Законы и постановления РФ

Определение Конституционного Суда РА от 17.03.2004 N 5-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Васильевой Натальи Петровны на нарушение ее конституционных прав постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2004 г. N 5-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

ВАСИЛЬЕВОЙ НАТАЛЬИ ПЕТРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД МАЙКОП“

Конституционный Суд в составе Председателя Купина В.А., судей Кулинченко О.М., Хазешук Н.А., заслушав в судебном заседании заключение судьи Хазешук Н.А., проводившей на основании статьи 41 Конституционного закона Республики Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“ предварительное изучение жалобы гражданки Васильевой Н.П., установил:

1. В Конституционный Суд Республики Адыгея поступила жалоба гражданки Васильевой Натальи Петровны на нарушение ее конституционных прав постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 29.01.2004 N 256 “Об утверждении тарифов
на оказание дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения“.

Заявительница полагает, что указанное постановление нарушает ее конституционное право, предусмотренное пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Адыгея.

По ее мнению, в перечень дополнительных платных медицинских услуг в данном постановлении включен весь объем медицинского обслуживания и лечения, который бесплатно гарантирован Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Адыгея и оплачивается из Фонда обязательного медицинского страхования.

2. Регулирование вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Адыгея (пункт “ж“ статьи 54 Конституции Республики Адыгея).

Общий порядок оказания медико-социальной помощи установлен “Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ (от 22.07.1993 с изменениями, внесенными Федеральным законом N 30-ФЗ от 02.03.1998).

Согласно статье 20 “Основ...“ гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Данной нормой предусмотрены и дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений, организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Адыгея охрана здоровья является обязанностью государства. Государство проводит и поддерживает мероприятия по предупреждению и лечению болезней, обеспечивает оказание общедоступной бесплатной медицинской помощи.

В обеспечение бесплатных мероприятий в сфере здравоохранения приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 907 “О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной помощи“ и постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.07.2001 N 244 “О программе государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея“. В них содержится перечень бесплатных медицинских услуг.

Государство принимает меры по развитию частной системы здравоохранения.

В целях развития
частной системы здравоохранения разработаны и приняты Правила предоставления платных услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 “Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями“. Данными Правилами установлен перечень платных медицинских услуг по оказанию профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

3. Анализ обжалуемого постановления Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ показал, что данный нормативный акт утверждает тарифы на оказание дополнительных платных медицинских услуг, но не содержит порядка оказания этих услуг, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27.

Кроме того, по формально-юридическому критерию анализируемый нормативный акт не определяет, являются ли эти услуги дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи либо нет.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ от 06.10.2003, пунктом 18 части 5 статьи 13 Закона Республики Адыгея “О местном самоуправлении“ с изменениями от 25.06.2002 N 71 и подпунктом 18 пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования “Город Майкоп“ установление тарифов на услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т.е. Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“.

Таким образом, Совет народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ вправе утверждать тарифы по оказанию платных медицинских услуг, оказываемых муниципальными лечебными учреждениями, руководствуясь при этом Конституцией Республики Адыгея и федеральным законодательством.

По мнению Конституционного Суда Республики Адыгея, отсутствие порядка и условий оказания платных медицинских услуг в постановлении Совета народных депутатов муниципального образования порождает неопределенность в правовых отношениях при применении данного нормативного акта и способствует возможности
приоритета оказания только платных медицинских услуг перед гарантированными бесплатными медицинскими услугами.

Позиция Конституционного Суда Республики Адыгея состоит в том, что платные медицинские услуги населению должны оказываться в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. При этом порядок, условия, критерии, требования к оказанию платных медицинских услуг необходимо определить в соответствующем нормативном акте, который должен быть понятен и доступен для населения.

4. Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Конституционного закона “О Конституционном Суде Республики Адыгея“ Конституционный Суд Республики Адыгея по жалобам граждан проверяет конституционность закона, иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Изучив существо жалобы и приложенные к ней материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея не обнаружил документов, подтверждающих применение либо возможность применения постановления Совета народных депутатов в конкретном деле, касающемся заявительницы Васильевой Н.П.

Следовательно, в силу статьи 90 Конституционного закона “О Конституционном Суде Республики Адыгея“ жалоба гражданки Васильевой Н.П. на нарушение ее конституционных прав постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 29.01.2004 N 256 “Об утверждении тарифов на оказание дополнительных платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения“ не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Республики Адыгея, поскольку она не является допустимой.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43, статьей 90 Конституционного закона “О Конституционном Суде Республики Адыгея“, Конституционный Суд Республики Адыгея

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Васильевой Натальи Петровны на нарушение ее конституционных прав постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 29.01.2004 N 256 “Об утверждении тарифов на оказание дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения“, поскольку она не отвечает требованиям Конституционного закона Республики
Адыгея “О Конституционном Суде Республики Адыгея“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Совету народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ внести до 1 июня 2004 года соответствующие изменения в постановление Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 29.01.2004 N 256 “Об утверждении тарифов на оказание дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения“ с целью его приведения в соответствие с требованиями настоящего определения.

3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее определение подлежит опубликованию в “Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея“ и в официальном издании муниципального образования - газете “Майкопские новости“.

Конституционный Суд

Республики Адыгея