Законы и постановления РФ

Постановление Кабинета Министров РА от 20.11.2006 N 156 “О Концепции развития здравоохранения в Республике Адыгея на 2006 - 2010 годы“

Вступил в силу с 20 ноября 2006 года (пункт 5 данного документа).

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2006 г. N 156

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

В целях дальнейшего совершенствования развития здравоохранения Республики Адыгея и выполнения первоочередных мер по реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ на территории Республики Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения в Республике Адыгея на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Министерству здравоохранения Республики Адыгея и Адыгейскому республиканскому фонду обязательного медицинского страхования обеспечить организацию и проведение мероприятий Концепции.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований при организации медицинской помощи населению руководствоваться
данной Концепцией.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Адыгея.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

И.о. Премьер-министра

Республики Адыгея

К.И.ПАРАНУК

Приложение

к постановлению

Кабинета Министров

Республики Адыгея

от 20 ноября 2006 г. N 156

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ

I. Введение

В последние годы происходит ухудшение демографической ситуации и состояния здоровья населения Республики Адыгея. В деятельности лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) растет платный сектор, в том числе и теневой. Размеры финансирования из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются нерационально, усиливаются структурные диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Недостаточно обеспечиваются государственные гарантии в лекарственном обеспечении льготных категорий населения. Растет социальная напряженность. Внедрение системы ОМС произошло фрагментарно. Все это требует принятия неотложных мер по повышению эффективности деятельности системы здравоохранения.

II. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, уменьшение медико-социальных последствий болезней, уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни.

Задачи Концепции:

1) повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

2) обеспечение доступности и качества медицинской и лекарственной помощи;

3) улучшение состояния здоровья детей и матерей;

4) предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний;

5) повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

6) сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения.

Реализация задач Концепции будет осуществляться с учетом выполнения принятого в 2005 году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решения о реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“, рассчитанного на
среднесрочную перспективу, Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2006 году.

III. Основные принципы реализации Концепции

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

1) всеобщности, социальной справедливости и доступности медицинской помощи населению вне зависимости от его социального статуса, уровня дохода и места жительства;

2) профилактической направленности;

3) экономической эффективности функционирования медицинских учреждений;

4) единства медицинской науки и практики здравоохранения;

5) активного участия населения в решении вопросов здравоохранения.

В сложившихся условиях приобретают важное значение:

1) формирование единой государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

2) обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;

3) развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

4) совершенствование законодательного регулирования деятельности в сфере здравоохранения, гармонизации законодательной базы федерального и регионального уровней;

5) проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;

6) повышение уровня квалификации медицинских работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;

7) поэтапное увеличение заработной платы работников здравоохранения;

8) повышение социальной защищенности медицинских работников, страхование их профессиональной ответственности;

9) организация и дальнейшее совершенствование деятельности профессиональных медицинских ассоциаций, привлечение их к реализации государственной политики в области здравоохранения;

10) совершенствование государственного регулирования в области обеспечения медикаментами и медицинской техникой;

11) повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к финансированию видов медицинской помощи, не гарантированных государством.

IV. Совершенствование организации и качества

медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации медицинской помощи являются перенос части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской
помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Одним из возможных путей развития такого института будет придание врачам общей (семейной) практики статуса юридического лица. При этом они могут формировать бюджет практики, быть распорядителями средств для финансирования объема медицинской помощи их пациентам. Экономическая заинтересованность и конкуренция делают врача общей практики ответственным за рациональный медицинский маршрут пациентов и обеспечивают непрерывность его наблюдения.

В поликлиниках при этом должна развиваться консультативно-диагностическая служба со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием. На их базе могут быть развернуты отделения реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ за счет федеральных и республиканских средств будет улучшена диагностика заболеваний путем оснащения муниципальных медицинских учреждений первичного звена диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом.

За счет увеличения объемов и улучшения качества амбулаторно-поликлинической, в том числе стационарозамещающей, медицинской помощи ожидается снижение затрат на дорогостоящую стационарную медицинскую помощь и уменьшение количества вызовов на скорую медицинскую помощь по поводу неотложных состояний.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого нужно реорганизовать коечный фонд стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, а также расширить объемы медицинской помощи в стационарах дневного или краткосрочного пребывания, внедрить стационарозамещающие технологии (центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому), что позволит сократить количество койко-дней пребывания пациента в стационаре. При реструктуризации коечного фонда больниц следует предусматривать распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

1) интенсивного лечения - до 20%;

2) восстановительного лечения - до 45%;

3) длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до 20%;

4) медико-социальной помощи - до 15%.

Необходимо укрепить службу
скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи, экстренной госпитализации пациентов. В рамках приоритетного национального проекта необходимо обеспечить станцию и отделения скорой медицинской помощи необходимым количеством санитарного автотранспорта.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций между каждым этапом оказания медицинской помощи, а также различными видами медицинской помощи и типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня управления и финансирования медицинской помощи.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов (моделей) диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях. Их создание позволит разработать единые подходы к совершенствованию экспертизы качества оказания медицинской помощи. Экспертиза оказания медицинской помощи будет учитывать удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг. Стандартизация медицинских услуг позволит увеличить объемы и качество гарантированной медицинской помощи. Стандартизация медицинских услуг дает возможность рассчитать их реальную стоимость, создает условия к переводу принципа оплаты медицинских услуг от сметного финансирования учреждений здравоохранения (за койко-день и посещение) к оплате “за законченный случай лечения“ и созданию системы управления качеством оказываемой медицинской помощи.

Основными направлениями деятельности учреждений здравоохранения по снижению предотвратимой смертности населения являются:

1) профилактика сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений;

2) предупреждение инвалидизации и смертности лиц трудоспособного возраста от травм, несчастных случаев и других причин внешнего воздействия;

3) профилактика и раннее выявление злокачественных новообразований;

4) контроль и анализ эпидемиологической ситуации, связанной с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

Приоритетным направлением деятельности здравоохранения становится профилактика заболеваний путем диспансеризации населения Республики Адыгея. Основная цель диспансеризации - раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основной причиной
смертности и инвалидизации населения. В рамках реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ будет проводиться диспансеризация работающих граждан и дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Результатом диспансеризации станет создание предпосылок для снижения инвалидизации, преждевременной смертности населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в Республике Адыгея, получения экономического эффекта от снижения затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности и инвалидности, предупреждения случаев затратного стационарного лечения больных.

В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения необходимо обеспечить оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи всем нуждающимся гражданам независимо от места жительства и их социального положения.

Доступность для жителей Республики Адыгея высокотехнологичных видов медицинской помощи необходимо решать по двум направлениям:

1) за счет увеличения количества больных, направляемых в федеральные медицинские учреждения по квотам Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, повышения числа квот в федеральные учреждения, расположенные в Южном федеральном округе и других субъектах Российской Федерации, увеличения финансирования из республиканского бюджета на проведение дорогостоящих видов лечения и оказание материальной помощи больным на проезд к месту лечения и обратно;

2) за счет внедрения в республиканских ЛПУ высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению. Активизировать работу по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, и другими заболеваниями, представляющими социальную опасность для окружающих.

Необходимо дальнейшее совершенствование работы по снижению уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями, в первую очередь - управляемыми средствами иммунопрофилактики, а также имеющими тенденцию к массовому распространению.

В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения необходимо проводить обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных
вирусами гепатитов В и С, а также обеспечить их организованное лечение. Проводить иммунизацию населения в рамках выполнения национального календаря профилактических прививок, а также гриппа.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней, совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторных учреждений системы здравоохранения, оздоровительных учреждений.

V. Охрана здоровья матери и ребенка

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи детям, по развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, охране репродуктивного здоровья населения. В этих целях необходимо решение следующих задач:

1) снижение младенческой смертности;

2) сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах их развития;

3) сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных.

С целью снижения младенческой смертности необходимо обратить особое внимание на снижение перинатальной смертности, совершенствование пренатальной диагностики патологии со стороны плода, кроме того, в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, начиная с 2007 года, расширить обследование новорожденных на адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз. Необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений службы охраны материнства и детства, дальнейшее оснащение их современным лечебно-диагностическим оборудованием, внедрение новых технологий в области диагностики и лечения, подготовка и переподготовка соответствующих специалистов.

Особое значение придается проведению диспансеризации детского населения. При этом необходимо проведение диспансеризации в 3 этапа: 1 этап - скрининг-тестирование детей, 2 этап - педиатрический, 3 этап - специализированный, последующее дообследование детей с выявленной патологией с использованием современных методов диагностики, формирование групп детей повышенного риска развития заболевания, а также разработка и проведение в рамках II этапа диспансеризации детей комплекса лечебно-оздоровительных и реабилитационных
мероприятий. Особое внимание необходимо уделять состоянию здоровья школьников, обеспечению горячим питанием всех учащихся, вопросам беспризорности и безнадзорности.

Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развитие новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

В целях сохранения и укрепления здоровья женщин, в том числе беременных, а также новорожденных детей в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Республике Адыгея необходимо дальнейшее совершенствование качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным детям по проекту “Родовый сертификат“. Необходимо дальнейшее совершенствование работы по профилактике абортов, оснащению кабинетов планирования семьи территориальных поликлиник Республики Адыгея оргтехникой и другим оборудованием.

VI. Совершенствование системы

финансирования здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Система финансирования должна обеспечить использование ресурсов в качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества медицинской помощи, реформирования системы здравоохранения, а также создать экономические рычаги управления отраслью.

В этих целях необходимо:

1) обеспечить соблюдение соответствия объемов медицинской помощи и финансового обеспечения в программе государственных гарантий;

2) обеспечить переход здравоохранения на страховую модель с одноканальным принципом финансирования и оплатой медицинских услуг “за законченный случай лечения“;

3) установить тарифы на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем необходимые затраты на их производство в рамках территориальной программы государственных гарантий;

4) разработать единую систему оплаты медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, стимулирующую эффективную работу медицинских учреждений и способствующую переносу акцентов со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую;

5) обеспечить целенаправленность и прозрачность финансовых потоков в системе здравоохранения.

Необходимо:

1) осуществлять финансирование медицинских учреждений через страховые
медицинские организации;

2) сформировать механизмы участия населения в покрытии части затрат за оказание медицинской помощи (развитие системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг, оказываемых сверх программы государственных гарантий).

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств необходимо:

1) обеспечить централизацию средств для закупки медикаментов и оборудования на конкурсной основе;

2) обеспечить более строгий контроль за расходованием финансовых средств.

VII. Совершенствование системы

управления здравоохранением

Федеральное и региональное законодательства должны составлять единую согласованную систему, построенную на единых принципах, заданных Конституцией Российской Федерации, для чего необходимо принятие федеральных законов о государственной системе здравоохранения, муниципальном и частном здравоохранении, регионального закона о здравоохранении.

Для проведения единой политики государства в области здравоохранения в Республике Адыгея необходимо модернизировать структуру управления отраслью, основным принципом формирования которой является единство целей деятельности на региональном и муниципальном уровнях управления.

На республиканском уровне - определение тактики развития отрасли с учетом региональных особенностей, разработка законодательной и нормативной правовой базы регионального здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, формирование, организация и контроль исполнения региональных программ развития отрасли и оказания медицинской помощи.

На муниципальном уровне - организация и отчетность исполнения региональных программ развития здравоохранения и оказания медицинской помощи.

Главным направлением совершенствования системы управления становится обеспечение ее целостности за счет единых для здравоохранения Российской Федерации и Республики Адыгея подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. Целостность здравоохранения на территории Республики Адыгея должна обеспечить система медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Основой системы планирования должны стать федеральные показатели развития здравоохранения, определяющие цели и задачи государственной политики на определенный период.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении применяются федеральные медико-социальные стандарты, включающие
в себя основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами и средними медицинскими работниками, нормативы подушевого финансирования здравоохранения, методики расчета нормативов ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения.

Территориальные нормативы развития здравоохранения определяют цели и задачи государственной политики в области здравоохранения и утверждаются на республиканском уровне. Они включают:

1) показатели состояния здоровья населения Республики Адыгея, в достижение которых должна внести вклад система здравоохранения Республики Адыгея как часть системы охраны здоровья;

2) объемы финансирования здравоохранения за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;

3) общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

4) мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

5) основные направления профилактической деятельности;

6) нормативы затрат в амбулаторном и стационарном секторе.

На базе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению. В результате на республиканском уровне принимается конкретная программа оптимизации структуры медицинской помощи, обеспечивающая улучшение использования ресурсов здравоохранения при обеспечении помощью установленного качества.

Территориальные программы государственных гарантий служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципальных образований.

Органы управления здравоохранением осуществляют контроль за выполнением нормативов и показателей.

Повышению эффективности управления будет способствовать введение системы трудовых договоров для руководителей органов и учреждений здравоохранения, предусматривающих их личную ответственность за реализацию государственных программ и муниципальных заказов здравоохранения.

При необходимости предусмотреть возможности интеграции ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения с учетом их отраслевых особенностей и территориальной расположенности. Это позволит привести деятельность ведомственных учреждений здравоохранения к единому нормативно-правовому обеспечению и порядку стандартизации в сфере медицинских услуг, что даст возможность вовлечь учреждения ведомственной медицины в реализацию территориальной программы государственных гарантий.

Отдельные ведомственные учреждения здравоохранения могут быть переданы в республиканскую или муниципальную собственность.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся негосударственный сектор. Создание условий для развития частной медицинской деятельности является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить равные права медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, с государственными и муниципальными организациями для работы в системе обязательного медицинского страхования и участия в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различных форм собственности, врачебных практик в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Важнейшим инструментом обеспечения управляемости здравоохранения является дальнейшая компьютеризация органов управления и учреждений системы здравоохранения.

В целях реализации Концепции необходимо продолжить планомерное оснащение органов и учреждений здравоохранения муниципальных образований средствами компьютерной техники и программными продуктами.

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ обеспечить формирование и ведение федеральных регистров медицинских работников и мониторинга медицинского оборудования.

В целях оптимизации системы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в ЛПУ организовать автоматизированные рабочие места по выписке и учету льготных рецептов.

Необходимо обеспечить выравнивание технических возможностей ЛПУ, оснащение их модемной связью и выходом в Интернет, создание единой компьютерной сети здравоохранения Республики Адыгея в целях внедрения телемедицинских технологий.

VIII. Развитие медицинского образования

и кадровой политики

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ необходимо осуществлять дополнительную подготовку и переподготовку врачей по специальностям “Терапия“, “Педиатрия“, “Общая врачебная практика“ для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях первичного звена медико-санитарной помощи, а также производить дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена в полном объеме: врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, а также медицинским сестрам врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо усовершенствовать системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.

Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также сертификацию специалистов отрасли, ввести трехуровневую систему подготовки кадров.

Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, с передачей медсестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. Следует перейти к практике формирования органами здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами. С целью проведения активной кадровой политики необходимо:

1) совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;

2) регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на основе тарифного соглашения с профессиональными медицинскими ассоциациями;

3) обеспечить реализацию права работников здравоохранения на обязательное государственное страхование при исполнении служебных обязанностей, которые связаны с угрозой их жизни и здоровью.

В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:

1) создать базу нормативных документов по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

2) организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, студентов медицинских образовательных учреждений;

3) проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

IX. Совершенствование лекарственного обеспечения,

гарантии в области лекарственной помощи населению

Обеспечение качественного ассортимента и повышение доступности лекарственных средств необходимо достигнуть за счет:

1) повышения эффективности государственного контроля качества лекарственных средств, поступающих в лечебно-профилактические и аптечные учреждения;

2) внедрения персонифицированного учета льготных категорий граждан региональной и муниципальной ответственности;

3) разработки и внедрения формуляров лекарственных средств в учреждениях здравоохранения Республики Адыгея.

Государственная политика обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме по приемлемым ценам и при соответствующем качестве. Реализация этой политики осуществляется путем создания рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции между собой фармацевтических предприятий независимо от форм собственности.

Для усиления контроля за качеством лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения необходимо укрепить существующую контрольно-разрешительную систему на всех этапах экспертизы, стандартизации и государственного контроля.

Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются: гарантированное лекарственное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий, введение лекарственных формуляров в стандарты оказания медицинской помощи.

В целях эффективного расходования государственных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан медикаментами, предусматриваются: разработка и внедрение жесткой системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению.

В области оптовых закупок и розничной продажи следует:

1) ввести конкурсную основу и обеспечить гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств через создание тендерной комиссии;

2) обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации, контроля за соблюдением стандартов;

3) стимулировать постоянное наличие установленной номенклатуры лекарственных средств и контроль за ее обеспечением: в розничной продаже - по группам социально-опасных и социально значимых заболеваний; в стационарной сети - по программе государственных гарантий.

В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:

1) создать механизмы регулирования цен на лекарственные средства;

2) совершенствовать организацию лекарственной помощи и управление фармацевтической деятельностью.

X. Расширение социальной базы здравоохранения

Под расширением социальной базы здравоохранения понимается привлечение к работе по охране здоровья граждан и медико-социальной помощи непрофессиональных общественных и медицинских организаций, а также отдельных лиц.

Совместная работа органов здравоохранения с участниками социальной базы здравоохранения повысит эффективность информационно-профилактической работы, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи с социально незащищенными слоями населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами. Сотрудничество с организациями религиозных конфессий обеспечит не только духовную поддержку больным людям, но и совместную работу по решению сложных этических и нравственных проблем современной медицины и медико-биологических научных исследований.

Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:

1) поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями, содействие в координации их деятельности;

2) широкое привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам (коронарные клубы, общества больных диабетом, бронхиальной астмой и т.п.);

3) создание единой общегосударственной системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информ“ции в популяризации здорового образа жизни, решение иных вопросов в интересах здравоохранения, развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;

4) содействие мероприятиям, направленным на сохранение и защиту нравственного здоровья общества. Для этого необходима работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству, сокращение числа абортов;

5) развертывание системы подготовки работников правоохранительных органов, других социальных служб для оказания первой медицинской помощи.

XI. Механизмы реализации Концепции

Для практического осуществления положений Концепции разрабатываются законодательные и нормативные акты, а также планы конкретных мероприятий по выполнению каждого раздела Концепции, согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами. Создаются экономические механизмы для реализации конкретных положений Концепции.