Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2009 по делу N А48-292/2009 О признании недействующим пункта 2 решения Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 27.01.2009 N 53 “О внесении изменений в решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов N 51 от 05.12.2008“ в части утверждения норматива на отопление жилого фонда.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2009 г. по делу N А48-292/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2009.

Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2009.

Арбитражный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Прониной Е.Е., судей Володина А.В., Клименко Е.В., при ведении протокола помощником судьи Пыхтиной И.В., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью “Теплосеть“, поселок Верховье Орловской области, к Галичинскому сельскому Совету народных депутатов, поселок Суровцев Верховского района Орловской области, третье лицо - Служба по тарифам Орловской области, г. Орел, об оспаривании нормативного правового акта,

при участии: от заявителя - представитель Колмаков И.В. (доверенность от 02.03.2009);

от ответчика - не явились, судом извещены надлежаще;

от третьего лица
- начальник отдела юридического и финансового обеспечения Медолазов К.Л. (доверенность от 20.11.2006),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Теплосеть“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Галичинскому сельскому Совету народных депутатов (далее - ответчик, Совет) об отмене решения от 27.01.2009 N 53 о внесении изменений в решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов от 05.12.2008 N 51.

В предварительном судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд признать не действующим решение сессии от 27.01.2009 N 53 в части утверждения норматива на отопление жилого фонда как не соответствующее постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Ответчик не возразил против уточнения требований.

Судом принято уточнение заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ как не противоречащее закону и не нарушающее права иных лиц.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Служба по тарифам по Орловской области.

Заявитель мотивирует свои требования тем, что в соответствии с пунктом 2.1.5 договора аренды арендодатель - администрация Галичинского сельского поселения обязана установить и утвердить рассчитанные согласно постановлениям Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, от 14.07.2008 N 502 нормативы и тарифы, обеспечивающие финансовые потребления арендатора имущественного комплекса отопительной котельной, расположенной по адресу: Верховский район, пос. Суровцев, - ООО “Теплосеть“, для реализации производственной и инвестиционной программы. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждать нормативы потребления входит в компетенцию органов местного самоуправления, которым в данном случае является Галичинский Совет народных депутатов. 05.12.2008 решением сессии Совета N 51 был
утвержден норматив потребления теплоэнергии, рассчитанный, по мнению заявителя, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, который составил 0,309 Гкал в год на 1 кв. м. Однако ответчиком норматив был изменен оспариваемым решением от 27.01.2009 N 53 и составил 0,229 Гкал в год на 1 кв. м, расчет которого выполнен в нарушение требований постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Кроме того, данный норматив ниже прежнего, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2004 N 210-ФЗ является нарушением прав энергоснабжающей организации и может привести к банкротству предприятия.

Ответчик требования заявителя не признал, в отзыве указал на то, что для поселка Суровцева был установлен общий норматив для Верховского района - 0,231 Гкал на год за 1 кв. м, поэтому жители в 2008 г. платили 15,85 руб. ООО “Теплосеть“, созданное 26.06.2008, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, просило утвердить новый норматив на 2009 г., предложив на утверждение Совета свой расчет. На сессии Совет 05.12.2008 утвердил норматив потребления теплоэнергии, который составил 0,309 Гкал в год на 1 кв. м. Однако по данному нормативу стоимость отопления с 01.01.2009 составила 27,96 руб., что увеличило рост платы на 76,4% при допустимом росте 22%. После обращения жителей депутаты обратились к председателю рабочей группы по вопросу урегулирования тарифов ЖКХ при администрации района и к руководителю исполнительного комитета партии “Единая Россия“, которые, проанализировав нормативные документы, пришли к выводу о том, что при 100% сборов денежных средств за оказываемые ООО “Теплосеть“ услуги по отоплению предприятие будет работать рентабельно при нормативе 0,229 Гкал. Учитывая то, что в
поселке Суровцеве в 2008 г. действовал усредненный норматив по всему Верховскому району Орловской области, Совет Галичинского сельского поселения принял оспариваемое решение от 27.01.2009 N 53 об утверждении в 2009 г. норматива на отопление 0,229 Гкал, для того чтобы не допустить рост тарифа платы более чем на 22%.

Служба по тарифам Орловской области представила письменный отзыв, в котором указала, что не имеет возможности провести анализ обоснованности произведенного Галичинским сельским Советом народных депутатов расчета нормативов потребления коммунальных услуг ввиду отсутствия у нее соответствующих полномочий, поскольку согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, Положению о Службе Служба по тарифам Орловской области устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, в остальных случаях нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления. Кроме того, представитель третьего лица в судебном заседании устно пояснил, что ответчик согласно определению суда от 18.03.2009 не явился в Службу по тарифам Орловской области и не представил каких-либо документов, обосновывающих расчет норматива на отопление.

Ответчик в судебное заседание от 08.03.2009 не явился, судом извещен надлежаще, что в силу части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные
его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В силу пункта 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дела об оспаривании нормативных правовых актов“ указано, что согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Кодекса дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Поэтому по делам об оспаривании нормативных актов арбитражным судам следует проверять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Следовательно, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью “Теплосеть“ (ООО “Теплосеть“ - сокращенное наименование) зарегистрировано в качестве юридического лица МРИ ФНС России N 5 по Орловской области <...> за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, серия <...>.

В соответствии со статьей 3 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Предметом деятельности является производство, передача, распределение тепловой энергии, обеспечивающее надежное, бесперебойное теплоснабжение потребителей жилищно-коммунального сектора, объектов здравоохранения, просвещения, культуры и другого назначения Верховского района.

Галичинский Совет народных депутатов Верховского района Орловской области решением от 05.12.2008 N 51 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг“ утвердил следующие нормативы потребления коммунальных услуг на 2009 г.: норматив отопления жилого фонда - 0,309 Гкал в год на 1 кв. м; норматив отопления на горячее водоснабжение - 105 л на 1 человека в сутки.

Решением от 27.01.2008 N 53 “О внесении изменений в решение от 05.12.2008 N 51“ Галичинский Совет народных депутатов Верховского района Орловской области изменил норматив на отопление жилого фонда поселка Суровцева (пункт 1) и утвердил следующие нормативы потребления коммунальных услуг на 2009 г.: норматив отопления жилого фонда - 0,229 Гкал в
год на 1 кв. м; норматив отопления на горячее водоснабжение - 105 л на 1 человека в сутки (пункт 2) в связи с тем, что при расчете количества тепла, необходимого для отопления жилого фонда поселка Суровцева теплоснабжающей организацией ООО “Теплосеть“, была допущена ошибка.

Указанное решение от 27.01.2008 N 53 было опубликовано в газете “Наше время“ от 28.01.2009 N 6.

Исходя из того, что норматив отопления непосредственно влияет на размер получаемого обществом с ограниченной ответственностью “Теплосеть“ дохода, а следовательно, затрагивает его права и законные интересы, общество вправе обратиться в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании не действующим решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов от 27.01.2009 N 53 в части утверждения норматива на отопление жилого фонда как не соответствующее постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ приняло постановление от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“ (далее - Постановление N 306), которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление опубликовано в изданиях “Собрание законодательства РФ“ 29.05.2006 N 22, статья 2338, “Российская газета“ 31.05.2006 N 114.

Статьей 4 главы 1 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Привлеченная к участию в деле качестве третьего лица Служба по тарифам Орловской области в отзыве по делу также пояснила, что согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, Положению о Службе, утвержденному постановлением Коллегии Орловской области от 28.07.2006 N 146 Служба устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. В остальных случаях нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Согласно
статье 4.1 Федерального закона от 06.10.2006 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Исследуя вопрос о полномочиях Галичинского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области на принятие решения об установлении норматива на отопление, суд установил следующее:

Согласно Уставу Верховского района Орловской области, зарегистрированному постановлением областного Совета народных депутатов от 15.12.2000 N 28/535-1-ОС территория Верховского района относится к муниципальному образованию второго уровня и состоит из поселка городского типа Верховье, территорий сельсоветов: Галичинский; Песоченский; Туровский; Скородненский; Корсунский; Васильевский; Русско-Бродский; Теляженский; Коньшинский и Нижне-Жерновский (пункт 3 статьи 3).

В пункте 2 статьи 7 Устава Верховского района указано, что к вопросам местного значения, которые
решают представительные и исполнительные органы местного самоуправления района в интересах обеспечения жизнедеятельности населения, относятся в том числе организация, содержание и развитие энерго-, газо-, тепловодоснабжения и канализации и решение других вопросов.

К предмету совместного ведения района с поселковым и сельскими муниципальными образованиями относится в том числе содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений (статья 8).

В статье 16 Устава перечислены полномочия Совета народных депутатов Верховского района Орловской области, которые относятся к его исключительной компетенции. Полномочия в области жилищно-коммунальной сферы района, в том числе установление и утверждение нормативов, не определены.

В статье 22 Устава “Взаимоотношения районного Совета народных депутатов с поселковым и сельскими Советами, с районной, поселковой и сельскими администрациями“ указано, что районный Совет осуществляет свою деятельность в пределах полномочий и не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством к компетенции поселкового Совета, сельских Советов, районной, поселковой и сельских администраций.

Согласно Уставу Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу 16.11.2005, с внесенными изменениями, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу 11.12.2007, муниципальное образование Галичинское сельское поселение наделено в соответствии с Законом Орловской области от 28.12.2004 N 466-ОЗ “О статусе, границах и административных центрах на территории Орловской района Орловской области“ статусом сельского поселения (пункт 1 статьи 1 главы 1 Устава).

К органам местного самоуправления сельского поселения относятся: 1) глава Галичинского сельского поселения; 2) представительный орган муниципального образования - Галичинский сельский Совет народных депутатов; 3) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация Галичинского сельского поселения (статья 17 главы 3 Устава), которые размещаются по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок Суровцев (пункт 5 статьи 1 главы 1 Устава).

Согласно статье 4 Устава Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области в ведении поселения находятся вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4).

Относительно исключительной компетенции Галичинского сельского Совета народных депутатов, установленной в пункте 3 статьи 19 Устава, указано только на определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений сельского поселения.

К исключительным полномочиям главы сельского поселения и администрации сельского поселения, установленных статьями 23, 26 Устава, также не отнесено установление и утверждение нормативов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, в пункте 2.1.5 договора аренды от 12.08.2008, заключенного между арендодателем - администрацией Галичинского сельского поселения в лице главы администрации и арендатором - обществом с ограниченной ответственностью “Теплосеть“ на аренду имущественного комплекса отопительной котельной, расположенной по адресу: Верховский район, поселок Суровцев, установлено, что арендодатель (администрация в лице главы администрации) обязан установить и утвердить рассчитанные согласно законодательству РФ, постановлению N 306, постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 нормативы и тарифы, обеспечивающие финансовые потребления для реализации производственной и инвестиционной программ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Галичинским Советом народных депутатов Верховского района Орловской области не представлено доказательств того, что как орган местного самоуправления поселения он уполномочен принимать решения об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление жилого фонда.

Пунктом 8 Правил, установленных Постановлением N 306, предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Теплосеть“ являлось ранее муниципальным унитарным предприятием “Теплосеть“ и неоднократно обращалось к главе администрации Галичинского сельского поселения с письмами от 30.06.2008 N 177, от 17.07.2008 N 191, от 29.07.2008 N 199 об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.

Галичинский сельский Совет народных депутатов решением от 05.12.2008 утвердил нормативы потребления коммунальных услуг на 2009 г., в том числе норматив на отопление жилого фонда - 0,309 Гкал в год на 1 кв. м.

Согласно пояснениям представителей Галичинского сельского Совета народных депутатов по данному нормативу стоимость отопления с 01.01.2009 составила 27,96 руб., что увеличило рост платы населения на 76,4% при допустимом росте 22%. После обращения жителей депутаты обратились к председателю рабочей группы по вопросу урегулирования тарифов ЖКХ при администрации района и к руководителю исполнительного комитета партии “Единая Россия“, которые, проанализировав нормативные документы, пришли к выводу, что при 100% сборов денежных средств за оказываемые ООО “Теплосеть“ услуги по отоплению предприятие будет работать рентабельно при нормативе 0,229 Гкал.

В материалы дела представлен указанный расчет, который произведен на основании объемов производства и затрат на производство, утвержденных Службой по тарифам.

Основываясь на данном расчете, депутаты Галичинского сельского поселения приняли оспариваемое решение от 27.01.2009 N 53 об утверждении на 2009 г. норматива на отопление - 0,229 Гкал.

Исходя из указанных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что нормативный акт органа местного самоуправления - решение Галичинского сельского Совета народных депутатов от 27.01.2009 N 53 не соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормам постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 в связи со следующим.

Согласно Правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (статья 2).

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома (статья 4).

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 6).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Из материалов дела следует, что в поселке Суровцеве Верховского района Орловской области имеется 11 домов с различными площадью, годом постройки, количеством квартир, количеством этажей и материалом стен, из чего, по мнению суда, следует, что норматив потребления коммунальных услуг должен быть установлен не единым, а дифференцируемым.

Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5% (статья 13).

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (статья 16).

В материалы настоящего дела ответчиком не представлено доказательств того, что за период с 05.12.2008 (дата принятия решения N 51 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг“) по 27.01.2009 (дата принятия решения N 53 “О внесении изменений в решение N 51 от 05.12.2008“) произошли какие-либо изменения конструктивных и технических параметров жилых многоквартирных домов в поселке Суровцеве, и соответственно наличия оснований для принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 27.01.2009 N 53.

Согласно статье 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

Решение о применении одного из методов либо их сочетание принимается уполномоченным органом (статья 24).

В материалы настоящего дела не представлено доказательств принятия какого-либо решения по данному вопросу соответствующим уполномоченным органом - органом местного самоуправления.

При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (статья 19).

В статье 20 Правил указано, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.

Согласно данным ресурсоснабжающей организации ООО “Теплосеть“ применялся расчетный метод по формуле N 6.

Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (статья 23).

При использовании расчетного метода по формуле N 6, указанной в приложении к Правилам необходимо учитывать в том числе часовую тепловую нагрузку на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, которая определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле.

Суд, удовлетворяя ходатайство ответчика в рамках настоящего дела, направил запрос от 08.03.2009 в проектный институт “Гражданпроект“ о представлении проектно-сметной документации на дома в поселке Суровцеве Верховского района Орловской области, который исполнен не был, документация не представлена.

Согласно статье 15 Правил срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата.

В материалы дела не представлено доказательств того, что уполномоченный орган - орган местного самоуправления, проводя анализ расчета, представленного энергоснабжающей организацией - ООО “Теплосеть“, истребовал дополнительные сведения в соответствующих организациях, в том числе в проектном институте “Гражданпроект“, а также не представил доказательств того, что расчет, представленный заявителем (раннее МУП “Теплосеть“) и утвержденный решением Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 05.12.2008 N 51 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг“, которым утвержден норматив отопления жилого фонда в размере 0,309 Гкал в год на 1 кв. м, был возвращен ООО “Теплосеть“ без рассмотрения с указанием причин возврата.

Расчет заявителя по нормативу отопления жилого фонда в размере 0,309 Гкал в год на 1 кв. м также не подтвержден соответствующими документами: проектной сметной документацией либо техническими паспортами, доказательств принятия мер к истребованию указанных документов суду заявителем не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает оспариваемый нормативный правовой акт - решение Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 27.01.2009 N 53 “О внесении изменений в решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов N 51 от 05.12.2008“ в части утверждения норматива на отопление жилого фонда - 0,229 Гкал в год на 1 кв. м (пункт 2) не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“, имеющим большую юридическую силу и не подлежащим применению на территории поселка Суровцева Верховского района Орловской области.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ необходимо взыскать с Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью “Теплосеть“, Верховский район Орловской области.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать не действующим пункт 2 решения Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 27.01.2009 N 53 “О внесении изменений в решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов N 51 от 05.12.2008“ в части утверждения норматива на отопление жилого фонда - 0,229 Гкал в год на 1 кв. м как не соответствующий части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“, имеющим большую юридическую силу и не подлежащим применению на территории поселка Суровцева Верховского района Орловской области.

Обязать Галичинский сельский Совет народных депутатов привести пункт 2 решения Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области от 27.01.2009 N 53 “О внесении изменений в решение сессии Галичинского сельского Совета народных депутатов N 51 от 05.12.2008“ в части утверждения норматива на отопление жилого фонда - 0,229 Гкал в год на 1 кв. м в соответствие с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федер“ции от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Взыскать с Галичинского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью “Теплосеть“, Верховский район Орловской области, 2000 руб. расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу немедленно.

На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Е.ПРОНИНА

Судьи

А.В.ВОЛОДИН

Е.В.КЛИМЕНКО