Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры РА от 20.02.2004 N 7/7-2004 “На пункт 5 статьи 6, пункты 3, 4 статьи 15, пункты 1, 3 статьи 16, пункты 2, 4, 6 статьи 24, пункт 3 статьи 37, пункты 14, 16 статьи 38, подпункт 3 пункта 3 статьи 39, пункты 3, 4 статьи 48, пункт 2 статьи 61 Закона Республики Адыгея от 2 августа 2001 года N 31 “О выборах Президента Республики Адыгея“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРОТЕСТ

от 20 февраля 2004 г. N 7/7-2004

НА ПУНКТ 5 СТАТЬИ 6, ПУНКТЫ 3, 4 СТАТЬИ 15,

ПУНКТЫ 1, 3 СТАТЬИ 16, ПУНКТЫ 2, 4, 6 СТАТЬИ 24, ПУНКТ 3

СТАТЬИ 37, ПУНКТЫ 14, 16 СТАТЬИ 38, ПОДПУНКТ 3 ПУНКТА 3

СТАТЬИ 39, ПУНКТЫ 3, 4 СТАТЬИ 48, ПУНКТ 2 СТАТЬИ 61 ЗАКОНА

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 2 АВГУСТА 2001 ГОДА N 31 “О ВЫБОРАХ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ“

Прокуратурой Республики Адыгея проведен правовой анализ Закона Республики Адыгея “О выборах Президента Республики Адыгея“ (далее - Закон РА), в результате которого установлено, что в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 4 июля 2003 года N 96-ФЗ и N
102-ФЗ в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), он вступил в противоречие с федеральным законодательством.

1. Так, пунктом 5 статьи 6 Закона устанавливается, что голосование при досрочных выборах Президента Республики Адыгея должно быть проведено не позднее чем через сто восемьдесят дней и не ранее чем через семьдесят дней со дня принятия решения о назначении досрочных выборов, что противоречит пункту 2 статьи 10 Федерального закона, согласно которому голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

2. Согласно пункту 3 статьи 15 Закона участковые избирательные комиссии формируются соответствующим представительным органом местного самоуправления, на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Данное положение Закона противоречит пунктам 1, 2 статьи 22 и пункту 4 статьи 27 Федерального закона, в соответствии с которыми формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, общественных объединений, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы службы, учебы.

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети членов участковой избирательной комиссии на основе предложений, поступивших
от каждого избирательного объединения, избирательного блока, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея и (или) в соответствующем Совете народных депутатов города, района и (или) в сельском, поселковом Совете народных депутатов. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения, избирательного блока.

Данное положение Закона противоречит пункту 5 статьи 27 Федерального закона, согласно которому вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

4. Пунктами 1, 3 статьи 16 Закона устанавливается, что после регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея зарегистрированный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса и деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией заявления зарегистрированного кандидата о назначении члена избирательной комиссии.

Данное положение Закона противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно пункту 20 статьи 29 Федерального закона кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, список кандидатов и в
нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса со дня представления документов для регистрации.

5. Пунктами 2, 4 статьи 24 Закона устанавливается, что избирательные участки образовываются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, что противоречит пункту 2 статьи 19 Федерального закона, согласно которому избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

6. В соответствии с пунктом 6 вышеназванной статьи Закона списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на территории части населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются главой муниципального образования не позднее чем за двадцать пять дней до дня голосования, что противоречит пункту 7 статьи 19 Федерального закона, согласно которому списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

7. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона количество подписей избирателей в поддержку кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея, может превышать необходимое для регистрации количество подписей, установленное Законом, но не более чем на 15 процентов.

Данное положение Закона противоречит пункту 2 статьи 38 Федерального закона, согласно которому количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата,
списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.

Вместе с тем в соответствии с указанной статьей Федерального закона, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов.

8. Пунктами 14, 16 статьи 38, подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 Закона устанавливается, что в случае, если количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, это может служить основанием для прекращения дальнейшей проверки подписных листов и отказа в регистрации, что противоречит пункту 8 статьи 38 Федерального закона, согласно которому комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов при обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей.

9. В соответствии с пунктом 16 статьи 38 Закона по окончании проверки подписных листов составляется протокол об итогах проверки по каждому кандидату. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей по их заявлению не менее чем за 12 часов до заседания Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Указанная норма Закона противоречит пункту 9 статьи 38 Федерального закона, согласно которому о результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

10. Пунктом 3 статьи 48 Закона устанавливается, что негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за
плату.

Данное положение противоречит пункту 4 статьи 50 Федерального закона, в соответствии с которым зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь вправе предоставлять негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь.

11. В соответствии с пунктом 4 вышеназванной статьи Закона сведения о размере (в рублях) и об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией печатного издания не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов, и представлены с уведомлением Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.

Тогда как в соответствии с пунктом 6 статьи 50 Федерального закона при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

12. Согласно пункту 2 статьи 61 Закона специалисты из числа работников государственных (правоохранительных, финансовых и других) и
иных органов, организаций и учреждений, включая Национальный банк Республики Адыгея Центрального банка Российской Федерации и филиал Сберегательного банка Российской Федерации по Республике Адыгея, по запросу Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея не позднее чем через месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Адыгея направляются вышеуказанными органами, учреждениями, организациями в распоряжение Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея на срок не менее четырех месяцев, что противоречит пункту 2 статьи 60 Федерального закона, согласно которому указанные специалисты в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации откомандировываются на срок не менее пяти месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, -

предлагаю:

Привести пункт 5 статьи 6, пункты 3, 4 статьи 15, пункты 1, 3 статьи 16, пункты 2, 4, 6 статьи 24, пункт 3 статьи 37, пункты 14, 16 статьи 38, подпункт 3 пункта 3 статьи 39, пункты 3, 4 статьи 48, пункт 2 статьи 61 Закона Республики Адыгея “О выборах Президента Республики Адыгея“ в соответствие с федеральным законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Республики Государственного Совета - Хасэ РА.

О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.

Прокурор Республики Адыгея

государственный советник

юстиции 2 класса

М.В.ПРИХЛЕНКО