Законы и постановления РФ

Постановление Кабинета Министров - Правительства РА от 21.11.1994 N 415 “О государственном докладе по вопросам защиты прав потребителей в Республике Адыгея за 1993 год и первое полугодие 1994 года“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров РА от 22.12.1997 N 443.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 1994 г. N 415

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗА

1993 ГОД И ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1994 ГОДА

В целях осуществления государственной политики в сфере защиты прав потребителей и в соответствии с распоряжением Президента Республики Адыгея от 15 апреля 1994 года N 16-рп “О порядке разработки ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав потребителей“ Кабинет Министров - Правительство Республики Адыгея постановляет:

1. Принять к сведению государственный доклад по вопросам защиты прав потребителей в Республике Адыгея за 1993 год и первое
полугодие 1994 года (далее - государственный доклад).

2. Направить государственный доклад всем заинтересованным министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов для ознакомления и принятия необходимых мер.

Председатель

Кабинета Министров -

Правительства Республики Адыгея

А.ДЖАРИМОВ

Приложение

к постановлению

Кабинета Министров -

Правительства Республики Адыгея

от 21 ноября 1994 г. N 415

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

“ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ“

(1993 Г. - 1 ПОЛУГОДИЕ 1994 Г.)

Введение

Осуществление сильной потребительской политики - необходимое условие успеха реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В свою очередь, реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материальную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей.

Современное положение экономики в Республике Адыгея характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г.

Значительно расширилось товарное предложение: начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культурных, туристических, финансовых, страховых услуг.

Взаимоотношения предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий и др.

Вместе с тем, новый экономический курс в Республике Адыгея осуществляется в весьма сложных условиях. Существенный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательной способности рубля, нарушение производственно - хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объемов производства товаров, работ и услуг, высокий уровень налогов ведут к снижению реальных доходов и уровня жизни значительной части населения.

Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в условиях насыщения товарного рынка и снижением платежеспособных возможностей для их удовлетворения.

Ощущается потребность в наведении порядка в части достоверного и полного информирования населения о товарах, работах, услугах, их
изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе зарубежных.

Резко обострились проблемы обеспечения населения услугами, в первую очередь бытовыми, и особенно сельских жителей, из-за спада производства в этой отрасли и роста тарифов. Значительные нарекания населения вызывает деятельность высоко монополизированных отраслей - транспорта и связи,

В этих условиях вопросы формирования и эффективной реализации государственной политики защиты прав потребителей становятся весьма актуальными.

Международные основы цивилизованной потребительской политики заложены в “Руководящих принципах для защиты интересов потребителей“, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985 г.). К основным правам потребителей относятся:

- право на безопасность товаров;

- право на информацию;

- право на выбор товаров;

- право на выражение своих интересов;

- право на удовлетворение основных потребностей;

- право на возмещение ущерба;

- право на потребительское образование;

- право на здоровую окружающую среду.

Гарантия курса на конкурентную политику, создание условий для реализации прав граждан - потребителей, закреплены в Конституции Российской Федерации и в проекте Конституции Республики Адыгея.

Свое развитие они получили в законодательстве о защите прав потребителей, в антимонопольном законодательстве и др.

Однако практика их применения показала, что в настоящее время заложены пусть и добротные, но всего лишь основы решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для реализации государственной политики и общественной деятельности по защите прав потребителей.

Настоящий ежегодный государственный доклад представляет первое обобщение этой деятельности в Республике Адыгея. В соответствии с Распоряжением Президента Республики Адыгея от 15 апреля 1994 г. N 16-рп “О порядке разработки ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав потребителей“ он является официальным документом, подготовленным для обеспечения органов государственной власти Республики Адыгея дел в области защиты прав потребителей.

Доклад служит основой для уточнения приоритетных направлений
деятельности исполнительных органов государственной власти по защите прав потребителей, а также для разработки законодательных мер по обеспечению этих прав.

Для подготовки доклада использованы данные государственной и ведомственной статистики, специальных выборочных обследований, аналитические разработки, рекомендации и другая информация заинтересованных министерств и ведомств Республики Адыгея, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных объединений потребителей, иных организаций.

Разработка доклада осуществлена Адыгейским территориальным управлением Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

1.1. Положение потребителей и проблемы их защищенности в условиях проведения экономических реформ.

В стартовый период проведения экономических реформ динамика уровня жизни населения формировалась в сложных условиях. Потребители одновременно испытали воздействие нескольких процессов: падение производства, рост безработицы, инфляция, значительное сокращение бюджетных ассигнований на социальные программы, изменение системы социальной защиты при одновременно многократно увеличившейся нагрузке на нее.

Произошло сокращение реальных денежных доходов населения. В перерасчете на индекс потребительских цен, доходы и потребительские расходы на душу населения становятся ниже ожидаемых соответственно на 33 и 34%. А это значит, что средний житель Адыгеи в состоянии удовлетворить потребности на питание лишь на 67%.

По прежнему сохраняются диспропорции в уровне денежных доходов населения. По оценке Госкомстата РА на первое июля 1994 года за чертой бедности (доходы ниже прожиточного минимума) находятся 22% трудоспособных граждан в общей численности населения, что в 1.7 раза выше соответствующего периода 1993 года.

В первом полугодии 1994 года цены на все виды товаров и услуг в Республике Адыгея продолжали увеличиваться. Индекс потребительских цен на товары и услуги составил:

в 1 полугодии 1993 г. - 360% к 1 полугодию 1992 г.

в 1
полугодии 1994 г. - 187,2% к 1 полугодию 1993 г.

Рассматривая динамику роста цен по товарным группам и сравнивая ее со среднероссийской, можно сделать вывод, что темпы роста цен по продовольственным товарам и платным услугам населения в Республике Адыгея выше, чем среднероссийские.

Таблица N 1

(в процентах июнь 1994 г. к декабрю 1993 г.)

-------------------------------T----------------T----------------¬

¦Товарные группы и виды ¦ По Республике ¦ По Российской ¦

¦ товаров ¦ Адыгея ¦ Федерации ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦продовольственные товары ¦ 162,9 ¦ 145 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦непродовольственные товары ¦ 154,8 ¦ 154 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦платные услуги населению ¦ 678,8 ¦ 308 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦хлеб и хлебобулочные изделия ¦ в 1,7 р. ¦ в 2,1 - 2,3 р.¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦мясо и мясопродукты ¦ в 1,5 р. ¦ в 1,6 р. ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦швейные изделия ¦ в 1,5 р. ¦ в 1,5 - 1,7 р.¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦жилищно-коммунальные услуги ¦ в 14 р. ¦ в 6 - 8,7 р. ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+----------------+----------------+

¦услуги пассажирского транс-¦ в 5,6 р. ¦ в 4 - 5 р. ¦

¦порта ¦ ¦ ¦

L------------------------------+----------------+-----------------

Наблюдается
разрыв между тенденцией приближения цен к мировому уровню и относительным удешевлением стоимости рабочей силы. Это особенно важно, если учесть, что основным источником денежных доходов населения является оплата труда.

Выборочное единовременное обследование предприятий всех отраслей промышленности во втором квартале 1994 г. выявило следующую закономерность. Из всей численности имеют заработную плату ниже минимальной - 9% работающих, на уровне прожиточного минимума - 47%, до двухсот тысяч рублей - 33%, до восьмисот - 11% (диаграмма 1). То есть половина работающего населения республики находится за чертой бедности. В отраслях потребительского сектора происходят неоднозначные процессы.

Производимая в республике работа по структурной перестройке промышленности не дала пока ощутимых результатов. Немногие предприятия промышленности работают на потребительский сектор и насыщение рынка товарами народного потребления.

Достаточно сказать, что в общем объеме производимой продукции в 1993 году доля непродовольственных товаров (без товаров легкой промышленности) составила лишь 10%. Только за июнь 1994 г. по сравнению с июнем 1993 года производство товаров народного потребления сократилось на 35%.

Ряд предприятий, таких как АО машиностроительный завод, ассоциация МП “Картонтара“, АО “Льнокорд“ и другие вообще прекратили выпуск ТНП. Особую тревогу вызывает тот факт, что сократился выпуск детских товаров из-за получения меньшей прибыли чем при производстве аналогичных товаров для взрослых.

Анализ структуры производства основных продовольственных товаров показывает, что в первом полугодии 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года общий объем производства продовольственных товаров сократился на 43% в том числе сахара - песка на 97% (в результате аварии на Гиагинском сахарном заводе), детских плодоовощных консервов на 95%, консервов на 42%, кондитерских изделий на 54%, сыров жирных на 29%, макаронных изделий на
26%, хлеба и хлебобулочных изделий на 23%.

Значительно меньшими темпами снижается производство масла животного (16%), муки (9%) и мяса, включая субпродукты 1 категории, (3%).

Рынок, в основном, насыщается за счет импортных товаров.

По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ, информационный бюллетень мониторинга, сентябрь 1993 г.) население характеризует потребительский рынок как далекий от требуемого насыщения, особенно по ценовому и качественному спектру. Понятие “дефицит“ смещается в сторону дешевого ассортимента.

Объем реализации населению платных услуг в 1993 г., 1 полугодии 1994 г. был на 30% ниже уровня 1992 г. в сопоставимых ценах. Предложение услуг бытового характера снизилось на 38%. Происходит сокращение ассортимента бытовых услуг, особенно в сельской местности, при этом цены и тарифы на все платные услуги, оказываемые населению, возросли за этот же период в 24 раза. Особенно сложное положение сложилось с обеспечением гарантийного ремонта радиоэлектронной аппаратуры и сложно - бытовой техники. С одной стороны имеет место сокращение оптового звена в системе бытового обслуживания, отсутствие экономической заинтересованности производственных предприятий заключать множество договоров непосредственно с ремонтными мастерскими на поставку запчастей, деталей, узлов и агрегатов небольшими партиями. С другой - сами производственные предприятия медленно развивают свою сервисную сеть, в том числе на базе техноторговых центров.

За первое полугодие 1994 г. населению продано потребительских товаров и услуг через все каналы реализации на 76,3 млрд. руб.

Розничный товарооборот, включая общепит за 1 полугодие 1994 г., сложился в сумме 68,5 млрд. руб., что в 6,1 раза выше уровня соответствующего периода прошлого года в фактических ценах и в сопоставимых ценах ниже на 8,6%. Около 49% этого объема составляют расходы на приобретение потребительских товаров и услуг в неорганизованной торговле. Это во-первых, значит, что велика вероятность приобретения товаров низкого качества, а порой и опасных для жизни и здоровья потребителей и, во-вторых, при совершении покупок в неорганизованной торговле уменьшаются возможности потребителей предъявить претензии за некачественный товар.

Наблюдается сокращение товарооборота общественного питания, что вызвано сокращением сети предприятий общепита и уменьшением числа питающихся из-за высоких цен.

Реализация основных продовольственных и непродовольственных товаров сложилась следующим образом:

---------------------------T------T--------------------T---------¬

¦Наименование товара ¦ Ед. ¦ 1 полугодие ¦ ¦

¦ ¦ изм.+---------T----------+ +, - ¦

¦ ¦ ¦ 1993 г.¦ 1994 г. ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Мясо, мясопродукты ¦ тн.¦ 1373,2 ¦ 1224,2 ¦ - 1490 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Яйцо ¦т. шт.¦ 8380,0 ¦ 7100,0 ¦ - 1280 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Сыры ¦ тн.¦ 130,0 ¦ 120,0 ¦ - 10,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Рыботовары ¦ тн.¦ 400,0 ¦ 320,0 ¦ - 80,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Масло растительное ¦ тн.¦ 250,0 ¦ 320,0 ¦ + 70,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Сахар ¦ тн.¦ 5236,8 ¦ 4110,0 ¦ - 1126,8¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Макаронные изделия ¦ тн.¦ 740,0 ¦ 720,0 ¦ - 20,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Соль ¦ тн.¦ 1405,2 ¦ 1350,5 ¦ - 54,7 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Спички ¦т.у.ящ¦ 17,0 ¦ 18,0 ¦ + 1 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------+---------+----------+---------+

¦ Мыло хозяйственное ¦ тн.¦ 350,0 ¦ 210,0 ¦ - 140,0 ¦

L--------------------------+------+---------+----------+----------

В послереформенный период начался процесс активного изменения структуры денежных расходов населения, в том числе в соотношении товарной и нетоварной частей расходов. При этом инфляционные ожидания населения все более смещаются в товарной части на приобретение недвижимости (жилья, земельных участков и пр.), а в нетоварной происходит увеличение доли прироста организованных сбережений как за счет вкладов в банковскую систему, приобретения ценных бумаг, так и за счет увеличения покупки конвертируемой валюты.

Так, увеличение прироста вкладов в республике, в 1 полугодии 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом 1993 г. составило 8,5 раз.

В существующих условиях проблема реальной защиты прав потребителей напрямую связана с демонополизацией потребительского сектора, формированием полноценной конкурентной среды, государственным контролем за деятельностью предприятий - монополистов.

1.2. Демонополизация торговли и сферы услуг и ее роль в защите прав потребителей.

Происходившая в течение 1992 - 1993 гг. интенсивная структурная перестройка сферы товарного обращения, коммерциализация и приватизация торговли ликвидировали монополию государственной внутренней и внешней торговли и создали условия для формирования конкурентной среды в этой сфере. Как в розничной торговле, так и в общественном питании на первом этапе были упразднены организационные торговые структуры - объединения, торги, тресты, а выделившиеся из них магазины и предприятия общественного питания приобрели полную юридическую и хозяйственную самостоятельность.

В последующем главным направлением демонополизации отрасли, приведшим к формированию класса собственников и конкурентной среды, стала приватизация.

В настоящее время 56% от общего числа приватизированных предприятий составляют предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые сменили государственную форму собственности на частную либо коллективную.

Проведение приватизации позволило заметно улучшить насыщение рынка товарами. Умение обходиться без лишнего звена посредников позволяет большинству новых владельцев торговой собственности удерживать цены на свой товар на том же уровне, что и на государственных предприятиях торговли.

Однако, в процессе приватизации торговли выявились и пока с трудом поддаются устранению многие негативные факторы.

Теряется специализация предприятий, количество смешанных магазинов возрастает при сокращении продовольственных и специализированных промтоварных магазинов, в структуре предлагаемых к продаже товаров происходит резкая деформация, с прилавков исчезают многие товары первой необходимости и повседневного спроса, детские товары. Ликвидируются прогрессивные формы торговли, в частности самообслуживание. Если до 1992 года в республике методом самообслуживания работало более 50 процентов магазинов, то в настоящее время таких предприятий осталось не более 3%. (диаграмма 2).

Разработанная по инициативе Адыгейского теруправления ГКАП РФ и утвержденная Правительством Республики Адыгея Программа организационных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере торговли и общественного питания в определенной части помогла решить названные проблемы, приняты нормативные документы, регулирующие деятельность предприятий торговли и общественного питания, рекомендации по финансово - кредитной поддержке демонополизации и развития конкуренции в торговле и общественном питании.

В соответствии с указанной Программой главными направлениями работы по демонополизации и развитию конкуренции в товаропроводящей сети на 1994 г. являются следующие:

- развитие различных форм открытой оптовой торговли;

- развитие рыночной инфраструктуры, обслуживающей процесс товародвижения;

- демонополизация специализированных оптовых структур, не отнесенных к сфере естественной и разрешенной монополии;

- принятие мер по устранению неконтролируемого перепрофилирования предприятий розничной торговли.

Аналогичные процессы происходят в сфере платных услуг населению. В республике приватизировано 102 объекта бытового обслуживания, из них 75 - путем аренды имущества с последующим выкупом, 22 объекта - путем конкурса, 1 предприятие - путем акционирования.

Однако интенсивные инфляционные процессы в целом не способствовали расширению предложения платных услуг. В результате к середине 1994 г. произошло сокращение числа предприятий (ателье, мастерских) на 30%, а в сельской местности в 2 раза. Принимая во внимание общее сокращение числа предприятий службы быта, создаются предпосылки для ужесточения дефицита самых обычных, повседневных видов услуг.

Другими причинами, вызвавшими такую ситуацию, являются следующие:

- объективные изменения в структуре спроса населения на платные услуги.

Например, за счет существенного расширения товарного предложения готовых изделий легкой промышленности сократился спрос на услуги ателье по индивидуальному пошиву одежды и обуви;

- прекращение финансирования сельских предприятий бытового обслуживания за счет средств колхозов и совхозов;

- неразвитость системы поддержки малого предпринимательства в сфере бытовых услуг;

- сокращение оптово - посреднического звена, обслуживающего сеть ателье и мастерских по ремонту сложно - бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры.

Наряду с этим имеются и трудности самих предприятий службы сервиса. Для их преодоления они активизируют коммерческую деятельность, отказываются от низкорентабельных услуг, нередки случаи перепрофилирования предприятий.

В целях координации деятельности предприятий бытобслуживания, расположенных на территории Республики Адыгея, обеспечения устойчивой их работы и решения социально - важных вопросов, Правительством республики возложены функции государственного управления на АОЗТ “Адыгеясервис“.

Основными направлениями демонополизации и развития конкуренции в сфере бытовых услуг следует определить:

- продолжение процесса разгосударствления и приватизации предприятий бытового обслуживания;

- коммерциализация и приватизация предприятий других отраслей сферы услуг, попадающих под действие Госпрограммы приватизации и соответствующих нормативных актов, с выделением структурных подразделений и наделением их статусом юридических лиц;

- сохранение в процессе приватизации предприятий и приемной сети службы быта, в том числе и в сельской местности;

- обеспечение в процессе приватизации бесперебойной работы производственных предприятий, сервисных предприятий и приемной сети службы быта, непрерывности производственно - технологического цикла;

- формирование оптово - посреднических структур в сфере услуг;

- введение лицензирования по отдельным видам услуг.

В целом развитие конкуренции в розничной торговле в большей степени определяет в настоящее время возможности обеспечения прав и законных интересов потребителей. Развитие сферы бытовых услуг, а также оптовых звеньев торговли и сферы быта по-прежнему является слабым звеном, сдерживающим эффективную реализацию государственной потребительской политики.

Предлагаемые меры по демонополизации и развитию конкуренции в товаропроизводящей сети и сфере бытовых услуг направлены прежде всего на решение этих задач.

1.3. Правовые основы реализации прав потребителей.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации и ст. 44 проекта Конституции Республики Адыгея. К числу гарантируемых государством прав относятся и права потребителей.

Гарантии реализации этих прав существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования.

Законодательство о защите прав потребителей является сравнительно новым, появившимся в XX веке. Его принятие обусловлено огромным расширением ассортимента товаров, работ и услуг, многообразием, сложностью и динамичностью технологий производства, развитием мирохозяйственных связей, многопорядковым увеличением количества хозяйствующих субъектов. При этом гражданин - потребитель на рынке оказывается в неравном положении по сравнению со своими контрактами - продавцами, изготовителями, исполнителями. Это неравенство вызывается не только несопоставимой экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и как правило, отсутствием у него специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д.

Такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов в ущерб потребителям требует принятия мер по охране интересов последних, важнейшей из которых явилось принятие специального законодательства о защите прав потребителей.

Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“ был принят 7 февраля 1992 г. и вступил в действие со дня его опубликования - 7 апреля того же года.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Законодательство о защите прав потребителей, регулируя достаточно широкий круг правоотношений, не ограничивается данным Законом. Это законодательство также связано с актами других отраслей и подотраслей права.

Право на безопасность товаров, работ, услуг является одним из основополагающих прав потребителей. Оно обеспечивается не только Законом о защите прав потребителей, но и рядом специальных законодательных актов - Законом РСФСР “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“, Законами Российской Федерации “О стандартизации“, “О сертификации продукции и услуг“ и др.

Деятельность по защите прав потребителей неразрывно связана с антимонопольной политикой формирования конкурентной среды. Поэтому Закон тесно сопряжен с Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, определяются нормами административного права.

Законодательство о защите прав потребителей, кроме законодательных актов, включает в себя и целый комплекс подзаконных актов - правила, отражающие отраслевые особенности различных видов деятельности, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона.

Всего в настоящее время утверждено постановлениями Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея 29 нормативных актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1. Роль органов государственной власти в реализации законодательства о защите прав потребителей.

Государственную систему защиты прав потребителей составляют исполнительные органы государственной власти, судебная власть, органы по защите прав потребителей при местных администрациях. Общие надзорные функции выполняет прокуратура.

В соответствии со ст. 39 упомянутого Закона ГКАП России и его территориальные управления осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Круг полномочий, которыми наделен Комитет и его теруправления включает пересечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции на рынке потребительских товаров (работ, услуг), направление предписаний изготовителями (исполнителями, продавцами) о прекращении нарушений прав потребителей, наложение штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания, предъявление к продавцам (изготовителям, исполнителям) исков в суды, арбитражные суды в случае обнаружения нарушений прав потребителей, заключение соглашений с изготовителями, исполнителями, продавцами о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Адыгтеруправление ГКАП РФ дает также официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Это право является особенно значимым, так как способствует единообразному пониманию и применению Закона, существенно упрощает и ускоряет рассмотрение дел в судах, а также способствует внесудебному, а значит, и более быстрому урегулированию претензий потребителей.

Помимо Адыгейского теруправления защиту прав потребителей в части обеспечения безопасности и качества товаров, соблюдения правил торговли, пресечения, незаконной предпринимательской деятельности, производства и продажи фальсификатов осуществляют Адыгейский Центр стандартизации и метрологии, Министерство внутренних дел Республики Адыгея, Адыгейская таможня, Госторгинспекция.

Координацию этой работы осуществляет Адыгейский ЦСМ, как орган по сертификации.

В этих целях он, в соответствии со ст. 40 Закона, устанавливает обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и порядок контроля за соблюдением этих требований, направляет предписания об устранении нарушений требований по безопасности товаров (работ, услуг), осуществляет снятие с производства, прекращение выпуска и реализации товаров (работ, услуг), не отвечающих требованиям безопасности, отзыв их от потребителей, а также информирование об этом потребителей, предъявляет иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности.

Практика применения законодательства о защите прав потребителей поставила вопрос о координации деятельности министерств и ведомств в этой сфере.

В этих целях в 1993 г. было заключено двухстороннее соглашение между Адыгейским теруправлением ГКАП РФ и транспортной инспекцией по обеспечению государственной защиты прав потребителей, работ и услуг в транспортно - дорожном комплексе. Аналогичное соглашение было заключено с Адыгейским ЦСМ. Это способствовало упорядочению совместной деятельности.

В целях повышения эффективности реализации государственной и общественной защиты прав потребителей, обеспечения делового сотрудничества министерств и ведомств был сформирован Межведомственный координационный совет при Кабинете Министров - Правительстве Республики Адыгея по защите прав потребителей, в основные задачи которого в входит координация действий министерств и ведомств по реализации Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“, участие в осуществлении мер по созданию и совершенствованию механизма реализации данного Закона, организация разработки законопроектов, нормативных актов по вопросам регулирования потребительского рынка и т.п.

Важнейшим направлением совместной работы министерств и ведомств является деятельность по совершенствованию нор“ативной базы, что позволяет установить правовой режим деятельности исполнительных органов государственной власти в области реализации прав граждан и обеспечивает надлежащую конкретизацию норм гражданского законодательства.

Вместе с тем следует отметить, что процесс разработки комплекса подзаконных актов нередко идет сложно и медленно. Особенно сложно складывается положение дел с комплексом правил по предоставлению населению различных видов транспортных услуг.

Разработка их сдерживает отсутствием утвержденных Правительством Российской Федерации Воздушного кодекса, уставов железнодорожного и автомобильного транспорта, в развитие которых должны быть разработаны и предоставлены на утверждение в Правительство Российской Федерации правила перевозок пассажиров и багажа на соответствующих видах транспорта.

Министерства и ведомства, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечением безопасности и качества товаров, работ и услуг проводят большую практическую работу в этой сфере.

В 1993 г., 1 полугодии 1994 г. в Адыгейское теруправление ГКАП РФ поступило более 300 заявлений граждан на нарушение их прав. Структура обращений граждан по содержанию вопросов приведена на рисунке 1.

В 1993 г., 1 полугодии 1994 г. около 60% нарушений законодательства о защите прав потребителей устранено управлением без возбуждения дел и судебных разбирательств.

По каждому шестому заявлению (157 дел) было возбуждено дело. Среди них 60% - за нарушение прав потребителей при продаже товара, 15% - за нарушение требований безопасности товаров (работ, услуг); 11% - за нарушение прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг; 14% - за ненадлежащее качество товара.

По результатам рассмотрения дел выдано 49 предписаний об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей.

В результате действий управления по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей заменено товаров, исправлено работ, услуг, выплачено неустоек, возмещен материальный ущерб на десятки миллионов рублей.

Анализ заявлений показал, что основными причинами, вызывающими обращения граждан, являются производство и продажа некачественных товаров, разрушение системы гарантийного обслуживания населения, нарушение связей между хозяйствующими субъектами в пределах Российской Федерации и стран СНГ, монопольное положение хозяйствующих субъектов на рынке услуг транспорта и связи. Часты обращения за разъяснениями по применению Закона РФ “О защите прав потребителей“ граждан, общественных объединений потребителей, а также хозяйствующих субъектов.

Выполняя задачи по государственному контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, министерства и ведомства организуют и проводят комплексные проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей.

В 1993 г., 1 полугодии 1994 г. Адыгтеруправлением ГКАП РФ были проведены целевые проверки хозяйствующих субъектов по обеспечению гарантийного обслуживания населения, работы ателье индивидуального пошива одежды, соблюдению правил товарного соседства, изучению практики лицензирования видов деятельности, обеспечению электробезопасности городского транспорта, оказанию услуг транспорта, связи, торговли и общественного питания, нотариальных услуг, жилищно - коммунальных, туристических и др.

Многие из проверок проведены совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. В 1994 г. эта работа продолжается. Так, в целях обеспечения безопасности продуктов питания, соблюдения правил торговли и оказания услуг управлением совместно с Комитетом Республики Адыгея по государственному санитарно - эпидемиологическому надзору, Адыгейским ЦСМ, МВД РА, Госторгинспекцией, транспортной инспекцией, а также органами по защите прав потребителей при местных администрациях, общественными объединениями потребителей только за 1 полугодие 1994 г. проведено свыше 200 проверок хозсубъектов.

Право потребителей на качество и безопасность товаров, работ и услуг является важнейшим. В условиях децентрализации импорта, расширения негосударственных секторов экономики, неправомерного ассортиментного и стоимостного насыщения потребительского рынка, неподготовленности ряда новых предпринимателей к добросовестной производственной и коммерческой деятельности проблема обеспечения безопасности и качества товаров в республике становится более чем актуальной.

Особенно сложное положение складывается с обеспечением безопасности продовольствия. Результаты мониторинга, осуществляемого органами государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров, свидетельствуют о высоких уровнях загрязненности значительной части продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами.

В 1992, 1993 гг. в Адыгее от 12 до 15% молочных продуктов, рыбы, от 7 до 10% мясопродуктов не соответствовали требованиям стандартов по бактериологическим показателям.

Обострилась проблема загрязнения продовольствия микотоксинами. В результате использования некондиционного сырья возросла загрязненность плодоовощной продукции патулином. Остается избыточным содержание нитратов и тяжелых металлов в продукции растениеводства. Большую опасность представляет наличие в отдельных видах продовольствия, в том числе детского питания, одновременно нескольких пестицидов.

Другими причинами неудовлетворительного качества вырабатываемой и реализуемой населению продукции являются слабая материально - техническая база и оснащенность многих предприятий пищевой промышленности и торговли; низкий уровень санитарной культуры и производственной дисциплины; использование некачественного сырья и компонентов; ослабление производственного и отраслевого контроля, стремление производителей сократить расходы на контроль за качеством продукции.

По данным Комитета Республики Адыгея по государственному санитарно - эпидемиологическому надзору на многих предприятиях общественного питания и торговли имеют место грубые нарушения технологии приготовления пищи, правил хранения и условий реализации продуктов питания, несоблюдение правил личной гигиены персонала.

С развитием частного предпринимательства и приватизацией предприятий ухудшилась обеспеченность производства и торговли специалистами, осуществляющими контроль за соблюдением санитарно - противоэпидемического режима, технологии приготовления блюд и требований к их реализации.

В 1993 г. Комитетом Республики Адыгея Госсанэпиднадзора привлечено к административной ответственности наложением штрафа 919 должностных лиц на сумму 6447290 руб. Приостановлена эксплуатация 191 объекта; в том числе пищевой промышленности - 27, общественного питания - 57, торговли - 107. Из-за нарушения условий и сроков хранения, реализации, отсутствия документов, подтверждающих качества вынесено 18 постановлений о запрещении реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Анализ криминогенной ситуации на потребительском рынке свидетельствует о росте количества субъектов, вовлеченных в незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с противоправным производством и реализацией продуктов.

Только за 6 месяцев 1994 г. по данным МВД Адыгеи возбуждено 21 уголовное дело за совершение преступлений в сфере торговли. У правонарушителей изъято продовольственных товаров на сумму более 30 млн. рублей.

Вскрыты факты выпуска и продажи спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан. В г. Майкопе в результате проведения оперативных мероприятий обнаружено 2 подпольных цеха по изготовлению фальсифицированной водки, на сумму более 53 млн. рублей.

Нормы Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности, положения статьи 5 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ требуют оперативной разработки соответствующих показателей и методов определения безопасности продукции для жизни и здоровья потребителей. Имеют место случаи, когда по причине отсутствия таких показателей в ряде нормативно - технических документов уголовные дела в судах приходится прекращать.

Кроме того, во многих районах и сельской местности отсутствуют лаборатории по производству специальных исследований по оценке безопасности продукции. В результате органы следствия и дознания не в состоянии своевременно принять процессуального решения по материалам, что позволяет преступникам использовать этот фактор для уклонения от ответственности. В скорейшем правовом оформлении нуждается также порядок переработки и утилизации (уничтожения) некачественной продукции.

В отличие от давно сложившейся системы поставок, когда внешнеторговой деятельностью занимались лишь несколько государственных организаций, в последние годы значительный объем продовольствия поступает по прямым контрактам и договорам между предприятиями, в том числе по бартеру, а также в порядке индивидуального завоза отдельными гражданами - предпринимателями. Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасного по своим качественным характеристикам.

Результаты проверок, проводимые теруправлением, министерствами, ведомствами, показывают, что зачастую продукты питания реализуются с просроченными сроками годности (реализации).

За 1993 г. Госторгинспекцией проведено 1440 проверок по контролю качества и безопасности товаров народного потребления, соблюдения правил торговли. На 18-ти предприятиях продукция была забракована по показателям качества, не соответствующим требованиям действующих государственных стандартов и технических условий. За выпуск и реализацию некачественных изделий к промышленным предприятиям предъявлены экономические санкции на общую сумму 1952 тысячи рублей, которые перечислены в доход бюджета.

Одной из причины продажи некачественных товаров является отсутствие в большинстве магазинов предпродажного обслуживания, включая проверки товаров.

В 1993 г. порядка 70% торговых предприятий не проводили должной предпродажной подготовки. Значительный процент покупателей при первом обращении с претензией к хозяйствующим субъектам на качество товаров оставался неудовлетворенным. Это заставляло население прибегать к защите исполнительных органов государственной власти, судебной системы, органов по защите прав потребителей при местных администрациях.

Среди товаров легкой промышленности низким качеством нередко отличаются швейные и верхние трикотажные изделия, особенно из числа импортируемых гражданами - предпринимателями. Если в 1992 г. доля забракованной продукции составляла 9,8 и 8,3% соответственно, то в 1993 г. эти показатели уже составили 23,8 и 33,5 %.

В 1993 г. Росторгинспекцией было проверено качество швейных изделий, выпускаемых АО “Мода“. Из проверенных 14 наименований забраковано 3 наименования в количестве 350 единиц товаров. Забракованные изделия не соответствуют требованиям ГОСТа по недопустимым дефектам производственного характера. К предприятию предъявлены экономические санкции в размере 194600 руб. Продолжает оставаться неудовлетворительным качество обуви. В 1993 г. браковалась каждая седьмая пара.

В целом следует критично отметить, что предпринимаемые меры по выявлению недостатков товаров, работ и услуг не позволяют в должной степени отсеивать с рынка недоброкачественную продукцию. При этом среди основных причин сложившегося положения необходимо отметить следующее:

1. Конкуренция на потребительском рынке только начинает складываться, многие ценовые и ассортиментные ниши в структуре товарного предложения оказались незаполненными.

2. Население и торговля нередко не располагают необходимой информацией об изготовителях продукции и самой продукции. В штате многих коммерческих предприятий, особенно созданных не на базе предприятий государственной и кооперативной торговли, отсутствуют товароведы - брокеры.

3. Система государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров оказалась неподготовленной по степени технической оснащенности, финансовой и кадровой обеспеченности к децентрализации импорта и резкому увеличению количества хозяйствующих субъектов, в первую очередь за счет негосударственного сектора экономики.

Требуются коренные изменения в организации этой деятельности, в том числе за счет развития конкуренции и поддержки добросовестных предпринимателей, упорядочения и укрепления действующих систем контроля и надзора за безопасностью товаров, использования сертификации продукции, лицензирования, укрепления таможенной системы, расширения информационного обеспечения и др.

Особенно актуальна проблема разработки механизма контроля и организации работ по уничтожению, переработке и скармливанию животным пищевых продуктов, запрещенных органами госнадзора к реализации. Нередко после проведения соответствующих проверок и обнаружения некачественной продукции предприниматели стремятся направить ее в другие регионы. В настоящее время отсутствует нормативный акт, регламентирующий контроль этих процедур, в том числе уничтожение негодной к реализации продукции.

Перед исполнительными органами государственной власти стоит задача не только пресекать нарушения со стороны хозяйствующих субъектов по жалобам потребителей, но и предупреждать их возникновение.

2.2 Деятельность органов по защите прав потребителей при местных администрациях.

Органы по защите прав потребителей при местных администрациях созданы в республике в соответствии со ст. 42 Закона РФ “О защите прав потребителей“ и Постановлением Правительства РА N 56 от 25 февраля 1993 года. “Об органах по защите прав потребителей при местной администрации и о мерах по обеспечению государственной защиты прав потребителей товаров, работ, услуг в РА“ - они призваны оказывать оперативную помощь в восстановлении нарушенных прав непосредственно по месту жительства потребителей.

В соответствии со своей компетенцией органы по защите прав потребителей при местных администрациях рассматривают жалобы населения, консультируют потребителей, контролируют изготовителей, исполнителей и продавцов, информируют соответствующие государственные органы о поступлении на потребительский рынок недоброкачественных товаров, услуг, при необходимости предъявляют иски в суды по своей инициативе или по поручению потребителей.

В настоящее время подразделения по защите прав потребителей образованы во всех районах Адыгеи. По согласованию с администрациями районов Адыгтеруправление ГКАП РФ осуществляет координацию деятельности органов по защите прав потребителей при местных администрациях, обеспечивает их методическими материалами, оказывает организационную помощь с выездами на места, проводит систематическое обучение работников местных администраций, занимающихся защитой прав потребителей.

В течение 1993 г. - 1 полугодия 1994 г. в районах Адыгеи и в теруправлении проводились совместные семинары, совещания по вопросам защиты прав потребителей, применению нормативных актов по этим вопросам.

Органы по защите прав потребителей при местных администрациях, являясь самой разветвленной системой на местах, ведут большую практическую работу по реализации государственной политики защиты прав потребителей.

Справочно: Так, в Майкопском районе отделом по защите прав потребителей за 1993 г. проведено 116 проверок торговых организаций, в т.ч. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и предприятий бытового обслуживания. Во всех проверяемых предприятиях были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей: большинство из них устранено в оперативном порядке.

В Красногвардейском районе эти службы проверили 46 предприятий. По фактам нарушений приняты жесткие меры пресечения. Общая сумма штрафов наложенных на недобросовестных предпринимателей составила 34600 тыс. рублей.

В ряде районов (Красногвардейский, Гиагинский, Майкопский) в настоящее время органами по защите прав потребителей часто приходится заниматься несвойственными для них функциями. И это при том, что численность этих органов 1 - 2 человека.

В г. Майкопе, Шовгеновском районе функции органов по защите прав потребителей возложены на подразделения местной администрации, занимающиеся вопросами торговли, бытового обслуживания, ценообразования, социально - экономическими, развития промышленности и др.

Привязка таких служб к отраслевым подразделениям с малосовместимыми функциями сужает возможности полноценного контроля за соблюдением Закона РФ “О защите прав потребителей“, затрудняет осуществление полномочий, предусмотренных ст. 42 Закона, в полном объеме.

Отдача органов по защите прав потребителей могла бы быть значительно большей, если бы они создавались как самостоятельные подразделения и занимались исключительно выполнением своих прямых обязанностей и были полностью укомплектованы. Было бы целесообразно рассмотреть практику формирования и работы этих органов на заседании Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея с заслушиванием глав местных администраций.

2.3. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии со ст. ст. 43, 44 Закона РФ “О защите прав потребителей“.

В настоящее время такие организации созданы в Тахтамукайском, Красногвардейском, Теучежском, Майкопском районах.

Одним из основных направлений деятельности обществ потребителей является информирование потребителей, которое становится не только источником их просвещения и воспитания, но и эффективным способом защиты.

Адыгейское теруправление ГКАП РФ оказывает общественному движению потребителей организационную, методическую и иную практическую помощь.

Вместе с тем, массовое развитие и эффективность работы общественных организаций потребителей сдерживается рядом проблем, требующих решения на государственном уровне, в том числе - государственной финансовой поддержки движения консюмеризма, как это практикуется в большинстве стран рыночной экономики. В частности было бы целесообразно принять законодательное решение об отчислении обществам потребителей части судебных и административных штрафов, которые налагаются на хозяйствующие субъекты по инициативе этих обществ.

2.4. Практика просвещения и информирования потребителей.

Одним из важных элементов создаваемой государственной системы защиты потребителей является образование населения, направленное на формирование грамотного поведения во взаимоотношениях с изготовителями, продавцами, исполнителями.

В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей и повышения правовой грамотности потребителей министерствами и ведомствами, общественными объединениями потребителей ведется работа по созданию стабильной системы информирования населения через средства массовой информации.

В общей сложности специалистами Адыгтеруправления ГКАП РФ в 1993 г., 1 полугодии 1994 г. дано около ста различных публикаций в республиканской и городской газетах по актуальным проблемам защиты прав потребителей.

В газете “Советская Адыгея“ систематически печатаются материалы для потребителей под специальной рубрикой.

В целях обеспечения правовой грамотности населения по вопросам защиты прав потребителей и внедрения в общество поэтапной системы потребительского образования, основанной на преемственности, по предложению Комитета принят Указ Президента Российской Федерации “О некоторых мерах по стабилизации работы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур“ от 26 октября 1993 г. N 1761, предусматривающий, начиная с 1993/1994 учебного года, изучение в профессионально - технических учебных заведениях и вузах основ законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с Указом подготовлена учебная тематика по законодательству для включения ее в учебные программы данных учебных заведений. Внедрение ее в практику работы учебных заведений уже началось на основе дифференцированного подхода в изучение данных вопросов с учетом базовой общей подготовки и отраслевого профиля будущих специалистов.

Представляется особенно важным включение элементов потребительского образования в школьные программы, так как в перспективе это позволит охватить все население.

Необходима организация государственных широкодоступных изданий кодифицированных сборников нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей для государственных органов, хозяйствующих субъектов, населения.

Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО

И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

3.1. Стандартизация и сертификации как механизмы нормирования и подтверждения безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей“ обязательными для соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности (вне зависимости от форм собственности) являются требования государственных стандартов, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, техническую и иную совместимость. Выполнение других требований стандартов определяется либо самим производителем продукции, либо совместно с заказчиком (потребителем).

Несмотря на определенные трудности, связанные с реорганизацией в экономике и промышленности, в истекшем году создан определенный задел новых государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), в первую очередь для решения задач практической сертификации.

Сертификация товаров, работ и услуг в законодательно регулируемой сфере (обязательна сертификация) в Республике Адыгея осуществляется, прежде всего, в целях предупреждения выпуска и реализации продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества человека и окружающей среды. Она является условием реализации продукции, эффективным механизмом регулирования отношений в области качества и безопасности между участниками производства и реализации продукции независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, видов предпринимательской деятельности.

Для организации практического ведения работ по сертификации на основе положений системы сертификации ГОСТ Р разработаны и приняты к действию специальные системы и правила по 72 видам однородной продукции и услуг.

Определен перечень товаров, подлежащих обязательному контролю безопасности, установлен порядок сертификации товаров и признания зарубежных сертификатов, подготовлена сертификационная и испытательная база для проведения испытаний товаров и их сертификации, установлен порядок взаимодействия с таможенными органами, органами санэпиднадзора и органами, на которые возложен контроль за безопасностью товаров, а также другие мероприятия, направленные на организацию практической работы по контролю безопасности товаров.

В настоящее время в Республике Адыгея аккредитовано 4 испытательных лаборатории и Адыгейский Центр стандартизации и метрологии, как орган по сертификации.

По данным Адыгейского Центра стандартизации и метрологии за период с января 1993 г. по май 1994 г. выдано 1531 сертификат на продукцию, в том числе 124 - на импортируемую в Адыгею продукцию.

Для обеспечения координации работ по обязательной сертификации при Адыгейском ЦСМ создан Межведомственный совет по аккредитации и сертификации с участием заинтересованных министерств и ведомств.

На нем разрабатываются планы совместных мероприятий, выносятся решения по проведенным проверкам, анализируется ситуация, сложившаяся в текущий период в нашем регионе по безопасности, качеству товаров (работ, услуг).

Анализируя работу межведомственного контроля, можно сказать, что она достаточно эффективна, т.к. позволяет всесторонне (с позиций различных ведомств и управлений) провести контроль в торговле и сфере услуг по безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также предотвратить ввоз в нашу республику недоброкачественных изделий. Но в то же время при осуществлении этой работы возникает много проблем, таких как формирование независимой экспертизы, предметом работы которой являлся бы контроль за работой аккредитованных лабораторий и центров, соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям; при запрете реализации и при отказе в выдаче сертификата соответствия, несертифицированная продукция продолжает оставаться в распоряжении владельца и нет гарантий, что она не дойдет до потребителей.

3.2. Проблемы обеспечения послепродажного обслуживания товаров длительного пользования.

Одной из самых острых проблем защиты прав потребителей в период реформы стало послепродажное обслуживание и ремонт товаров. Система гарантийного и послегарантийного ремонта товаров была существенно дестабилизирована.

Сеть предприятий, осуществляющих такой ремонт, за последние два года сократилась почти на 40%, а в сельской местности в три раза.

Создавшееся положение обусловлено не только внешними макроэкономическими факторами, но и организационными и структурными преобразованиями, проведенными в сфере услуг за последние два года. Это - ликвидация региональных специализированных объединений сервиса, через которые обеспечивалась связь ремонтных предприятий с заводами, материально - техническое снабжение, организация кадровой работы и т.д. С переходом на рыночные отношения и коммерциализацией предприятий службы сервиса они кроме того, лишились государственного финансирования, выделявшегося ранее на капитальное строительство, техническое оснащение и другие цели. В сельской местности система бытового обслуживания получала ранее дотации от колхозов и совхозов, что в настоящее время не практикуется.

По вопросу дестабилизации системы гарантийного обслуживания принято постановление Правительства РФ от 02.08.93 N 746 “О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения“.

В постановлении предусмотрен комплекс мер на федеральном и региональном уровне по поддержке системы бытового обслуживания.

Вместе с тем, дальнейшая работа показала, что предусмотренные меры не обеспечивают исчерпывающего решения данного вопроса.

Необходимо дополнительно:

- модифицировать правовую базу, регулирующую взаимоотношения изготовителей, предприятий сервиса, продавцов и потребителей, в том числе правила по гарантийному обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, в новых экономических условиях;

- обеспечить на региональном уровне финансовую поддержку, а также льготный режим налогообложения и платежей по эксплуатационным расходам для предприятий по ремонту товаров длительного пользования и другим видам бытовых услуг.

Учитывая, что сфера бытового обслуживания является важным элементом системы социальной инфраструктуры общества, целесообразно разработать программу развития и поддержки сферы бытового обслуживания в условиях рыночной экономики силами Адыгейского теруправления ГКАП РФ, Министерства экономики и финансов РА с участием АООТ “Адыгея - Сервис“.

Глава 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

4.1. Создание Межведомственной информационной системы по вопросам защиты прав потребителей.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создания соответствующей информационной, в том числе статистической, базы.

Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовки региональных программ по защите прав потребителей.

В настоящее время информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется спорадически. Становлению единой информационной системы препятствует техническая неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической методологии и обработки информации по этим вопросам. Ситуация усугубляется с удаленностью территорий, низким качеством связи.

Обеспечение оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах, является на сегодня одной из наиболее актуальных задач.

Решить эти проблемы призвана межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС). Цель ее - обеспечение государственных органов управления, других заинтересованных организаций и населения оперативной и качественной информацией, направленной на реализацию законодательства о защите прав потребителей.

Исходя из межведомственного характера контроля за реализацией законодательства о защите прав потребителей, информационная система должна быть спланирована как двухуровневая, с выделением центрального аппарата ГКАП России в качестве головного органа на федеральном уровне и территориальных управлений в качестве головных органов на региональном уровне.

Финансирование работ может осуществляться за счет таких источников, как бюджетные средства, средства министерств и ведомств, помощь российских, зарубежных и международных организаций.

Необходимо также создание специального учета рассмотренных судами дел по защите прав потребителей.

Единый государственный учет и отчетность по направлениям законодательства о защите прав потребителей, разработка условий использования информации контролирующими и правоохранительными субъектами и порядка направления сведений в органы внутренних дел и прокуратуры должны способствовать эффективному решению вопросов защиты прав потребителей.

Заключение

Оценивая результаты работы за 1993 г., 1 полугодие 1994 г. можно констатировать, что в основном завершен начальный этап формирования государственной системы прав потребителей. Набирает силу общественное движение по защите прав потребителей.

Практическая реализация экономических реформ, насыщение потребительского рынка, становление конкуренции заложили материальные основы для реализации государственной политики в данной области.

В республике развернута конкретная работа по защите прав потребителей. Тысячи граждан смогли обеспечить свои права, обращаясь за защитой в органы государственной исполнительной власти, органы по защите прав потребителей при местных администрациях, в общественные объединения потребителей, к судебной власти.

Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“ в целом показал свою работоспособность. Принят и введен в действие пакет необходимых подзаконных нормативных актов - правил торгового, бытового и иных видов обслуживания; постановлений Кабинета Министров - Правительства Республики Адыгея, направленных на защиту интересов потребителей.

Вместе с тем, практика применения законодательства о защите прав потребителей показывает, что в сложившихся социально - экономических условиях имеются реальные предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования мер по защите интересов потребителей.

Эффективная реализация политики защиты прав потребителей требует скоординированных действий органов государственной власти Республики Адыгея, местной администрации, общественных объединений потребителей.

Новый качественный этап в деле защиты прав потребителей будет связан с формированием полноценной конкурентной среды, в условиях которой многие из этих вопросов будут решаться в режиме рыночного саморегулирования.