Законы и постановления РФ

Письмо Крайкомзема Приморского края от 14.11.2001 N 18/811(01-10) <Некоторые вопросы предоставления органами местного самоуправления земельных участков гражданам>

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

от 14 ноября 2001 г. N 18/811(01-10)

Главе администрации

муниципального образования

Черниговский район

В.А.ХИЖИНСКОМУ

Рассмотрев Ваше письмо N 2586 от 03.12.2001 комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края сообщает следующее.

1. Официальное разъяснение нормативного акта осуществляют государственные органы, принявшие этот правовой акт (Земельный кодекс). До настоящего времени официального разъяснения от Федерального Собрания РФ не поступало. Комзем по Приморскому краю приводит неофициальное разъяснение поставленных Вами вопросов.

Земельный кодекс РФ статьей 1 (п. 7) основан на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 10 статьи 3
ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации “распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное“.

Пунктом 9 статьи 3 данного закона указано,что “государственные акты, свидетельства и иные документы, удостоверяющие права на земельные участки, выделенные до вступления в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (это произошло 31.01.98), считаются юридически действительными и подлежат переоформлению по желанию землепользователя“.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию или право аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Согласно ст. ст. 3, 4 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до 1990 года, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 Земельного кодекса РФ, в пределах норм (ст. 33 Земельного кодекса РФ).

Исходя из вышесказанного, граждане поселков и городов, приобретшие в собственность жилые строения после 1990 года на земельных участках, на
которые не были оформлены права, приобретают право приобретения их в аренду или выкупить в собственность по выкупной цене (ст. 2 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“).

Статья 6 Закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ указывает, что изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативно-правовые акты Президента РФ и нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

Статья 3 (п. 10). До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые акты, в том числе и законы, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие после введения их в действие, не могут иметь обратной силы.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края считает, что, в соответствии с действующим Указом Президента РФ от 27.12.91 N 323, пунктом 14, “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР“ и статьей 33 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления имеют право предоставлять земельные участки гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности бесплатно, в пределах установленных среднерайонных норм, так как это не противоречит новому земельному законодательству
(п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельных участков гражданам или юридическим лицам для других целей, а также в поселках и городах должно осуществляться или в аренду или за плату.

Заместитель руководителя комитета

Е.А.СОЛОВЕЙ