Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Псковской области от 30.06.2010 N 178-р “Об утверждении Концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 июня 2010 г. N 178-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ“

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 “Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ“:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“.

2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи о разработке областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“.

3. Определить исполнителем-координатором
областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“ Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи.

4. Государственному комитету Псковской области по транспорту и связи разработать проект областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“ и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 1 июля 2010 г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Безлобенко Г.А.

И.п. губернатора области

М.К.ЖАВОРОНКОВ

Утверждена

распоряжением

Администрации области

от 30 июня 2010 г. N 178-р

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2010 - 2012 ГОДЫ“

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и

целей областной долгосрочной целевой программы

“Развитие транспортного комплекса Псковской

области на 2010 - 2012 годы“ целям и задачам

социально-экономического развития области

Современное состояние транспортной системы области явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.

Целью стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года определена модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния “фактора границы“ и развития крупнейших агломераций.

Одной из проблем региона, обозначенной в стратегии, является существование транспортной отрасли области как базового сектора экономики на устаревшей производственно-технологической платформе.

В то же время транспортно-логистический комплекс области определен как обладающий наибольшим потенциалом роста.

Таким образом, социально-экономическое развитие области должно предусматривать реализацию целого ряда крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры с применением инновационных технологий.

2. Обоснование целесообразности

решения проблемы программно-целевым методом

Продолжение развития транспортного сектора экономики в области способом постановки и решения задач силами отдельных отраслевых структур или субъектов рынка в настоящее время не эффективно. Как и в других
крупных проектах области, здесь необходим единый подход, достигаемый только при условии решения задач программными методами.

Масштабность и комплексность задач, которые необходимо решить для модернизации отрасли, требует комплексного планового подхода к их решению с привлечением сил и средств федерального, областного уровня, а также усилий общественных организаций и коммерческих структур, действующих на рынке оказания транспортных услуг.

Решение основных задач по развитию транспортного сектора: модернизации парка транспортных средств, повышения безопасности перевозок пассажиров и противодействия террористическим актам на транспорте и линейных сооружениях транспортного комплекса, оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации и организации единого диспетчерского пункта для получения и обработки поступающей информации, а также подготовки специалистов, обладающих необходимыми знаниями, для решения поставленных задач в сжатые сроки возможно только при условии принятия и реализации областной долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Псковской области на 2010 - 2012 годы“ (далее - программа).

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся

проблемной ситуации в рассматриваемой сфере

без использования программно-целевого метода

3.1. В Псковской области сохранился уникальный даже в рамках Российской Федерации единый транспортный комплекс, включающий в себя 10 государственных автотранспортных предприятий, которые перевозят в год более 106 млн. пассажиров, и 29 линейных сооружений пассажирского автотранспорта (автовокзалы, автостанции, автопавильоны). Общий пассажирооборот в области составляет более 618 млн. пассажиро-километров.

С 1991 по 2006 год сводный автобусный парк автопредприятий общего пользования с 968 единиц сократился до 675 (на 69,7%). Средний возраст автобусов в настоящее время составляет 11,4 года. Из 353 автобусов, задействованных на пригородных и междугородных сельских маршрутах, самортизировано 155 (44%), с учетом того, что в 2005 году Администрацией области было закуплено 50 ПАЗов для пригородных перевозок.

Парк междугородных автобусов марки
Икарус 250, 256 и ЛАЗ 697, 699 полностью самортизирован. 86 единиц имеют средний пробег с начала эксплуатации свыше 1,5 млн. км, что почти в 3 раза превышает нормативный пробег до полной амортизации.

Регулируемые тарифы на проезд в городском и пригородном сообщении, как правило, ниже себестоимости, поэтому маршрутные пассажирские перевозки убыточны, и автотранспортные предприятия не имеют собственных средств на производственное развитие.

Автотранспортными предприятиями принимаются отдельные меры по сохранению существующего подвижного состава - производится капитальный ремонт кузовов, агрегатов и автобусов в целом. Однако возможности предприятий по своевременному обновлению подвижного состава в муниципальных образованиях области ввиду неоднородности рынка различаются.

3.2. Основным транспортно-коммуникационным направлением для Псковской области представляется Международный транспортный коридор “PE“, связывающий область с системой федеральных путей сообщения и образующий одну из основных транспортно-планировочных осей данной территории. Данный коридор включает в себя федеральную железнодорожную линию Санкт-Петербург - Витебск (через Дно и Новосокольники) и федеральную автодорогу М-20 Санкт-Петербург - Псков - Опочка - Невель - граница с Белоруссией (Киевское направление). Именно к этой оси привязана вся транспортно-коммуникационная инфраструктура большинства районов области. Кроме того, через территорию Псковской области проходит федеральная трасса М-9 “Балтия“ и магистральная железная дорога Москва - Великие Луки - Рига (направление Москва - Рига). Этот коридор - главная транспортная артерия для южных районов области.

Транспортная сеть области обеспечивает 10% суммарного грузопотока экспорта России (полная доля экспорта России через государства Балтии - 17%).

Пересечение грузами государственной границы обеспечивается двумя таможнями, действует 13 пунктов пропуска.

Таким образом, географическое расположение области, а именно, приграничное положение с республиками: Латвия, Эстония, Белоруссия и Ленинградской, Тверской, Смоленской, Новгородской областями требует более пристального внимания к
безопасности пассажирских и грузоперевозок, быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, предотвращения террористических актов и правонарушений.

В целях эффективного управления транспортным комплексом и повышения безопасности перевозок людей и грузов необходимо внедрение региональных навигационно-информационных систем. Необходимость создания элементов интеллектуальных транспортных систем указана в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности“, Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 “Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS“, в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 14 августа 2003 г. N 178 “Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации“.

Двумя крупными составляющими создания региональной навигационно-информационной системы является оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации и введение безналичной оплаты проезда в общественном транспорте как одно из приложений проекта “Социальная карта“ с набором банковских и небанковских сервисов для комплексного удовлетворения потребностей граждан в социально значимых услугах на основе внедрения новых технологий.

Без использования программно-целевого метода по средствам оснащения транспортных средств:

увеличивается трудоемкость выявления и предотвращения дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций;

увеличивается вероятность совершения террористических актов, противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса,
которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей и материального ущерба;

повышается угроза незаконного вмешательства и насильственных действий;

увеличивается уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

снижается контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности;

отсутствует объективный контроль со стороны государства и перевозчика за расходованием выделенных ресурсов на использование транспортных средств и оценка правильности его эксплуатации, что приводит к неэффективному и затратному расходованию бюджетных средств;

отсутствует необходимое взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3.3. Общее техническое состояние объектов инфраструктуры пассажирских перевозок и их техническая вооруженность оставляет желать лучшего. Это вызвано, прежде всего, отсутствием финансовых возможностей по совершенствованию объектов и их недостаточной технической эксплуатацией.

Средний возраст зданий линейных сооружений составляет более 30 лет. Многие здания не имели капитального ремонта со дня их ввода в эксплуатацию. Одним из таких объектов является автовокзал “Псков“, отметивший в 2009 году свое 50-летие. Большое число коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данных объектов, не отвечает современным требованиям безопасности.

3.4. Проводимая модернизация транспортной отрасли и дальнейшее развитие транспортно-логистических услуг в области невозможно без подготовки кадров, обладающих современными знаниями и навыками. Учитывая современную ситуацию по сохраняющейся террористической опасности на транспорте, необходимо обучение и аттестация специалистов и должностных лиц в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Несоответствие подготовки персонала требованиям, предъявляемым современным оборудованием, приведет к повышению рисков при осуществлении перевозок, неэффективному расходованию средств, направляемых на модернизацию транспортной системы области и невыполнению поставленных программой задач.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка

преимуществ и рисков, возникающих при различных

вариантах решения проблемы

Вариантов решения проблемы обеспечения безопасности и контроля качества пассажирских и грузоперевозок, исходя из сложившейся ситуации, несколько. Выбор
наиболее оптимального варианта возможен путем анализа преимуществ и рисков.

4.1. Для обеспечения стабильности обеспечения населения автотранспортными услугами необходимо плановое обновление подвижного состава с привлечением федеральных, областных и внебюджетных финансовых и организационных ресурсов.

4.2. В сфере модернизации линейных сооружений в целях повышения безопасности перевозок предлагается на линейных сооружениях:

введение продажи билетов по удостоверяющим документам и контроля посадки в транспортное средство пассажиров в соответствии с перевозочными документами и личными документами пассажиров;

организация распределенного допуска пассажиров на посадочные площадки после приобретения билетов и ограничение допуска лиц на объекты транспортной инфраструктуры, не связанных с необходимостью транспортного обеспечения;

организация багажных отправлений через автобусное сообщение с контролем всех пересылаемых багажей и постоянным контролем транспортных средств на безопасное и правомерное использование багажников автобусов;

оборудование системой видеонаблюдения в помещениях и на территории автовокзалов;

оборудование системой допуска автотранспортных средств на территорию автовокзалов;

создание системы допуска пассажиров с билетами в залы ожидания и на посадочные площадки.

4.3. Введение безналичной оплаты проезда в общественном транспорте как одно из приложений проекта “Социальная карта“ позволит:

осуществить персонифицированный учет поездок граждан льготных категорий в транспорте общего пользования;

получить объективный анализ работы перевозчиков для определения объемов финансирования расходов в связи с выполнением ими перевозок пассажиров льготных категорий, что позволит улучшить планирование бюджетных расходов и контроль над использованием бюджетных средств;

привлекать к пассажирским перевозкам коммерческий транспорт, что позволит обеспечить равную транспортную доступность всем категориям граждан;

повысить эффективность управления и контроля за работой транспортного комплекса;

обеспечить контроль за соблюдением условий договоров на выполнение пассажирских перевозок;

вести постоянный мониторинг фактического пассажиропотока по маршрутам, остановочным пунктам и времени суток;

обеспечить переход на предоплату транспортных услуг, что повышает финансовую устойчивость транспортного предприятия;

повысить собираемость выручки на 6
- 10%, так как безналичная форма оплаты проезда исключает злоупотребления, связанные с наличным оборотом денежных средств, и повышает объем и прозрачность денежных поступлений.

Для осуществления бесперебойного функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS необходимо сделать правильный выбор программного обеспечения, провайдера предоставляемых услуг. Так, подобные услуги оказывают различные группы провайдеров, предоставляющие широкий спектр возможностей при работе с программным обеспечением.

Вопрос оптимизации расходов на содержание бесперебойного функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS является важным для реализации программы. Исполнители программы будут вынуждены нести необходимые финансовые затраты, например, для закупки программных и аппаратных средств, найма на работу квалифицированного персонала по информационным технологиям (далее - ИТ) и др. Однако существуют способы снижения или оптимизации этих расходов, в последние несколько лет неплохо зарекомендовавшие себя в мире. Одним из таких способов является аренда различных сервисов и приложений у так называемых “сервис-провайдеров приложений“.

Существует также другая форма взаимодействия провайдера с заказчиком - аутсорсинг. Основное отличие аутсорсинга от провайдера услуг доступа к приложениям (далее - ASP) заключается в том, что аутсорсинг определяется отношением один к одному, то есть каждое решение разрабатывается под требования конкретного клиента. При этом фирма, занимающаяся аутсорсингом, управляет как приложениями, так и ИТ-инфраструктурой заказчика. В свою очередь, в ASP поддерживается отношение один ко многим. То есть клиентам предлагаются стандартизированные пакеты решений, владельцем которых является сам ASP-провайдер.

MSP-провайдеры (провайдер удаленных услуг), провайдеры, специализирующиеся на удаленном управлении ИТ-системами клиентов на основе подписки. Фактически, MSP - это эволюционное развитие аутсорсинга. Если чистые ASP-провайдеры предлагают аренду приложений, то MSP-провайдеры осуществляют мониторинг этих приложений.

Таким образом, для реализации задачи программы по оснащению транспортных средств аппаратурой
спутниковой навигации и созданию единого диспетчерского пункта целесообразно выбрать провайдера из группы MSP, поскольку основными преимуществами по отношению к другим видам провайдеров относятся: специализация на удаленном управлении ИТ-системами; обеспечение заказчиков необходимыми аппаратными средствами, ресурсами и технологиями, требуемыми для управления системами, включая сетевую инфраструктуру, а также индивидуальный подход к каждому заказчику, что особенно актуально при реализации программы.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости

- этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию программы планируется осуществить в 2010 - 2012 годах с возможностью последующего продления срока программы до четырех лет в целях охвата более широкого круга потребителей на рынке пассажирских и грузоперевозок Псковской области и предоставления услуг специальным службам по осуществлению безопасности и предотвращению правонарушений на автотранспорте.

В этот период планируется следующее.

В течение всего срока реализации программы проводятся работы по обновлению подвижного состава автомобильного парка области, производится модернизация автовокзала в городе Пскове.

На начальном этапе реализации программы параллельно создается нормативная правовая база для решения проблемы оснащения автопарка аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, ввода ее в строй - выбор программного обеспечения, провайдера предоставляемых услуг (до 1 августа 2010 г.).

В дальнейшем подготавливается материально-техническая база и создается центральный диспетчерский пункт на базе государственного предприятия Псковской области “Псковавтотранс“ (далее - ГППО “Псковавтотранс“). Выполняется проверка системы в тестовом режиме с использованием блоков ГЛОНАСС/GPS, установленных на автобусах транспортных предприятий, и осуществление бесперебойного функционирования аппаратуры спутниковой навигации (до 31 августа 2010 г.).

На третьем этапе планируется дооснащение блоками ГЛОНАСС/GPS 250 автобусов, выполняющих подвоз школьников (до 31 декабря 2010 г.).

На четвертом этапе в соответствии с нормативными правовыми требованиями необходимо осуществить оборудование блоками ГЛОНАСС/GPS остального подвижного состава
пассажирского комплекса Псковской области, а также оснащение аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств заинтересованных пассажирских и грузоперевозчиков независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (конец 2012 г.).

В первый год реализации программы необходимо осуществить создание программ переподготовки, обучения и повышения квалификации кадров для организаций, осуществляющих инновационную деятельность на транспорте.

6. Предложения по целям и задачам программы,

целевым индикаторам и показателям, позволяющим

оценивать ход реализации программы

В качестве целей и задач программы предлагается следующее:

Цели программы:

повышение уровня безопасности пассажирских и грузовых перевозок;

увеличение рентабельности любого вида перевозок;

создание условий эффективного и оперативного управления всем транспортным комплексом Псковской области.

Задачи программы:

планирование и контроль выполнения маршрутов, зон движения - контроль местоположения транспортного средства и груза;

контроль состояния транспортного средства, скорости и направления движения, входа-выхода из запланированных зон и простоев;

оперативная связь водителя с диспетчером и прием сигнала тревоги в случае нештатной ситуации, минимизация затрат на связь;

анализ работы автопарка, расчет суточного пробега транспортного средства, оптимизация работы диспетчерского пункта и ремонтных служб;

составление специализированных отчетов и экспорт данных заинтересованным потребителям.

По итогам реализации программы ожидается достижение следующих целевых показателей:

--------------------------T-----------------------------------------------¬

¦ Наименование индикатора ¦ Значение ¦

¦ +------------------------T----------------------+

¦ ¦ исходная ситуация ¦ по итогам программы ¦

+-------------------------+------------------------+----------------------+

¦Процент амортизации¦ 41% ¦ 25% ¦

¦пассажирского транспорта ¦ ¦ ¦

+-------------------------+------------------------+----------------------+

¦Оснащение автобусов¦ 57 автобусов ¦ 100% ¦

¦системой Глонасс ¦ ¦ ¦

+-------------------------+------------------------+----------------------+

¦Реконструкция линейных¦ Проведена частичная ¦ 100% ¦

¦сооружений автотранспорта¦реконструкция на 8 из 25¦ ¦

¦ ¦ линейных сооружений ¦ ¦

L-------------------------+------------------------+-----------------------

7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности

и результативности предлагаемого варианта

решения проблемы

В ходе осуществления программных мероприятий планируется достигнуть следующей результативности предлагаемого варианта решения проблемы:

обеспечить обновление парка автотранспортных средств, позволяющего осуществлять безопасные экономически выгодные перевозки пассажиров, обеспечивая запланированный график движения;

провести модернизацию автовокзала города Пскова, обеспечивающую должный уровень безопасности и комфорта обслуживания пассажиров;

увеличить рентабельность и прибыльность автобусных пассажирских перевозок - 15 - 30%;

увеличить обеспечение муниципальных районов и городских округов области школьными автобусами, оснащенными аппаратурой спутниковой навигации;

увеличить количество прочих транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации;

увеличить возможность предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов;

осуществить экономию средств, затраченных на эксплуатацию и обеспечение ресурсами транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации - 30 - 40%;

обеспечить окупаемость центрального диспетчерского пункта, установленного на базе ГППО “Псковавтотранс“ в течение 2-х лет;

обеспечить окупаемость аппаратуры спутниковой навигации установленной на транспортных средствах в течение 5 лет;

обеспечить переподготовку, обучение и повышение квалификации кадров для организаций, осуществляющих инновационную деятельность на транспорте.

8. Предложения по исполнителям программы

В качестве исполнителей программы предлагаются:

Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи;

Государственное управление образования Псковской области;

Государственный комитет Псковской области по дорожному хозяйству;

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;

государственное предприятие Псковской области “Псковавтотранс“.

9. Предложения о разработчике программы

и исполнителе-координаторе программы

Разработчик и исполнитель-координатор программы - Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи.

10. Предложения по объемам

и источникам финансирования программы

Финансирование мероприятий по обновлению подвижного состава предлагается осуществлять за счет федеральных средств, выделяемых в соответствии с соглашением с Министерством регионального развития Российской Федерации на условиях софинансирования из областного бюджета, а также из средств организаций, эксплуатирующих транспортные средства.

Финансирование мероприятий по модернизации линейных сооружений осуществляется за счет федеральной комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и средств организации, эксплуатирующей линейные сооружения автотранспорта, - ГППО “Псковавтотранс“.

Для более полноценной модернизации линейных сооружений необходимо дополнительное бюджетное финансирование, которое в целом можно разделить на ряд этапов. Только на автовокзал “Псков“ ориентировочная стоимость реконструкции составляет 58 млн. рублей, для остальных линейных сооружений ориентировочная стоимость реконструкции - 64 млн. рублей. Наиболее реальным является план выполнения реконструкции в 3 года с поэтапным финансированием, начиная с центрального звена в инфраструктуре пассажирских перевозок автовокзала “Псков“.

Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления финансового обеспечения организации центрального диспетчерского пункта с учетом короткого срока для исполнения федерального законодательства на начальном этапе реализации программы предлагается использовать финансовые возможности ГППО “Псковавтотранс“. Последующие этапы программы осуществить с привлечением финансовых средств из федерального и областного бюджетов и за счет средств перевозчиков независимо от их форм собственности.

Переподготовка, обучение и повышение квалификации кадров для организаций, осуществляющих инновационную деятельность на транспорте, осуществляется за счет текущего финансирования соответствующих учебных заведений и действующей программы по поддержке инновационных программ обучения.