Законы и постановления РФ

Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26.10.2000 N 581 “Об информации о проведении депутатских слушаний по теме “Демографическая ситуация в области“

ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2000 г. N 581

ОБ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

ПО ТЕМЕ “ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ“

Областное Собрание депутатов постановляет:

1. Информацию председателя комитета по социальной политике Антипьева А.А. принять к сведению.

2. Одобрить проект рекомендаций депутатских слушаний по теме “Демографическая ситуация в области“.

3. Рекомендации депутатских слушаний по теме “Демографическая ситуация в области“ направить в комитеты областного Собрания депутатов, Администрацию области, органы местного самоуправления, областной совет профсоюзов для использования в работе по решению вопросов улучшения демографической ситуации в области.

Председатель областного

Собрания депутатов

Ю.А.ШМАТОВ

Рекомендации депутатских слушаний по теме

“Демографическая ситуация в области“

22 сентября 2000 года

Псковская область переживает демографический кризис, который развивается на фоне социально
- экономических процессов, происходящих в области.

Несмотря на достигнутый в 1999 году прирост производства в большинстве отраслей, рост выпуска потребительских товаров, увеличение объема производства продукции сельского хозяйства, уровень жизни населения не повышается. Продолжает увеличиваться численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Уменьшение денежных доходов - одна из причин снижения рождаемости в области.

Сложившийся уровень рождаемости в области не обеспечивает простое воспроизводство населения: если в 1990 году суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,9, то в 1999 г. - 1,1 против необходимых 2,14 - 2,15. В городской и сельской местности этот показатель в 1999 году снизился до 1,1 против 1,7 и 2,3 соответственно в 1990 г.

Снижение численности населения в области началось в 1989 году: тогда численность населения составляла 846,4 тыс. человек, и с тех пор ситуация ухудшается. Численность населения области на 1 января 2000 года составила 800,3 тысячи человек, в том числе городского - 66%, сельского - 34%. Общее число жителей области за 1999 год сократилось на 10,8 тысячи человек (1,3%), в городах и городских поселениях численность населения сократилась на 4,6 тысячи человек (0,9%) и составила 528,9 тысячи, в сельской местности - на 6,2 тысячи человек (2,2%) и составила 271,4 тысячи.

Миграционный прирост населения составил в 1999 году 0,8 тысячи человек и компенсировал потери в связи с естественной убылью населения лишь на 7%.

Численность жителей области за последние десять лет (1990 - 1999) снизилась на 44,1 тысячи человек (5,5%), при этом в сельской местности - на 39,8 тысячи человек (12,8%).

Особое беспокойство вызывает ежегодное снижение численности детей и подростков в возрасте до 18 лет. На 01.01.98 численность
детей составляла 198 тыс. человек, а на 01.01.99 - только 176 тыс. человек.

На фоне общего сокращения численности населения отмечаются серьезные изменения возрастного состава - старение населения.

Заметный рост естественной убыли населения обусловлен как увеличением смертности, так и снижением рождаемости.

В 1999 году по сравнению с 1990 годом при общем уменьшении числа родившихся на 44% число детей, рожденных первыми, сократилось почти на треть, вторыми и третьими - в 2,4 раза, по сравнению с 1998 годом соответственно на 8,8 и 12%.

Число родившихся за 1999 год уменьшилось на 455 человек и составило 5622, или 56% от числа родившихся в 1990 году. Уровень рождаемости в расчете на 1000 населения снизился с 11,9 человека до 7,0 по сравнению с 1990 годом, в городских поселениях - с 12,4 до 7,5, в сельской местности - с 10,9 до 5,9.

Самый низкий уровень рождаемости в 1999 году на тысячу населения наблюдался в Бежаницком (4,3), Пустошкинском (5,0), Новоржевском (5,2), Красногородском (5,4), Опочецком (5,4), Палкинском (5,5) и Великолукском (5,7) районах.

При сокращении общего числа рождений растет внебрачная рождаемость. Наибольший рост внебрачных рождений наблюдается у женщин в возрасте 20 - 29 лет - на 4% больше по сравнению предыдущим годом (в 1,7 раза - с 1990 г.).

Наряду с падением рождаемости в последнее десятилетие наблюдается рост смертности. В 1999 году рост смертности составил 21,4 человека, что на 12% выше уровня 1998 года и на 42% - 1990 года.

По сравнению с 1990 годом смертность детей до 16 лет снизилась на 12%. Смертность лиц трудоспособного возраста превысила уровень 1998 года на 12%, 1990 года - на 42%.

Выше среднеобластной
наблюдалась смертность в Бежаницком, Великолукском, Красногородском, Локнянском, Куньинском, Новоржевском, Опочецком районах - от 26 до 33,7 человек на 1000 жителей. В сельской местности уровень смертности во всех возрастах выше, чем в городских поселениях. Среди умерших мужчин в 1999 году 41% - это лица в возрасте до 60 лет, среди женщин - 15%.

Основными причинами смертности остаются заболевания системы кровообращения (60,3%), несчастные случаи, отравления, травмы (14,1%), новообразования (11,2%). С 1990 года существенно возросла смертность по причине инфекционных и паразитарных болезней - в 2,3 раза (из них от туберкулеза всех форм в 2,7 раза), болезней органов пищеварения - в 1,8 раза, несчастных случаев, травм, отравлений - в 1,9 раза, болезней органов кровообращения - в 1,4 раза.

Подавляющую часть умерших в трудоспособном возрасте (80%) составляют мужчины, при этом уровень мужской смертности в 3,7 раза выше уровня женской смертности. Смертность сельских жителей трудоспособного возраста в 1,4 раза выше, чем городских.

По-прежнему высока младенческая смертность. В 1999 году от различных причин на первом году жизни в области умер 101 ребенок, что больше, чем в 1990 году.

Смертность детей на селе выше, чем в городских поселениях, рождаемость при этом в сельской местности ниже, чем в городской.

Наиболее часто смерть новорожденных детей наступает в результате состояний, возникающих в перинатальный период, врожденных аномалий, болезней органов дыхания, то есть причин, тесно связанных со здоровьем матери. Материнская смертность в 1999 году составила 17,68 на 100 тыс. новорожденных, в 1998 году - 35,83.

О неблагоприятных тенденциях рождаемости свидетельствует и снижение показателей плодовитости у женщин репродуктивного возраста и особенно у женщин наиболее детородного возраста (20 - 29 лет).

Состояние
здоровья матери во время беременности непосредственно отражается на уровне заболеваемости новорожденных.

Все большее число детей появляется на свет больными или заболевает еще в родильном доме. Если в 1993 году это был каждый четвертый ребенок из живорожденных, то в 1999 году - почти каждый второй.

Рост смертности влечет за собой снижение показателей ожидаемой продолжительности жизни населения. К началу 1999 года этот показатель составил 64,2 года, в том числе у женщин - 71,0, у мужчин - 58,1 года (на 01.01.90 соответственно 68,5; 74,1 и 62,8).

По оценке Госкомстата, на 1 января 2000 года ожидаемая продолжительность жизни составила 63,7 года, в том числе у мужчин 57,6, у женщин - 70,7.

Таким образом, демографическая ситуация в области остается сложной. Наблюдается отрицательный естественный прирост на фоне низкой рождаемости и высокой смертности, снижение коэффициентов брачности и доли детского населения, уменьшение полных семей, нежелание иметь более одного ребенка.

Демографический кризис, в основе которого лежат, безусловно, глубокие социальные процессы, усугубляется стремительным распространением вредных привычек (алкоголизм, употребление табака, наркомания) и социально опасных заболеваний (туберкулез, гепатит В), пагубно влияющих как на количественный, так и на качественный состав населения.

С 1990 года смертность от туберкулеза возросла в 2,7 раза.

На ухудшение здоровья населения и как следствие - высокую смертность наряду с другими причинами непосредственно влияют снижение жизненного уровня, дороговизна лекарственных средств и медицинских услуг.

Только в 1999 году рост стоимости услуг здравоохранения составил 47%.

Важнейшим показателем социального благополучия общества является занятость населения. С 1990 по 1999 год она сократилась на 80 тысяч, или почти на 30%.

Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, составила к концу июня 2000 года 8,6
тысячи человек, или 2,3%, среди экономически активного населения.

Среди безработных:

63% составляют женщины;

22% - молодежь в возрасте 16 - 29 лет;

4,5% - инвалиды.

23,5% безработных проживают в сельской местности.

Учитывая вышеизложенное, участники депутатских слушаний отмечают, что предпринимаемые Администрацией области меры не сдерживают нарастание отрицательных демографических процессов. Решение назревших проблем возможно только при условии глубокого анализа сложившейся в области демографической ситуации и принятия комплекса мер при условии четкой координации усилий всех заинтересованных государственных и общественных организаций и самих граждан.

Участники слушаний считают необходимым рекомендовать:

1. Областному Собранию депутатов:

1.1. Просить председателя областного Собрания депутатов, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Шматова Ю.А. довести до сведения Совета Федерации и Правительства Российской Федерации о неблагополучной демографической ситуации в области.

1.2. Рекомендовать комитетам областного Собрания депутатов при рассмотрении бюджета на очередной год, других законопроектов и нормативно - правовых актов давать оценку с точки зрения их возможного влияния на демографическую ситуацию в области.

1.3. Подготовить обращение к средствам массовой информации области о необходимости усиления пропаганды здорового образа жизни, материнства и детства, поднятия статуса семьи, возрождения села.

1.4. Направить письмо в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой разъяснить порядок финансирования санаторно - курортного лечения граждан в 2001 году.

2. Администрации области:

2.1. Проанализировать демографическую ситуацию в области и наметить конкретные меры по ее улучшению.

2.2. Принять действенные меры по улучшению работы промышленных предприятий, предприятий сельскохозяйственного производства. Это позволит увеличить количество рабочих мест, повысит уровень жизни населения.

2.3. Считать одним из направлений в решении проблем оздоровления демографической ситуации в области использование миграционных процессов, создание необходимых социально - бытовых условий для беженцев и вынужденных переселенцев.

2.4. Разработать и реализовать систему мер по
улучшению репродуктивного здоровья населения, выявлению врожденных генетических заболеваний, лечению бесплодия, снижению материнской смертности, социальной защите семьи.

2.5. При формировании областного бюджета на очередной год считать приоритетным финансирование социальной сферы и областных целевых программ, влияющих на демографическую ситуацию в области. Провести оценку эффективности реализации областных целевых программ социальной и медицинской направленности.

2.6. Обеспечить безусловное финансирование защищенных статей областного бюджета в полном объеме.

2.7. Принять дополнительные меры по погашению имеющейся задолженности по выплате ежемесячных пособий на детей.

2.8. Обеспечить защиту населения от инфекционных заболеваний. Принять меры по снижению заболеваемости туберкулезом, по профилактике СПИДа.

2.9. Обратить серьезное внимание на пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Обеспечить доступность занятий физической культурой и спортом в любом возрасте, особенно среди детей и подростков.

2.10. Усилить контроль за состоянием экологической обстановки в области. Не допустить на территории области захоронения радиоактивных отходов.

2.11. Рекомендовать образовательным учреждениям области воспитывать у учащихся активность, предприимчивость, стремление добиваться успеха в жизни своим трудом.

2.12. Разработать комплекс мер по созданию условий для решения социальных, материальных и жилищных проблем молодых семей и молодежи, организации их обучения, занятости и отдыха, а также по формированию здорового образа жизни.

2.13. Разработать и внести в областное Собрание депутатов проект закона области по охране труда работающих граждан.

3. Органам местного самоуправления:

3.1. Осуществлять контроль за исполнением действующего законодательства по вопросам семьи, женщин, детей и молодежи.

3.2. Оказывать содействие в создании условий не только для выживания, но и самообеспечения семей. Определить экономические формы активизации жизнедеятельности семьи, всячески поддерживать семейный и малый бизнес. Предоставлять семьям льготные кредиты и налогообложение.

3.3. Совершенствовать адресные и заявительные формы помощи нуждающимся семьям, оказавшимся в
особо трудных условиях (многодетным, неполным семьям, семьям беженцев, безработным, семьям с инвалидами).

3.4. Содействовать развитию различных форм работы с подростками и молодежью по месту жительства.

3.5. Принять дополнительные меры для погашения задолженности по выплате пособий гражданам на детей и опекунских пособий.

3.6. Проанализировать состояние окружающей среды в каждом городе и районе и наметить комплекс мер по ее оздоровлению.

3.7. Держать на постоянном контроле обеспечение минимальных бесплатных социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха.