Законы и постановления РФ

Постановление Конституционного Суда РА от 06.09.2006 N 4-П “По делу о проверке конституционности постановления Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ “О даче согласия Администрации муниципального образования “Город Майкоп“ на ликвидацию муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 23 мая 2006 года N 928 и распоряжения Главы муниципального образования “Город Майкоп“ “О ликвидации муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 31 мая 2006 года N 2268-р в связи с коллективной жалобой граждан в лице Адыгейского регионального отделения политической партии ЛДПР“

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2006 г. N 4-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД МАЙКОП“ “О ДАЧЕ

СОГЛАСИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД

МАЙКОП“ НА ЛИКВИДАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ “ФИРМЕННЫЙ

КИНОТЕАТР РОССИЙСКОГО ФИЛЬМА “ОКТЯБРЬ“ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД МАЙКОП“ ОТ 23 МАЯ 2006 ГОДА N 928 И

РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД

МАЙКОП“ “О ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

“ФИРМЕННЫЙ КИНОТЕАТР РОССИЙСКОГО ФИЛЬМА “ОКТЯБРЬ“

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД МАЙКОП“ ОТ 31 МАЯ

2006 ГОДА N 2268-Р В СВЯЗИ С КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБОЙ

ГРАЖДАН В ЛИЦЕ АДЫГЕЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО

ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЛДПР

Именем Республики Адыгея

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе: председательствующего В.А Купина, судей Н.А. Хазешук, А.М. Шадже, с участием представителя стороны, обратившейся с жалобой, И.В.
Дарвиной - заместителя координатора Адыгейского регионального отделения политической партии ЛДПР по юридическим вопросам,

представителей сторон, издавших оспариваемые акты: Д.Ю. Татаринцева - главного специалиста юридического отдела Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“, А.В. Коваленко - заместителя главы администрации муниципального образования “Город Майкоп“, Е.А. Артюшиной - юриста Управления культуры муниципального образования “Город Майкоп“, Ю.Н. Меркушева - ведущего специалиста Комитета по управлению имуществом муниципального образования “Город Майкоп“;

приглашенных: представителя прокуратуры Республики Адыгея М.А. Лактионовой - помощника прокурора Республики Адыгея, представителя Министерства культуры и печати Республики Адыгея Р.К. Ципинова - главного государственного инспектора по охране памятников истории и культуры Республики Адыгея,

руководствуясь пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пунктом 3 части 1 статьи 3, пунктом 11 части 2 статьи 22 Закона Республики Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановления Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ “О даче согласия администрации муниципального образования “Город Майкоп“ на ликвидацию муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 23 мая 2006 года N 928 и распоряжения главы муниципального образования “Город Майкоп“ “О ликвидации муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 31 мая 2006 года N 2268-р в связи с коллективной жалобой граждан в лице Адыгейского регионального отделения политической партии ЛДПР.

Поводом к рассмотрению дела явилась коллективная жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан вышеназванными актами.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Адыгея указанных актов Совета народных депутатов и главы администрации муниципального образования “Город Майкоп“.

Заслушав сообщение судьи-докладчика
В.А. Купина, объяснения представителей сторон, выступление приглашенных в заседание представителя Прокуратуры Республики Адыгея М.А.Лактионовой; представителя Министерства культуры и печати Республики Адыгея Р.К. Ципинова,

исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Адыгея обратился коллектив граждан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ “О даче согласия администрации муниципального образования “Город Майкоп“ на ликвидацию муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 23 мая 2006 года N 928 и распоряжением главы муниципального образования “Город Майкоп“ “О ликвидации муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 31 мая 2006 года N 2268-р.

По мнению заявителя, названные нормативные акты нарушают конституционные права и свободы граждан, предусмотренные пунктом 2 статьи 3, статьей 41, пунктом 2 статьи 49 Конституции Республики Адыгея.

Исходя из того, что основой для издания оспариваемого распоряжения главы администрации муниципального образования “Город Майкоп“ послужило постановление Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“, Конституционный Суд счел необходимым проверить на соответствие Конституции Республики Адыгея оспариваемое постановление, решение по которому повлечет правомерность либо неправомерность оспариваемого распоряжения.

Глава администрации муниципального образования “Город Майкоп“ реализовал оспариваемое постановление в конкретном деле, издав распоряжение “О ликвидации муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“.

2. Согласно пункту 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея и пункту 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“ Конституционный Суд Республики Адыгея по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона Республики Адыгея, иного нормативного
правового акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Постановление Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ является нормативным правовым актом Республики Адыгея (статья 7 Закона Республики Адыгея “О нормативных и иных правовых актах“). Следовательно, вопрос, поставленный в жалобе, является подведомственным Конституционному Суду Республики Адыгея.

3. В процессе подготовки дела к слушанию, а также в ходе судебного заседания было установлено, что при принятии оспариваемого постановления Совет народных депутатов руководствовался статьями 8, 94 Конституции Республики Адыгея, которые устанавливают самостоятельность местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в пределах своих полномочий, а также Законом Республики Адыгея “О местном самоуправлении“ (пункт 6 часть 11 статья 33), устанавливающим исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования в определении порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципального предприятия и учреждения.

Такой порядок на основании вышеуказанных норм закреплен в Уставе муниципального образования “Город Майкоп“ (пункт 2 статья 41).

По своему юридическому содержанию оспариваемое постановление носит предписывающе-разрешающий характер на ликвидацию муниципального предприятия. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Адыгея о самостоятельности органов местного самоуправления по вопросам местного значения непосредственно излагалась в ряде постановлений Конституционного Суда Республики Адыгея: по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея “О местном самоуправлении“ (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея “О местном самоуправлении“) от 15 сентября 1999 года N 8-П; по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея от 8 октября 1997 года N 54 “О местном самоуправлении“ от 15 июня 2001 года N 2-П; по делу о разрешении спора о компетенции между
Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования от 2 июля 2001 года N 3-П; по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея “О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2002 год“ в связи с запросом Совета народных депутатов Кировского сельского округа Майкопского района от 23 июля 2002 года N 9-П.

4. Муниципальное предприятие “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ является коммерческой организацией, созданной для осуществления аудиовизуального обслуживания жителей и удовлетворения их потребностей в культурно-массовых мероприятиях (раздел I пункт 1 устава предприятия). Для выполнения уставных задач предприятию было передано в хозяйственное ведение здание кинотеатра “Октябрь“ (раздел IV пункт 19 устава предприятия), расположенное по улице Советская, 203 и являющееся неотъемлемым, недвижимым, определенно-целевым имуществом муниципального предприятия, без наличия которого невозможны были ни создание, ни деятельность вышеназванного предприятия.

Здание кинотеатра “Октябрь“ построено в 1957 году и включено в список недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования “Город Майкоп“ в 2004 году (Список недвижимых памятников истории и культуры на территории города Майкопа Республики Адыгея лист 39 N 74). Следовательно, здание кинотеатра является специализированным, социально значимым, публично ориентированным культурным сооружением, которое служит гарантией более чем ста семидесяти тысячам граждан муниципального образования “Город Майкоп“ на удовлетворение культурных и духовных потребностей, установленных Конституцией Республики Адыгея (пункт 2 статья 3, статья 41, пункт 2 статья 49).

5. Согласно статье 6 Закона Республики Адыгея “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)“ от 10 августа 2006 года N 21 полномочия органов местного самоуправления в
области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия устанавливаются Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В соответствии с частью 1.1 статьи 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 17, 18 части 1 статьи 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для организации досуга и обеспечение жителей городского округа услугами организации культуры, сохранения, использования объектов культурного наследия, охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа. С данными нормами корреспондируются и нормы Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, в частности, часть 1 статьи 33, которая устанавливает, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения нарушения установленного порядка их использования.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд. Республики Адыгея считает, что при принятии оспариваемого постановления представительный орган местного самоуправления Совет народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ обязан определить порядок управления и распоряжения недвижимым имуществом - зданием кинотеатра “Октябрь“, находящимся в пользовании ликвидируемого муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“. При этом необходимо учитывать как его социально-культурное предназначение и публичную значимость, так и то, что данный кинотеатр находится в городе, имеющем статус столицы субъекта Российской Федерации - Республики Адыгея.

На основании изложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 71, статьями 72, 85 Закона Республики Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“, Конституционный
Суд Республики Адыгея

постановил:

1. Признать не соответствующим пункту 2 статьи 3, статье 41, пункту 2 статьи 49 Конституции Республики Адыгея постановление Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ “О даче согласия администрации муниципального образования “Город Майкоп“ на ликвидацию муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“ от 23 мая 2006 года N 928 как не обеспечивающее определенность порядка использования недвижимого имущества - здания кинотеатра “Октябрь“ в случае ликвидации муниципального предприятия “Фирменный кинотеатр российского фильма “Октябрь“ муниципального образования “Город Майкоп“.

2. Совету народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ привести признанное неконституционным постановление в соответствие с Конституцией Республики Адыгея и с учетом пункта 5 резолютивной части настоящего постановления.

3. Правовые акты, принятые органами местного самоуправления на основании вышеназванного постановления, признанного противоречащим Конституции Республики Адыгея, утрачивают юридическую силу с момента принятия данного постановления.

4. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 76 Закона Республики Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“ настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газете “Майкопские новости“ и официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея: в газетах “Советская Адыгея“, “Адыгэ макъ“, а также в “Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея“.

Конституционный Суд

Республики Адыгея