Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры РА от 26.01.2004 N 7/7-2004 “На Закон Республики Адыгея от 24 января 1998 года N 63 “О выборах органов местного самоуправления“ (в ред. Закона РА от 9 октября 1999 года N 151)“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРОТЕСТ

от 26 января 2004 г. N 7/7-2004

НА ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 24 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА

N 63 “О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ“

(В РЕД. ЗАКОНА РА ОТ 9 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА N 151)

Прокуратурой Республики Адыгея проведен правовой анализ Закона Республики Адыгея “О выборах органов местного самоуправления“ (далее - Закон РА), в результате которого установлено, что в связи с принятием в новой редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации“ он вступил в противоречие с федеральным законодательством, законодательством Республики Адыгея.

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РА иностранные граждане не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов депутатами представительного органа местного самоуправления.

Данное положение противоречит пункту 10 статьи 4 Федерального закона, согласно которому на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

2. Пунктом 1 статьи 10 Закона установлено, что дату проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления нового созыва назначает Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.

Данная норма противоречит пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

3. Кроме того, сроки совершения различных избирательных действий, установленные пунктом 3 статьи 10, пунктами 2, 4 статьи 12, пунктами 2, 8 статьи 13, пунктом 2 статьи 27, пунктом 1 статьи 37, пунктом 2 статьи 49, подпунктом 3 пункта 3, пунктом 4 статьи 61, пунктом 1 статьи 64, пунктом 2 статьи 75 Закона РА, не соответствуют срокам, предусмотренным для совершения данных избирательных действий пунктом 1 статьи
10, пунктом 2 статьи 17, пунктами 2, 7 статьи 19, пунктом 3 статьи 28, пунктом 5 статьи 37, пунктом 1 статьи 49, пунктом 9 статьи 59, пунктом 4 статьи 63, пунктом 5 статьи 71 Федерального закона соответственно.

4. Пунктом 1 статьи 19 Закона установлено, что формирование избирательной комиссии по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления осуществляется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основании предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, муниципальной избирательной комиссии предыдущего состава, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Вместе с тем согласно пунктам 1, 2 статьи 22, пункту 7 статьи 24 Федерального закона формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта.

5. По тем же основаниям противоречит пункту 2 статьи 22, пунктам 4, 5 статьи 27 Федерального закона установленный пунктом 3 статьи 20 Закона РА порядок формирования участковой избирательной комиссии.

6. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона РА представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава членов муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в
Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея, а также в соответствующем городском, районном Собрании представителей. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из указанных избирательных объединений, избирательных блоков.

Вышеуказанное положение Закона РА противоречит пунктам 8, 9 статьи 24 Федерального закона, устанавливающим, что представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления. Также представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

7. Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона определен более широкий перечень лиц, не имеющих права быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, чем аналогичный перечень, установленный пунктом 2 статьи 24 оспариваемого Закона.

8. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РА после регистрации кандидата соответствующей муниципальной избирательной комиссией данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии того округа, в котором он баллотируется, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса, что противоречит пункту 20 статьи 29 Федерального закона, согласно которому такое право предоставлено не только кандидату, но и избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата либо список кандидатов, со дня представления документов для регистрации.

9. Пункт 2 статьи 26 Закона РА
следует привести в соответствие с пунктом 22 статьи 29 Федерального закона, т.к. права членов комиссии с правом решающего голоса расширены и более конкретизированы федеральным законодательством.

10. Порядок избрания председателя избирательной комиссии муниципального образования, установленный пунктом 4 статьи 27 Закона РА, не соответствует порядку, определенному пунктом 5 статьи 28 Федерального закона.

11. Пунктом 1 статьи 32 Закона РА установлено, что муниципальная, участковая избирательные комиссии могут быть расформированы судом в случае нарушения ими избирательных прав граждан, повлекшего признание на основании судебного решения недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

В то время как пунктом 1 статьи 31 Федерального закона наряду с данным основанием предусмотрено расформирование комиссии в случае неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

12. Пункт 2 статьи 32 Закона РА наделяет правом обращения в суд с заявлением о расформировании муниципальной, участковой избирательной комиссии депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.

Данное положение противоречит пункту 4 статьи 32 Федерального закона, согласно которому данным правом обладают только депутаты соответствующего представительного органа местного самоуправления. Кроме того, правом обращения в суд с заявлением о расформировании избирательной комиссии Федеральный закон наделяет Центральную избирательную комиссию.

13. Пунктом 5 статьи 40 Федерального закона определен более широкий перечень преимуществ должностного или служебного положения, которым не вправе пользоваться баллотирующиеся кандидаты, чем аналогичный перечень, установленный пунктом 5 статьи 33 Закона.

14. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата.

Несколько иной порядок предусмотрен
пунктом 2 статьи 32 Федерального закона, согласно которому непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

15. Статью 36 Закона, устанавливающую порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками, следует привести в соответствие со статьей 35 Федерального закона.

16. Согласно пункту 3 статьи 38 Закона РА количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на 15 процентов.

Данное положение противоречит пункту 2 статьи 38 Федерального закона, согласно которому количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов может превышать количество подписей избирателей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, участников референдума, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума.

17. Пункт 9 статьи 38 Закона РА следует привести в соответствие с пунктом 23 статьи 38 Федерального закона, т.к. федеральным законодательством расширен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата.

18. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона РА для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, подписи которых указаны в проверяемых подписных листах.

Указанная норма Закона противоречит пункту 6 статьи 38 Федерального закона, в соответствии с которым установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

19. Понятия недостоверной и недействительной подписей, данные пунктом 10 статьи 39 Закона РА, не соответствуют понятиям, определенным пунктами 44, 45 статьи 2 Федерального закона.

20. В соответствии с пунктом 12 статьи 39 Закона РА при обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных
подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей муниципальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

Данное положение противоречит пункту 8 статьи 38 Федерального закона, в соответствии с которым комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов при обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей.

21. Статьей 48 Закона РА регламентируется статус и деятельность иностранных (международных) наблюдателей, что противоречит пункту 13 статьи 30 Федерального закона, в соответствии с которым деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется только федеральным законом.

22. Пункт 1 статьи 60 Закона РА наделяет правом распоряжаться средствами избирательных фондов создавших их кандидатов, в то время как пункт 1 статьи 59 Федерального закона наделяет таким правом также избирательные объединения и избирательные блоки, создавшие их.

23. Требования к содержанию протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, определенные пунктом 2 статьи 68 Закона РА, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2 статьи 67 Федерального закона.

24. Аналогично условия признания выборов несостоявшимися, определенные пунктом 4 статьи 70 Закона РА, не соответствуют содержанию пункта 2 статьи 70 Федерального закона.

25. Пунктом 2 статьи 70 Федерального закона установлен более широкий перечень оснований для признания выборов несостоявшимися, чем аналогичный перечень, определенный в статье 85 оспариваемого Закона.

26. Статью 84 Закона РА следует привести в соответствие со статьями 76, 77 Федерального закона, т.к. по-разному трактуются нормы, регулирующие порядок аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов и отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, -

предлагаю:

Привести вышеуказанные нормы Закона Республики Адыгея “О выборах органов местного самоуправления“ в соответствие с федеральным законодательством.

Протест
подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.

О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.

Прокурор республики

государственный советник

юстиции 2 класса

М.В.ПРИХЛЕНКО