Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Псковской области от 30.06.2009 N 229 “Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг“

Начало действия документа - 30.08.2009 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

<*> Внимание! В соответствии с пунктом 6 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (опубликован в “Псковской правде“ - 20.08.2009). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу. Подробнее см. Справочную информацию.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. N 229

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В целях повышения качества предоставления государственных услуг, доступности их предоставления гражданам и юридическим
лицам на территории Псковской области Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области образования“.

2. Утвердить прилагаемый стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области здравоохранения“.

3. Утвердить прилагаемый стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области культуры и искусства“.

4. Утвердить прилагаемый стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области социального обслуживания“.

5. Органам исполнительной власти области обеспечить контроль за соблюдением подведомственными учреждениями требований, установленных в стандартах качества предоставления государственных услуг.

6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор области

А.А.ТУРЧАК

Утвержден

постановлением

Администрации области

от 30 июня 2009 г. N 229

СТАНДАРТ

“КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ“

1. Область применения

Стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области образования“ (далее - стандарт) распространяется на государственные услуги в области образования, предоставляемые населению учреждениями образования, и устанавливает основные положения, определяющие качество услуг в области образования, оплачиваемых (финансируемых) из средств областного бюджета.

2. Основные факторы, влияющие на качество предоставления

государственных услуг в области образования

Основными факторами, влияющими на качество предоставления государственных услуг (далее - услуги) в области образования, являются:

наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

условия размещения учреждения;

укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

специальное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг гражданам;

наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.

При оценке качества услуги используются следующие критерии:

полнота предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;

результативность (эффективность) предоставления услуги, оцениваемая различными методами (в том числе путем проведения опросов).

3. Качество услуг по предоставлению начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования

детям, нуждающимся в длительном лечении, в оздоровительных

образовательных учреждениях санаторного типа

Для детей, нуждающихся
в длительном лечении, должны быть организованы оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа.

Учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В учреждении определяется количество классов в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и лечебно-оздоровительной деятельности. Наполняемость классов осуществляется в соответствии с нормативными требованиями для оздоровительных образовательных учреждений.

Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого им самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, который предусматривает проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении.

Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения обучения с приобретением трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов учреждения.

В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.

4. Качество услуг по предоставлению начального

профессионального образования, среднего профессионального

образования по профессиям отрасли образования, по профессиям

отрасли здравоохранения, по профессиям отраслей экономики

Услуги по предоставлению начального и среднего профессионального образования должны обеспечивать подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Правительством Российской Федерации по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования.

Обучение дополнительным профессиям наряду с основными профессиями в учреждениях начального и специальностями среднего профессионального образования должно проводиться по желанию обучающихся. Формы реализации образовательных программ по дополнительным профессиям должны быть установлены с учетом потребностей и возможностей личности и в соответствии с требованиями нормативных
документов. Объем учебной нагрузки, режим занятий для обучающихся определяются уставом образовательного учреждения с учетом рекомендаций органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Прием граждан в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании медицинского заключения о пригодности к обучению и работе по выбранной профессии. Прием граждан в учреждения среднего профессионального образования должен проводиться на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и уставом учебного заведения.

Предоставление начального и среднего профессионального образования возможно с привлечением финансирования из внебюджетных источников, в том числе контрактная подготовка специалистов за счет средств работодателей.

Предоставление начального и среднего профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой конкретным учреждением начального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.

Качество предоставления начального и среднего профессионального образования должно давать выпускникам возможность получения среднего или высшего профессионального образования.

5. Качество услуг по содержанию, обучению и материальному

обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

Содержание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно включать в себя обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием по нормам, утвержденным Администрацией области. Одежда, обувь и нательное белье должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, быть удобными в носке, соответствовать росту и размеру ребенка.

Содержание образования в образовательном учреждении должно определяться образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно на основе
федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ. Программы должны быть составлены с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении должна быть регламентирована учебным планом (с разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно на основании базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, разрабатываемых государственными органами управления образованием. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников должны определяться уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами государственного эпидемиологического надзора.

Помещения для проживания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть укомплектованы мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, в соответствии с типовыми нормами.

Услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны включать организацию летнего отдыха и комплексного оздоровления, организацию трудовых лагерей и объединений на территории области и за ее пределами, организацию оздоровительных, творческих, профильных смен в пришкольных лагерях.

Организация на базе профессиональных училищ обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна обеспечить содействие их профессиональной ориентации и получение ими специальности (второй специальности).

Разработка и апробация новых методик и программ психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, развивающей и коррекционной работы должны способствовать преодолению или ослаблению отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждом возрастном этапе.

В практику обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть включены специальные тренинги, программы, игры, моделирующие опыт социальной, экономической жизни. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, к самостоятельной жизни, обучение их основам домоводства должны быть наглядными и эффективными. В результате выпускники должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.п.

Питание в учреждениях, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям, удовлетворять потребности в калорийности, блюда должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов.

Создание в учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений должно обеспечивать охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Выпускникам учреждений, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно должно выплачиваться единовременное пособие в размере, установленном законодательством.

Организация досуга в учреждениях, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов воспитанников, способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности воспитанников, привлечению их к участию в детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой деятельности, к занятию спортом, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.

6. Качество услуг по предоставлению начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования в

специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для

детей с ограниченными возможностями здоровья

В зависимости от количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должно быть создано необходимое количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), позволяющих предоставить эту услугу всем нуждающимся.

Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть разработаны на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников и обеспечивать их воспитание и обучение, социальную адаптацию и
интеграцию в общество.

Специальные педагогические подходы должны обеспечить коррекцию нарушений развития, усвоение образовательных программ соответствующих уровней.

При реализации образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

В учебном заведении должны разрабатываться и проводиться оптимальные для каждого ребенка мероприятия, необходимые для его социально-средовой ориентации, социально-бытовой ориентации, повышения его интеллектуального уровня.

Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся, а также с медицинскими и психологическими показателями. По желанию родителей им должна быть оказана квалифицированная консультативная помощь в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей.

Медицинские процедуры, назначенные для улучшения и поддержания состояния здоровья учащихся, должны проводиться квалифицированным персоналом в точном соответствии с медицинскими показаниями.

7. Качество услуг по предоставлению дополнительного

образования детям и молодежи в учреждениях, организациях

дополнительного образования

Учреждения, организации дополнительного образования должны обеспечивать:

развитие творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности;

доступность и равные возможности в получении дополнительного образования детьми на основе государственных гарантий;

координацию взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений по основным направлениям реализуемых образовательных программ;

мониторинг состояния системы дополнительного образования области;

проведение экспериментальной работы, разработку авторских образовательных программ и технологий;

создание банка образовательных программ дополнительного образования детей;

реализацию функции организационно-методических центров по вопросам дополнительного образования детей для образовательных учреждений Псковской области всех типов и видов;

организацию работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров;

поддержку одаренных детей от муниципального до федерального и международного уровня;

организацию и проведение международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий с обучающимися;

проведение международных, всероссийских и региональных профильных лагерей, смен, экспедиций в каникулярное время.

8. Качество услуг
по предоставлению дополнительного

образования детям и молодежи в учреждениях, организациях

спортивной направленности

Качественное оказание услуг по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи в учреждениях, организациях спортивной направленности должно обеспечивать формирование здорового образа жизни граждан, способствовать улучшению или восстановлению здоровья, способствовать поднятию жизненного тонуса граждан, отвлечению от жизненных трудностей и конфликтов, преодолению стрессовых ситуаций, всестороннему развитию детей, подростков и молодежи, профилактике правонарушений среди детей, подростков и молодежи.

Услуги по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи в учреждениях, организациях спортивной направленности должны обеспечивать повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях, вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом.

Для инвалидов качество услуг должно быть определено направленностью на повышение их двигательной активности и являться непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

Оказание услуги по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи в учреждениях, организациях спортивной направленности должно способствовать подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также занятиям в этих учреждениях всех желающих.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых учреждениями, должна осуществляться в соответствии с разработанными программами развития физической культуры и спорта в Псковской области, а также календарными планами физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Соблюдение норм и правил безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом не должно допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия.

Качество услуг, связанных с проведением занятий в учебных группах в учреждениях физкультуры и спорта, должно обеспечивать комфортные условия для этого. В учреждениях должны быть необходимое освещение, вентиляция, раздевалки,
душевые.

Учреждения, оказывающие услуги по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, должны в случае необходимости оказывать медицинскую помощь пострадавшим.

Содействие в создании необходимых условий для выявления, становления и развития талантов должно способствовать выявлению спортивно одаренных детей, занимающихся в группах, специализированных школах, путем опроса тренеров. Должна быть обеспечена возможность для дальнейшего развития таланта одаренных детей, а также участия молодых талантов в республиканских и международных соревнованиях.

9. Качество услуг по предоставлению дополнительного

профессионального образования по профессиональной подготовке

и переподготовке кадров отраслей образования

Действующая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов должна обеспечивать их потребности в дополнительном профессиональном образовании с учетом специфики их производственной деятельности. При несоответствии уровня образования работников они по возможности должны быть направлены на обучение для получения необходимого уровня образования. При несоответствии специальности работников установленным требованиям они должны быть направлены на переподготовку или на повышение квалификации.

Дополнительное профессиональное образование должно способствовать более успешному осуществлению кадровой политики, максимальной реализации возможностей работников и специалистов учреждений. С этой целью должно проводиться систематическое изучение потребности в дополнительном обучении руководителей и специалистов, в направлении их на обучение по программам высшего профессионального образования.

Разработанные учебными центрами профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров (в том числе зарубежными) учебные программы должны соответствовать характеру трудовой деятельности слушателей и федеральным государственным образовательным стандартам дополнительного профессионального образования. Образовательные программы должны быть сориентированы на исходный уровень образования и подготовки, квалификационные требования (профессиональные стандарты) и цели обучения. Образовательные программы должны предусматривать профориентационное тестирование, блок общепрофессиональных дисциплин, блок специальных дисциплин, блок вспомогательных дисциплин, практику или стажировку. Дополнительные профессиональные образовательные программы должны разрабатываться и реализовываться образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика.

В
образовательном учреждении повышения квалификации должны реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.

В образовательном учреждении повышения квалификации должны быть разработаны учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов должен определяться уставом этого учреждения. Учебный процесс должен включать в себя теоретические и практические занятия.

Для успешного самообразования граждан преподавателями учебного заведения должны проводиться лекции, консультации, практические занятия, должны быть подготовлены учебные и информационные материалы.

Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации должна быть проведена по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей должно быть осуществлено специально создаваемыми комиссиями, составы которых должны утверждаться руководителем образовательного учреждения.

Преподаватели учебных заведений должны замещаться в соответствии с положением о замещении профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Полученные знания должны соответствовать новейшим достижениям в соответствующих отраслях науки и техники, передовому отечественному и зарубежному опыту.

Содействие в трудоустройстве после окончания обучения должно осуществляться в соответствии с полученной специальностью и пожеланиями гражданина.

Профессиональная переподготовка должна расширять квалификацию специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и осуществления нового вида профессиональной деятельности.

Утвержден

постановлением

Администрации области

от 30 июня 2009 г. N 229

СТАНДАРТ

“КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ“

1. Область применения

Стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области здравоохранения“ (далее - стандарт) распространяется на государственные услуги в области здравоохранения, предоставляемые гражданам учреждениями здравоохранения, и устанавливает основные положения, определяющие качество услуг, оплачиваемых (финансируемых) из средств областного бюджета.

2. Основные факторы, влияющие на качество предоставления

государственных услуг в области здравоохранения

Основными факторами, влияющими на качество предоставления государственных услуг (далее - услуги) в области здравоохранения, являются:

наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

условия размещения учреждения;

укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

техническое оснащение учреждения (медицинское и технологическое оборудование, мебель);

содержание информации об учреждении, порядке и правилах предоставления гражданам услуг по оказанию медицинской помощи;

наличие ведомственной и вневедомственной систем контроля качества оказания медицинской помощи;

соответствие оказания медицинской помощи клинико-экономическим стандартам.

При оценке качества оказания медицинской помощи используются следующие критерии:

своевременность оказания медицинской помощи;

объем оказания медицинской помощи;

соответствие оказываемой медицинской помощи клинико-экономическим стандартам.

3. Качество услуги по оказанию специализированной

медицинской помощи гражданам в стационарных условиях

Объем услуг по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам в стационарных условиях, по лечению и диагностике заболевших граждан в условиях дневного стационара оценивается исходя из числа выбывших больных и числа койко-дней, проведенных больными в стационарах.

Медицинская помощь должна оказываться в отделениях в соответствии с профилем заболевания.

Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.

Оказание медицинской помощи в условиях стационара должно обеспечивать достижение ремиссии заболевания или проведение планового лечения с подбором терапии, необходимой для продолжения лечения больного с хроническим заболеванием в амбулаторных условиях.

При оказании услуг гражданам в стационарных условиях используются возможности лечебно-диагностической базы учреждения с обеспечением необходимых диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий, ухода со стороны среднего медицинского персонала.

Наблюдение за пациентами должно осуществляться лечащим врачом с осмотрами заведующим отделением при поступлении и в дальнейшем с частотой в зависимости от тяжести состояния больного. При необходимости должна быть организована консультация специалистов, отсутствующих в отделении. В сложных, диагностически неясных случаях заведующий отделением должен обеспечить организацию проведения консилиума.

4. Качество услуги по оказанию специализированной

амбулаторно-поликлинической медицинской помощи гражданам

Услуги по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи гражданам оказываются в целях профилактики, диагностики и лечения заболеваний, облегчения состояния больных, нуждающихся в специализированной амбулаторно-поликлинической помощи и не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.

При реализации услуг необходимо соблюдение преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждением скорой медицинской помощи, что способствует своевременности и непрерывности лечебного процесса.

Прием пациентов осуществляется по направлению врачей учреждений здравоохранения.

Для получения бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи получатели услуги должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и полис обязательного медицинского страхования.

В рамках предоставления услуги по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической помощи выполняются следующие действия:

проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;

проведение диагностических мероприятий, диспансеризация;

оказание квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощи врачами-специалистами в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи по различным заболеваниям, профилем заболевания и фазой его течения;

при наличии медицинских показаний - направление пациентов для консультации специалистов в другие учреждения здравоохранения;

при наличии медицинских показаний - направление пациентов на санаторно-курортное лечение;

экспертиза временной нетрудоспособности;

при наличии признаков стойкой утраты трудоспособности - направление пациентов в учреждения медико-социальной экспертизы.

Объем поликлинических услуг оценивается по числу посещений больными врачей.

5. Качество стоматологических услуг, предоставляемых

учреждениями, оказывающими специализированную

медицинскую помощь

Объем стоматологических услуг оценивается по числу условных трудовых единиц, выполненных врачом за год.

Стоматологические услуги направлены на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области.

Режим работы учреждений здравоохранения, оказывающих стоматологические услуги, должен обеспечивать их доступность и санитарно-эпидемическую безопасность.

С целью выявления объемов необходимой стоматологической помощи на прикрепленной территории в плановом порядке должны проводиться профилактические осмотры учащихся общеобразовательных школ, подростков.

Оценка качества оказанных стоматологических услуг оценивается по числу полных санаций полости рта у всех лиц, обращающихся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи, граждан при первичной постановке на воинский учет и граждан, призванных на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Оказание экстренной помощи больным при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области, диспансерное наблюдение за определенными контингентами больных стоматологического профиля, оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи должно осуществляться со своевременной госпитализацией лиц, нуждающихся в стационарном лечении, экспертизой временной нетрудоспособности пациентов, выдачей листков временной нетрудоспособности, направлением на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.

6. Качество услуг по оказанию специализированной

(санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи

Объем услуг по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи оценивается по числу пациентов, получивших помощь в отделениях специализированной скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи.

Медицинским показанием к вызову специалистов-консультантов бригад специализированной медицинской помощи ведущих лечебно-профилактических учреждений должно являться угрожающее жизни больного состояние здоровья при отсутствии в муниципальных учреждениях здравоохранения высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля или необходимых условий для оказания медицинской помощи на уровне современных достижений медицинской науки и практики. Неэффективность терапии и прогрессирующее ухудшение состояния больного, трудность диагностики также являются основанием для вызова специалистов санитарной авиации.

Медицинская помощь при оказании специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи должна быть своевременной, обеспечивающей эффективность лечебно-диагностических мероприятий и осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.

Гражданин, получивший помощь консультанта, может быть переведен в специализированное лечебное учреждение области или оставлен в учреждении здравоохранения, вызвавшем специалиста, для продолжения лечения под его контролем.

7. Качество услуги по оказанию высокотехнологичных

видов медицинской помощи

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется в областных государственных учреждениях здравоохранения, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств областного бюджета на основании ежегодного Приказа Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации “Об обеспечении предоставления высокотехнологичных дорогостоящих видов медицинской помощи“ в ГУЗ “Псковская областная больница“ и ГУ “Детская областная больница“ и оценивается по числу пролеченных больных в соответствии с нормативами финансовых затрат.

Госпитализация в стационар должна быть обоснованной. Основанием для госпитализации является решение комиссии по отбору больных на обследование и лечение по дорогостоящим (высокотехнологичным) видам медицинской помощи в соответствии с выделенными объемами в разрезе муниципальных образований.

Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии со стандартами оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденными соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Р“ссийской Федерации.

По окончании лечения пациенту выдается выписка с подробными данными о проведенном лечении и рекомендациями о дальнейшем лечении и ведении пациента в учреждении здравоохранения по месту жительства.

Главный врач учреждения здравоохранения, участвующий в выполнении государственного задания, обеспечивает:

безвозмездное оказание высокотехнологичной медицинской помощи больным, направленным и поступившим в медицинское учреждение в рамках планируемых и резервных объемов государственного задания;

целевое и эффективное использование средств областного бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания;

представление отчетности по реализации государственного задания, утвержденной в установленном порядке.

8. Качество услуги по содержанию детей в домах ребенка

Качество услуг по содержанию детей в домах ребенка оценивается по среднегодовому количеству детей, находящихся в домах ребенка.

В домах ребенка осуществляется оказание медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В дома ребенка принимаются также дети родителей, не имеющих возможности в течение определенного периода времени их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия и др.).

В домах ребенка находятся дети от рождения до 4-х лет.

Дома ребенка обеспечивают:

уход, диагностику, лечение (реабилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию;

организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;

комплексную оценку состояния здоровья детей;

наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;

соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания, оптимизацию двигательного режима;

освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;

повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка.

9. Качество услуг детских санаториев

Качество услуг детских санаториев оценивается по числу выбывших больных, оценке эффективности санаторно-курортного лечения.

Санаторно-курортная помощь как этап комплексного лечения больных, страдающих хроническими заболеваниями, является неотъемлемой составляющей мероприятий, направленных на профилактику детской инвалидности, способствует достижению стабилизации течения заболеваний, предупреждению осложнений и декомпенсации функций организма.

Детские санатории являются государственными учреждениями здравоохранения, в которых получают лечение дети в возрасте от 4-х до 17 лет с заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, почек и мочевыводящих путей.

В соответствии со стандартами санаторно-курортного лечения в комплекс оздоровительных мероприятий входят организация рационального режима, диетотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, занятия лечебной физкультурой, а также применение коррекционных педагогических технологий.

10. Качество услуг центров по профилактике и борьбе

со СПИДом и инфекционными заболеваниями

Объем услуг по оказанию медицинской помощи гражданам государственным учреждением здравоохранения “Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Псковской области“ (далее - СПИД-центр) оценивается по числу врачебных посещений пациентов за год.

Услуги СПИД-центра должны обеспечивать:

организацию и проведение широких профилактических и противоэпидемических мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний на территории Псковской области;

раннюю диагностику ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциируемых заболеваний, вирусных парентеральных гепатитов и других инфекционных заболеваний;

диспансеризацию больных ВИЧ/СПИД, лиц с неопределенным диагнозом и лиц, отнесенных к группе риска;

оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам по профилю заболеваний в соответствии с перечнем должностей и специалистов, утвержденным в штатном расписании.

Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), обеспечивать их доступность.

При оказании услуг целесообразно широкое применение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных ВИЧ-инфекцией, направленных на снижение их эпидемиологической опасности и повышение качества жизни.

11. Качество услуги по проведению

судебно-медицинской экспертизы

Судебно-медицинская экспертиза и исследования должны проводиться в профильных структурных подразделениях в соответствии с утвержденными стандартами.

Качество услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы и исследований оценивается отсутствием фактов признания их результатов ошибочными, нарушения санитарных, иных норм и требований к деятельности учреждения со стороны соответствующих служб.

Качество услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы и исследований определяется:

полнотой исследовательской части;

соответствием исследовательской части выводам (заключению);

указанием на использование методик исследования;

соответствием описания повреждений установленному алгоритму;

использованием основных, дополнительных и лабораторных методов исследования при производстве экспертиз и исследований;

грамотным оформлением документации;

соблюдением методических рекомендаций;

сопровождением заключения эксперта (акта исследования) схематичным, иллюстративным материалом;

составлением выводов в пределах компетенции эксперта;

соблюдением технологического процесса изолирования ядовитых веществ;

обеспечением сохранности вещественных доказательств и документов, сопутствующих экспертизе (исследованию);

соблюдением правил уничтожения вещественных доказательств;

соблюдением установленных сроков производства экспертизы и исследований.

12. Качество услуги по заготовке донорской крови

Объем услуг по заготовке донорской крови оценивается количеством заготовленной донорской крови и ее компонентов.

Качество услуги оценивается отсутствием обоснованных претензий к заготовленным компонентам крови, к технологии ее забора, переработки, хранению и обеспечению безопасности, отсутствием фактов нарушения санитарных и иных норм и требований к деятельности учреждений службы крови со стороны контролирующих органов.

Заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на данные виды деятельности.

Заготовка донорской крови и ее компонентов осуществляется как в стационарных, так и в выездных условиях.

Плановые объемы заготовки донорской крови должны утверждаться Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации ежегодно исходя из количества коечного фонда и потребностей учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах донорской крови, а также наличия мобилизационного задания.

Компоненты и препараты крови должны выдаваться только учреждениям здравоохранения федеральной, областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждениям здравоохранения других ведомств, расположенных на территории Псковской области, а также научным и образовательным учреждениям при наличии разрешительных документов. Выдача компонентов и препаратов донорской крови должна быть организована круглосуточно.

Вся готовая продукция ставится на предметно-количественный учет как в учреждении службы крови, так и в учреждении здравоохранения после ее получения. Использование компонентов и препаратов донорской крови фиксируется в историях болезни пациентов, выписках из истории болезни пациентов, приходно-расходных журналах.

13. Качество услуги по проведению

профилактических мероприятий

Оценка качества услуг по медицинской профилактике производится в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация и проведение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний, медицинским проблемам формирования здоровья и планирования семьи, гигиеническому обучению и воспитанию граждан области с учетом санитарно-эпидемиологических, демографических, экологических и других особенностей, а также оказание помощи другим ведомствам осуществляется врачами и специалистами учреждений здравоохранения, имеющими высшее медицинское и специальное образование.

Социологическая группа учреждения здравоохранения проводит анализ удовлетворенности граждан качеством и доступностью медицинских услуг.

Оценку эффективности мероприятий проводит Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации и руководитель учреждения здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Утвержден

постановлением

Администрации области

от 30 июня 2009 г. N 229

СТАНДАРТ

“КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА“

1. Область применения

Стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области культуры и искусства“ (далее - стандарт) распространяется на государственные услуги в области культуры и искусства, предоставляемые гражданам учреждениями культуры, и устанавливает основные положения, определяющие качество услуг в области культуры и искусства, оплачиваемых (финансируемых) из средств областного бюджета.

2. Основные факторы, влияющие на качество предоставления

государственных услуг в области культуры и искусства

Основными факторами, влияющими на качество предоставления государственных услуг (далее - услуги) в области культуры и искусства, предоставляемых гражданам, являются:

наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

условия размещения учреждения;

специальное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

укомплектованность специалистами и их квалификация;

наличие информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг гражданам;

наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.

При оценке качества услуг используются следующие критерии:

полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями ее предоставления;

результативность (эффективность) предоставления услуги оценивается на основании индикаторов качества услуг и различными методами (в том числе путем проведения опросов).

3. Качество услуг по поддержке народных художественных

промыслов (услуг по организации ярмарок, выставок народного

творчества, ремесел, услуг по поддержке центров

(клубных формирований))

Организация ярмарок, выставок народного творчества, ремесел должна обеспечивать демонстрацию большинства имеющихся в регионе народных художественных промыслов, ремесел, получение гражданами полной информации об имеющихся народных промыслах и ремеслах Псковской области, их истории, специфике изготовления и возможности приобретения изделий декоративно-прикладного искусства.

Помещения, занимаемые центрами (клубными формированиями) по сохранению и развитию народного творчества, ремесел, должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, должны быть оснащены необходимым специальным оборудованием, инструментарием.

4. Качество услуг по организации и поддержке

учреждений культуры и искусства

Услуги по проведению мероприятий, направленных на изучение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, включают в себя:

организацию и проведение региональных, межрегиональных, всероссийских фестивалей, смотров, конкурсов и других форм показа результатов творческой деятельности граждан области;

проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;

проведение фольклорно-этнографических экспедиций с последующей расшифровкой и фиксацией на различных носителях образцов народного творчества;

сбор и обработку статистической, аналитической и иной информации по функционированию и развитию сети учреждений и социокультурных процессов в регионе;

разработку и издание методических, аналитических и информационных материалов по различным аспектам традиционной народной культуры, культурно-досуговой практике, исполнительскому искусству;

повышение квалификации специалистов по предмету ведения через систему постоянно действующих семинаров, творческих лабораторий, мастер-классов.

Деятельность творческих коллективов должна быть направлена на сохранение нематериального культурного наследия Псковской области, постоянное повышение художественного уровня репертуара, соответствующего жанровой направленности коллектива, систематическое обогащение и пополнение его лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства.

Творческие коллективы должны регулярно выступать перед зрителями с концертными программами, спектаклями, представлениями, проводить выставки, участвовать в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных смотрах, конкурсах, фестивалях и других творческих мероприятиях.

Качественное оказание услуг в сфере культуры и искусства должно обеспечивать расширение общего культурного уровня и сферы общения граждан, способствовать поднятию жизненного тонуса граждан, содействовать мобилизации духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов, отвлечению от жизненных трудностей, конфликтов и преодолению стрессовых ситуаций, развитию творческих начал у населения, повышению творческой активности граждан, всестороннему развитию детей и подростков, нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию граждан.

Деятельность театров должна быть направлена на подготовку и показ спектаклей и других публичных представлений, создание новых сценических произведений, рост профессионального мастерства, пропаганду достижений русского и зарубежного театрального искусства.

Деятельность театров должна удовлетворять духовные потребности граждан области в сценическом искусстве.

Доступность спектаклей гражданам области, пропаганда достижений профессионального искусства Псковской области выражается в гастрольной деятельности театров, а также в участии во всероссийских, межрегиональных, международных фестивалях, конкурсах.

Профессиональные концертные учреждения осуществляют организацию концертной деятельности коллективов и исполнителей на территории области, направленную в первую очередь на пропаганду лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Гастрольная деятельность профессиональных базовых концертных коллективов должна обеспечивать посещение концертов всеми желающими и способствовать повышению культурного уровня граждан области, пропаганде достижений профессионального искусства Псковской области.

Качество услуг, связанных с организацией отдыха и досуга граждан в учреждениях культуры и искусства, предусматривает наличие комфортных условий. Для этого в учреждениях должно быть необходимое освещение, вентиляция.

Помещения, предоставляемые для организации и проведения мероприятий учреждениями культуры и искусства, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение всех мероприятий с учетом специфики их вида. Все служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям техники безопасности. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов, отрицательно влияющих на здоровье персонала, граждан и качество предоставляемых услуг.

Помещение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых гражданам услуг.

5. Качество услуг по организации библиотечного обслуживания

населения, комплектования и обеспечения сохранности

библиотечных фондов (в том числе редких и особо ценных

документов), методическому обеспечению деятельности

библиотек области

Библиотечное обслуживание граждан должно обеспечивать информирование пользователей об информационных ресурсах библиотеки (составе библиотечных фондов, перечне услуг, режиме работы библиотеки), получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов, получение документов или их копий по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

Имеющаяся в библиотеках система каталогов должна обеспечивать быстроту получения интересующей пользователя информации, а также возможность ее получения из различных источников.

Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации всех трех видов: “говорящая книга“, книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), плоскопечатные издания.

Помещения специальных библиотек для слепых должны иметь достаточную площадь, быть максимально адаптированными для инвалидов по зрению, иметь специальное оборудование и приспособления: пандусы, держатели, уровневые переходы, ограждения и другое.

Библиотечное обслуживание национальных меньшинств должно обеспечивать получение ими документов на родном языке.

Библиотечное обслуживание граждан, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и (или) физических недостатков, должно обеспечивать получение ими документов из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, возможность доставки информации на дом.

Библиотечное обслуживание граждан детского и юношеского возраста должно обеспечивать обслуживание их в общедоступных библиотеках, специализированных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений, где необходимо иметь достаточное количество учебной, научной литературы и литературы для внеклассного чтения.

Обеспечение сохранности библиотечных фондов должно быть достигнуто путем поддержания нормативного режима хранения, реставрации и консервации библиотечных фондов, создания страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов. В целях сохранности библиотечного фонда возможно установление санкций за утерю или порчу экземпляров библиотечного фонда.

Содействие в сохранности редких изданий, имеющихся в фондах, особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к книжным памятникам, возможность доступа к ним граждан должны обеспечиваться своевременным их учетом в сводных каталогах, регистрацией их как части культурного достояния.

Свободный доступ граждан к информации должен быть обеспечен посредством создания системы информационно-библиотечного обслуживания граждан, обеспечения модернизации деятельности библиотек, содействия созданию единого информационного пространства России, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру. В этих целях должно быть произведено подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям, создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках.

Читальные залы должны обеспечивать условия для научной, образовательной деятельности граждан, для проведения мероприятий и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение читального зала копировальной техникой обязательно.

Научно-исследовательская и издательская деятельность библиотек должна удовлетворять информационные запросы граждан.

Участие библиотек в социокультурных и образовательных проектах должно способствовать приобщению различных групп граждан к общечеловеческим ценностям.

6. Качество услуг по созданию и поддержке государственных

музеев (в том числе услуг по обеспечению сохранности

музейных фондов)

Создание и поддержка музеев обеспечивается сохранением, пополнением, изучением и предоставлением музейного фонда. Организация деятельности музеев способствует хранению и популяризации музейных предметов.

Организация хранения музейных предметов и музейных коллекций обеспечивается безопасностью музейных собраний от разрушения и криминальных посягательств путем установки систем пожарной и охранной сигнализации, маркировки музейных предметов.

Музейные экспонаты подлежат учету и хранению в соответствии с правилами и условиями, устанавливаемыми Положением о Музейном фонде Российской Федерации.

Создание экспозиций должно максимально обеспечивать доступ граждан к культурным ценностям, находящимся в фондах музеев. Экспозиции должны регулярно обновляться с использованием ранее не выставлявшихся или новых предметов.

Разнообразие форм работы музеев (экскурсии, лекции, передвижные выставки, дни открытых дверей и др.) должно создавать условия для доступа к культурным ценностям граждан отдаленных территорий и представителей разных социальных групп.

Проведение непрерывного мониторинга фондов музеев должно своевременно выявлять нарушения в хранении предметов, способствовать созданию более полных коллекций.

Навыки и знания персонала музеев должны соответствовать современным требованиям, что должно обеспечивать представление наиболее полной, достоверной и наглядной информации для граждан. Экскурсии, лекции должны проводиться квалифицированным персоналом, удовлетворять запросы граждан на получение информации.

Выявление и собирание музейных предметов, формирование музейных коллекций должно происходить систематически на всей территории Псковской области как на платной, так и на безвозмездной основе. Сумма платежа за предмет должна соответствовать его уникальности, состоянию, а также культурной и художественной ценности.

Размещение предметов в помещениях для хранения и демонстрации предметов и доступ в них граждан должны производиться с соблюдением рекомендаций специалистов по освещенности и влажности помещений, а также о количестве посетителей, которые могут находиться в помещении одновременно.

Своевременная реставрация предметов должна способствовать их дальнейшему сохранению и возможности публичной демонстрации.

Ограничения доступа к музейным предметам могут устанавливаться по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние музейных предметов и музейных коллекций, производство реставрационных работ, нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

7. Качество услуг по государственной охране, сохранению, и

популяризации объектов культурного наследия (памятников

истории и культуры)

Для обеспечения качества услуг в области государственной охраны объектов культурного наследия в обязательном порядке проводятся следующие виды работ:

выявление, учет, изучение и паспортизация объектов культурного наследия;

формирование и ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр);

разработка и утверждение зон охраны объектов культурного наследия;

проведение историко-культурной экспертизы.

Проведение противоаварийных и консервационных работ должно способствовать сохранению памятников для их последующей реставрации.

Восстановление памятников культового зодчества должно осуществляться посредством их реставрации при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта, а также при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания с учетом мнения религиозных организаций.

Поддержка реставрационных работ по сохранению памятников культового назначения, переданных в пользование религиозным организациям, должна обеспечивать состояние памятника, позволяющее сохранить его культурное значение, возможность проведения религиозных обрядов.

Проведение полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников должно осуществляться строго в соответствии с рекомендациями специалистов и с соблюдением технического задания.

Для своевременного изменения данных об объектах культурного наследия должен вестись систематический мониторинг сохранности и использования памятников истории и культуры. Документация должна соответствовать установленным нормам и правилам.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) должны быть доступны для ознакомления, изучения и посещения. Граждане должны беспрепятственно получать информацию об объекте в пределах данных, содержащихся в реестре.

Охрана памятников культурного наследия должна предотвращать их повреждение, разрушение или уничтожение, изменение облика и интерьера, нарушение установленного порядка их использования, перемещения и другие действия, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, в том числе в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды.

На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Использование объекта культурного наследия должно осуществляться с обязательным выполнением следующих требований:

обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанными в его паспорте;

обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;

обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Утвержден

постановлением

Администрации области

от 30 июня 2009 г. N 229

СТАНДАРТ

“КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ“

1. Область применения

Стандарт “Качество предоставления государственных услуг в области социального обслуживания“ (далее - стандарт) распространяется на государственные услуги в области социального обслуживания, предоставляемые гражданам учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг, оплачиваемых (финансируемых) из средств областного бюджета.

2. Основные факторы, определяющие качество предоставления

государственных услуг в области социального обслуживания

Основными факторами, влияющими на качество предоставления государственных услуг (далее - услуги) в области социального обслуживания, являются:

наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

условия размещения учреждения;

укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

специальное и техническое оснащение учреждения;

состояние информации об учреждении социальной службы, порядке и правилах предоставления услуг гражданам;

наличие внутренней (собственной) и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

При оценке качества услуги используют следующие критерии:

полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями предоставления услуг;

результативность (эффективность) предоставления услуги:

материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;

нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет интересов гражданина в оценке качества услуги.

3. Качество услуг по предоставлению социального обслуживания

на дому гражданам, нуждающимся в постоянном или временном

нестационарном социальном обслуживании

Содействие гражданам всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий в сфере социального обслуживания должно обеспечивать своевременное, квалифицированное, в полном объеме и соответствующей форме оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.

Горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности граждан по калорийности, удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлены в соответствии с потребностью гражданина и состоянием его здоровья.

Предоставление услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности граждан в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.

Содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органами государственной службы медико-социальной экспертизы, в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых граждан в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение гражданами соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния их организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого клиента с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.

Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.

Содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям с учетом пожеланий граждан.

Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении граждан техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с практическими потребностями граждан.

Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными или физическими возможностями (включая детей-инвалидов), воспитываемых дома, в лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля должно обеспечивать оказание им квалифицированной помощи в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей, повышению их интеллектуального уровня и адаптации к сложившимся условиям жизни и быта.

Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать свое“ременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию граждан, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.

Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлении жилья или улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворять их запросы и потребности.

Содействие в обеспечении нуждающихся клиентов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволить гражданам получить необходимые им высококачественные, надежные и удобные в пользовании упомянутые выше реабилитационные изделия в кратчайшие сроки.

Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан должен путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием жизни граждан своевременно выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказать им необходимые в этот момент социально-экономические услуги.

Оказание помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, по трудоустройству, удостоверению личности, по направлению детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечивать разъяснение гражданам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста различного рода документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед гражданами проблем.

Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и интересов граждан должны гарантировать гражданину квалифицированную юридическую защиту законных прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.

Содействие в организации труда детей-инвалидов и членов их семей на дому должно включать оказание всесторонней педагогической помощи гражданам в повышении квалификации и, как следствие, качества их труда.

4. Качество услуг по предоставлению социально-медицинского

обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам

Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.

Содействие гражданам, обслуживаемым на дому, в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными лечебно-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать доставку клиентов в лечебное учреждение, возвращение гражданина домой, помощь в приобретении медикаментов.

Оказание обслуживаемым на дому клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), смена нательного белья, кормление ослабленных граждан должны обеспечивать своевременное, квалифицированное и высококачественное проведение предписанных гражданам медицинских процедур, способствовать улучшению состояния их здоровья и самочувствия, устранять ощущения дискомфорта.

Социальный патронаж семей, имеющих детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен на основе систематического наблюдения за такими семьями обеспечивать своевременное выявление возникающих в них проблем, которые могут усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социальной помощи.

Содействие в обеспечении нуждающихся граждан протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно включать получение необходимых им высококачественных, надежных и удобных в пользовании реабилитационных изделий в кратчайшие сроки.

5. Качество услуг по предоставлению срочного социального

обслуживания гражданам, нуждающимся в социальной помощи

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера срочно нуждающимся в социальной помощи и поддержке гражданам.

В ходе психологического консультирования гражданам должна быть оказана квалифицированная помощь по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.

В ходе социально-психологического консультирования на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем ему должна быть оказана помощь в раскрытии и мобилизации внутренних ресурсов и решении этих проблем.

В ходе консультирования граждан по вопросам получения мер социальной поддержки, гарантий, предусмотренных законодательством, должна быть обеспечена своевременная, полная, квалифицированная и эффективная помощь в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворены их запросы и потребности.

Оказание материальной помощи гражданам должно заключаться в предоставлении им денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, белья и других предметов первой необходимости (в пределах установленных норм), а также в обеспечении в установленном порядке специальными транспортными средствами, техническими средствами реабилитации инвалидов и других лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Обеспечение граждан бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами.

Содействие в решении вопроса трудоустройства должно заключаться в объективном информировании граждан о состоянии занятости в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.

В ходе консультирования по вопросам самообеспечения граждан и их семей клиентам должны быть разъяснены их права и возможности в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и должна быть оказана квалифицированная помощь в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения их материального положения и жизненного уровня семьи.

Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан должен путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием жизни граждан своевременно выявить угрозу возникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнение и оказать им необходимые в этот момент социально-экономические услуги.

Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству мер социальной поддержки, гарантий, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, по трудоустройству, удостоверению личности, на направление детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечивать разъяснение гражданам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста различного рода документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем.

Оказание юридической помощи или содействие гражданам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т.д., должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих клиента проблем, определять предполагаемые пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.

6. Качество услуг по предоставлению полустационарного

социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной

жизненной ситуации

Предоставляемые гражданам полустационарных учреждений (отделений) социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом их физических особенностей.

Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение граждан к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддерживать их активный образ жизни.

Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи гражданам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (в родительско-детских отношениях, воспитании и развитии детей и подростков, супружеских и семейных отношениях, включая сексуальные, межличностные отношения).

Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении конфликтных ситуаций в семье и исправлении допущенных ими педагогических ошибок, травмирующих психику детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.

Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов граждан (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (детей - к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.

7. Качество услуг по предоставлению социального обслуживания

гражданам в учреждениях стационарного социального

обслуживания

Жилое помещение в домах системы социального обслуживания населения по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания граждан. При размещении граждан в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.

Предоставляемые гражданам стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физических особенностей граждан.

Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые гражданам, должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам граждан, по возможности отвечать их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Горячее питание, предоставляемое в учреждениях (отделениях) социального обслуживания, должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности граждан по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья граждан.

Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания гражданам, неспособным по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста к самообслуживанию, должны обеспечивать выполнение необходимых им процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств.

При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к гражданам.

Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.

Обеспечение ухода в стационарных учреждениях (отделениях) с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение (с готовностью в любой момент прийти на помощь), проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении (при необходимости) и в других действиях граждан.

Проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации.

Госпитализация нуждающихся в лечении граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и направление их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям и с учетом пожеланий граждан.

Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении граждан техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с практическими потребностями граждан.

Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и др.) должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда гражданам.

Организация экстренной медико-психологической и экстренной доврачебной помощи должна обеспечивать безотлагательное медико-психологическое консультирование граждан, оказание помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, определение предварительного диагноза, содействие в правильном выборе и получении лекарств, определении порядка их приема до прибытия вызванного врача.

Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение граждан к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержать их активный образ жизни.

Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи гражданину, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.

Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.

Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях (отделениях) таких условий, которые позволят вовлечь граждан в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечить активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.

Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практические навыки и умения самостоятельно пользоваться этими средствами.

Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями в кратчайшие сроки.

Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим навыкам должно обеспечивать формирование самостоятельной, дисциплинированной, культурной, вежливой, доброжелательной по отношению к окружающим личности ребенка.

Компенсация гражданам, находящимся в стационарных учреждениях (отделениях), расходов, связанных с проездом на обучение, лечение, консультации, должна своевременно и полностью возмещать эти расходы согласно финансовым документам, подтверждающим их законность.

Обеспечение при выписке из стационарных учреждений (отделений) одеждой, обувью по утвержденным нормативам должно удовлетворять потребности гражданина в качественной одежде и обуви соответствующего размера, роста, фасона.

Содействие в обеспечении нуждающихся граждан протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволить гражданам получить необходимые им высококачественные, надежные и удобные в пользовании упомянутые выше реабилитационные изделия в кратчайшие сроки.

Оказание помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству мер социальной поддержки и гарантий, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, по трудоустройству, удостоверению личности, на направление детей и подростков в учреждения (отделения) социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечивать разъяснение гражданам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста разного рода документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают в соответствии с тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед гражданами проблем.

Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и интересов должны гарантировать гражданину квалифицированную юридическую защиту законных прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.

Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение (отделение), а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения (отделения) по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение, должно быть направлено на защиту гражданина от возможной потери вследствие различных обстоятельств законно принадлежащей или положенной ему жилой площади и недопущение ущемления его законных прав на жилище.

Содействие в привлечении к ответственности родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, лиц, виновных в семейном насилии над детьми, женщинами, гражданами пожилого возраста и инвалидами должно заключаться в подготовке документов, необходимых для защиты законных прав и интересов пострадавших граждан.

В ходе консультирования граждан всех категорий и групп по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) гражданам дается полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывается необходимая помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов.