Решение Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 31.08.2010 N 229 “Об утверждении Схемы территориального планирования Сямженского муниципального района Вологодской области“
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа).ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
СЯМЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. N 229
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СЯМЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 “Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований“ Представительное Собрание Сямженского муниципального района решило:
1. Утвердить Схему территориального планирования Сямженского муниципального района Вологодской области, включающую:
1.1. Основные принципы территориального планирования и экономико-географического положения района (приложение 1).
1.2. Картографический материал (приложение 2):
- схема административно-территориального деления;
- схема расселения Сямженского муниципального района;
- схема размещения инвестиционных площадок, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
- схема развития объектов транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-технического обеспечения;
- схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- схема современного использования территорий;
- схема комплексной оценки территории;
- схема размещения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий;
- схема социально-бытового обслуживания;
- схема планировочной структуры и функционального зонирования.
2. Поручить отделу строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Сямженского муниципального района (О.А. Рюмина) в течение трех месяцев со дня принятия настоящего решения подготовить план реализации Схемы территориального планирования Сямженского муниципального района Вологодской области и внести его на утверждение Главе Сямженского муниципального района.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы администрации района А.Б. Фролова.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете “Восход“.
Глава Сямженского муниципального района
Н.П.БОРСКИЙ
Утверждена
Решением
Представительного Собрания
Сямженского муниципального района
от 31 августа 2010 г. N 229
(приложение 1)
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
СЯМЖЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Состав проектных материалов
---T----------------------------------------------------------------------T------¬
¦N ¦ Наименование документа ¦Инв. N¦
+--+----------------------------------------------------------------------+------+
¦ 1. Текстовые материалы ¦
+--T----------------------------------------------------------------------T------+
¦1 ¦Комплексный планировочный анализ территории Сямженского муниципального¦ 1 ¦
¦ ¦района ¦ ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+------+
¦2 ¦Концепция территориальной организации Сямженского района ¦ 1 ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+------+
¦ 2. Графические материалы ¦
+--------------------------------------------------------------------------------+
¦ 3. Электронные материалы ¦
+--T-----------------------------------------------------------------------------+
¦1 ¦Текст тома в формате Word, иллюстративные материалы (карты-схемы) в формате ¦
¦ ¦JPG ¦
+--+-----------------------------------------------------------------------------+
¦2 ¦ГИС “Схема территориального планирования Сямженского муниципального района“ в¦
¦ ¦формате JPG ¦
L--+------------Состав графических материалов
Положений о территориальном планировании
---T----------------------------------------------------------------------¬
¦N ¦ Наименование документа ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 1¦Схема планировочной структуры и функционального зонирования ¦
¦ ¦Сямженского муниципального района (Проектный план) ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 2¦Схема административно-территориального деления ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 3¦Схема расселения Сямженского муниципального района ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 4¦Схема современного использования территорий ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 5¦Схема социально-бытового обслуживания ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 6¦Схема размещения объектов историко-культурного наследия и особо ¦
¦ ¦охраняемых территорий ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 7¦Схема развития объектов транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-¦
¦ ¦технического обеспечения ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 8¦Схема размещения инвестиционных площадок, границ зон планируемого ¦
¦ ¦размещения объектов капитального строительства ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦ 9¦Схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных¦
¦ ¦ситуаций природного и техногенного характера ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦10¦Схема комплексной оценки территории ¦
+--+----------------------------------------------------------------------+
¦11¦Схема границ зон с особыми условиями использования территории ¦
L--+-----Введение
Схема территориального планирования Сямженского муниципального района Вологодской области выполнена ООО “Финансовый и организационный консалтинг“ на основании муниципального контракта от 24 ноября 2008 года N 150, заключенного с администрацией Сямженского муниципального района Вологодской области, и технического задания на разработку проекта Схемы территориального планирования, утвержденного 3 сентября 2008 года главой Сямженского муниципального района Н.А. Малышевым.
Положения о территориальном планировании Сямженского муниципального района Вологодской области в соответствии с Градостроительным кодексом РФ являются утверждаемой частью проекта.
Согласно части 3 ст. 19 Положения о территориальном планировании включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования - раздел 1 настоящего тома;
2) Перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения - раздел 2 настоящего тома.
Состав графических материалов (карты-схемы) определен частями 1 и 4 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150, с учетом основных положений “Концепции социально-экономического развития Сямженского муниципального района до 2015 года“, областных целевых программ.
Проект выполнен в виде компьютерной информационной системы.
1. Цели и задачи территориального планирования
Основная цель Схемы территориального планирования Сямженского муниципального района Вологодской области - разработка долгосрочной территориальной стратегии на основе принципов устойчивого развития, создания благоприятной среды обитания, достижение баланса экономических, социальных и экологических интересов. Документ направлен на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития района до 2030 г.
Устойчивое развитие района предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности территории, повышение уровня жизни и условий проживания населения, достижение долговременной экологической безопасности, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации транспортных и инженерных систем.
Схема территориального планирования Сямженского муниципального района является одной из составляющих частей градостроительной основы всех документов территориального планирования Сямженского района.
Задачи Схемы территориального планирования конкретизированы по следующим направлениям:
1. Комплексная оценка территории, выявление проблемных ситуаций и территорий, а также зон с особыми условиями использования территории.
2. Разработка планировочной организации территории района с выделением границ земель различных категорий и зон с особыми условиями использования территории.
3. Формирование предложений по сохранению и развитию природно-экологического каркаса района, рациональному использованию природных ресурсов, развитию системы особо охраняемых природных территорий.
4. Формирование предложений по охране, дальнейшему изучению и рациональному использованию объектов культурного наследия района.
5. Определение базовых социально-экономических параметров развития территории: численности населения района, потребностей в учреждениях социальной инфраструктуры, объемов строительства и пр.
6. Определение основных мероприятий по развитию инвестиционного, промышленного, научно-инновационного, агропромышленного и туристско-рекреационного потенциала района.
7. Разработка мероприятий по развитию социальной инфраструктуры.
8. Принципиальные направления реконструкции и развития инженерных систем, систем связи и телекоммуникаций.
9. Определение границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.
2. Мероприятия по территориальному планированию
и указание на последовательность их выполнения
2.1. Мероприятия по функционально-планировочной
организации территории
Пространственная структура района формируется как планировочная система, основой которой являются урбанизированный, природно-экологический и историко-культурный каркасы.
2.1.1. Формирование урбанизированного каркаса района. Зоны опережающего развития и полюса роста
Основу урбанизированного каркаса района образуют функционально-планировочные коридоры, вытянутые вдоль основных транспортных магистралей и планировочно связывающие центральное ядро района с зонами экономического развития соседних районов. Вдоль этих коридоров формируются региональные многофункциональные территориально-планировочные зоны (зоны опережающего развития). Зона опережающего развития - многофункциональный территориально локализованный комплекс субъектов экономической деятельности, в основе развития которого лежит система сложившихся (или формирующихся) тесных экономических связей.
Наиболее развитые и перспективные для дальнейшего развития планировочные узлы:
являются сельское поселение Сямженское, Ногинское, Раменское, Житьевское.
Во вторую очередь включены сельские поселения Коробицынское, Режское, Двиницкое, Устьрецкое.
Выделяются две зоны:
- Житьевская туристско-рекреационная зона - развитие туриндустрии, рекреации. В перспективе возможно расширение зоны в направлении сельского поселения Коробицынское.
- Сямженская пищевая и лесоперерабатывающая промышленности. В перспективе возможно расширение зоны в направлении сельского поселения Устьрецкое.
Остальные сельские поселения Сямженского района могут выполнять многофункциональное расширении зон во всех направлениях, в том числе и с/х назначения.
2.1.2. Формирование природно-экологического каркаса района
Система особо охраняемых территорий (ООПТ) является главным элементом природно-экологического каркаса территории района. Развитие системы особо охраняемых территорий местного и регионального значения планируется за счет земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов.
Общая площадь существующих ООПТ регионального значения на территории района составляет 15320 га. Площадь лесных насаждений составляет 224.5 га. На территории района находится 3 комплексных (ландшафтных) государственных заказника: Шиченгский - 12868 га (на территории заказника расположены высокоурожайные клюквенники, поселения бобров), Верденский - 1056 га (леса 1 группы, запретные полосы вдоль нерестовой реки Кубена), Сигское болото - 1396 га (высокоурожайные ягодники, наличие редких растений).
Резервируемые земли регионального значения Сямженского района, вошедшие по постановлению главы района в ООПТ в 2007 - 2008 годах:
- кедровая роща (Сизовский парк) - рекреационного значения;
- озеро Тимонинское - орнитологическая территория;
- Обрыв (экологическая тропа) - рекреационного значения;
- Марьина роща - аллеи вековых лип, остатки бывшей помещичьей усадьбы;
- олеховские горы - рекреационное значение;
- Городище “Чудин вал“ - 15 - 17 вв.;
- Вознесенско-Евфимиевский монастырь - объект историко-культурного наследия, основание монастыря датируется 1420 годом;
- Селище Опариха - памятник истории и культуры Васильевско-Кубенская церковь;
- Озеро Яхреньгское - рекреационное значение.
Зоны преимущественного рекреационного назначения и памятники природы размещены на схеме размещения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий.
Для всех типов предлагаемых к организации зон природоохранного назначения на следующих стадиях проектирования необходимо разработать соответствующие документы территориального планирования или Проекты планировок, установить границы и разработать Положения с соответствующей регламентацией хозяйственной деятельности.
Вопросы хозяйственной деятельности в ООПТ регламентируются Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“ от 14.03.1995 N 33-ФЗ, законом Вологодской области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“ от 02.10.2008 N 1848-ОЗ.
2.1.3. Формирование историко-культурного каркаса района
Предусматриваются следующие комплексные мероприятия по развитию историко-культурного каркаса района:
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия, сети учреждений культуры и искусства, обеспечение преемственности развития культуры, поддержка культурных инноваций;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- развитие самодеятельного творчества населения муниципального района;
- создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных финансовых ресурсов из негосударственного сектора, развитие меценатства и спонсорства;
- продолжение работы по совершенствованию системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры;
- разработка стратегии сохранения и развития исторической сети расселения Сямженского района в увязке с общей стратегией развития Вологодской области;
- подготовка Положения о порядке разработки и утверждения списка и статуса исторических сельских поселений Сямженского района Вологодской области. Обеспечение их развития на основе соответствующей градостроительной документации (генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки и застройки);
- выделение на территории района зон наибольшей концентрации объектов культурного наследия (историко-культурных зон и культурно-ландшафтных коридоров), формирующих историко-культурный каркас территории:
сельского поселения Коробицынского, сельского поселения Житьевского, сельского поселения Двиницкого, сельского поселения Сямженского, сельского поселения Устьрецкого, сельского поселения Раменского.
Придание этим зонам статуса зон с особыми условиями использования территорий. Разработка и установление границ и регламентов развития этих зон с учетом оптимального использования историко-культурных, территориальных и природных ресурсов;
- разработка схем территориального планирования сельских поселений района с учетом решений Схемы территориального планирования Сямженского района Вологодской области в части сохранения и использования культурного наследия.
Зоны преимущественного рекреационного назначения, памятники архитектуры, памятники археологии и памятники природы размещены на схеме размещения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий.
2.1.4. Мероприятия в сфере агропромышленного комплекса
Основной целью, стоящей перед аграрным сектором района, являются восстановление, стабилизация, дальнейшее устойчивое и динамичное развитие отрасли:
- увеличение выпуска продукции с/х назначения;
- максимальное обеспечение потребностей населения продуктами питания местного производства;
- улучшение социальных и бытовых условий сельских жителей;
- укрепление позиций района, исходя из его природно-ресурсного потенциала, на областном рынке с/х продукции;
- снижение диспаритета цен;
- обновление материально-технической базы хозяйств района;
- производство высококачественной, конкурентоспособной и экологически чистой продукции.
В целях реализации агропромышленного потенциала необходимо возведение дополнительных современных животноводческих комплексов (в сельских поселениях Ногинское, Раменское, Двиницкое).
Предложения по планировочной организации агропромышленного потенциала района отображены на соответствующих схемах.
Использование территории должно регламентироваться Генеральными планами, Правилами землепользования и застройки, схемами территориального планирования муниципальных образований.
- Зоны перспективного градостроительного развития за пределами существующих границ населенных пунктов. Использование территории регламентируется схемами территориального планирования муниципальных образований, генеральными планами и проектами планировки.
Земли лесного фонда - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Использование земель лесного фонда регламентируется Лесным кодексом РФ (от 04.12.2006 N 200-ФЗ), другими федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения
Использование территории в соответствии с Земельным кодексом РФ регламентируется схемами территориального планирования муниципальных образований, на территории которых расположены земли сельскохозяйственного назначения. Изъятие земель сельскохозяйственного назначения происходит в соответствии с установленной законами РФ процедурой перевода земель из одной категории в другую.
Земли водного фонда
Использование территорий в соответствии с Водным кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
- Туристские зоны
Предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Использование территории регламентируется в схемах территориального планирования муниципального образования и сельских поселений, Генеральных планах, Проектах планировки.
- Зеленые зоны населенных пунктов
Предназначены для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий. Использование территории регламентируется в схемах территориального планирования муниципального района, генеральных планах поселений.
Земли историко-культурного назначения - территории объектов культурного наследия. Использование объектов в соответствии с Федеральным законом РФ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ; регламентация хозяйственной деятельности - на основе Проектов зон охраны объектов культурного наследия исторических поселений.
Владение, пользование или распоряжение участком, в пределах которого обнаружен объект археологического наследия, осуществляются с соблюдением условий, установленных Федеральным законом “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“.
Земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
Режим использования территории регламентируется ограничениями, накладываемыми деятельностью военных объектов на проведение застройки и использование прилегающих к ним территорий в соответствии с п. 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ. СНиП 2.07.01-89*, определяет требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
- Зоны с особыми условиями использования территории
Зоны охраны объектов культурного наследия
В соответствии с Законом N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются:
зоны охраны объекта культурного наследия;
зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;
зона охраняемого природного ландшафта.
Использование территорий зон охраны объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Проектами зон охраны объектов культурного наследия.
Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов
Основные требования по организации и режимы использования территорий санитарно-защитных зон определены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“.
- Водоохранные зоны
Использование территорий в соответствии с Водным кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ, СНиП 2.07.01-89* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
Использование территорий в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения“, СНиП 2.04.02-84, “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“.
- Охранные зоны инженерной и транспортной инфраструктур <1>:
--------------------------------
<1> Режим использования объектов инженерной и транспортной инфраструктур устанавливается специальными нормативными документами в соответствии с назначением объекта.
автомобильные дороги;
магистральные газопроводы;
линии электропередачи;
охранные зоны других инженерных коммуникаций.
Охранные зоны инженерных коммуникаций предназначены для обеспечения эксплуатации и обслуживания инженерно-технических объектов. Использование территорий в соответствии СанПиН 2.2.1/2 1.1.984-00, ПУЭ, СНиП 2.05.06-85*, пп. 3.16, 3.17 (Магистральные трубопроводы), СНиП 2.07.01-89*, п. 9.3* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
- Зоны месторождений полезных ископаемых
Использование территорий в соответствии с Законом РФ “О недрах“ и со СНиП 2.07.01-89*, п. 9.2* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора.
Для планируемого развития зон рекреации, территорий природоохранного назначения, объектов капитального строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры районного значения предполагается использование земель различных категорий. Исключение составляют объекты, находящиеся в собственности РФ. Изменение их границ не планируется.
Конкретные решения по использованию земель сельскохозяйственного назначения и определение границ участков и их площадей являются задачей последующих стадий проектирования. Уровень детализации с установлением границ конкретных объектов возможен лишь при проектировании в масштабах от 1:50000 и крупнее.
2.2. Мероприятия по экономическому развитию района
Для использования конкурентных преимуществ экономического потенциала района, реализации его приоритетных направлений экономической политики (формирование направлений “Лесоперерабатывающей промышленности“, “Сельского хозяйства“, “Животноводства“) необходимо осуществление ряда следующих важных направлений и мероприятий:
1. В целях активизации инвестиционной деятельности в рамках зон опережающего развития необходимо формирование системы инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок. При разработке генеральных планов сельских поселений Сямженского района необходимо проводить уточнение размещения и границ инвестиционных площадок районного значения. Уточненные границы подлежат согласованию с Правительством Вологодской области.
2. В генеральных планах сельских поселений необходимо предусматривать резервирование участков для формирования инвестиционных площадок местного значения различных функциональных типов (промышленно-производственного, туристско-рекреационного, агропромышленного типа, зон общественно-деловой активности).
3. В целях развития строительного комплекса Сямженского района необходимо создание условий для наращивания объемов жилищного и производственного строительства, увеличения объемов производства строительных материалов.
4. Первоочередные мероприятия:
- Разработка и утверждение отвечающей современным требованиям градостроительной документации для всех муниципальных образований района.
- В генеральных планах сельских поселений необходимо предусматривать выделение вблизи села Сямжа планируемых инвестиционных площадок территорий, предназначенных для малоэтажного строительства.
- В генеральных планах сельских поселений необходимо предусматривать формирование площадок местного значения для размещения новых предприятий по производству строительных материалов, в т.ч. на основе использования имеющихся на территории этих муниципальных образований сырьевых ресурсов.
5. В целях развития агропромышленного комплекса в генеральных планах муниципальных образований необходимо предусматривать на первую очередь создание следующих объектов:
- скотооткормочных комплексов в сельских поселениях.
Конкретизация перечня учреждений районного значения, размещаемых в центрах обслуживания, осуществляется с учетом положений утвержденных районных и областных программ в сфере государственного, социального, культурного развития Вологодской области, социальной защиты населения. Размещение этой категории объектов с выделением соответствующих земельных участков и определением границ этих участков должно рассматриваться в генеральных планах села Сямжа. Границы участков подлежат согласованию с Правительством Вологодской области.
В течение всего срока действия настоящей Схемы территориального планирования в Сямженском районе необходимы сохранение существующих систем учреждений социальной инфраструктуры, дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты населения, что связано со своевременным ремонтом зданий, а также заменой зданий, непригодных для использования. В последнем случае в генеральных планах сельских поселений необходимо определять границы земельных участков под новое строительство.
2.3. Мероприятия по охране объектов культурного наследия
Территории объектов культурного наследия и зоны их охраны входят в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Согласно Земельному кодексу для территорий объектов культурного наследия устанавливается режим земель историко-культурного назначения.
К зонам с особыми условиями использования территорий отнесены:
- историко-культурные зоны и центры (зоны высокой концентрации объектов культурного наследия) - места сосредоточения памятников археологии, истории, архитектуры, исторические поселения, религиозные центры, историко-культурные заповедники, центры народных художественных промыслов, исторические усадьбы и т.п.;
- территории культурно-ландшафтных коридоров, складывающиеся на основе планировочных осей - исторических дорог, речных долин, побережий озер (могут включать прибрежные и водоохранные зоны, земли сельскохозяйственного назначения, Гослесфонда, исторически сложившихся населенных пунктов и туристско-рекреационных зон). Эти коридоры обеспечивают сохранность визуальных бассейнов в пределах ценных историко-культурных ландшафтов с сохранением параметров исторической среды.
В силу особенностей исторического расселения историко-культурные зоны формируются в Сямженском районе в основном вдоль трасс исторических сухопутных и водных путей сообщения.
Основные мероприятия
- Активизация работы по определению предметов охраны объектов культурного наследия и установлению границ территорий объектов культурного наследия.
- Разработка (корректировка) историко-культурных опорных планов и проектов зон охраны объектов культурного наследия для исторических городов, сельских поселений, ценных историко-культурных зон и отдельных объектов.
- Проведение инвентаризации объектов культурного наследия. Упорядочение Списков объектов культурного наследия с включением сведений о современном использовании и техническом состоянии памятников истории и культуры, состоящих на государственной охране и вновь выявленных.
- Оценка выявленных объектов культурного наследия и подготовка решения о включении их (всех или выборочно) в списки памятников, состоящих на государственной охране; принятие решения о статусе объектов, не включаемых в список памятников.
- Подготовка документации для постановки на государственную охрану наиболее значимых объектов археологического наследия из числа находящихся ныне в статусе вновь выявленных объектов. Организация археологических исследований, опережающих раскопки на участках предполагаемого строительства.
Выявление историко-культурного потенциала области
- Расширение и углубление всесторонних исследований культурного наследия. Составление полного свода (атласа) материального и нематериального культурного наследия Сямженского района - памятников истории и культуры, художественных промыслов и ремесел, обычаев, фольклора, бытовых и кулинарных традиций и т.д.
- Организация и проведение натурных обследований территорий сельских районов с целью обнаружения и учета ценных зданий и сооружений, имеющих признаки объектов культурного наследия, или вновь выявленных объектов (практически - это все сельские поселения Сямженского района). Выработка стратегии сохранения и использования объектов, расположенных в удаленных малодоступных местностях, в целях сохранения остатков монастырей, погостов, традиционной застройки старинных сел и деревень - важного явления российской культуры.
Сопутствующие мероприятия
- Совершенствование межрайонных транспортных связей между историко-культурными центрами, зонами и другими населенными пунктами района и близлежащих районов Вологодской области, включая организацию водного туристско-экскурсионного транспорта по реке Сямжена, Кубена, Шиченгскому озеру. Поддержание старых трасс исторических дорог в состоянии, обеспечивающем возможность туристского использования; обустройство видовых площа“ок, мест отдыха и ночлега.
- Разработка системы организационных мер по обеспечению межведомственной координации вопросов, связанных с сохранением и использованием культурного наследия Вологодской области.
2.4. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры
Существенных изменений транспортной системы Сямженского муниципального района проектом схемы территориального планирования не предусмотрено. На перспективу до 2030 года запланирован ряд мероприятий, носящих локальный характер изменений транспортного комплекса Сямженского района.
До 2030 года развитие транспортной системы Сямженского района должно быть направлено на поэтапное формирование каркаса опорной дорожной сети на основе существующих автомобильных дорог со строительством соединительных участков по параметрам дорог 3 - 4 категорий и реконструкцией мостовых сооружений.
Учитывая прохождение по территории Сямженского района федеральной трассы Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, а также отсутствие железнодорожного сообщения населенных пунктов района с другими территориями Вологодской области, целесообразно рассмотреть возможность размещения вблизи с. Сямжа транспортно-логистического центра. Данный проект позволит образовать современные транспортные узлы в населенных пунктах Сямжа, Георгиевская, Житьево, Устьрека, Игнашевская и направить через них транзитные транспортные потоки. В местах расположения транспортных узлов предполагается размещение следующих объектов: АЗС, станций технического обслуживания населения и объектов придорожного обслуживания. Подробное расположение указано на Схеме транспорта и инженерной инфраструктуры.
2.5. Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры
К 2030 году население сельских населенных пунктов Сямженского района должно быть обеспечено питьевой водой нормативного качества, соответствующего ГОСТ 2874-82 “Вода питьевая“ и требованиям СанПиН 2.1.4.544-94. В целях обеспечения развития инвестиционных площадок районного значения предусматривается первоочередное развитие всех видов инженерной инфраструктуры в соответствии с генеральными планами соответствующих площадок и очередностью их освоения.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий:
- постановка и проведение поисково-разведочных работ;
- замена ветхих водопроводных сетей;
- использование ранее пробуренных артезианских скважин и модернизация систем водоснабжения, что позволит значительно улучшить водоснабжение.
В небольших населенных пунктах необходимо обеспечить население качественной питьевой водой из мелкотрубчатых колодцев (неглубоких скважин) вместо используемых в настоящее время шахтных колодцев.
Для крупных населенных пунктов района могут быть предусмотрены восстановление неработающих систем водоснабжения, закольцевание локальных систем в одну централизованную систему для гарантированного водоснабжения населения и более эффективного использования мощностей водозаборных сооружений.
Для обеспечения населения района качественной питьевой водой на долгосрочную перспективу необходимы:
- освоение разведанных месторождений подземных вод, строительство новых подземных водозаборов и расширение существующих;
- реконструкция и расширение сельских поверхностных водозаборов со строительством дополнительных очистных сооружений, внедрением новых методов очистки для доведения качества воды до соответствия требованиям СанПиН;
- обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений на всех объектах, где их нет в настоящее время в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02;
- внедрение современной технологии очистки воды;
- реконструкция существующих и строительство новых водопроводных сетей;
- на промышленных предприятиях требуются внедрение и расширение систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды.
2.5.1. Водоснабжение
В с. Сямжа, а также в ряде других сельских поселений района созданы централизованные системы канализирования. В большинстве сельских населенных пунктов сельской местности отвод воды с территории производится по системе канав и лотков. Одинаковыми проблемами для с. Сямжа и остальных поселений района является недостаточная эффективность системы очистки дождевых и талых вод, хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, что приводит к загрязнению водоемов и источников питьевой воды. В генеральных планах сельских поселений рекомендуется предусматривать развитие систем водоснабжения, включая строительство и реконструкцию централизованных систем (водозаборов, водоочистных станций, водоводов, водопроводных сетей), обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений.
2.5.2. Водоотведение
В генеральных планах сельских поселений рекомендуется предусматривать развитие канализации в поселках городского типа и в развиваемых сельских населенных пунктах с расширением очистных сооружений, строительством дополнительных коллекторов, насосных станций перекачки, напорных трубопроводов.
Для сокращения сброса сточных вод необходимо максимальное внедрение на промышленных предприятиях оборотного, повторного и замкнутого производственного водоснабжения.
С целью сокращения сброса в водоемы края неочищенных сточных вод необходимо предусмотреть:
- строительство сооружений биологической очистки в с. Сямжа и сельских поселениях, имеющих систему канализации;
- реконструкцию или расширение существующих очистных сооружений;
- реконструкцию и замену насосных агрегатов канализационно-насосных станций (КНС) в разных районах с. Сямжа;
- строительство новых и перекладку существующих сетей канализации со сверхнормативным сроком эксплуатации;
- строительство новых и реконструкцию существующих локальных очистных сооружений промышленных предприятий.
2.5.3. Электроснабжение
Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.
В связи с отсутствием собственных источников генерации электроснабжение потребителей Сямженского района сохранится зависимость от энергосистемы Вологодской области.
Возможным решением проблемы выработки собственной электроэнергии в населенных пунктах Сямженского района в значительной степени может стать внедрение генерации за счет возобновляемых и альтернативных источников энергии.
Ключевыми направлениями развития энергосистемы Сямженского района являются:
- снижение потерь электрической энергии при передаче, трансформации и потреблении;
- модернизация существующих подстанций;
- внедрение энергосберегающих технологий:
1) сокращение потребления энергии за счет использования более экономичного и энергоэффективного оборудования (насосное оборудование, кухонные печи, промышленные и бытовые холодильники, котельное оборудование, электрические лампы и т.п.);
2) экономичное использование энергоносителей (снижение тепловых потерь зданий, экономичные режимы эксплуатации оборудования, экономия энергоресурсов при их использовании потребителями и т.п.);
3) замещение используемой энергии на альтернативные источники.
2.5.4. Теплоснабжение
В генеральных планах с. Сямжа и сельских поселений района рекомендуется предусматривать развитие систем теплоснабжения путем дальнейшего роста производства тепла на котельных; модернизации существующих теплоисточников; выявления неэффективно работающих теплоисточников с целью переключения объектов теплоснабжения на другие котельные; эффективного использования местных топливных ресурсов; замены ветхих и строительства новых тепловых сетей.
2.5.5. Газоснабжение
Для обеспечения стабильного и надежного газоснабжения Сямженского района и улучшения социальных условий проживания населения, и в первую очередь сельского, необходимы следующие мероприятия:
- строительство межпоселковых сетей и распределительных газовых подстанций в сельских населенных пунктах;
- строительство внутрипоселковых сетей газификации жилых домов, котельных и объектов социально-производственного назначения;
- внедрение новых ресурсосберегающих технологий.
2.6. Охрана окружающей среды
и рациональное природопользование
В результате реализации планировочных, организационно-технических, инженерно-технических мероприятий достигаются снижение уровня загрязнения территорий и улучшение условий проживания населения.
На весь срок действия схемы:
- Разработка томов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) для всех предприятий района.
- Организация санитарно-защитных зон от действующих промышленных предприятий.
- Строительство обходных дорог для пропуска транзита в населенных пунктах, расположенных на трассах федеральных и региональных дорог.
- Организация зон санитарной охраны источников водоснабжения.
- Ликвидация несанкционированных свалок по всей территории области.
- Развитие системы мониторинга радиационной обстановки.
Первоочередные мероприятия:
Мероприятия по охране атмосферного воздуха:
- Перевод котельных, работающих на твердом топливе, на газ.
- Озеленение и благоустройство санитарно-защитных зон.
Мероприятия по охране водных ресурсов:
- Расширение и увеличение мощности очистных сооружений в с. Сямжа.
- Реконструкция очистных сооружений на ООО “Сямженский водопровод“.
- Благоустройство и озеленение водоохранных зон и прибрежных полос.
Мероприятия по охране почв и санитарной очистке территории:
- Создание защитных лесополос в пределах земель сельскохозяйственного освоения для предотвращения эрозии почв.
- Озеленение оврагов в целях укрепления грунтов и предотвращения их дальнейшего развития.
- Строительство новых полигонов ТБО в с. Сямжа и других сельских поселениях района.
- Выявление и рекультивация несанкционированных свалок.
- Рекультивация свалок, расположенных в водоохранных зонах.
- Разработать комплексную целевую программу “Отходы“.
Мероприятия по защите населения от физических факторов воздействия:
- Ежегодное проведение мониторинга радиационного фона.
- Проведение контроля за правильной эксплуатацией источников радиоактивного излучения.
- Учет и контроль источников радиоактивного загрязнения.
2.7. Перечень основных факторов риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
На территории района имеют место опасности и угрозы различного характера, которые обуславливают необходимость принятия мер по защите от них населения и территорий.
В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них необходимо проводить по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- предотвращение, в возможных пределах, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- декларирование промышленной безопасности;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2.7.1. Мероприятия по защите территорий от наводнений интенсивные мероприятия:
- регулирование стока рек (перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна);
- ограждение территорий дамбами (системами обвалования);
- увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла);
- повышение отметок защищаемой территории (устройство насыпных территорий, свайных оснований, подсыпка на пойменных землях при расширении и застройке новых территорий);
экстенсивные мероприятия:
- изменение характера хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях, контроль за хозяйственным использованием опасных зон;
- вынос объектов с затапливаемых территорий;
- проведение защитных работ в период паводка;
- эвакуация населения и материальных ценностей из зон затопления;
- ликвидация последствий затопления;
предупредительные мероприятия:
- строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);
- реконструкция существующих защитных сооружений;
- использование противопаводковых емкостей существующих водохранилищ с целью срезки пика половодий, паводков и других природных явлений.
В целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органам исполнительной власти субъектов РФ (в соотв. со ст. 100 Лесного кодекса) необходимо предусмотреть:
- организацию ежегодной разработки и выполнения планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечение готовности организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
- утверждение ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативных планов борьбы с лесными пожарами;
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, обеспечение привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- создание резерва горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон.
Утверждена
Решением
Представительного Собрания
Сямженского муниципального района
от 31 августа 2010 г. N 229
(приложение 2)
СЯМЖЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Схема комплексной оценки территории
Рисунок не приводится.
Схема административно-территориального деления
Рисунок не приводится.
Схема расселения Сямженского муниципального района
Рисунок не приводится.
Схема планировочной структуры и функционального зонирования
Рисунок не приводится.
Схема социально-бытового обслуживания
Рисунок не приводится.
Схема размещения объектов историко-культурного
наследия и особо охраняемых территорий
Рисунок не приводится.
Схема развития объектов транспортной инфраструктуры
и сетей инженерно-технического обеспечения
Рисунок не приводится.