Законы и постановления РФ

Постановление главы Чугуевского муниципального района от 28.04.2009 N 269-пг “О порядке подготовки и оформления муниципальных правовых актов Чугуевского муниципального района“

ГЛАВА ЧУГУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2009 г. N 269-пг

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ЧУГУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В целях повышения ответственности за подготовку и своевременное оформление муниципальных правовых актов, обеспечения соответствия законодательству Российской Федерации актов, принимаемых главой Чугуевского муниципального района, администрацией Чугуевского муниципального района, упорядочения взаимодействия органов администрации Чугуевского муниципального района при подготовке ими муниципальных правовых актов, в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статьей 33 Устава Чугуевского муниципального района постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и оформления муниципальных правовых актов Чугуевского муниципального
района.

2. Руководителям и специалистам органов администрации Чугуевского муниципального района обеспечить подготовку проектов муниципальных правовых актов в соответствии с вышеуказанным порядком.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Бочкову Е.В.

Глава Чугуевского муниципального района

А.А.ДРОНИН

Утвержден

постановлением

главы Чугуевского

муниципального района

от 28.04.2009 N 269-пг

ПОРЯДОК

ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ЧУГУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Положения

1. Настоящий Порядок разработан с целью улучшения качества муниципальных правовых актов Чугуевского муниципального района и совершенствования порядка их подготовки.

2. Настоящему Положению не должны противоречить другие муниципальные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы правотворчества. В случае противоречия между ними действует настоящее Положение.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении

В настоящем Положении применяются следующие основания и понятия:

1) муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Приморского края, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;

2) постановление - правовой акт, издаваемый главой Чугуевского муниципального района или администрацией Чугуевского муниципального района для разрешения важных и принципиальных задач, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Приморского края и нормативными правовыми актами Думы Чугуевского муниципального района.

3) распоряжение - правовой акт, издаваемый главой Чугуевского муниципального района или администрацией Чугуевского муниципального района по вопросам, вытекающим из функции оперативного руководства. Распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается определенного круга исполнителей.

Статья 3. Основания для принятия муниципальных правовых актов

1. Правовыми основаниями образования муниципальных
правовых актов Чугуевского муниципального района являются осуществление полномочий главы и администрации Чугуевского муниципального района в соответствии с законодательством, реализация их организационно-распорядительных функций.

2. Муниципальные правовые акты готовятся только по вопросам, входящим в компетенцию главы Чугуевского муниципального района, администрации Чугуевского муниципального района, определенную федеральным и краевым законодательством, Уставом Чугуевского муниципального района.

3. Муниципальные правовые акты готовятся:

- по поручению главы Чугуевского муниципального района;

- по поручению заместителей главы администрации;

- по инициативе органов администрации Чугуевского муниципального района;

- по инициативе муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.

Глава 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО АКТА

Статья 4. Структура правового акта

1. Текст муниципального правового акта состоит из содержательной части и реквизитов.

1.1. Содержательная часть муниципального правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.

1.2. Реквизиты муниципального правового акта - обязательные сведения, включаемые в текст муниципального правового акта для признания его действительным.

2. Содержательная часть муниципального правового акта имеет следующие основные структурные элементы:

1) наименование - кратко отражает предмет его регулирования;

2) преамбула (констатирующая часть) - разъясняет основания, цели и мотивы принятия муниципального правового акта. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается;

3) резолютивная (постановляющая) часть - решение по существу рассматриваемого вопроса.

3. Муниципальные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Чугуевского муниципального района;

2) обозначение органа, принявшего правовой акт, вид правового акта;

3) дата подписания правового акта;

4) номер правового акта;

5) место принятия, в качестве которого указывается с. Чугуевка;

6) подпись главы Чугуевского муниципального района, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике), его инициалы
и фамилию.

Статья 5. Виды текстов правовых актов и общие требования к их оформлению

1. Различаются следующие виды текстов муниципального правового акта:

1) подлинный текст муниципального правового акта - эталонный экземпляр текста муниципального правового акта, оформленный в одном экземпляре;

2) официально опубликованный текст муниципального правового акта - текст, опубликованный в источниках официального опубликования в установленном порядке;

3) заверенная копия муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, заверенный печатью организационного отдела и подписью специалиста организационного отдела, уполномоченного заверять копии;

4) незаверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, не заверенный печатью и подписью специалиста организационного отдела.

2. Слова и выражения в муниципальном правовом акте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и краевом законодательстве.

В нем могут даваться определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.

3. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью муниципального правового акта, как правило, оформляются в виде приложения к нему.

4. Даты в содержательной части муниципального правового акта, реквизиты оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности - день месяца (арабскими цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (арабскими цифрами) с добавлением слова “год“ в соответствующем падеже без сокращения.

5. Нумерация муниципальных правовых актов ведется в пределах календарного года исходя из даты их принятия.

6. Положения, правила и другие правовые акты, являющиеся приложениями к муниципальному правовому акту, имеют следующие структурные элементы: главы, статьи, части и пункты.

7. Главы, статьи, части и пункты положения, правил и других правовых актов, оформленных в виде приложений к
муниципальному правовому акту, должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Статьи, части и пункты в пределах всего правового акта должны иметь сквозную нумерацию.

8. Вновь включаемым в текст правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. В случае утратившим силу одного или нескольких структурных элементов содержательной части правового акта нумерация остальных структурных элементов в тексте данного правового акта не изменяется.

9. Заголовок главы или статьи муниципального правового акта включает соответственно слово “глава“ или “статья“, порядковый номер с точкой после него и наименование главы или статьи. Точка в конце наименования не ставиться.

Глава 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ

(ИЗДАНИЯ) МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 6. Подготовка и согласование муниципальных правовых актов

1. К основным этапам издания правовых актов относятся следующие:

1) поручение главы Чугуевского муниципального района должностному лицу о подготовке проекта правового акта;

2) определение главой Чугуевского муниципального района, либо должностными лицами, ответственными за подготовку проекта, круга лиц, осуществляющих подготовку проекта, его согласование;

3) разработка проекта муниципального правового акта;

4) рассмотрение и согласование проекта муниципального правового акта;

5) подписание (издание) муниципального правового акта;

6) официальное опубликование (обнародование) муниципального правового акта (касается только нормативных правовых актов);

7) вступление в силу муниципального правового акта.

2. В процессе работы над проектом изучаются относящиеся к теме проекта Законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов власти Приморского края, акты органов местного самоуправления Чугуевского муниципального района.

Статья 7. Структура проекта правового акта (далее по тексту - Проект)

1. Проект должен
иметь соответствующее его содержанию краткое наименование.

2. Проект состоит, как правило, из 2 частей: констатирующей и постановляющей (предписывающей).

В констатирующей части указываются причины, основания, цели составления правового акта.

Проекты, подготовленные на основании или во исполнение нормативных правовых актов, в констатирующей части должны содержать реквизиты этих документов:

- вид документа (закон, указ, постановление т.д.);

- принявший орган (Правительство Российской Федерации, Губернатор (Администрация) Приморского края и т.д.);

- дату принятия;

- номер;

- наименование.

Ведомственные нормативные акты и письма Министерств, агентств и ведомств не являются основанием для принятия муниципальных правовых актов, а могут быть лишь учтены.

3. Проекты документов, предоставляемые на рассмотрение главе Чугуевского муниципального района, должны отвечать следующим требованиям:

1) текст документа должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований, не превышающим 2 - 3 страниц машинописного текста. Изложены грамотно с соблюдением правил синтаксиса и орфографии, стилистически выдержаны;

2) содержать перечень и объемы работ, которые необходимо выполнить в реальные сроки и конкретные предложения по организации их выполнения и обеспечения финансированием исполнителя работ (если необходимо).

4. Текст муниципального правового акта должен соответствовать шрифту N 13, название правового акта должно находиться по середине страницы, шрифтом N 13, жирным курсивом.

5. Проекты должны содержать:

- конкретные мероприятия с обязательным определением источника финансирования, если их выполнение требует финансовых затрат;

- полное наименование организаций, сокращения (кроме общеупотребляемых) не допускаются;

- определение исполнителей;

- определение сроков исполнения;

- указания, на кого возложен контроль;

- указания сроков вступления в силу данного акта.

Статья 8. Правила подготовки и оформления муниципальных правовых актов

1. Правила подготовки и оформления муниципальных правовых актов должны обеспечить соответствие правовых актов единым требованиям законодательной (юридической) техники, установленным федеральным и краевым законодательством.

2. Нормы оформления проектов правовых актов, процедура
их согласования определяются Инструкцией по делопроизводству в администрации Чугуевского муниципального района, Регламентом администрации Чугуевского муниципального района, настоящим Положением.

3. Ответственность за качество подготовки и правильность оформления проекта правового акта, его необходимое согласование с должностными лицами и организациями несут исполнители и руководители структурных подразделений администрации, органов местного самоуправления, разработавшие данный проект правового акта.

4. Ответственность за обоснованность и законность правового акта главы Чугуевского муниципального района несет глава Чугуевского муниципального района.

5. Проект правового акта должен быть представлен в виде отчетливо напечатанного текста. Для ускорения процесса согласования к проекту может быть приложен текст проекта правового акта на магнитном носителе.

Статья 9. Порядок и сроки согласования проекта правового акта

1. К проекту правового акта в обязательном порядке прилагается лист согласования (в единственном экземпляре), включающий внешнее согласование (руководителей внешних организаций, упомянутых в проекте) и внутреннее согласование (руководителей и специалистов аппарата администрации). Согласование оформляется путем визирования на листе согласования проекта документа должностными лицами. Виза включает в себя личную подпись должностного лица, расшифровку подписи, название должности визирующего лица и дату.

Замечания и дополнения к проекту документа излагаются на листе согласования или отдельном листе, о чем при визировании ставится отметка: “Замечания прилагаются“.

2. Рассылка на согласование нескольких вариантов проектов правовых актов главы городского округа с листами согласования исключается.

3. Порядок согласования предполагает следующую последовательность визирования:

а) курирующим соответствующие направления работы заместителем главы администрации;

б) руководителем органа администрации разработчика проекта;

в) разработчиками проекта, специалистами;

г) проекты правовых актов, затрагивающие финансовые вопросы, обязательно согласовываются с финансовым управлением;

д) юридическим отделом;

е) заинтересованными органами и структурными подразделениями;

ж) руководителем аппарата;

з) организационный отдел завершает процедуру визирования проверкой делопроизводства.

4. Сроки согласования.

Согласование должно проводиться в следующие сроки -
(документ объемом не свыше 5 листов):

Один день - руководители структурных подразделений;

Два дня - заместитель главы, курирующий структурное подразделение, подготовившее проект;

Один день - руководитель аппарата;

Два дня - финансовое управление;

Три дня - юридический отдел;

Один день - организационный отдел;

Три дня - для дополнительного изучения и проработки вопроса.

Исполнитель контролирует проставление дат в листе согласования при визировании.

5. Проект считается согласованным при наличии виз всех заинтересованных лиц.

6. В случае несогласия с предлагаемым проектом лицо, указанное в п. 3 настоящей статьи, излагает свои замечания и предложения в письменном виде и прилагает их к проекту.

7. При наличии разногласий по проекту руководитель, готовящий проект, должен провести обсуждение с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Если такое решение не найдено, к проекту прилагаются подлинники замечаний и справка с изложением аргументов, на основании которых замечания не учтены.

8. На листе согласования указывается дата поступления документа в тот или иной согласующий орган и дата его окончательного согласования. При наличии особого мнения, разногласий, замечаний и предложений к проекту согласующим органом указывается их наличие, дата и ставится подпись.

9. Особое мнение либо возражение по подготовленному проекту документа излагается в отдельной справке, которая прилагается к соответствующему проекту документа.

10. При внесении существенных изменений в первоначальный текст проекта документа его содержание в окончательной редакции визируется в том же порядке.

11. В случае масштабной текстовой коррекции либо необходимости сбора дополнительной информации и подготовки запросов сроки согласования могут быть продлены, о чем в листе согласования ставится отметка с обоснованием причин.

12. При внесении существенных текстовых изменений инициатор коррекции текста должен довести информацию о вносимых изменениях исполнителю.

13. В случае возврата проекта правового акта исполнителю
на доработку сроки внесения изменений и исправлений не должны превышать 4 дней. При внесении существенных изменений в проект правового акта процедуру согласования необходимо продублировать.

14. В целом вся процедура согласования с учетом необходимых согласований не должна превышать срока одного календарного месяца.

15. За нарушение сроков согласования проектов правовых актов должностное лицо, согласующее документ, несет дисциплинарную ответственность.

Статья 10. Рассмотрение проекта правового акта

1. Проект правового акта, имеющий мотивированное несогласие должностных лиц, дорабатывается исполнителем и заново вносится на согласование с ними. В случае не устранимых в ходе согласования противоречий проект выносится на совещание (консультативный совет), организованное исполнителем и руководителем, подготовившими проект. На основании решений совещания (консультативного совета) в него вносятся поправки дополнения. Доработанный проект согласовывается вторично с лицами, внесшими замечания, и заместителем главы - курирующим подразделение. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект документа внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его содержания.

2. Проекты документов с принципиальными разногласиями по проекту в обязательном порядке обсуждаются на оперативном совещании заместителей.

3. Проекты правовых актов могут быть признаны управляющим делами администрации неподготовленными к подписанию и отправлены на доработку исполнителю в случаях:

- отсутствия необходимых согласований должностных лиц, организаций, учреждений;

- отрицательных заключений по результатам рассмотрения проекта правового акта;

- наличия разногласий по проекту правового акта, выявившихся в процессе его согласования.

4. Результатами рассмотрения проекта правового акта могут быть решения главы Чугуевского муниципального района:

- о подписании проекта;

- о направлении на доработку;

- об отклонении проекта в связи с его нецелесообразностью.

Статья 11. Порядок сдачи на подпись

1. Согласованные проекты муниципальных правовых актов сдаются в организационный отдел для подписания главой Чугуевского муниципального района.

2. К проектам в обязательном
порядке прикладываются документы и справки, на основании которых проекты подготовлены.

3. Организационный отдел передает проекты муниципальных правовых актов руководителю аппарата на подписание главе Чугуевского муниципального района в течение дня.

4. Постановления и распоряжения главы Чугуевского муниципального района подписываются главой Чугуевского муниципального района.

Постановления и распоряжения администрации Чугуевского муниципального района подписываются главой Чугуевского муниципального района, главой администрации.

Иные должностные лица органов местного самоуправления подписывают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом Чугуевского муниципального района.

Статья 12. Регистрация муниципальных правовых актов

1. Датой принятия муниципальных правовых актов считается дата подписания документа главой Чугуевского муниципального района, главой администрации. Дата подписания определяется датой регистрации.

2. Подписанные муниципальные правовые акты подлежат обязательной регистрации в организационном отделе.

Статья 13. Рассылка муниципальных правовых актов

Подписанные главой Чугуевского муниципального района, главой администрации постановления и распоряжения, после их регистрации в организационном отделе, в течение 2-х дней специалистами организационного отдела рассылаются лицам, структурным подразделениям и организациям в соответствии с рассылкой, указанной в листе согласования.

Глава 4. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Статья 14. Внесение изменений в муниципальные правовые акты

1. Внесение изменений в муниципальные правовые акты осуществляется путем издания правового акта того же вида.

2. Внесение значительного числа изменений в правовой акт может осуществляться путем принятия его в новой редакции.

3. При внесении изменений в правовой акт путем принятия его в новой редакции не допускается изменение наименования правового акта.

4. Если при подготовке проекта выявляется необходимость внесения изменений в ранее принятые правовые акты или по одному и тому же вопросу имеется несколько актов, в целях их упорядочения и устранения множественности разрабатывается новый акт. В проект такого правового акта включаются как новые, так и ранее принятые нормы, которые сохранили свою силу.

Одновременно в проект вписывается пункт о признании ранее действовавших актов или отдельных их частей утратившими силу.

Изменения и дополнения в правовые акты вносятся аналогичным актом (в постановление - постановлением, в распоряжение - распоряжением) и в том же порядке, по согласованию с теми же лицами, как при подготовке основного акта.

Глава 5. ДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА

ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ

Статья 15. Действие муниципальных правовых актов во времени

1. Действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу, а прекращается в момент утраты ими юридической силы.

2. Муниципальные правовые акты действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься на определенный период.

3. Муниципальные правовые акты ненормативного характера действуют в течение указанного в них срока или в течение срока содержащихся в них предписаний.

Статья 16. Приостановление действия муниципального правового акта

1. Действие муниципального правового акта или отдельных его положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.

2. Действие муниципального правового акта приостанавливается актом того же вида.

Статья 17. Утрата муниципальным правовым актом юридической силы

1. Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

1) истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;

2) принятия и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый муниципальный правовой акт;

3) признания муниципального правового акта или его отдельных положений утратившим силу правовым актом;

4) признания муниципального правового акта или его отдельных положений утратившим силу по решению суда.

2. Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также правовые акты (отдельные положения), которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.

3. Муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено правовым актом или судебным решением.

Статья 18. Обратная сила муниципального правового акта

1. Действие муниципального правового акта, как правило, не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.

2. Придание муниципальному правовому акту обратной силы не допускается, если муниципальный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность.

Статья 19. Действие муниципального правового акта в пространстве и по кругу лиц

1. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всей территории Чугуевского муниципального района.

2. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории Чугуевского муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и краевым законодательством.

Глава 6. УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 20. Учет муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты учитываются в организационном отделе администрации Чугуевского муниципального района. Специалисты отдела должны обеспечить получение государственными органами Российской Федерации, государственными органами Приморского края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами точных сведений о дате принятия (подписания) муниципального правового акта, дате и источниках его официального опубликования, моменте его вступления в силу, внесении в него изменений, моменте прекращения действия, а также о действующей редакции правового акта и редакции этого акта по состоянию на любой день за весь период его действия.

Статья 21. Хранение подлинников муниципальных правовых актов

Подлинники муниципальных правовых актов хранятся в организационном отделе администрации Чугуевского муниципального района, в который они передаются после подписания. Правовые акты хранятся в организационном отделе администрации Чугуевского муниципального района в течение 5 лет, после чего в установленном порядке сдаются на хранение в государственный архив.

Вместе с подлинниками правовых актов в организационном отделе хранятся, а в последующем сдаются в государственный архив все документы, связанные с их принятием.

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Настоящий порядок обязателен для исполнения всеми структурными подразделениями и должностными лицами администрации Чугуевского муниципального района.

2. Должностные лица администрации несут персональную ответственность за нарушения утвержденного порядка подготовки проектов муниципальных правовых актов Чугуевского муниципального района.

Глава 8. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ

Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с изменением законодательства, по рекомендациям заместителей главы администрации Чугуевского муниципального района, оформляются постановлением главы Чугуевского муниципального района.