Законы и постановления РФ

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 05.05.2009 N 92-09/З <О признании обоснованной жалобы участника размещения заказа на действия Единой комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации> (вместе с “Предписанием о прекращении нарушений...“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2009 г. N 92-09/З

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председатель комиссии: Белобородов М.В. - заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Слесарева Л.А. - начальник отдела контроля размещения заказов;

Подкорытова М.Г. - специалист-эксперт отдела контроля размещения заказов;

Тарабыкина Н.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения заказов,

рассмотрев жалобу участника размещения заказа ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ (г. Находка, Приморский край) на действия Единой комиссии Управления образования администрации Надеждинского муниципального района при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу
пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“,

в присутствии:

от заявителя: Л. - представитель ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ (по доверенности);

от заказчика, Единой комиссии: Г. - представитель МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ (по доверенности), член Единой комиссии;

при участии:

участника размещения заказа: Д. - директора ООО “Горизонт“,

установила:

в Приморское УФАС России 27.04.2009 поступила жалоба ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ (далее - ООО “РПМСП“) на действия Единой комиссии Управления образования администрации Надеждинского муниципального района (далее - Единая комиссия) при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ (далее - отрытый аукцион).

В жалобе заявитель указывает на то, что Единая комиссия в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон) и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа ООО “РПМСП“ по основаниям, противоречащим требованиям Закона, а именно, в связи с отсутствием в его заявке копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также в связи с несоблюдением данным участником размещения заказа требований пункта 14.3
документации об аукционе. По мнению заявителя, заявка ООО “РПМСП“, поданная им на участие в аукционе, была составлена в соответствии с требованиями пункта 14.3 документации об аукционе и Закона.

Представитель Единой комиссии с доводами заявителя не согласен, свою позицию изложил в письменном отзыве и считает, что нарушения Закона со стороны Единой комиссии отсутствуют и что Единая комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе ООО “РПМСП“, т.к. поданная данным участником размещения заказа заявка на участие в аукционе не соответствовала требованиям документации об аукционе и требованиям Закона. Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе ООО “РПМСП“, были подписаны не в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению заявки, указанными в пункте 14.3 документации об аукционе, а именно, при подписании документов ООО “РПМСП“ не указало реквизиты документа, подтверждающего право подписи документов, входящих в состав заявки.

Также, по мнению представителя Единой комиссии, изложенному в письменном отзыве, заявка ООО “РПМСП“ не соответствует пункту 1 части 1 статьи 12 Закона, т.к. в составе заявки на участие в аукционе “РПМСП“ отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Требования к обязательной сертификации установлены Приказом МЧС РФ от 8 июля 2002 г. N 320 “Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности“, согласно которому обязательной сертификации подлежат “приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации“. Копия сертификата не входит в комплекс документов, передаваемых вместе с поставляемыми товарами, указанными в техническом задании документации об аукционе, а запрашивается поставщиком у продавца (или возможного продавца) согласно пункту 12
“Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. Так как монтаж пожарной сигнализации с установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре производится в детских образовательных учреждениях, Единая комиссия посчитала необходимым запросить сертификаты на предлагаемую участниками размещения заказа продукцию.

Заслушав на заседании комиссии объяснения представителя Единой комиссии, исследовав материалы дела и проведя внеплановую проверку представленных Заказчиком документов, комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Заказчиком 14.03.2009 на официальном сайте администрации Надеждинского района размещены извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона.

Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 12 Закона установлено, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 2 статьи 35 Закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, работах, услугах, а также в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.

Согласно
протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2009 N А510-1, Единая комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа ООО “РПМСП“ по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 12 Закона, а именно в связи с нижеследующим:

1) в связи с несоответствием его заявки на участие в аукционе пункту 14.3 документации об аукционе - при подписании документов необходимо указывать реквизиты документа, подтверждающего право подписи;

2) в связи с несоответствием информационной карте документации об аукционе пункта “Документы, обязательные для представления участником размещения заказа“, а именно, отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требование об обязательной сертификации установлено Приказом МЧС РФ от 8 июля 2002 г. N 320 “Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности“, согласно которому обязательной сертификации подлежат приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Копия сертификата не входит в комплекс документов, передаваемых вместе с поставляемыми товарами, указанных в технической документации, а запрашивается поставщиком у продавца (или возможного продавца) согласно пункту 12 “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, в соответствии с которым “при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: ...копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат“.

В соответствии с пунктом 14.3 раздела 14 “подготовка заявки“
документации об аукционе все документы должны быть поданы в письменной форме, сшиты в единую книгу, отпечатаны, подписаны лицом, имеющим соответствующие полномочия, и скреплены печатью (при подписании документов необходимо указывать реквизиты документа, подтверждающего право подписи документов). При изготовлении копий документов непосредственно участником размещения заказа заверение соответствия копии документа подлиннику осуществляется в следующем порядке: ниже реквизита “Подпись“ проставляют заверительную надпись “Верно“; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы и фамилию); дату заверения. При этом заверительная надпись, дата и расшифровка подписи могут быть выполнены разборчиво рукописным способом или с помощью механических средств. Никакие исправления не будут иметь силу, за исключением тех случаев, когда они парафированы лицом, подписавшим заявку.

Пунктом 14.4 раздела 14 документации об аукционе установлено, что неполное представление документов, указанных в пункте 14.2, или представление документов с отклонением от установленных в документации об аукционе форм и требований к оформлению считается существенным нарушением требований и условий документации об аукционе и ведет к отклонению заявки.

Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев представленный Заказчиком оригинал заявки на участие в аукционе участника размещения заказа ООО “РПМСП“, установила, что данный участник при подписании документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, не указал реквизиты документа, подтверждающего право подписи документов, что не соответствует требованиям, установленным заказчиком в пункте 14.3 документации об аукционе.

Следовательно, Единая комиссия, приняв решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа ООО “РПМСП“ в связи с несоответствием его заявки на участие в аукционе требованиям пункта 14.3 документации об аукционе поступила правомерно.

Вместе с тем, согласно части 2.2 статьи 35 Закона, все листы заявки
на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе, и тома заявки на участие в аукционе поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных частью 2.2 статьи 35 Закона требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

В силу части 3 статьи 8 Закона участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Таким образом, установление в документации требования о том, что при подписании документов необходимо указывать реквизиты документа, подтверждающего право подписи
документов, неправомерно и противоречит требованиям части 2.2 статьи 35 Закона.

Следовательно, Заказчик, установив в документации об аукционе иные требования, за исключением предусмотренных частью 2.2 статьи 35 Закона требований к оформлению заявки на участие в аукционе, допустил нарушение части 2.2 статьи 35 Закона.

Разделом 2 “Информационная карта“ документации об аукционе установлен исчерпывающий перечень документов, обязательных для предоставления участником размещения заказа, в частности копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 Закона заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Предметом открытого аукциона является выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“.

В разделе 3 “Техническое задание“ документации об аукционе установлен перечень оборудования, необходимого для монтажа пожарной сигнализации.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 8 июля 2002 г. N 320 “Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности“ обязательной сертификации подлежат приборы и аппаратура для
систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Присутствующая на комиссии представитель Единой комиссии - Г. - член Единой комиссии, признала допущенные Заказчиком и Единой комиссией нарушения Закона, при этом заявив, что копия сертификата не входит в комплекс документов, передаваемых вместе с поставляемыми товарами, указанными в техническом задании документации об аукционе, а запрашивается поставщиком у продавца (или возможного продавца) согласно пункту 12 “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. Так как монтаж пожарной сигнализации с установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре производится в детских образовательных учреждениях, Единая комиссия посчитала необходимым запросить сертификаты на предлагаемую участниками размещения заказа продукцию с целью проверки качества предлагаемого данными участниками размещения заказа к поставке оборудования (товара).

Данный довод представителя Единой комиссии не может быть признан обоснованным, т.к. ссылка Единой комиссии, указанная в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2009 N А510-1, на “Правила продажи отдельных видов товаров“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, при рассмотрении заявок на участие в аукционе, неправомерна, т.к. указанное Постановление Правительства РФ издано в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон о защите прав потребителей). Согласно пункту 12 вышеуказанных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации
товаров, выдавшим сертификат. Закон о защите прав потребителей определяет понятие “потребитель“ как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. В соответствии со статьей 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 8 Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Таким образом, Правила продажи отдельных видов товаров, на которые ссылается Единая комиссия в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2009 N А450-1, не регулируют отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, участники размещения заказа не обязаны предоставлять в составе своих заявок на участие в аукционе копий сертификатов, подтверждающих соответствие поставляемого товара (оборудования), необходимого для выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации, т.к. документы, подтверждающие соответствие товара (оборудования) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются вместе с товаром (оборудованием).

Следовательно, Единая комиссия, приняв решение об отказе в допуске к участию в аукционе в связи с непредоставлением участником размещения заказа ООО “РПМСП“ в составе заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие товара (оборудования) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, в связи с непредоставлением копий сертификатов на поставляемое оборудование (приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации), предоставление которых в составе заявки на участие в аукционе не является обязательным и которые передаются вместе с товаром, допустила нарушение части 3 статьи 36 Закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона, комиссия Приморского УФАС России

решила:

1. Признать жалобу участника размещения заказа ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ на действия Единой комиссии Управления образования администрации Надеждинского муниципального района при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ обоснованной.

2. Признать, что Единая комиссия Управления образования администрации Надеждинского муниципального района при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ допустила нарушение требований части 3 статьи 36 Закона, т.к. приняла неправомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ на основании несоответствия его заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе и Закона, а именно, на основании непредставления участником размещения заказа ООО “Региональное предприятие механизации строительного производства“ в составе заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, предоставление которых в составе заявки на участие в аукционе не является обязательным и которые передаются вместе с товаром.

3. Признать, что муниципальный заказчик - МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ допустил нарушение части 2.2 статьи 35 Закона, т.к. установил в документации об аукционе дополнительные требования к оформлению заявки на участие в аукционе, за исключением требований, предусмотренных частью 2.2 статьи 35 Закона.

4. Выдать Единой комиссии Управления образования администрации Надеждинского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

5. Выдать муниципальному заказчику - МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“ обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

6. Материалы дела передать ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения требований Закона.

Председатель комиссии

М.В.БЕЛОБОРОДОВ

Члены комиссии

Л.А.СЛЕСАРЕВА

М.Г.ПОДКОРЫТОВА

Н.А.ТАРАБЫКИНА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г.

N 94-ФЗ “О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ

ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ

УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД“

от 5 мая 2009 г. N 92-09/З-1

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председатель комиссии: Белобородов М.В. - заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Слесарева Л.А. - начальник отдела контроля размещения заказов;

Подкорытова М.Г. - специалист-эксперт отдела контроля размещения заказов;

Тарабыкина Н.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения заказов,

предписывает Единой комиссии Управления образования администрации Надеждинского муниципального района в недельный срок со дня получения решения и предписания комиссии Приморского УФАС России от 5 мая 2009 г. N 92-09/3 прекратить нарушение части 3 статьи 36 Закона, допущенное при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации с обязательной установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 9 с. Кипарисово Надеждинского района“, и осуществить следующие действия:

1.1. Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2009 N А510-1;

1.2. Передать информацию об отмене протокола от 24.04.2009 N А510-1 Заказчику для размещения на официальном сайте в сети Интернет;

2. В срок до 20 мая 2009 года представить в комиссию Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

Контроль за исполнением предписания возложить на Подкорытову М.Г., специалиста-эксперта отдела контроля размещения заказов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии

М.В.БЕЛОБОРОДОВ

Члены комиссии

Л.А.СЛЕСАРЕВА

М.Г.ПОДКОРЫТОВА

Н.А.ТАРАБЫКИНА