Законы и постановления РФ

Протест прокурора Приморского края от 13.04.2001 N 7/2-11-2001 “На Закон Приморского края N 13-КЗ от 10.07.1998 г. “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае“

ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТЕСТ

от 13 апреля 2001 г. N 7/2-11-2001

НА ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ N 13-КЗ ОТ 10.07.1998 Г.

“О ПОРЯДКЕ УТИЛИЗАЦИИ, СКЛАДИРОВАНИЯ, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛОМА

И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ“

Законом Приморского края “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае“ регулируются правовые отношения по заготовке и реализации лома черных, цветных металлов в Приморском крае. На федеральном уровне такие отношения урегулированы Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. “Об отходах производства и потребления“ (с изменениями, внесенными ФЗ N 169-ФЗ от 29.12.2000 г.), Постановлением Правительства РФ N 822 от 15.07.1999 г. (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства N 304-ФЗ от 04.04.2000 г.) “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов“.

Правовой анализ Закона Приморского края свидетельствует о том, что многие его положения не соответствуют действующему федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним.

Так, в Законе деятельность по заготовке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов определяется как деятельность по утилизации, складированию и перемещению лома и отходов металлов. Такому смешению данных понятий способствует то, что изложенные в ст. 1 Закона края основные понятие не соответствуют по своей терминологии и содержанию основным понятиям, изложенным в Федеральном законе и Постановлении Правительства РФ.

Законом края предусматривается лицензирование регулируемой деятельности Государственным комитетом по охране окружающей среды Приморского края, согласованной в муниципальном образовании (п. п. 2, 4 ст. 2, п. 4 ст. 3), что противоречит Постановлению Правительства РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Приморского края физическим лицам разрешается сдавать бытовой лом без документов, подтверждающих его происхождение, что противоречит требованиям Федерального закона (п. 2 ст. 13 - 1).

Закрепленные в пп. 2. 3 ст. 4 требования Закона Приморского края о необходимости регистрировать путевые листы, товаротранспортные накладные и фактуры на перемещение лома черных и цветных металлов в муниципальных образованиях противоречит ст. 32 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, регулирующей отношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

Пункт 2 ст. 2, пункт 3 ст. 4, пункт 3 ст. 5 Закона края, регулирующие правоотношения, связанные с деятельностью таможенных органов при экспортных поставках лома металлов, приняты
с превышением компетенции субъектов РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и статьей Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ порядок трансграничного перемещения отходов отнесено к компетенции Правительства РФ.

В главе 3 (ст. ст. 6 - 10) Закона края регламентирована административная ответственность за правонарушения в сфере деятельности по утилизации, складированию и перемещению лома и отходов черных и цветных металлов и сплавов в Приморском крае: установлены виды и составы административных правонарушений в этой сфере, субъекты этих отношений - должностные лица и физические лица, установлены санкции за их совершение в виде штрафов.

Указанные положения также приняты с превышением компетенции субъекта Российской Федерации в данной сфере правоотношений, установленной в ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, административная ответственность как одна из форм ограничения прав и свобод в отношении граждан Российской Федерации может быть введена только Федеральным законом.

Из этого следует, что административная ответственность в отношении граждан субъектом РФ может быть введена лишь в тех случаях, которые указаны в ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В то же время, с учетом того, что в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях нет положений, предусматривающих специальную ответственность за нарушение правил обращения с отходами предприятий и иных юридических лиц, в соответствии со ст. 26 Федерального закона
“Об общих принципах организации законодательных (представительных “органов власти субъектов Российской Федерации“ субъекты РФ могут установить административную ответственность предприятий в сфере регулируемых Законом Приморского края отношений.

Таким образом, до принятия Правительством Российской Федерации Правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения допущенные несоответствия Закона Приморского края N 13-КЗ от 10.07.1998 г. названному в протесте федеральному законодательству подлежат приведению в соответствии с ним.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации“,

прошу:

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Думы края и принять меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством Закон Приморского края N 13-КЗ от 10.07.1998 г. “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае“.

2. О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру края в письменном виде.

Прокурор края

Государственный советник

юстиции 2 класса

В.В.ВАСИЛЕНКО