Законы и постановления РФ

Приказ департамента образования и науки Приморского края от 30.11.2009 N 1417-а “Об утверждении Положения о Региональной системе оценки качества образования Приморского края (РСОКО ПК)“

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2009 г. N 1417-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (РСОКО ПК)

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2005 N 178 “Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года“, концепцией Региональной системы оценки качества образования Приморского края, утвержденной приказом департамента образования и науки Приморского края от 27.11.2009 N 1416-а, приказываю:

1. Утвердить Положение о Региональной системе оценки качества образования Приморского края (Приложение).

2. Отделу общего образования департамента (Гришан), отделу начального и
среднего профессионального образования департамента (Заворовская) довести до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений данное Положение.

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений Приморского края при разработке нормативных правовых и локальных актов руководствоваться Положением о Региональной системе оценки качества образования Приморского края.

4. Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования “Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования“ обеспечить организационно-технологическое, методическое сопровождение мероприятий в рамках РСОКО ПК.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Приморского края Н.А. Виткалову.

Директор департамента

В.И.КУЗНЕЦОВА

Приложение

к приказу

департамента образования

и науки Приморского края

от 30.11.2009 N 1417-а

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (РСОКО ПК)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает единые требования при реализации Региональной системы оценки качества образования Приморского края на территории Приморского края (далее - РСОКО ПК).

1.2. Положение определяет цели, задачи, принципы, механизмы, нормативно-правовое и информационное обеспечение оценки качества образования, управление и контроль РСОКО ПК.

1.3. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в которых отнесен законодательством к компетенции Российской Федерации.

1.4. Деятельность РСОКО ПК строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.5. РСОКО ПК представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов, эффективности деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, выявление факторов, влияющих на их качество.

1.6. В документах, регламентирующих создание и функционирование
РСОКО ПК, применяется единый понятийный аппарат.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РСОКО ПК

2.1. Цели РСОКО ПК:

- получение объективной информации о состоянии качества образования в Приморском крае, тенденциях его развития и факторах, влияющих на его уровень;

- принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней на основании полученных результатов оценки качества образования;

- обеспечение поступательного развития системы образования как ресурса социально-экономического развития края.

2.2. Задачами РСОКО ПК являются:

- формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

- разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга региональной системы оценки качества образования;

- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями;

- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям общества;

- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- изучение и внедрение современных технологий оценки качества образования;

- создание новых возможностей для выявления факторов и проблем, влияющих на качество образования;

- реализация механизмов общественно-профессиональной экспертизы качества образования и обеспечение потребителей образовательных услуг и всех уровней управления образованием достоверной информацией о состоянии и динамике развития региональной системы образования;

- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем;

- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования, обеспечение подготовки и переподготовки учителей, методистов, преподавателей по проблематике квалифицированного применения технологий в области педагогических измерений;

- создание условий для активного участия образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, методических служб и общественности в различных формах оценки качества образования;

- формирование
регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;

- прогнозирование развития образования в Приморском крае.

3. ФУНКЦИИ РСОКО ПК

3.1. Функционирование РСОКО осуществляется по следующим направлениям:

- оценка качества образования на всех уровнях РСОКО;

- образовательный аудит систем управления качеством образования в образовательных учреждениях.

3.2. Организация мониторинговых исследований.

3.3. Организационно-методическое сопровождение и проведение оценочных процедур в образовательных учреждениях.

3.4. Организация государственной (итоговой) аттестации обучающихся в рамках общего, начального и среднего профессионального образования.

3.5. Организационно-методическое обеспечение оценки уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их промежуточной и итоговой аттестации.

3.6. Оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем.

3.7. Экспертиза соответствия образовательных программ требованиям действующих образовательных стандартов.

3.8. Экспертиза результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности.

4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСОКО ПК

Основным элементом РСОКО ПК является вертикально интегрированная система сбора, обработки, хранения и практического использования информации о показателях и индикаторах качества образования.

4.1. Механизмы функционирования РСОКО:

- механизм разработки прогнозов (моделей) развития образования (определяет влияние РСОКО на переход системы образования на управление по результатам и внедрение в деятельность образовательных учреждений систем управления качеством);

- механизм гарантии достижения качества образования через широкое общественное участие в РСОКО.

Общественное участие в РСОКО является действенным механизмом достижения качества образования за счет:

- создания эффективных взаимовыгодных отношений между различными субъектами, заинтересованными в развитии образования: образовательными учреждениями различных типов и видов и родителями, общественными, государственными и муниципальными организациями и учреждениями, а также работодателями как основными сторонами, заинтересованными в качестве образования;

- развития сообщества общественных экспертов в сфере образования.

- механизм оптимального распределения информационных потоков (доведение информации о качестве образования до ее потенциальных потребителей, что
определяет формирование прогностических заказов на образование и принятие долгосрочных управленческих решений).

4.2. Процедуры контроля и оценки качества образования:

- лицензирование образовательных учреждений;

- государственная аккредитация образовательных учреждений;

- государственная (итоговая) аттестация выпускников;

- промежуточная аттестация обучающихся;

- аттестация педагогических и руководящих работников;

- мониторинг качества образования.

4.3. Формы оценки качества:

- мониторинг результатов единого государственного экзамена;

- мониторинг итоговой аттестации выпускников основной школы;

- мониторинг результатов государственного выпускного экзамена;

- мониторинг результатов промежуточной аттестации обучающихся;

- мониторинг деятельности учреждений дошкольного образования;

- результаты контрольных проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях;

- статистические данные и аналитические материалы;

- мониторинг качества образования на уровне образовательного учреждения;

- мониторинг эффективности управления качеством образования на уровне муниципального органа управления образованием;

- результаты экспертизы качества образования, осуществляемой представителями образовательного сообщества;

- публичные отчеты об образовательной деятельности;

- результаты целевых соцопросов и мониторинговых исследований качества образования;

- аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений.

4.4. Методы установления фактических значений показателей оценки качества образования:

- экспертиза;

- измерение.

Процедуры проведения экспертизы и измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения и устанавливаются нормативными актами, регламентирующими технологии контроля и оценки качества образования.

Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

4.5. Объекты и уровни оценки качества образования:

- образовательные программы;

- индивидуальный уровень образования обучающихся (индивидуальные учебные и внеучебные достижения, показатели здоровья, портфолио);

- уровень профессиональной компетентности педагогических работников (результативность деятельности, портфолио);

- результативность деятельности руководящих работников;

- уровень образовательного
учреждения (образовательный процесс, качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья обучающихся);

- муниципальный уровень (обеспечение доступности качественных образовательных услуг, качество обеспечения условий для функционирования и развития сети образовательных учреждений, эффективность деятельности муниципальных органов управления образованием);

- региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем, обеспечение доступности качественных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях).

4.6. Ключевые индикаторы, характеризующие основные элементы качества образования (качество условий, процесса и результата).

Требования к показателям и индикаторам, используемым в системе оценки качества образования:

- согласованность с общероссийской системой оценки качества образования;

- актуальность, соответствие приоритетным направлениям развития образования Российской Федерации;

- целесообразность и использование их для принятия управленческих решений, в процедурах аттестации и аккредитации;

- возможность количественного измерения;

- внешний и внутренний образовательный аудит;

- полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;

- необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества);

- оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);

- универсальность;

- открытость.

4.7. Принципы функционирования РСОКО ПК:

- объективность и достоверность информации о качестве образования;

- полнота и системность;

- открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;

- оперативность, технологичность, оптимальность обобщения;

- сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами;

- комплексность - анализ качества усилий, качества процесса, качества результатов;

- периодичность - регулярное проведение оценочных процедур в определенные промежутки времени;

- преемственность - оценка соответствия образовательных программ различных уровней;

- оптимальность - соответствие диагностических процедур целям, задачам и содержанию образования;

- перспективность - направленность оценки на решение актуальных задач развития образования;

- соблюдение морально-этических норм при проведении
процедур оценки качества образования.

4.8. Пользователи результатов РСОКО:

- обучающиеся и их родители;

- педагогические коллективы образовательных учреждений;

- муниципальные органы управления образованием;

- методические службы;

- учредители образовательных учреждений;

- работодатели;

- СМИ.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РСОКО ПК

5.1. РСОКО ПК имеет трехуровневую структуру: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения.

5.2. Деятельность РСОКО ПК основывается на сетевом взаимодействии существующих организационных структур, ориентированных на специальные задачи в сфере оценки качества образования.

5.3. Взаимодействие всех организационных структур РСОКО ПК определяется технологической схемой функционирования, утверждаемой соответствующими нормативно-правовыми документами.

5.4. Организационная структура РСОКО ПК включает:

- департамент образования и науки Приморского края;

- ГОУ ДПО “Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования“;

- региональный центр оценки качества образования;

- муниципальные службы обеспечения качества образования;

- службы обеспечения качества образования образовательных учреждений.

6. НОРМАТИВНОЕ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

6.1. Нормативной правовой основой оценки качества образования в Приморском крае является:

- законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, Приморского края в области образования, нормативные правовые акты Минобрнауки России, Рособрнадзора, департамента образования и науки Приморского края.

Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8. УПРАВЛЕНИЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

8.1. Органом, координирующим функционирование РСОКО ПК, является Совет по развитию РСОКО в Приморском крае, в состав которого входят руководители и специалисты департамента образования и науки Приморского края и ГОУ ДПО ПИППКРО.

Основными целями создания Совета являются:

- координация взаимодействия организационных структур РСОКО ПК и управление процессом ее развития;

- обсуждение и принятие коллегиальных решений по вопросам оценки качества образования;

- разработка и реализация мероприятий по развитию системы оценки качества образования в Приморском крае;

- согласование проектов нормативно-правовых актов по развитию системы оценки качества образования в Приморском крае.

8.2. Функции контроля качества образования в образовательных
учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования на территории Приморского края осуществляет департамент образования и науки Приморского края.

8.3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ГОУ ДПО “Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования“ и Региональным центром оценки качества образования Приморского края (РЦОКО ПК).

9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДОСТУПНОСТИ РСОКО ПК

9.1. Размещение нормативно-правовых актов РСОКО ПК на сайте департамента образования и науки Приморского края и ГОУ ДПО ПИППКРО.

9.2. Освещение мероприятий РСОКО ПК в средствах массовой информации регионального и муниципального уровня.

9.3. Проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, конференций, совещаний по вопросам функционирования РСОКО ПК.

ЕДИНЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ В ДОКУМЕНТАХ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РСОКО ПК

- Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, состояния здоровья детей, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

- Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

- Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства,

- Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).

- Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.

- Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

- Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует действующим требованиям содержания образования.

- Мониторинг качества образования - механизм контроля и слежения за
качеством образования в целях выявления тенденций в развитии системы образования, соотнесенных во времени, и своевременного принятия управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

- Аудит (проверка) образовательной системы (общественная экспертиза) - система внешней оценки качества образования. Результаты аудиторских проверок используются для оценки эффективности системы и определения возможностей ее улучшения.