостока о взыскании с Думы г. Владивостока государственной пошлины в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня принятия решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 111 “О передаче в залог объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Владивостока“.

Взыскать с Думы г. Владивостока государственную пошлину в размере 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока.