Постановление ГС - Хасэ Республики Адыгея от 03.10.2000 N 821-1 “О Республиканской программе развития образования на 2000 - 2004 годы“
Вступил в силу с 3 октября 2000 года (пункт 2 данного документа).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2000 г. N 821-1
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2000 - 2004 ГОДЫ
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея постановляет:
1. Утвердить Республиканскую программу развития образования на 2000 - 2004 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея
Е.САЛОВ
Приложение
к постановлению
Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея
от 3 октября 2000 г. N 821-1
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА
2000 - 2004 ГОДЫ
Паспорт Республиканской программы развития образования
на 2000 - 2004 годы
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы:¦Республиканская программа развития обра-¦
¦ ¦зования на 2000 - 2004 годы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
имеется в виду Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1
“Об образовании“, а не Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ
“Об образовании“.
¦Основание для разработ-¦Федеральный закон от 13 января 1996 года¦
¦ки Программы: ¦N 12-ФЗ “Об образовании“, Федеральный¦
¦ ¦закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ “Об¦
¦ ¦утверждении Федеральной программы разви-¦
¦ ¦тия образования“, Закон Республики Ады-¦
¦ ¦гея от 6 января 2000 года N 156 “Об об-¦
¦ ¦разовании“ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Государственный заказ-¦Кабинет Министров Республики Адыгея ¦
¦чик Программы: ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители и соиспол-¦Министерство образования и науки Респуб-¦
¦нители Программы: ¦лики Адыгея, Министерство экономики Рес-¦
¦ ¦публики Адыгея, Министерство по делам¦
¦ ¦промышленности и инфраструктуры Респуб-¦
¦ ¦лики Адыгея, администрации городов и¦
¦ ¦районов Республики Адыгея, муниципальные¦
¦ ¦органы управления образованием, образо-¦
¦ ¦вательные учреждения различных организа-¦
¦ ¦ционно - правовых форм, типов и видов ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации Прог-¦2000 - 2004 годы ¦
¦раммы: ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цель Программы: ¦развитие системы образования в Республи-¦
¦ ¦ке Адыгея в интересах формирования твор-¦
¦ ¦ческой личности с учетом национальных,¦
¦ ¦социально - экономических, культурных и¦
¦ ¦других особенностей и как одного из фак-¦
¦ ¦торов экономического и социального прог-¦
¦ ¦ресса общества ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные мероприятия¦обеспечение условий для реализации рав-¦
¦(задания) Программы: ¦ных прав граждан на получение образова-¦
¦ ¦ния всех уровней и ступеней; ¦
¦ ¦создание законодательной, нормативной и¦
¦ ¦материальной базы, обеспечивающей функ-¦
¦ ¦ционирование и развитие системы образо-¦
¦ ¦вания; ¦
¦ ¦разработка и внедрение национально - ре-¦
¦ ¦гионального компонента государственных¦
¦ ¦стандартов по учебным предметам базисно-¦
¦ ¦го учебного плана; ¦
¦ ¦совершенствование процесса аттестации и¦
¦ ¦аккредитации образовательных учреждений;¦
¦ ¦обеспечение контроля качества образова-¦
¦ ¦ния; ¦
¦ ¦завершение перехода на обучение в на-¦
¦ ¦чальной школе по программе 1 - 4 классов¦
¦ ¦и подготовка к 12-летнему обучению в об-¦
¦ ¦щеобразовательных учреждениях; ¦
¦ ¦разработка механизма закрепления педаго-¦
¦ ¦гических кадров в сельских школах и их¦
¦ ¦переподготовки; ¦
¦ ¦организация подготовки и издания учеб-¦
¦ ¦ной, научной и методической литературы¦
¦ ¦для реализации Закона Республики Адыгея¦
¦ ¦“О языках народов Республики Адыгея“ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты¦сохранение и развитие системы образова-¦
¦реализации Программы: ¦ния в Республике Адыгея ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Финансовое обеспечение¦для сохранения и обеспечения жизнедея-¦
¦Программы: ¦тельности системы образования в Респуб-¦
¦ ¦лике Адыгея и реализации мероприятий¦
¦ ¦Программы ежегодно при формировании рес-¦
¦ ¦публиканского бюджета Республики Адыгея¦
¦ ¦по разделу “образование“ Министерству¦
¦ ¦финансов Республики Адыгея и Министерст-¦
¦ ¦ву образования и науки Республики Адыгея¦
¦ ¦предусматривать: ¦
¦ ¦выделение отдельной строкой средств на¦
¦ ¦реализацию целевых программ; ¦
¦ ¦доведение до 2004 года объема базового¦
¦ ¦финансирования образования до расчетной¦
¦ ¦(нормативной) потребности, разработанной¦
¦ ¦на федеральном уровне, исходя из реаль-¦
¦ ¦ной возможности республиканского бюджета¦
¦ ¦Республики Адыгея ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Контроль за реализацией¦Кабинет Министров Республики Адыгея в¦
¦Программы: ¦соответствии с законодательством об об-¦
¦ ¦разовании ежегодно представляет доклад о¦
¦ ¦ходе реализации Программы Государствен-¦
¦ ¦ному Совету - Хасэ Республики Адыгея,¦
¦ ¦который публикуется в официальном печат-¦
¦ ¦ном издании Государственного Совета -¦
¦ ¦Хасэ Республики Адыгея ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
I. Состояние и основные проблемы развития системы образования
в Республике Адыгея
1. Состояние системы образования в Республике Адыгея
Дошкольное, общее среднее, начальное профессиональное
образование
На начало 1999 - 2000 учебного года в Республике Адыгея работало 145 дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 12779 детей, 172 общеобразовательных учреждения различных видов (свыше 67,9 тысячи школьников), в том числе 4 негосударственных общеобразовательных учреждения, в которых обучалось 154 ребенка.
В 39 национальных школах ведется обучение школьников на адыгейском языке в начальных классах. В трех школах Майкопского района изучается армянский язык, в Гавердовской школе города Майкопа факультативно изучается греческий язык. В воскресной школе при татарском культурном обществе “Дуслык“ при содействии Министерства образования и науки Республики Адыгея изучается татарский язык.
В Республике Адыгея работают 10 учреждений начального профессионального образования (3939 учащихся), в 26 учреждениях дополнительного образования занимается 27907 детей и подростков.
Важной образовательной сферой, охватывающей более 50 процентов от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея, является сельская школа, которая остается очагом знаний и культуры на селе.
Численность воспитанников в Майкопском детском доме и государственном учреждении Республики Адыгея Шовгеновской школе - интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается и составила на 1999 год 220 человек. Увеличивается и численность учащихся в школах - интернатах с отклонениями в развитии (государственное учреждение Республики Адыгея Адыгейская республиканская специальная школа - интернат для неслышащих детей и государственное учреждение Республики Адыгея Ново - Севастопольская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида), в которых обучается 275 детей.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи возрастает роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В Республике Адыгея 8 вечерних (сменных) школ с охватом обучающихся 2306 человек, в том числе около 30 процентов учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 40 процентов - в возрасте 16 - 17 лет, 30 процентов - 18 - 19 лет и старше.
В образовательных учреждениях дошкольного, общего и начального профессионального образования занято свыше 7,5 тысячи педагогических работников. Сеть образовательных учреждений в целом по сравнению с 1995 - 1996 учебным годом практически не сократилась, за исключением дошкольных образовательных учреждений, где сокращение произошло на 24 учреждения (по количеству обучающихся - на 1309 детей).
В системе общего образования в основном сохранена бесплатность федерального и национально - регионального комплекта школьных учебников. Самостоятельно приобретают школьные учебники не более 15 - 20 процентов родителей.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В нетрадиционных образовательных учреждениях (гимназии, лицеи, профессиональные лицеи) обучается 4748 детей, или менее 1 процента.
В начальном профессиональном образовании введен новый перечень профессий и новые государственные стандарты. В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 29 профессиям.
Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование
В 1999 - 2000 учебном году в Республике Адыгея функционировало:
6 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 5793 человека, в том числе 4 колледжа, реализующих программы подготовки повышенного уровня образования;
2 государственных высших учебных заведения (федеральное государственное учреждение Адыгейский государственный университет и федеральное государственное учреждение Майкопский государственный технологический институт) с контингентом студентов 16118 человек.
В городе Майкопе работает 5 филиалов государственных и негосударственных вузов из других регионов (Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, Майкопский филиал Современного гуманитарного института, филиал Московского государственного социального университета, Адыгейский филиал Северо - Кавказской академии государственной службы, Адыгейский филиал Кубанской государственной медицинской академии), в которых обучается 2449 студентов.
В учреждениях среднего профессионального образования работает 560 преподавателей, в государственных вузах - более 800, из них 45 докторов наук и 245 кандидатов наук.
В 1999 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 3675 человек.
Показатель числа студентов высших учебных заведений в Республике Адыгея на 10 тысяч человек населения в 1999 году составил 408 человек.
Анализ показывает, что с 1996 года охват молодежи высшим профессиональным образованием расширяется за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 35 специальностям. За последние три года открыто 6 новых специальностей, из них 5 - инженерные.
В результате изменений в структуре приема студентов в последние пять лет растет число абитуриентов, желающих получить специальность юриста, экономиста. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах.
В средних профессиональных образовательных учреждениях подготовка специалистов проводится по 18 специальностям.
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях развития рыночных отношений и спада производства, высшая и средняя профессиональная школа во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности и уменьшению безработицы.
В Республике Адыгея сформирована нормативная база процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Все государственные образовательные учреждения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, 10 процентов из них прошли процедуру аттестации и аккредитации.
Одним из важных направлений деятельности системы высшего профессионального образования является интеграция науки и педагогического процесса.
В федеральном государственном учреждении Адыгейском государственном университете и федеральном государственном учреждении Майкопском государственном технологическом институте открыто 8 диссертационных советов (6 кандидатских и 2 докторских).
Совершенствуются международные связи профессионального образования с Германией, Францией, США, Голландией.
Развивается нормативно - правовая база образования. 28 декабря 1999 года Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея “Об образовании“.
2. Проблемы образования в Республике Адыгея
Развитие образования происходит в сложной экономической ситуации. В целом потребность в бюджетном финансировании образовательных учреждений обеспечивается менее чем на треть от необходимого уровня.
Ветшает материальная база школ, которая не в полной мере обеспечивает выполнение учебных программ. В Республике Адыгея 105 средних школ, где должны быть компьютерные классы. В настоящее время только 64 школы их имеют, но большинство компьютеров устаревшей модели. Не полностью выполняются программные лабораторные работы по химии и физике. Кабинеты химии обеспечены реактивами на 30 процентов. Не имеют учебных мастерских 27 школ. В 32 процентах школ Республики Адыгея нет соответствующих условий для проведения уроков физкультуры. А из 119 школ, имеющих спортзалы, раздевалки имеют только 83 школы, функционирующие душевые - 37 школ.
Обеспеченность мебелью школ в соответствии с росто - возрастными особенностями неудовлетворительная.
Не соответствует норме уровень освещенности классных помещений в большинстве школ.
Библиотечные фонды школ Республики Адыгея на 40 процентов укомплектованы учебниками с просроченным сроком использования.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков.
В 2 - 3 смены работают около 26,2 процента школ. 30 процентов зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта. В аварийном состоянии находятся 5 школ. Все виды благоустройства имеют 40 процентов зданий образовательных учреждений. Недостаточными темпами ведется строительство объектов образования.
Обновление содержания общего среднего образования и его качество является первостепенной проблемой. С каждым годом усугубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.
Стойко сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, слаб приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и недостаточной социальной защищенности работников образования.
Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений сельской местности. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение полноценного и качественного образования является серьезной проблемой.
Сокращается сеть дошкольных учреждений и количество детей, посещающих их. Не охвачено первым уровнем образования более 55 процентов дошкольников Республики Адыгея.
Увеличилось число детей - сирот, в том числе детей - сирот, оставшихся без попечения родителей (в целом по Республике Адыгея 1010 детей), возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого - медико - педагогической коррекции. Через государственное учреждение Республики Адыгея Адыгейскую республиканскую психолого - медико - педагогическую консультацию в 1999 году было обследовано 1670 детей дошкольного и школьного возраста. Однако существующая сеть образовательных учреждений для этой категории детей переполнена (государственное учреждение Республики Адыгея Ново - Севастопольская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида, Майкопская реабилитационная школа VIII вида), что приводит к тому, что подобные классы открываются в обычных школах.
Особое беспокойство вызывают дети и подростки, по различным причинам не посещающие школу и не получающие образования. На 1 октября 1999 года 186 подростков не обучалось. В результате проводимой работы число их уменьшилось, но сама проблема остается.
Важнейшей проблемой является устранение произошедшего в последние годы разрыва системы обучения и воспитания, тем более, что отличительной особенностью системы образования всегда являлось их единство через функционирование детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения зависит от восстановления системы воспитания, дающей нравственные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.
Все вышеизложенное является основой определения целей, направлений и задач развития системы образования, изложенных в тексте Программы.
Программа, подкрепленная дополнительным финансированием и экономическими гарантиями Кабинета Министров Республики Адыгея, выполняет роль организационной основы реализации государственной политики в области образования.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности с учетом национальных, социально - экономических, культурных и других особенностей и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Программа предусматривает достижение следующих целей:
переход образования на этап сбалансированного развития, углубление и расширение процессов его реформирования;
организация взаимодействия министерств, других органов власти Республики Адыгея и общественных организаций по развитию образования;
координация деятельности органов государственной власти и управления образованием республиканского и местного (муниципального) уровней, учреждений и организаций образования; разграничение компетенции между ними в соответствии с Федеральным законом “Об образовании“ и Законом Республики Адыгея “Об образовании“;
создание надежных гарантий реализации государственной политики в области образования, развитие и оптимизация базы ресурсного обеспечения развития образования;
достижение высокого качества и эффективности образования.
В процессе достижения целей Программы реализуются следующие задачи:
обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в Республике Адыгея;
разработка национально - регионального компонента государственных образовательных стандартов;
сохранение и расширение общедоступной системы дополнительного образования детей и подростков;
усиление воспитательной функции образования по формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма;
совершенствование государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.
Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2000 - 2004 годах и предусматривает выход на обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.
III. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты
1. Основные направления развития образования:
реализация Федерального закона “Об образовании“ и Закона Республики Адыгея “Об образовании“ посредством разработки нормативных правовых актов на основании и во исполнение указанных законов;
установление национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
защита и содействие развитию национальных культур и традиций в условиях многонационального состава Республики Адыгея;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно - общественного характера управления системой образования, укрепление управленческой вертикали путем заключения договоров с Министерством образования Российской Федерации и администрациями городов и районов Республики Адыгея;
развитие воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
организация выполнения Программы органами государственной власти и управления образованием всех уровней.
Ожидаемые результаты:
обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с Федеральным законом “Об образовании“ и Законом Республики Адыгея “Об образовании“;
функционирование системы образования в Республике Адыгея на основе норм законодательства и государственных нормативов;
введение национально - регионального компонента по всем предметам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Адыгея;
дальнейшее совершенствование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензионную экспертизу, государственную аттестацию и аккредитацию;
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
реализация прав граждан на изучение государственных языков согласно Закону Республики Адыгея “О языках народов Республики Адыгея“;
обеспечение органами власти материальной поддержки и гарантированного финансирования системы образования в соответствии с действующим законодательством;
привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств.
2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных, специальных)
Дошкольное образование
Основные направления развития дошкольного образования:
обеспечение выполнения муниципальными органами управления образованием законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение общедоступности образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях для всех слоев населения (установление дифференцированной оплаты за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, создание при учреждениях образования комиссий по рассмотрению конкретных вопросов установления размеров родительской платы);
развитие сети различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение ее функционирования в соответствии с потребностями населения;
обеспечение широкого изучения и внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных образовательных программ и технологий (изучение содержания программ на курсах повышения квалификации, семинарах - совещаниях, распространение опыта работы дошкольных образовательных учреждений по новым программам);
введение в программы дошкольного образования регионального компонента (в разделы “Развитие речи“, “Изобразительная деятельность“, “Музыкальное воспитание“, “Воспитание навыков культурного поведения“, “Ознакомление с окружающим миром“);
развитие разнообразных видов оздоровительных и других дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
сохранение и развитие дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
обновление содержания дошкольного образования, реализация новых подходов, основанных на развитии индивидуальных способностей и интересов детей;
расширение форм взаимодействия с родителями детей, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых посещающим и не посещающим дошкольное образовательное учреждение детям;
повышение престижа дошкольных образовательных учреждений, приобретение ими значимости института социальной поддержки семьи.
Общее образование
Основные направления развития:
сохранение и укрепление имеющейся государственной сети начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждений;
введение и реализация базисных учебных планов общеобразовательных учебных учреждений Республики Адыгея;
создание условий, обеспечивающих развитие вариативного образования;
завершение перевода начальной школы Республики Адыгея на четырехлетнее обучение;
подготовка к переходу на 12-летнее обучение в полной средней общеобразовательной школе;
подготовка комплекта учебников согласно программам по предметам национально - регионального компонента;
совершенствование механизмов итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
сохранение здоровья детей с учетом закономерной возрастной психофизиологии, педагогической психологии и медицины, создание безопасного пространства жизнедеятельности ребенка;
поддержка и методическое обеспечение школ, где изучается адыгейский язык, за пределами Республики Адыгея;
расширение возможностей одаренных детей для получения образования с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы воспитательной работы во всех типах образовательных учреждений Республики Адыгея.
Ожидаемые результаты:
разработка и введение норм и нормативов финансового, материально - технического и другого обеспечения системы образования;
обеспечение образовательных учреждений полным учебно - методическим комплектом по предметам национально - регионального компонента;
увеличение числа классов с углубленным изучением предметов;
увеличение направлений подготовки по предметам в Малой Академии наук учащихся Республики Адыгея;
поддержка республиканской физико - математической школы;
защита прав обучающихся и их родителей от некачественного образования путем внедрения механизма аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений.
Специальное (коррекционное) образование
Основные направления:
открытие классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах по заключению государственного учреждения Республики Адыгея Адыгейской республиканской психолого - медико - педагогической консультации;
развитие сети специализированных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с уровнем существующей потребности;
создание условий для получения профессии выпускникам интернатных учреждений и детям с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение и развитие форм передачи детей на воспитание в семью;
совершенствование системы подбора и подготовки специалистов в учреждениях для работы с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, введение во всех муниципальных органах управления образованием должностей инспекторов по охране прав детей в соответствии с нормативами (1 инспектор на 5 тысяч детского населения до 18 лет);
создание групп в дошкольных образовательных учреждениях и классов в школах для детей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата;
дальнейшее совершенствование системы “Школа - детский сад“, комплексно реализующей задачи развития детей.
Ожидаемые результаты:
обеспечение полноценного образования детей и подростков с отклонениями в развитии;
удовлетворение потребности обучающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, организация обследования детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;
реализация права всех детей и подростков на полноценный отдых, оздоровление и питание;
организация совместно с органами здравоохранения отслеживания причин ухудшения здоровья детей и подростков, разработка мер по их устранению;
социализация детей - сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование детей
Основные направления развития:
сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, позволяющих удовлетворить образовательные потребности детей, не реализуемые в других образовательных учреждениях и семье;
создание условий в системе дополнительного образования для обучения и воспитания одаренных детей;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для учреждений дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты:
расширение сети учреждений дополнительного образования детей (районные центры туризма, эколого - биологические центры, центры технического творчества);
проведение аттестации и аккредитации различных видов учреждений дополнительного образования детей;
обеспечение учреждений дополнительного образования педагогическими работниками соответствующей квалификации.
Начальное профессиональное образование
Основные направления развития:
сохранение и развитие сети учреждений начального профессионального образования;
адаптация системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение образовательных потребностей Республики Адыгея;
создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров с учетом структурной перестройки агропромышленного комплекса в Республике Адыгея.
Ожидаемые результаты:
создание на базе сельских профессиональных училищ учебно - консультационных пунктов для фермеров;
расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников;
создание на базе профессиональных училищ групп для получения профессий лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Среднее профессиональное образование
Основные направления развития:
сохранение и развитие сети учреждений среднего профессионального образования;
развитие интеграционных процессов между средним профессиональным образованием и другими уровнями образования;
введение новых специальностей с учетом потребностей региона в таких специалистах.
Ожидаемые результаты:
расширение доступа к получению среднего профессионального образования;
развитие сети образовательных учреждений различных типов и видов;
удовлетворение потребностей учреждений и предприятий в ориентированных на практику специальностях.
Высшее и дополнительное профессиональное образование
Основные направления развития:
сохранение потенциала и дальнейшее развитие структурных составляющих системы высшего дополнительного профессионального образования;
совершенствование научно - исследовательской деятельности вузов по приоритетным направлениям развития науки и практическому их применению в агропромышленном комплексе Республики Адыгея;
привлечение студентов к научно - исследовательской работе.
Ожидаемые результаты:
удовлетворение потребностей граждан в получении высшего профессионального образования;
развитие кадрового потенциала специалистов вузов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру;
повышение качества профессионального образования и уровня подготовки специалистов;
участие вузов в решении задач экологического развития Республики Адыгея.
Государственные и социальные гарантии обучающихся
Основные направления развития:
обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее образование, в том числе среднее полное, начальное профессиональное и дополнительное образование для детей;
обеспечение права обучающихся, прежде всего детей и подростков, на общедоступный отдых, в том числе в каникулярное время, бесплатные оздоровительные мероприятия и медицинское обслуживание;
предоставление льгот обучающимся при пользовании объектами социально - культурного назначения (библиотеки, музеи, культурно - массовая и физкультурно - оздоровительная работа, общежития);
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения;
создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
обеспечение обучающихся полноценным питанием, в том числе льготным и бесплатным.
Ожидаемые результаты:
выполнение норм законодательства об образовании по предоставлению государственных и социальных гарантий обучающимся;
реализация права обучающихся (детей и подростков) на полноценный отдых и оздоровление;
введение в действие нормативно - правовых актов, усиливающих защиту личных и имущественных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), обучающихся в образовательных учреждениях;
полноценное и льготное питание обучающихся.
IV. Ресурсное обеспечение системы образования
1. Кадровое обеспечение
Основные направления развития:
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы образования;
составление прогноза потребности в педагогических кадрах и других работниках для всех типов и видов образовательных учреждений;
разработка механизма целевой подготовки педагогических кадров для сельской местности;
совершенствование системы аттестации педагогических и руководящих работников системы образования.
Ожидаемые результаты:
обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений всех видов и типов;
предотвращение оттока педагогических работников из системы образования;
подготовка работников образования, прошедших через систему послевузовского образования, аспирантуру.
2. Материально - техническое обеспечение
Основные направления развития:
сохранение и развитие материально - технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
строительство, ремонт зданий и сооружений учреждений и организаций системы образования;
оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно - лабораторного и научного оборудования.
Ожидаемые результаты:
развитие материально - технической базы образовательных учреждений;
создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
повышение уровня обеспечения образовательных учреждений современной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;
снижение сменности занятий;
укрепление материальной базы интернатных учреждений социальной поддержки детства.
V. Основные мероприятия Программы
----T-----------------------------T----------T-------------------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦
¦п/п¦ ¦реализации¦ исполнители ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ Организационно - правовое обеспечение образовательной ¦
¦ деятельности ¦
+---T-----------------------------T----------T-------------------+
¦ 1.¦Обеспечение выполнения Согла-¦2000 - ¦Кабинет Министров¦
¦ ¦шения между Министерством об-¦2004 годы ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦разования Российской Федера-¦ ¦Министерство обра-¦
¦ ¦ции и Кабинетом Министров¦ ¦зования и науки¦
¦ ¦Республики Адыгея о разграни-¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦чении полномочий в области¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 2.¦Разработка и реализация мер¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦по разграничению полномочий и¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦совершенствованию взаимодейс-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦твия между Министерством об-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦разования и науки Республики¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦Адыгея и муниципальными орга-¦ ¦зованием ¦
¦ ¦нами управления образованием ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 3.¦Развитие единого образова-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦тельного пространства региона¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦на основе заключения догово-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦ров о сотрудничестве с орга-¦ ¦высшие учебные за-¦
¦ ¦нами управления образованием¦ ¦ведения указанных¦
¦ ¦республик Северного Кавказа,¦ ¦регионов ¦
¦ ¦Краснодарского края, Респуб-¦ ¦ ¦
¦ ¦лики Татарстан, города Сочи и¦ ¦ ¦
¦ ¦Северо - западного округа го-¦ ¦ ¦
¦ ¦рода Москвы ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 4.¦Обеспечение государственных¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦гарантий гражданам Республики¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦Адыгея на общедоступность и¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦бесплатность начального обще-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦го, основного общего,среднего¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦(полного) общего образования¦ ¦зованием, образова-¦
¦ ¦и начального профессионально-¦ ¦тельные учреждения ¦
¦ ¦го образования, а также на¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсной основе бесплат-¦ ¦ ¦
¦ ¦ность среднего профессиональ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного, высшего профессиональ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного и послевузовского про-¦ ¦ ¦
¦ ¦фессионального образования в¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных и муниципаль-¦ ¦ ¦
¦ ¦ных образовательных учрежде-¦ ¦ ¦
¦ ¦ниях ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 5.¦Содействие углублению и раз-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦витию государственно - общес-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦твенных форм управления обра-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦зованием. Создание попечи-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦тельских советов в образова-¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦тельных учреждениях ¦ ¦зованием, образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельные учреждения ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 6.¦Сохранение и развитие сети¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦образовательных учреждений¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦различных организационно -¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦правовых форм с учетом обра-¦ ¦администрации горо-¦
¦ ¦зовательных потребностей на-¦ ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦селения Республики Адыгея ¦ ¦публики Адыгея, му-¦
¦ ¦ ¦ ¦ниципальные органы¦
¦ ¦ ¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ванием ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 7.¦Расширение сети учреждений¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦дополнительного образования и¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦увеличение ежегодно на 5 про-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦центов числа кружков в учреж-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦дениях дополнительного обра-¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦зования ¦ ¦зованием ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 8.¦Обеспечение условий для обу-¦2000 - ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦чения детей с ограниченными¦2004 годы ¦ны управления обра-¦
¦ ¦возможностями здоровья на ос-¦ ¦зованием ¦
¦ ¦нове дифференциации существу-¦ ¦ ¦
¦ ¦ющей сети дошкольных и обще-¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений,¦ ¦ ¦
¦ ¦открытия групп и классов кор-¦ ¦ ¦
¦ ¦рекционного и компенсирующего¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ 9.¦Осуществление мер по получе-¦2000 - ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦нию образования детьми школь-¦2004 годы ¦ны управления обра-¦
¦ ¦ного возраста, не посещающими¦ ¦зованием ¦
¦ ¦общеобразовательные учрежде-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния по состоянию здоровья.¦ ¦ ¦
¦ ¦Развитие таких форм получения¦ ¦ ¦
¦ ¦образования, как семейное об-¦ ¦ ¦
¦ ¦разование, экстернат и другие¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦10.¦Внедрение в систему начально-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦го профессионального образо-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦вания нетрадиционных форм¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦обучения (очно - заочная, ве-¦ ¦Департамент Феде-¦
¦ ¦черняя, экстернат, дополни-¦ ¦ральной государст-¦
¦ ¦тельные образовательные плат-¦ ¦венной службы заня-¦
¦ ¦ные услуги) ¦ ¦тости по Республике¦
¦ ¦ ¦ ¦Адыгея, образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельные учреждения ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦11.¦Организация и развитие дея-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦тельности подсобных хозяйств,¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦мини-ферм, учебно-опытных¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦участков при образовательных¦ ¦Министерство сель-¦
¦ ¦учреждениях Республики Ады-¦ ¦ского хозяйства и¦
¦ ¦гея. Ежегодное подведение¦ ¦продовольствия Рес-¦
¦ ¦итогов работы подсобных хо-¦ ¦публики Адыгея, му-¦
¦ ¦зяйств при образовательных¦ ¦ниципальные органы¦
¦ ¦учреждениях и награждение по-¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦бедителей смотра - конкурса ¦ ¦ванием ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ Информационное и научно - методическое обеспечение развития ¦
¦ системы образования ¦
+---T-----------------------------T----------T-------------------+
¦12.¦Выполнение Программы реализа-¦ ¦Министерство обра-¦
¦ ¦ции Закона Республики Адыгея¦ ¦зования и науки¦
¦ ¦“О языках народов Республики¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦Адыгея“, утвержденной поста-¦ ¦администрации горо-¦
¦ ¦новлением Кабинета Министров¦ ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦Республики Адыгея от 19 июня¦ ¦публики Адыгея, му-¦
¦ ¦1995 года N 195 “Об утвержде-¦ ¦ниципальные органы¦
¦ ¦нии Программы реализации За-¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦кона Республики Адыгея “О¦ ¦ванием ¦
¦ ¦языках народов Республики¦ ¦ ¦
¦ ¦Адыгея“ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦13.¦Обеспечение обучающихся учеб-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦никами федерального комплекта¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦за счет республиканского бюд-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦жета Республики Адыгея и дру-¦ ¦администрации горо-¦
¦ ¦гих источников финансирования¦ ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦с учетом перехода на четырех-¦ ¦публики Адыгея, му-¦
¦ ¦летний срок обучения в на-¦ ¦ниципальные органы¦
¦ ¦чальной школе и двенадцати-¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦летнее обучение в средней¦ ¦ванием ¦
¦ ¦школе ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦14.¦Разработка и издание государ-¦2000- ¦Министерство обра-¦
¦ ¦ственных стандартов, образо-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦вательных программ, учебников¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦и методических пособий по¦ ¦государственное уч-¦
¦ ¦предметам национально - реги-¦ ¦реждение Республики¦
¦ ¦онального компонента с учетом¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦перехода на четырехлетний¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦срок обучения в начальной¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦школе и двенадцатилетнее обу-¦ ¦государственном ¦
¦ ¦чение в средней школе ¦ ¦университете, госу-¦
¦ ¦ ¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦ ¦ ¦Адыгея Адыгейский¦
¦ ¦ ¦ ¦республиканский ин-¦
¦ ¦ ¦ ¦ститут гуманитарных¦
¦ ¦ ¦ ¦исследований ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦15.¦Создание временных научно-ис-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦следовательских коллективов¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦по обновлению содержания об-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦разования, развитию конкрет-¦ ¦государственное уч-¦
¦ ¦ных методик по дисциплинам¦ ¦реждение Республики¦
¦ ¦национально - регионального¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦компонента содержания образо-¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦вания ¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦университете ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦16.¦Внедрение в образовательный¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦процесс дошкольных образова-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦тельных учреждений развиваю-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦щих программ “Радуга“, “Пау-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦тинка“ и других. Обеспечение¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦дошкольных учреждений необхо-¦ ¦зованием ¦
¦ ¦димыми учебными пособиями,¦ ¦ ¦
¦ ¦дидактическим материалом ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦17.¦Разработка и внедрение в про-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦граммы дошкольного образова-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦ния регионального компонента¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦(в разделах “Развитие речи“,¦ ¦государственное уч-¦
¦ ¦“Изобразительная деятель-¦ ¦реждение Республики¦
¦ ¦ность“, “Музыкальное воспита-¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦ние“ и других) ¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦ ¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦университете ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦18.¦Включение в учебные планы об-¦2000 - ¦Образовательные уч-¦
¦ ¦щеобразовательных учреждений¦2004 годы ¦реждения ¦
¦ ¦предметов “Граждановедение“,¦ ¦ ¦
¦ ¦“Школьникам о праве“ в целях¦ ¦ ¦
¦ ¦развития и становления систе-¦ ¦ ¦
¦ ¦мы гражданско - правового об-¦ ¦ ¦
¦ ¦разования ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦19.¦Создание условий для вариати-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦вного и дифференцированного¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦обучения предметам естествен-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦но - математического цикла.¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦Содействие в развитии дея-¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦тельности республиканской фи-¦ ¦зованием ¦
¦ ¦зико - математической школы ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦20.¦Реализация в образовательных¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦учреждениях Республики Ады-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦гея пилотных проектов: ¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦Международного Комитета Кра-¦ ¦федеральное госу-¦
¦ ¦сного Креста “Вокруг тебя¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦мир“ на уроках литературы в¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦5 - 7 классах, уроках общес-¦ ¦государственный ¦
¦ ¦твознания и основ безопасно-¦ ¦университет, госу-¦
¦ ¦сти жизнедеятельности в 9 -¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦11 классах; ¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦проекта Министерства образо-¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦вания Российской Федерации и¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦ЮНЕСКО “Развитие националь-¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ной школы“: ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦1) общеобразовательная школа¦ ¦университете, госу-¦
¦ ¦славянской культуры в услови-¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ях многонационального региона¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦(общеобразовательное учрежде-¦ ¦Адыгея Адыгейский¦
¦ ¦ние N 28 города Майкопа); ¦ ¦республиканский ин-¦
¦ ¦ ¦ ¦ститут гуманитарных¦
¦ ¦2) развитие национальной ады-¦ ¦исследований, муни-¦
¦ ¦гейской школы в контексте ми-¦ ¦ципальные органы¦
¦ ¦ровой культуры (Хатажукайское¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦среднее общеобразовательное¦ ¦ванием, образова-¦
¦ ¦учреждение N 6 Шовгеновского¦ ¦тельные учреждения ¦
¦ ¦района); ¦ ¦ ¦
¦ ¦3) этнопедагогика как фактор¦ ¦ ¦
¦ ¦возрождения национальной шко-¦ ¦ ¦
¦ ¦лы (Блечепсинское среднее об-¦ ¦ ¦
¦ ¦щеобразовательное учреждение¦ ¦ ¦
¦ ¦N 5 Кошехабльского района); ¦ ¦ ¦
¦ ¦4) преподавание государствен-¦ ¦ ¦
¦ ¦ных языков в национальной¦ ¦ ¦
¦ ¦школе (Адамийское среднее¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательное учрежде-¦ ¦ ¦
¦ ¦ние N 3 Красногвардейского¦ ¦ ¦
¦ ¦района) ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦21.¦Проведение республиканских¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦олимпиад по математике, физи-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦ке, химии, информатике, био-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦логии, русскому языку, ады-¦ ¦государственное уч-¦
¦ ¦гейскому языку, иностранным¦ ¦реждение Республики¦
¦ ¦языкам, истории и праву, кра-¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦еведению, литературе, эколо-¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦гии ¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦университете, муни-¦
¦ ¦ ¦ ¦ципальные органы¦
¦ ¦ ¦ ¦управления образо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ванием, образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельные учреждения ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦22.¦Проведение экологических сле-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦тов, конкурсов, смотров по¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦вопросам охраны окружающей¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦среды. Организация экологиче-¦ ¦Министерство охраны¦
¦ ¦ского воспитания в образова-¦ ¦окружающей среды и¦
¦ ¦тельных учреждениях Республи-¦ ¦природных ресурсов¦
¦ ¦ки Адыгея ¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦ ¦ ¦зованием, федераль-¦
¦ ¦ ¦ ¦ное государственное¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждение Майкопс-¦
¦ ¦ ¦ ¦кий государственный¦
¦ ¦ ¦ ¦технологический ин-¦
¦ ¦ ¦ ¦ститут ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦23.¦Проведение научно - практи-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦ческих конференций, семина-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦ров и совещаний по пробле-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦мам развития образования, в¦ ¦федеральное госу-¦
¦ ¦том числе по вопросам изуче-¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ния в Республике Адыгея двух¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦государственных языков ¦ ¦государственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦университет, госу-¦
¦ ¦ ¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦ ¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦ ¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦ ¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦университете, госу-¦
¦ ¦ ¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦ ¦ ¦Адыгея Адыгейский¦
¦ ¦ ¦ ¦республиканский ¦
¦ ¦ ¦ ¦институт гуманитар-¦
¦ ¦ ¦ ¦ных исследований,¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦ ¦ ¦зованием, образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельные учреждения ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦24.¦Проведение республиканских¦2000 - ¦Комитет Республики¦
¦ ¦слетов детских общественных ¦2004 годы ¦Адыгея по делам мо-¦
¦ ¦организаций ¦ ¦лодежи, Министерст-¦
¦ ¦ ¦ ¦во образования и¦
¦ ¦ ¦ ¦науки Республики¦
¦ ¦ ¦ ¦Адыгея ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦25.¦Освещение в средствах массо-¦2000 - ¦Комитет Республики¦
¦ ¦вой информации образователь-¦2004 годы ¦Адыгея по делам пе-¦
¦ ¦ных и воспитательных проек-¦ ¦чати и средствам¦
¦ ¦тов, вопросов развития инно-¦ ¦массовых коммуника-¦
¦ ¦вационных процессов и других¦ ¦ций ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ Материально - техническое обеспечение ¦
+---T-----------------------------T----------T-------------------+
¦26.¦Капитальный ремонт зданий и¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦сооружений образовательных¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦учреждений, финансируемых из¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦республиканского бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики Адыгея ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦27.¦Поэтапное обновление учени-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦ческой мебели и учебного обо-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦рудования образовательных уч-¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦реждений, финансируемых из¦ ¦ ¦
¦ ¦республиканского бюджета Рес-¦ ¦ ¦
¦ ¦публики Адыгея ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦28.¦Приобретение технических¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦средств обучения для образо-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦вательных учреждений, финан-¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦сируемых из республиканского¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета Республики Адыгея ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦29.¦Установка газовых, тепловых¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦и водяных счетчиков в образо-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦вательных учреждениях, финан-¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦сируемых из республиканского¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета Республики Адыгея ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦30.¦Капитальный ремонт зданий и¦2000 - ¦администрации горо-¦
¦ ¦сооружений муниципальных об-¦2004 годы ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦разовательных учреждений ¦ ¦публики Адыгея ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦31.¦Поэтапное обновление учениче-¦2000 - ¦администрации горо-¦
¦ ¦ской мебели и учебного обо-¦2004 годы ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦рудования муниципальных обра-¦ ¦публики Адыгея ¦
¦ ¦зовательных учреждений ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦32.¦Приобретение технических¦2000 - ¦администрации горо-¦
¦ ¦средств обучения для муници-¦2004 годы ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦пальных образовательных учре-¦ ¦публики Адыгея ¦
¦ ¦ждений ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦33.¦Установка газовых, тепловых и¦2000 - ¦администрации горо-¦
¦ ¦водяных счетчиков в муници-¦2004 годы ¦дов и районов Рес-¦
¦ ¦пальных образовательных учре-¦ ¦публики Адыгея ¦
¦ ¦ждениях ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ Кадры ¦
+---T-----------------------------T----------T-------------------+
¦34.¦Подготовка долгосрочных про-¦2000 - ¦Государственное уч-¦
¦ ¦гнозов потребностей в педаго-¦2004 годы ¦реждение Республики¦
¦ ¦гических кадрах с учетом де-¦ ¦Адыгея Институт по-¦
¦ ¦мографической ситуации в Рес-¦ ¦вышения квалифика-¦
¦ ¦публике Адыгея ¦ ¦ции при Адыгейском¦
¦ ¦ ¦ ¦государственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦университете ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦35.¦Разработка и реализация сис-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦темы контрактной целевой под-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦готовки педагогических кадров¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦со средним и высшим професси-¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦ональным образованием для¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦сельских школ на основе трех-¦ ¦зованием, федераль-¦
¦ ¦сторонних договоров с феде-¦ ¦ное государственное¦
¦ ¦ральным г“сударственным учре-¦ ¦учреждение Адыгейс-¦
¦ ¦ждением Адыгейским государст-¦ ¦кий государственный¦
¦ ¦венным университетом и госу-¦ ¦университет и госу-¦
¦ ¦дарственным учреждением Рес-¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦публики Адыгея Педагогическим¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦колледжем имени Х. Андрухаева¦ ¦Адыгея Педагогичес-¦
¦ ¦Адыгейского государственного¦ ¦кий колледж имени¦
¦ ¦университета ¦ ¦Х. Андрухаева Ады-¦
¦ ¦ ¦ ¦гейского государст-¦
¦ ¦ ¦ ¦венного университе-¦
¦ ¦ ¦ ¦та ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦36.¦Организация подготовки педа-¦2000 - ¦федеральное госу-¦
¦ ¦гогических кадров, имеющих¦2004 годы ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦дополнительную специальность¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦(практический психолог, соци-¦ ¦государственный ¦
¦ ¦альный педагог, логопед, де-¦ ¦университет ¦
¦ ¦фектолог) на базе федерально-¦ ¦ ¦
¦ ¦го государственного учрежде-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния Адыгейского государствен-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного университета с учетом¦ ¦ ¦
¦ ¦потребностей образовательных¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦37.¦Обеспечение учреждений до-¦2000 - ¦федеральное госу-¦
¦ ¦полнительного образования пе-¦2004 годы ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦дагогическими работниками со-¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦ответствующей квалификации¦ ¦государственный ¦
¦ ¦путем введения специализаций¦ ¦университет и госу-¦
¦ ¦для студентов федерального¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦государственного учреждения¦ ¦дение Республики¦
¦ ¦Адыгейского государственного¦ ¦Адыгея Педагогичес-¦
¦ ¦университета и государствен-¦ ¦кий колледж имени¦
¦ ¦ного учреждения Республики¦ ¦Х. Андрухаева Ады-¦
¦ ¦Адыгея Педагогического кол-¦ ¦гейского государст-¦
¦ ¦леджа имени Х. Андрухаева¦ ¦венного университе-¦
¦ ¦Адыгейского государственного¦ ¦та ¦
¦ ¦университета ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦38.¦Подготовка специалистов выс-¦ Весь ¦федеральное госу-¦
¦ ¦шей квалификации - педагоги-¦ период ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ческих работников через ас-¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦пирантуру федерального госу-¦ ¦государственный ¦
¦ ¦дарственного учреждения Ады-¦ ¦университет ¦
¦ ¦гейского государственного¦ ¦ ¦
¦ ¦университета (ежегодно 9¦ ¦ ¦
¦ ¦мест) ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦39.¦Установление ежегодной квоты¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦приема в государственные уч-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦реждения среднего и высшего¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦профессионального образования¦ ¦федеральное госу-¦
¦ ¦для репатриантов ¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦ ¦ ¦государственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦университет, феде- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ральное государст-¦
¦ ¦ ¦ ¦венное учреждение¦
¦ ¦ ¦ ¦Майкопский государ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ственный технологи-¦
¦ ¦ ¦ ¦ческий институт,уч-¦
¦ ¦ ¦ ¦реждения начального¦
¦ ¦ ¦ ¦и среднего профес-¦
¦ ¦ ¦ ¦сионального образо-¦
¦ ¦ ¦ ¦вания, образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельные учреждения ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦40.¦Подготовка кадров для обеспе-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦чения функционирования клас-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦сов для слабослышащих детей¦ ¦Республики Адыгея ¦
¦ ¦на базе государственного уч-¦ ¦ ¦
¦ ¦реждения Республики Адыгея¦ ¦ ¦
¦ ¦Адыгейской республиканской¦ ¦ ¦
¦ ¦специальной школы - интерната¦ ¦ ¦
¦ ¦для неслышащих детей ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦41.¦Разработка эффективной модели¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦непрерывного повышения квали-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦фикации педагогических кадров¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦на основе интеграции научно -¦ ¦федеральное госу-¦
¦ ¦методического потенциала ка-¦ ¦дарственное учреж-¦
¦ ¦федр федерального государст-¦ ¦дение Адыгейский¦
¦ ¦венного учреждения Адыгейско-¦ ¦государственный ¦
¦ ¦го государственного универси-¦ ¦университет ¦
¦ ¦тета, учебно - методических¦ ¦ ¦
¦ ¦кабинетов государственного¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения Республики Адыгея¦ ¦ ¦
¦ ¦Института повышения квалифи-¦ ¦ ¦
¦ ¦кации при Адыгейском государ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ственном университете, пере-¦ ¦ ¦
¦ ¦довой педагогической практики¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦42.¦Проведение республиканского и¦ Ежегодно ¦Министерство обра-¦
¦ ¦районных (городских) конкур-¦ ¦зования и науки¦
¦ ¦сов “Учитель года Адыгеи“,¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦конкурсов профессионального¦ ¦муниципальные орга-¦
¦ ¦мастерства работников системы¦ ¦ны управления обра-¦
¦ ¦дошкольного и начального про-¦ ¦зованием ¦
¦ ¦фессионального образования ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦43.¦Создание на базе образова-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦тельных учреждений начального¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦профессионального образования¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦учебных центров по подготовке¦ ¦Департамент Феде-¦
¦ ¦незанятого населения и пере-¦ ¦ральной государст-¦
¦ ¦подготовке высвобождающихся в¦ ¦венной службы заня-¦
¦ ¦ходе экономической реформы¦ ¦тости по Республике¦
¦ ¦работников ¦ ¦Адыгея ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦ Социальная защита работников образования ¦
+---T-----------------------------T----------T-------------------+
¦44.¦Разработка и реализация от-¦2000 - ¦Министерство обра-¦
¦ ¦раслевого (тарифного) согла-¦2004 годы ¦зования и науки¦
¦ ¦шения между Адыгейским рес-¦ ¦Республики Адыгея,¦
¦ ¦публиканским советом профсою-¦ ¦Адыгейский респуб-¦
¦ ¦за работников народного обра-¦ ¦ликанский совет¦
¦ ¦зования и науки и Министерст-¦ ¦профсоюза работни-¦
¦ ¦вом образования и науки Рес-¦ ¦ков народного обра-¦
¦ ¦публики Адыгея, направленного¦ ¦зования и науки ¦
¦ ¦на усиление социальной защи-¦ ¦ ¦
¦ ¦щенности работников образова-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-------------------+
¦45.¦Выделение путевок для оздоро-¦2000 - ¦Региональное отде-¦
¦ ¦вления и отдыха работников¦2004 годы ¦ление Фонда соци-¦
¦ ¦системы образования в соот-¦ ¦ального страхования¦
¦ ¦ветствии с постановлением¦ ¦Российской Федера-¦
¦ ¦Правительства Российской Фе-¦ ¦ции по Республике¦
¦ ¦дерации от 12 февраля 1994¦ ¦Адыгея ¦
¦ ¦года N 101 “О Фонде социаль-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного страхования Российской¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации“ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------+----------+--------------------