Законы и постановления РФ

Постановление администрации г. Владивостока от 27.09.2002 N 1881 (ред. от 05.07.2006) “О Концепции управления муниципальной собственностью города Владивостока“ (Вместе с “Планом разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Концепции управления муниципальной собственностью города Владивостока“)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2002 г. N 1881

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

(в ред. Постановления главы администрации г. Владивостока

от 05.07.2006 N 1418)

В целях повышения эффективности использования муниципальной собственности, увеличения доходов бюджета города, принимая во внимание Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации“, Постановление губернатора Приморского края от 13.07.2000 N 506 “О концепции управления государственным имуществом Приморского края“, постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления муниципальной собственностью города Владивостока (приложение 1).

2. Структурным подразделениям администрации приступить к подготовке нормативных документов, необходимых для реализации Концепции, в соответствии с приложением 2.

3. Контроль за выполнением постановления
оставляю за собой.

Глава администрации

Ю.М.КОПЫЛОВ

Приложение 1

к постановлению

главы администрации г. Владивостока

от 27.09.2002 N 1881

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

(в ред. Постановления главы администрации г. Владивостока

от 05.07.2006 N 1418)

ПРЕАМБУЛА

Настоящая концепция определяет основные цели и задачи политики администрации города Владивостока в сфере управления муниципальной собственностью, прописывает базовые принципы и механизмы ее реализации. Концепция охватывает круг вопросов, связанных с эффективным управлением муниципальной собственностью, включающей (1) муниципальные предприятия и учреждения, владеющие муниципальной собственностью на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, (2) имущественные права, вытекающие из участия администрации города в коммерческих организациях, (3) недвижимое муниципальное имущество, сданное в аренду или неиспользуемое, (4) земли, находящейся в собственности муниципального образования город Владивосток, в том числе под объектами недвижимости.

Целью концепции является исправление существующих недостатков в сфере взаимоотношений, с одной стороны, администрации города как собственника имущества, и, с другой стороны, управляющих (руководителей) муниципальных предприятий и учреждений, арендаторов, коммерческих организаций, в уставном (акционерном) капитале которых участвует администрация, как пользователей имущества. Условием повышения эффективности использования муниципальной собственности является усиление конкуренции и прозрачности при продаже (приватизации) или сдаче в аренду муниципального имущества (в том числе, земли).

Неотъемлемой частью концепции является прописанный в ней механизм и инструменты эффективного управления муниципальным имуществом, ориентированные на реализацию целей и задач концепции и придающий ей практический характер.

I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТЬЮ

1. Нормативно-правовая база концепции

В основу концепции были положены следующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

- Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“;

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“;

- Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“;

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“;

- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“;

- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“;

- Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации“;

- Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 “Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ“;

- Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 “О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий“;

- Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 N 81 “Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий“;

- Постановление Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 “О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения“;

- Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 “Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ“;

- Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1311 “Об утверждении Положения о продаже на коммерческом конкурсе
с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества“;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 625 “Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности“;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 195 “О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими (“золотой акции“);

- Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“;

- Распоряжение Минимущества РФ от 10 июля 2000 г. N 183-р “Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности“;

- Распоряжение Мингосимущества РФ от 16.02.2000 N 188-р “Об утверждении типовых уставов“;

- Устав Приморского края от 6 октября 1995 г.;

- Закон Приморского края от 9 февраля 1996 г. N 28-КЗ “О местном самоуправлении в Приморском крае“;

- Закон Приморского края “О муниципальной службе в Приморском крае“;

- Постановление губернатора Приморского края от 31 марта 1998 г. N 140 “О работе представителей государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ“;

- Устав муниципального образования города Владивосток (принят на местном референдуме г. Владивостока
19.12.1999);

- Решение Думы города Владивостока от 04.10.2001 N 30 “Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владивостока“;

- Положения о комитетах, управлениях и отделах администрации города Владивостока.

2. Основные определения

Под управлением муниципальной собственностью в настоящей концепции понимается принятие управленческих решений, направленных на:

- обладание муниципальной собственностью как ресурсом;

- получение доходов от использования муниципальной собственности;

- использование муниципальной собственности для решения социально-экономических задач.

Объекты управления (объекты муниципальной собственности) включают в себя, в зависимости от целей и задач управления, следующие основные группы объектов:

а) недвижимое имущество - земля (как общий ресурс города и как земельные участки), жилые и нежилые здания, сооружения и помещения; инженерные сети различного назначения; дороги (в том числе железнодорожные пути и подъезды); стационарное технологическое оборудование, обеспечивающее процессы производства и жизнедеятельности населения; залежи подземных ископаемых, расположенные в пределах городской территории; объекты озеленения, многолетние зеленые насаждения, и иные объекты;

б) движимое имущество - оборудование, транспорт, передвижные объекты, сооружения и технологическое оборудование, обеспечивающие производственные процессы и жизнедеятельность населения; ценные бумаги, нематериальные активы (интеллектуальная собственность, права и доли), финансовые ресурсы города (бюджет, привлеченные средства и т.п.);

в) имущественные комплексы - муниципальное имущество, переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и учреждениям или в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, а также набор технологически и/или функционально связанного имущества.

Крупные объекты управления (недвижимое имущество, имущественные комплексы) могут включать составные части, принадлежащие разным субъектам.

Субъектами управления муниципальной собственностью на территории города выступают:

- органы местного самоуправления, включающие главу администрации города Владивостока, администрацию (структурные подразделения, а также советы, комиссии) и Думу города Владивостока;

- органы государственной власти (федеральной и региональной) Российской Федерации в соответствии с
компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

- хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица), уполномоченные органами местного самоуправления, в пределах установленной компетенции.

Управляющий - физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами собственности города. Управляющий может выступать в роли руководителя муниципального предприятия или учреждения (на постоянной основе) или представителя интересов города (в форме периодического участия или на постоянной основе) в органах управления коммерческой организации, часть уставного (акционерного) капитала которой принадлежит городу. К управляющим также относятся руководители структурных подразделений администрации города, курирующие муниципальные предприятия и учреждения и уполномоченные распоряжаться объектами муниципальной собственности.

Бюджетная (экономическая) эффективность управления муниципальным имуществом подразумевает анализ отношения суммы всех поступлений в бюджет города от муниципальной собственности (муниципальных предприятий, коммерческих организаций, в уставном капитале которых участвует город Владивосток, арендаторов недвижимого и движимого имущества) к стоимости имущества, принадлежащего городу. Критерии и нормативы экономической эффективности не должны значительно отличаться от используемых коммерческими предприятиями.

Социальная эффективность управления муниципальным имуществом подразумевает сравнительный анализ степени решения социально-экономических задач города и понесенных расходов (или неполученных доходов). Критерии и нормативы социальной эффективности разрабатываются экспертным путем в отдельности по каждому объекту.

II. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1. Цели и задачи управления муниципальной собственностью

Политика администрации города в сфере управления муниципальной собственностью должна преследовать следующие цели:

1. Увеличение доходов и/или сокращение расходов бюджета города Владивостока - за счет повышения эффективности управления муниципальными предприятиями (учреждениями), имущественными правами в коммерческих организациях, недвижимым и движимым имуществом, земельными ресурсами, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенных строительством.

2. Оптимизация структуры собственности для более полной реализации функций муниципальной власти, стимулирования экономического и социального развития Владивостока, роста уровня и качества жизни горожан
- за счет реструктуризации муниципального сектора экономики, создания, реорганизации, ликвидации и приватизации предприятий и учреждений, приобретения или продажи муниципальных долей в уставных (акционерных) капиталах коммерческих организаций, приобретения или продажи недвижимого имущества, формирования фондов отчуждаемой и не подлежащей отчуждению земли (земельных участков).

3. Обеспечение расширенного воспроизводства муниципального имущества для развития муниципального сектора и расширения возможностей выполнения администрацией города своих функций в будущем, в первую очередь, повышения уровня жизни и расширения социальной поддержки малоимущей части населения - за счет введения планов (программ) развития муниципальной собственности и усиления контроля и стимулов к эффективному использованию муниципального имущества для его пользователей (управляющих, арендаторов).

4. Развитие предпринимательства в городе, снижение монополизации и повышение конкуренции - за счет введения в хозяйственный оборот неиспользуемой муниципальной собственности, обеспечения равноправного доступа, основанного на принципах конкуренции и состязательности, к реализуемой (приватизируемой) и сдаваемой в аренду муниципальной собственности.

Реализация указанных целей требует от муниципальных органов управления решения следующих задач:

- полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений, долей в уставных капиталах коммерческих организаций; сдаваемого в аренду и неиспользуемого недвижимого имущества, земельных участков, принадлежащих городу Владивостоку;

- повышения прозрачности управления через совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности и создание открытых для служебного пользования информационных баз данных, автоматизацию и ускорение аналитических процедур, типизацию и повышение прозрачности уставов, договоров и других документов, определяющих права администрации и руководителей муниципальных предприятий (учреждений), арендаторов в отношении муниципального имущества;

- обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, повышения ответственности арендаторов и подотчетности руководителей муниципальных предприятий и учреждений перед администрацией города как собственником муниципального имущества (земли);

-
введения обязательного среднесрочного планирования финансовой и хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, контроля и ответственности управляющих (руководителей) за результаты работы;

- полного и своевременного участия администрации города (через представителей) в управлении коммерческими организациями, в уставных (акционерных) капиталах которых имеется доля города;

- оптимизации количества и размеров объектов управления (муниципальных предприятий и учреждений, долей в уставных капиталах коммерческих организаций, прав, вытекающих из участия в некоммерческих организациях, недвижимого имущества, земельных участков) с учетом их экономической эффективности и выполняемых социальных функций, определения целей управления по каждому объекту (предприятию, учреждению) муниципального имущества;

- совершенствования нормативно-правовой базы управления муниципальным имуществом как через принятие необходимых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, так и через внесение в качестве законодательной инициативы в органы государственной власти законопроектов и предложений в отношении отмены, изменения, дополнения существующих нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня.

2. Принципы управления

Основным принципом управления муниципальным имуществом является формирование целостной системы управления, представляющей собой неразрывное единство следующих элементов:

- регламентированный и прозрачный порядок принятия управленческих решений администрацией города в отношении объектов управления муниципальной собственности;

- контроль за объектами управления и деятельностью управляющих (руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей интересов города в коммерческих организациях, арендаторов);

- полное и оперативное информационное обеспечение процесса управления (сбор необходимой информации о работе управляющих и объектов управления, ее обработка и анализ).

Другими принципами управления муниципальным имуществом города являются следующие.

1. Принцип эффективности управления, заключающийся в достижении цели управления при максимальной экономии ресурсов.

2. Принцип безусловного приоритета возмездного вида пользования и четкое определение исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе.

3. Принцип профессионализма, подразумевающий конкурсный отбор по профессиональному признаку как управляющих муниципальных предприятий и учреждений, так и
кадров муниципальных служащих, участвующих в управлении муниципальной собственностью.

4. Принцип соотнесения затрат и результатов, подразумевающий учет и максимизацию экономической отдачи и социальной полезности муниципальной собственности одновременно.

Последний принцип подразумевает использование критериев экономической (бюджетной) и социальной эффективности, которые подлежат разработке.

Функционирование системы управления муниципальной собственностью должно быть детально регламентировано соответствующими нормативными и распорядительными актами органов местного самоуправления в соответствии с целями, принципами и механизмами управления, прописанными в настоящей концепции.

3. Механизмы управления

Достижение целей и задач управления муниципальным имуществом требует использования механизмов, связанных, во-первых, с системой взаимоотношений с пользователями муниципального имущества (руководителями муниципальных предприятий и учреждений, представителями интересов города в коммерческих и некоммерческих организациях, арендаторов), стимулирующей деятельность последних в интересах собственника, и, во-вторых, с непосредственным управлением органами местного самоуправления муниципальным имуществом.

Основными механизмами управления муниципальной собственностью являются:

- создание (реорганизация, ликвидация, приватизация) муниципальных предприятий и учреждений;

- приобретение (продажа) имущественных прав (долей, акций) в коммерческих организациях;

- проведение конкурсов на замещение должностей муниципальных служащих, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, а также представителей в коммерческих и некоммерческих организациях и принятие по их результатам решения о назначении на должность;

- контроль выполнения руководителями муниципальных предприятий и учреждений планов финансово-хозяйственной деятельности;

- контроль за использованием по назначению муниципального имущества;

- контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока муниципальными предприятиями и учреждениями, муниципальными служащими, проведение проверок деятельности, контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока;

- сдача в аренду или аннулирование аренды муниципального имущества (недвижимого и движимого);

- строительство, реализация или приватизация муниципального имущества (недвижимого и движимого) на конкурсной основе;

- приобретение имущества (недвижимого и движимого) в собственность города;

- продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных
условиях по рыночной стоимости или представление в безвозмездное пользование под соответствующие муниципальным интересам инвестиционные проекты;

- оформление муниципальной собственности на землю, покупка, аренда и продажа земли (земельных участков), находящейся в муниципальной собственности;

- прием в муниципальную собственность государственного имущества (федерального и регионального) или передача муниципального имущества в государственную собственность;

- разработка и реализация планов, программ развития муниципального сектора экономики;

- создание управленческих структур (комиссий, советов) для повышения эффективности, контроля и прозрачности управления муниципальной собственностью, решения определенных задач, связанных с ее управлением;

- издание в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных и правовых актов органов местного самоуправления;

- другие механизмы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и обеспечивающие повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Реализация концепции предполагает создание Муниципального административно-хозяйственного совета при главе администрации города Владивостока (далее - Муниципальный совет), основной целью работы которого является коллегиальное и взвешенное рассмотрение вопросов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, назначения управляющих и освобождения их от должности, приобретения или продажи имущественных прав администрации города в хозяйственных обществах, расторжения договоров аренды, приватизации муниципального имущества, в том числе продажи земли.

Создание Муниципального совета связано с необходимостью:

1) снижения риска непродуманных индивидуальных решений муниципальных служащих, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, арендаторов в условиях неполной или скрываемой информации;

2) выявления недобросовестной или некомпетентной работы органов муниципальной власти, управляющих муниципальных предприятий и учреждений, представителей администрации города в коммерческих организациях, в которых город имеет имущественные права, арендаторов муниципальной собственности (недвижимого имущества и земли);

3) предотвращения создания или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в личных целях руководителей этих предприятий, или в целях решения интересов отдельных структурных подразделений администрации или служащих администрации города;

4) недопущения использования бюджетных средств для приобретения долей (акций) коммерческих предприятий под давлением заинтересованных групп, в личных или узкогрупповых интересах;

5) контроля соблюдения принципа открытости и состязательности (конкуренции) при сдаче в аренду муниципального имущества и земли или при продаже (приватизации) муниципального имущества;

6) введения практики глубокого научного анализа складывающейся конъюнктуры в экономике города и края с целью обоснования устанавливаемых цен, тарифов, ставок, и т.п. при продаже, приватизации, сдаче в аренду или передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества (в том числе с учетом доходов третьих лиц от использования муниципального имущества), обусловливающих эффективность использования (продажи, приватизации) муниципального имущества и увеличения доходов бюджета города;

7) контроля и объективной оценки деятельности структурных подразделений в сфере управления муниципальными предприятиями (учреждениями), долями (акциями) коммерческих организаций, аренды муниципальной собственности (в том числе земли), приватизации имущества и продажи земли и соответствующего повышения эффективности муниципального хозяйственного комплекса;

8) развития инфраструктуры управления (в том числе единой и открытой для служебного пользования базы данных муниципальной собственности), интеграции структурных подразделений администрации города в единую систему управления и введения практики коллегиального принятия решений, касающихся управления муниципальной собственностью.

Для реализации концепции предполагается развитие нормативно-правовой базы города, а также использование права законодательной инициативы для внесения новых законопроектов, предложений и поправок в действующие нормативно-правовые акты регионального и федерального уровня.

4. Этапы реализации концепции и необходимые ресурсы

Реализация концепции предполагает три этапа.

Первый этап - повышение эффективности и прозрачности управления муниципальной собственностью и повышение эффективности хозяйственной и финансовой деятельности муниципальных предприятий и учреждений, увеличение бюджетной эффективности имущественных прав в коммерческих организациях, приватизируемого и сдаваемого в аренду имущества и земли через создание Муниципального совета. На первом этапе необходимо провести работу по формированию инфраструктуры управления, в частности, создать Муниципальный совет, разработать единые, доступные для служебного пользования информационные базы данных по муниципальной собственности (в том числе земле), создать необходимое для эффективного управления муниципальным имуществом законодательное поле, усилить координацию работы структурных подразделений администрации города, исполнительных и представительных органов власти местного, регионального и федерального уровня.

На втором и третьем этапе подразумевается разработка долгосрочной программы развития муниципального имущества, с подробным рассмотрением мер по преодолению кризиса и повышению рентабельности муниципальных предприятий, снижению издержек и повышению качества управления муниципальными учреждениями, росту бюджетной и социальной эффективности аренды муниципального имущества, участия администрации в уставных капиталах коммерческих организаций.

Второй этап - обеспечение расширенного воспроизводства муниципальной собственности, реструктуризация и оптимизация существующей отраслевой структуры предприятий (учреждений), имущественных прав в хозяйственных обществах, аренды.

Третий этап - стабилизация и оптимизация развития муниципального сектора экономики, техническое переоснащение, повышение производительности и наукоемкости производства муниципальных предприятий, качества и конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг, повышение эффективности аренды и продажи (приватизации) муниципальной собственности (в том числе земли).

В основе реализации концепции лежит идея о достаточности существующих (в явной и скрытой форме) ресурсов органов местного самоуправления города - как финансовых, так и кадровых - для реализации первого этапа. Второй и третий этапы подразумевают использование части возросших доходов бюджета, а также внебюджетных (частных) средств (в том числе зарубежных инвестиций) для достижения экономических и социальных целей развития города в целом и муниципального сектора в частности.

III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ

ВИДАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями

Создание организаций в форме муниципального унитарного предприятия (учреждения) осуществляется в случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм собственности.

Унитарные предприятия создаются для следующих целей:

- решения социальных задач, связанных с осуществлением отдельных дотируемых видов деятельности, реализации продукции (работ, услуг) по минимальным ценам, подразумевающих ограничение доходности или ведение убыточных производств;

- обеспечения стабильного функционирования городской инфраструктуры, а также рынка основных потребительских товаров и услуг;

- производства отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте или обеспечивающих безопасность города, а также производств, связанных с использованием имущества, запрещенного к приватизации;

- использования имущества, необходимого для обеспечения техногенной, экологической или иной безопасности города, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;

- производства отдельных высокоприбыльных видов продукции (изъятие ренты);

- иных целей, определенных законодательством Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока.

Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Интересы города и способы его влияния на хозяйственную деятельность муниципального предприятия (учреждения) отражаются в уставе (положении), договоре хозяйственного ведения (оперативного управления) и контракте с руководителем.

Управление муниципальными предприятиями (учреждениями) предполагает решение следующих задач:

- оптимизации количества и структуры муниципальных предприятий и учреждений;

- ежегодной разработке прогнозных показателей развития муниципальных предприятий и учреждений и хозяйственного комплекса в целом;

- мониторинга результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

- оценки деятельности руководителей на базе показателей выполнения установленных планов финансово-хозяйственной деятельности;

- проведения сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности (функционирования) муниципальных предприятий (учреждений) в отраслевом и территориальном разрезе;

- контроля целевого использования, сохранности и восстановления (реновации) имущества, переданного муниципальным предприятиям (учреждениям) в хозяйственное ведение (оперативное управление).

В сфере управления муниципальными учреждениями определяются возможности ведения учреждениями предпринимательской деятельности. Критерии и процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности учреждениями подлежат разработке.

Для повышения эффективности использования имущества существующими муниципальными предприятиями и учреждениями субъектами управления реализуются следующие мероприятия:

- устанавливаются и в дальнейшем пересматриваются и корректируются цели и задачи их деятельности, вносятся необходимые изменения в учредительные документы;

- анализируется необходимое количество, состав и структура муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении и безвозмездном пользовании, и принимаются необходимые меры по приведению их в соответствие с реальной необходимостью;

- ведется консолидированный баланс муниципального хозяйственного комплекса;

- анализируется финансовое состояние муниципальных предприятий и учреждений и предпринимаются необходимые меры по его стабилизации и улучшению, проводятся необходимые мероприятия для сохранения муниципального имущества;

- разрабатываются и утверждаются общегородской, отраслевые и индивидуальные планы финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений;

- анализируются отчеты руководителей и перезаключаются (расторгаются) контракты с руководителями муниципальных предприятий и учреждений.

В случае необходимости принимается решение о реорганизации (реструктуризации имущества) или ликвидации муниципального предприятия (учреждения).

Для целей управления вся информация о муниципальных предприятиях и учреждениях подлежит систематизации и хранению в виде реестра - информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города и других муниципальных органов власти города Владивостока, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

2. Управление пакетами акций и долями, принадлежащими

городу Владивостоку

Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Владивостоку, предполагает использование прав учредителя (акционера) в качестве инструмента управления для достижения целей и решения задач, определяемых администрацией города в качестве приоритетных.

Имущественные права города в виде долей в уставном (акционерном) капитале коммерческих организаций выступают самостоятельным объектом управления, обеспечивающим получение доходов непосредственно от ценной бумаги (акции), доли, пая или решение оп“еделенных социальных задач.

По каждому пакету акций (доле, паю) определяются:

- цели владения данными имущественными паями;

- задачи управления и критерии его эффективности;

- целевой уровень отдачи (объем дивидендов, норма доходности) от вложенных муниципальных средств.

При принятии решения о приобретении имущественных прав в хозяйственных обществах осуществляется анализ деятельности и их классификация по следующим количественным и качественным показателям:

- стратегическому значению для обеспечения городских программ развития и реализации инвестиционных проектов общегородского значения в области инфраструктуры, экологической безопасности, социальной среды, транспорта, туризма;

- отраслевой принадлежности и вхождения в естественные монополии;

- степени влияния на деятельность хозяйственных обществ и возможности последующей оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города (“решающий“ и “блокирующий“ пакеты);

- финансовому состоянию коммерческой организации, в которой участвует город Владивосток, и возможности получения дохода (дивидендов);

- степени ликвидности акций (доли, пая).

В отношении организаций, кроме вышеперечисленных, которые не могут полностью контролироваться городом, определяется соотношение потенциальной доходности компании и возможности ее участия в решении общегородских задач.

Для целей управления вся информация об имущественных правах города в виде акций, долей, паев в коммерческих организациях и участия в некоммерческих организациях подлежит систематизации и хранению в виде реестра - информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города Владивостока и других муниципальных органов власти города, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

3. Управление земельными ресурсами

Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества. Земельные ресурсы для целей управления учитываются как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.

Управление земельными ресурсами связано с вовлечением земельных участков в гражданский оборот и нацелено на повышение эффективности использования земельных ресурсов физическими и юридическими лицами для социального и экономического развития города на основе:

- проведения сплошной инвентаризации земельных участков города, четкого разграничения принадлежности земель к федеральному, региональному и муниципальному фондам;

- разработки полного земельного реестра (информационной базы данных), основанной на данных Государственного земельного кадастра, правового статуса земельных участков;

- разработки и утверждения системы нормативно-правовых актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения для земельного участка и ответственности за их нарушение;

- участия в создании и развитии инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;

- реализации принципа “предприятие - имущественный комплекс“ через стимулирование выкупа земельных участков приватизированными предприятиями, на них находящимися, а также при приватизации муниципальных предприятий;

- проведения массовой оценки муниципальных земельных участков и регулирования ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;

- использование аукционного и конкурсного принципа отчуждения (продажи) свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

- определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под коммерческие, социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);

- контроля целевого использования отдельных земельных участков.

Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

Для целей управления вся информация о земельных ресурсах, являющихся муниципальной собственностью, подлежит систематизации и хранению в виде информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города и других муниципальных органов власти города Владивостока, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

4. Управление недвижимостью

Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу, предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду в различных формах, куплю-продажу (приватизацию), в том числе с рассрочкой платежа и т.п. Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и/или их части, инженерные сети, движимое имущество, зеленые насаждения и прочее, составные части которого могут принадлежать разным владельцам. Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.

Для каждого объекта управления устанавливаются границы земельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части, определяется целевое назначение (разрешенное пользование) объекта в целом и его составных частей (в том числе земельного участка), определяется управляющий.

Основными принципами управления в сфере недвижимого имущества являются:

- организационное и информационное единство системы управления муниципальной недвижимостью;

- минимизация бюджетных затрат на построение и поддержание эффективной системы управления им;

- гибкое сочетание федеральных нормативных требований с возможностями локального правового регулирования;

- пообъектное управление недвижимостью и инвестиционными процессами в данной сфере, включающее пообъектное формирование и учет недвижимости, пообъектную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, пообъектную оценку недвижимости;

- хозяйственный оборот объектов недвижимости должен происходить вместе с соответствующим земельным участком.

Муниципальное недвижимое имущество может использоваться как для получения дохода, так и для решения социальных задач.

Для целей управления вся информация об объектах недвижимости, являющихся муниципальной собственностью, а также земельных участках под ними подлежит систематизации и хранению в виде информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города и других муниципальных органов власти города Владивостока, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

Отдельные части объекта управления могут использоваться различными пользователями. Эта особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого использования, технической эксплуатации, своевременного восстановления и реновации составляющего объект имущества как целого. Для целей эффективного использования общего объекта, восстановления и развития недвижимого имущества, земельного участка под ним пользователи объекта управления рассматриваются как индивидуально, так и консолидировано.

5. Управление объектами недвижимого имущества

в жилищной сфере

Основной целью управления недвижимостью в жилищной сфере является обеспечение жильем горожан, не имеющих такового или нуждающихся в улучшении жилищных условий. Повышение уровня жизни и улучшение социальной среды города невозможно без решения жилищной проблемы, однако, учитывая ограниченность финансовых ресурсов бюджета города, приоритетным направлением является использование рыночных механизмов рынка жилья, в первую очередь, института ипотеки и привлечения личных накоплений для жилищного строительства.

Основными принципами управления муниципальным жилищным фондом являются обеспечение эксплуатации, восстановления и реновации жилищного фонда за счет увеличения доходов (снижения расходов) от данного вида муниципального имущества; снижение расходов бюджета города на содержание муниципального жилищного фонда через оптимизацию его структуры, контроль расходов жилищно-эксплуатационных предприятий, поощрение развития кондоминиумов, приватизации.

Для реализации цели используется коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере, принадлежащей городу на правах собственника, что предполагает передачу муниципального жилья по договорам найма, аренды, аренды с выкупом, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой платежа.

Органы власти города осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда, контролируют его целевое использование. Они же инициируют организацию сообществ собственников (кондоминиумов, домовладений) и до формирования соответствующей организации выступают в роли представителя домовладения.

Для целей управления вся информация об объектах муниципального жилищного фонда, а также земельных участках под ним подлежит систематизации и хранению в виде информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города и других муниципальных органов власти города Владивостока, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

6. Управление собственностью, расположенной

за пределами города

Владивосток может владеть собственностью на территории других субъектов Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Права города на объекты собственности, расположенные вне территории города, регистрируются на соответствующей территории, оцениваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательства местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре единой системы учета муниципальной собственности.

Управление объектами собственности, расположенными вне территории города, осуществляется аналогично управлению соответствующими объектами на территории города Владивостока. При принятии управленческих решений по таким объектам учитывается местное законодательство, территориальные, экономические и правовые особенности местонахождения объектов.

Для целей управления информация об объектах муниципальной собственности, расположенной за пределами города Владивостока, подлежит систематизации и хранению в виде информационной базы данных, доступной для структурных подразделений, советов, комиссий администрации города и других муниципальных органов власти города Владивостока, участвующих в управлении муниципальным имуществом.

7. Городская казна

Средства городского бюджета, имущественные права в коммерческих организациях, недвижимое имущество города (в том числе земля), движимое имущество города, не закрепленное за муниципальными предприятиями или учреждениями, а также не сдаваемое в аренду составляют городскую казну города Владивостока. Имущество казны может служить средством обеспечения обязательств города, в том числе по внешним заимствованиям, для реализации целей экономической и социальной политики.

Порядок формирования и функционирования казны подлежит разработке.

Управление казной осуществляется по отдельным составляющим казны - управление бюджетом, управление недвижимым имуществом, управление движимым имуществом, управление земельными ресурсами, управление пакетами акций и долями города - и основывается на критериях экономической (бюджетной) и социальной эффективности.

Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принадлежит администрации города Владивостока и осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, уполномоченными распоряжаться соответствующим имуществом.

Передача имущества казны государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдача в аренду, предоставление в обеспечение обязательств осуществляется в соответствии с целями и задачами, на основе принципов управления имуществом муниципальными органами власти в соответствии с их компетенцией, закрепленной в нормативно-правовых актах главы администрации города Владивостока и Думы города Владивостока.

IV. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1. Информационное обеспечение процесса управления

Основой эффективного управления муниципальной собственностью является своевременное и полное обеспечение информацией процесса управления.

В отношении недвижимости формируется реестр муниципальной собственности - муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и сведений о них. Объектами учета выступают:

- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальное имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

- объекты муниципального нежилого фонда;

- объекты муниципального жилищного фонда;

- находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ и обществ;

- другие объекты муниципальной собственности.

Формирование реестра муниципальной собственности основывается на результатах технической инвентаризации объектов муниципальной собственности, данных бухгалтерской отчетности балансодержателей муниципального имущества, а также информации из других достоверных источников.

Для данных целей в администрации города должна быть создана единая информационная база данных, содержащая полную и оперативную информацию об объектах управления. Положение, определяющее структуру, порядок внесения данных и доступа структурных подразделений к информации подлежат разработке.

2. Контроль

Контроль и надзор в сфере управления муниципальной собственностью сосредоточиваются на следующих направлениях:

- проверке целевого и эффективного использования имущества города, включая его финансовые ресурсы и земельные ресурсы, а также контроле за его сохранностью, восстановлением и приращением;

- деятельности лиц, привлекаемых в качестве управляющих (руководителей), выполнения ими утвержденных планов (финансово-хозяйственной деятельности), нормативов, поставленных перед ними задач;

- достижении нормативов эффективности использования муниципального имущества, устанавливаемых администрацией города;

- методическом обеспечении контроля, в том числе путем выработки критериев оценки эффективности использования (бюджетной и социальной) муниципальной собственности;

- обеспечении неотвратимости и соразмерности санкций за нарушения законодательства Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока;

- разграничении регулирующих, разрешительных и контрольных функций;

- обеспечении эффективного взаимодействия органов власти различного уровня;

- обеспечении общественного контроля.

В отношении муниципальной собственности следует выделить специфический вид контроля - использование муниципальной собственности в целях ненарушения прав других собственников (обеспечения доступа, проезда и т.д.).

В случае делегирования органами государственной власти Российской Федерации или Приморского края части функций по управлению государственным имуществом, предметом контроля могут быть объекты федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

3. Использование критериев эффективности

Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности объектов муниципальной собственности путем определения бюджетной (экономической), социальной и иной эффективности, а также установления различных нормативов в отношении эффективности.

Для всех видов объектов управления вводятся нормативные параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки - степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных (плановых) требований.

Каждый объект управления проверяется на необходимость его сохранения в муниципальной собственности. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

Бюджетная (экономическая) эффективность организаций, использующих муниципальное имущество, а также организаций, в уставном (акционерном) капитале которых есть доля города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости муниципального имущества.

Целесообразной является разработка нормативов бюджетной эффективности для различных видов объектов собственности и нормативов затрат на содержание имущества.

Критерии и нормативы социальной эффективности подлежат разработке. На начальном этапе используется метод экспертных оценок, основанный на сравнении социальных эффектов от использования собственности и расходов (неполученной прибыли) на обеспечение функционирования объекта.

Оценка эффективности объектов муниципальной собственности, расположенных вне территории города, проводится с учетом территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объекта.

4. Ликвидация и реорганизация муниципальных

предприятий и учреждений

Одним из способов эффективного и гибкого управления муниципальной собственностью выступают ликвидация и реорганизация муниципальных предприятий и учреждений, а также реструктуризация их имущественных комплексов.

Основаниями для ликвидации, реорганизации и/или реструктуризации муниципального предприятия (учреждения) являются следующие:

- достижение целей, для решения которых создавалось предприятие (учреждение);

- несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;

- снижение эффективности функционирования предприятия (учреждения);

- изменение приоритетов в социально-экономическом развитии города.

Оценка целесообразности реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий (учреждений) проводится в рамках Муниципального совета.

Ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реорганизация может проводиться как в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о приватизации, так и путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса и/или организационной структуры предприятия (учреждения).

5. Приобретение и реализация имущественных прав в

коммерческих организациях и участие в некоммерческих

организациях

Администрация города имеет право приобретать доли (паи, акции) в уставном (акционерном) капитале коммерческих организаций и участвовать в некоммерческих организациях.

Целесообразность приобретения определяется:

- целями социально-экономического развития города и необходимостью стимулировать приоритетные направления коммерческой и некоммерческой деятельности;

- доходностью участия в уставном (акционерном) капитале коммерческой организации с точки зрения бюджетной (экономической) эффективности.

Оценка целесообразности приобретения/продажи имущественных долей в хозяйственных обществах должна проводиться в рамках Муниципального совета, а окончательное решение о приобретении/продаже должно учитывать выработанные рекомендации.

6. Назначение на должность и снятие с должности

управляющих (руководителей и представителей)

Управляющий (руководитель) рассматривается как физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами муниципальной собственности, и может выступать в роли:

- руководителя предприятия или учреждения - на постоянной, закрепленной договором основе;

- представителя интересов города в органах управления коммерческой организации, в уставном капитале которой есть доля (пакет акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.

Назначение руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляется на конкурсной основе с оформлением трудового договора (контракта). Назначение представителей города в органы управления коммерческой организации производится коллегиально и открыто, из числа сотрудников администрации города, имеющих необходимую квалификацию и являющихся признанными специалистами в данной области управления. В отдельных случаях может использоваться трастовое управление, при этом назначение управляющего (физического или юридического лица) производится на конкурсной основе.

В условия конкурсного отбора включаются квалификационные требования к управляющему, программа достижения экономических и социальных целей муниципального предприятия (учреждения) или управления пакетом акций.

Представитель города может участвовать в органах управления нескольких организаций.

Договор об управлении муниципальным учреждением или предприятием заключается между управляющим (руководителем) и администрацией города после рассмотрения вопроса на Муниципальном совете, утверждения целей, показателей и плана финансово-хозяйственной деятельности. Форма типового договора (контракта) на управление, а также форма плана финансово-хозяйственной деятельности и порядок его утверждения, порядок отчетности руководителя муниципального предприятия (учреждения) об исполнении плана подлежит разработке.

7. Финансовое оздоровление

По решению администрации города (Наблюдательного совета по антикризисному управлению при главе администрации города Владивостока) может производиться финансовое оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, которое может включать следующие направления:

- предоставление субъекту финансовой, технической или интеллектуальной помощи за счет ресурсов города;

- предоставление субъекту различных льгот;

- изменение имущественных прав на используемое муниципальное имущество;

- предоставление налогового и других кредитов;

- поручительство (гарантия) города по кредитам третьего лица.

Материальная помощь хозяйствующим субъектам, занимающимся коммерческой деятельностью может производиться только на возмездной основе, в соответствии с Бюджетным кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение доли города в уставном капитале коммерческой организации.

8. Льготы и налоговое кредитование

Полное или частичное освобождение на определенный срок от исполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения для юридического и/или физического лица, реализующего определенные виды деятельности, признанные приоритетными для города Владивостока, или участвующего в реализации городских программ, является льготой.

Внеконкурсные процедуры размещения городского заказа, в соответствии с российским законодательством, по решению Муниципального совета и согласованию с Думой города Владивостока могут быть использованы для оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.

Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет города, принимаются решением Думы города Владивостока, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации и Приморского края.

Методики прогнозирования результатов предоставления льгот, потерь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффективности достигнутых результатов их применения подлежат разработке.

Другим инструментом является налоговое кредитование. Налоговое кредитование применяется городом в качестве поддержки хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в бюджет города.

Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит) предоставляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке, устанавливаемой в порядке, определенном администрацией города Владивостока.

Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного имущества хозяйствующего субъекта.

9. Амортизация

Одним из основных способов восстановления и пополнения муниципальной собственности является накопление и использование амортизационных отчислений.

В целях эффективного управления муниципальной собственностью предусматривается:

- совершенствование методик, нормативов и системы контроля начисления и использования амортизации;

- создание консолидированных амортизационных фондов с установлением порядка распределения их средств;

- определение формы и содержания примерного договора на совместное использование амортизационных отчислений.

Порядок и программа восстановления и развития муниципального имущества, в том числе за счет амортизационных отчислений, подлежат разработке.

10. Страхование

Муниципальное имущество, а также муниципальный жилищный фонд должны быть обязательно застрахованы от основных рисков утраты и ущерба, в том числе от стихийных бедствий.

Степень участия администрации города в расходах на страхование и в риске случайной гибели объекта управления определяются условиями договора передачи в пользование.

Администрация города для среднесрочных и долгосрочных договоров может перекладывать обязанность страхования на пользователя городского имущества.

11. Доверительное управление

Доверительное управление в основном применяется к управлению имущественными правами (акциями, паями) в коммерческих организациях. Решение о передаче муниципального имущества Владивостока в доверительное управление с правом или без права залога, других форм отчуждения принимается главой администрации города по рекомендации Муниципального совета.

Принимаемое решение должно содержать следующие обязательные пункты:

- ответственность за упущенную по вине управляющего выгоду за время доверительного управления;

- распределение ответственности (рисков) между администрацией города и доверительным управляющим по переданному в управление муниципальному имуществу, в том числе при возникновении убытков по сделкам залога имущества;

- способы обеспечения обязательств.

Назначение управляющего осуществляется по итогам открытого конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом.

Порядок и механизм контроля деятельности доверительных управляющих подлежит разработке.

12. Аренда

Аренда представляет собой один из механизмов управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для собственника возобновляемым источником поступлений.

Аренда позволяет городу решить следующие задачи:

- включить в сферу аренды все виды объектов муниципальной собственности, в том числе объектов со сложной структурой - садово-парковых и имущественных комплексов, жилых и нежилых помещений и иных движимых и недвижимых объектов, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;

- юридически закрепить права и обязанности, которыми обладают арендодатель и арендатор, а также их ответственность за нарушение обязательств при заключении договора аренды;

- усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование соответствующей долей земельного участка;

- расширить сферу использования видов и объектов аренды: для размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования, находящейся в муниципальной собственности, муниципальной недвижимости в жилищной сфере, в том числе земельных участков для парковки и временных стоянок, объектов, расположенных на воде, и участков земли, обеспечивающих возможность коммерческого использования объектов на воде, а также других объектов.

Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются индивидуально в каждом договоре аренды.

Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать имущество, находящееся в иной собственности.

13. Концессия

Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки, разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.), принадлежащих городу Владивостоку, осуществляется на основе договора коммерческой концессии.

Город может выступать в качестве правообладателя или пользователя договора коммерческой концессии.

Решение о заключении договора коммерческой концессии принимается главой администрации города по рекомендации Муниципального совета и оформляется соответствующим договором.

14. Передача муниципальной собственности

в безвозмездное пользование

Исключен. - Постановление главы администрации г. Владивостока от 05.07.2006 N 1418

15. Приватизация

Приватизация выступает в качестве средства изменения формы собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.

Принятие решений о приватизации муниципальных предприятий производится по индивидуальным схемам, предусматривающим стимулирующее воздействие на экономику города через развитие предпринимательства и снижение монополизации.

В отношении муниципальных предприятий указанная задача решается путем реорганизации предприятия, формирования объекта приватизации в соответствии с законодательством РФ.

Основными целями использования механизма приватизации и изменения формы собственности и организационно-правовой формы предприятий являются:

- ликвидация убыточных муниципальных предприятий, не соответствующих целям и задачам социального развития города;

- освобождение от чрезмерной бюджетной нагрузки и формирования рыночных отношений в приоритетных сферах экономики, в соответствии с государственной политикой;

- отчуждение неэффективно использующихся имущественных объектов;

- стимулирование модернизации и наукоемкости производств, привлечения долгосрочных инвестиций (в том числе иностранных);

- оптимизация размеров и сроков закрепления пакетов акций в собственности города.

Решение о приватизации включает в себя анализ финансово-экономического и фактического состояния объекта приватизации, четкое видение его будущего места в хозяйственной жизни с учетом стратегии развития города.

Первичная приватизация объектов жилищного фонда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Приморского края и города Владивостока, носит внеэкономический, социальный характер.

V. ИНФРАСТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1. Инфраструктура управления

Формирование инфраструктуры управления муниципальной собственностью в городе Владивостоке предполагает следующее:

- определение целей управления муниципальной собственностью в виде социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых муниципальными властями и характеризующих уровень жизни в городе, в первую очередь, в сфере образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и содержания города, транспортной и деловой инфраструктуры;

- создание благоприятных экономических условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства за счет снижения монополизма в экономике города, упрощения и ускорения административных и бюрократических процедур, конкурсного распределения муниципального заказа, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, обеспечения гарантий инвесторам социально-значимых и необходимых для экономического развития города объектов;

- объединение баз данных по муниципальной собственности в единое информационное пространство и обеспечение всем подразделениям, участвующим в управлении муниципальной собственностью, оперативного доступа к данным;

- введение коллегиальной формы принятия важных решений в сфере управления муниципальной собственностью, исключающей ошибки и коррупцию и подразумевающей усиление контроля и ответственности органов муниципальной власти за принимаемые решения.

Едины“ органом, координирующим формирование инфраструктуры управления муниципальной собственностью, выступает Муниципальный административно-хозяйственный совет.

Текущее состояние, прогнозируемые и фактические изменения состава и стоимости муниципального имущества города Владивостока и доходов от его использования, с выделением части имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении, отражаются в сводных балансах муниципального имущества города Владивостока. Положение о сводных балансах муниципального имущества, их форме и порядке представления подлежат разработке.

Сводные балансы муниципального имущества ежегодно представляются для утверждения в Муниципальный совет до формирования проекта бюджета в части, касающейся доходов от муниципальной собственности.

2. Муниципальный административно-хозяйственный совет

при главе администрации города

Для повышения эффективности управления муниципальным имуществом со стороны администрации города Владивостока, подразумевающего более эффективное решение задач социального и экономического развития города и повышение доходов бюджета города от муниципальной собственности, необходимо создание Муниципального административно-хозяйственного совета при главе администрации города Владивостока (Муниципального совета).

Муниципальный совет является коллегиальным органом. В цели работы Муниципального совета входит:

- анализ состояния и тенденций развития муниципального сектора экономики (предприятий и учреждений);

- определение стратегических направлений развития муниципальной собственности;

- осуществление общего управления муниципальной собственностью;

- выявление недостатков действующего законодательства и разработка рекомендаций для исправления и улучшения правового поля.

Муниципальный совет, по инициативе и запросам главы администрации города, его заместителей, руководителей структурных подразделений администрации города, входящих в его состав членов, принимает в пределах своей компетенции решения в отношении:

- создания, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

- приобретения/продажи акций (паев, долей) коммерческих организаций и участия в некоммерческих организациях;

- назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей интересов администрации города в коммерческих организациях;

- объема, состава и стоимости муниципального имущества (в том числе земли), передаваемого в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление;

- приватизации муниципального имущества;

- продажи муниципального имущества.

Структурные подразделения, связанные с управлением муниципальным имуществом, обязаны выносить на рассмотрение Муниципального совета вопросы, входящие в компетенцию Муниципального совета, в частности, в отношении создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий (учреждений), передачи в аренду, оперативное ведение и хозяйственное управление муниципальной собственности (в том числе земли), продажи муниципальной собственности (в том числе земли).

Муниципальный совет по управлению муниципальным имуществом осуществляет контроль за деятельностью управляющих - руководителей муниципальных предприятий и учреждений и представителей интересов города в коммерческих организациях, где администрация имеет имущественные права (доли, акции).

В случае выявления серьезных нарушений в деятельности управляющих, ставших причиной значительных убытков или неполучения дохода в бюджет города, необоснованного сокращения или утраты муниципальной собственности, Муниципальный совет вправе рекомендовать освободить от должности или принять решение о применении более серьезных мер пресечения противоправных действий управляющих.

В состав Муниципального совета входит глава администрации города Владивостока, его заместители, руководители структурных подразделений и отдельные специалисты, участвующие в управлении муниципальной собственностью, депутаты Думы города Владивостока.

Решения Муниципального административно-хозяйственного совета являются обязательными для исполнения структурными подразделениями администрации города и рекомендательными для главы администрации. На основании решений совета готовятся проекты постановлений и распоряжений главы администрации города, а также проекты решений Думы города Владивостока (в пределах компетенции соответствующих ветвей местных органов власти).

Положение о Муниципальном совете, содержащее характеристику структуры совета, его функций и механизмов взаимодействия со структурными подразделениями администрации города, утверждается постановлением главы администрации города Владивостока и подлежит разработке.

3. Другие субъекты управления

К другим субъектам управления муниципальной собственностью относятся участвующие в процессе управления муниципальной собственностью структурные подразделения администрации города, а также Дума города Владивостока в соответствии со своей компетенцией. Координация управления муниципальной собственностью осуществляется Муниципальным административно-хозяйственным советом.

Функцию курирования муниципальных предприятий и учреждений выполняют отраслевые структурные подразделения администрации города. Целью курирования является постоянный обмен информацией, обеспечивающий процесс управления, и первичный контроль деятельности муниципальных предприятий. Курирующие подразделения оказывают помощь в подготовке планов финансово-хозяйственной деятельности, других необходимых документов муниципальными предприятиями и учреждениями, их согласование со структурными подразделениями и отвечают за утверждение на Муниципальном совете.

К курирующим подразделениям относятся следующие: для предприятий торговли и бытового обслуживания - управление потребительского, для предприятий и учреждений здравоохранения - управление здравоохранения, для предприятий топливно-энергетического комплекса - управление по вопросам ТЭК, для предприятий по благоустройству и содержанию города - управление благоустройства и содержания города, для предприятий жилищно-коммунального хозяйства - управление ЖКХ, для транспортных предприятий - отдел транспорта, для предприятий и учреждений культуры - управление культуры, для предприятий строительства - управление архитектуры, градостроительства и Госархстройнадзора, для образовательных учреждений - комитет по общему и профессиональному образованию. Курирующие функции предприятий и учреждений могут быть возложены также на другие структурные подразделения.

Оперативное управление другим муниципальным имуществом, а также муниципальными предприятиями и учреждениями, не имеющими курирующих подразделений, осуществляется управлением муниципальной собственности.

Первый заместитель

главы администрации

Г.С.ВИШНЯКОВА

Приложение 2

к постановлению

главы администрации г. Владивостока

от 27.09.2002 N 1881

ПЛАН

РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

----T--------------------T-----------------------T-----------T---------------------¬

¦NN ¦ Рабочее название ¦ Сфера регулирования ¦ Срок ¦ Ответственные за ¦

¦п/п¦ документа ¦ ¦подготовки ¦ разработку ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 1.¦О создании ¦Положение о ¦Ноябрь - ¦Комитет экономики и ¦

¦ ¦Муниципального ¦Муниципальном совете, ¦декабрь ¦управления ¦

¦ ¦административно- ¦порядок и принципы ¦2002 ¦(А.П. Жаров) ¦

¦ ¦хозяйственного ¦работы, ¦года ¦ ¦

¦ ¦совета при главе ¦компетенция, состав, ¦ ¦ ¦

¦ ¦администрации ¦отношения со ¦ ¦ ¦

¦ ¦города Владивостока ¦структурными ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦подразделениями ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 2.¦О системе ¦Порядок формирования ¦Декабрь ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦информационного ¦единой информационной ¦2002 года -¦и управления ¦

¦ ¦обеспечения ¦системы администрации; ¦Январь ¦(А.П. Жаров), ¦

¦ ¦муниципального ¦права доступа ¦2003 года ¦Отдел информационных ¦

¦ ¦управления ¦структурных ¦ ¦систем управления ¦

¦ ¦ ¦подразделений ¦ ¦(А.В. Наумов) ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 3.¦Об утверждении ¦Порядок планирования ¦Ноябрь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦порядка ¦и контроля ¦декабрь ¦и управления ¦

¦ ¦планирования ¦эффективности ¦2002 года ¦(А.П. Жаров) ¦

¦ ¦и отчетности ¦деятельности ¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальных ¦муниципальных ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий и ¦предприятий ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений ¦и учреждений и их ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦руководителей (с ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦приложением форм ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦финансовых планов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦др. документов) ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 4.¦О создании, ¦Разработка порядка ¦Ноябрь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦реорганизации и ¦создания, реорганизации¦декабрь ¦и управления ¦

¦ ¦ликвидации ¦и ликвидации ¦2002 года ¦(А.П. Жаров), ¦

¦ ¦муниципальных ¦муниципальных ¦ ¦Правовое управление ¦

¦ ¦предприятий ¦предприятий и ¦ ¦(А.Б. Сорочинский) ¦

¦ ¦ ¦учреждений, типовых ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦форм документов ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦(уставов, договоров, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦контрактов) ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 5.¦О порядке ¦Порядок проведения, ¦Ноябрь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦проведения ¦отчетность и ¦декабрь ¦и управления ¦

¦ ¦конкурса ¦аттестация ¦2002 года ¦(А.П. Жаров) ¦

¦ ¦на замещение ¦руководителей ¦ ¦ ¦

¦ ¦должности ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руководителя ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и учреждений ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 6.¦Об инвентаризации ¦Порядок ¦Ноябрь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦муниципального ¦инвентаризации, ¦декабрь ¦и управления ¦

¦ ¦имущества ¦финансирование ¦2002 года ¦(А.П. Жаров), ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальной ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственности ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Ю.Г. Успангалиев) ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 7.¦О казне города ¦Порядок ¦Январь - ¦Финансовое управление¦

¦ ¦ ¦формирования и ¦февраль ¦(Г.С. Вишнякова), ¦

¦ ¦ ¦использования ¦2003 года ¦Управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальной ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственности ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Ю.Г. Успангалиев) ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 8.¦О критериях ¦Введение критериев ¦Январь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦бюджетной и ¦эффективности ¦февраль ¦и управления ¦

¦ ¦социальной ¦для объектов ¦2003 года ¦(А.П. Жаров) ¦

¦ ¦эффективности ¦муниципальной ¦ ¦ ¦

¦ ¦использования ¦собственности ¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальной ¦различных типов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦собственности ¦порядок их применения ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦ 9.¦О сводном ¦Порядок ¦Февраль - ¦Финансовое управление¦

¦ ¦балансе ¦формирования ¦март ¦(Г.С. Вишнякова), ¦

¦ ¦муниципального ¦сводного ¦2003 года ¦Комитет экономики и ¦

¦ ¦имущества ¦баланса ¦ ¦управления ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦(А.П. Жаров) ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦10.¦О деятельности ¦Порядок ¦Февраль - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦доверительных ¦деятельности ¦март ¦и управления ¦

¦ ¦управляющих ¦юридических ¦2003 года ¦(А.П. Жаров) ¦

¦ ¦ ¦лиц, являющихся ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦доверительными ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦управляющими ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦муниципальным ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦имуществом ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+-----------------------+-----------+---------------------+

¦11.¦Об утверждении ¦Программа мер с ¦Январь - ¦Комитет экономики ¦

¦ ¦программы мер ¦указанием конкретных ¦февраль ¦и управления ¦

¦ ¦по восстановлению ¦мероприятий в ¦2003 года ¦(А.П. Жаров), ¦

¦ ¦и развитию ¦области ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦муниципальной ¦реновации и ¦ ¦муниципальной ¦

¦ ¦собственности на ¦расширения ¦ ¦собственности ¦

¦ ¦2003 - 2005 годы ¦муниципальной ¦ ¦(Ю.Г. Успангалиев) ¦

¦ ¦ ¦собственности ¦ ¦ ¦

L---+--------------------+-----------------------+-----------+----------------------

Первый заместитель

главы администрации

Г.С.ВИШНЯКОВА